Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Пояснительная записка

Никакой человек в мире

не родится готовым,

есть вполне сформировавшимся,

но всякая жизнь его есть не что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

беспрестанное формирование.

В.Г. Белинский В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций. Характерными недостатками когнитивного развития у детей ЗПР являются низкая познавательная активность, обусловленная патологической инертностью нервных процессов, неустойчивость обобщений вследствие широкой генерализации раздражителей и других факторов; трудности усвоения нового в связи со слабостью замыкательной функции коры головного мозга; узость, фрагментарность восприятия, нарушение его константности; уподобление представлений, недоразвитие опосредования опыта речью и другие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Бедность зрительных представлений, ограниченный игровой опыт, недостаточное ознакомление с предметными действиями, недоразвитие речи лишают ребёнка той необходимой базы, на которой полноценно развивается мышление. Восприятие само по себе - деятельность, но деятельность психическая, которая направлена на обслуживание практических, игровых, учебных и трудовых действий. Ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: глаза, уши, нос, рот, кожа. Однако это только предпосылки для восприятия окружающего мира. Ребёнка необходимо научить рассматривать, вслушиваться, ощупывать, вдыхать запахи, а главное - научить определять отношение воспринимаемых характеристик с сенсорными эталонами. Таким образом, изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и педиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей. Всё это делает особо важным участие педагога в проведении развивающей работы с детьми. Пособие представляет собой целостную программу с чётко выделенными целями и структурой построения занятий. Цель: развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей с ЗПР. Основные задачи:  развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире самим с собой;  создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой);  коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;  выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении;  повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника;  совершенствование восприятия, памяти, внимания, а также мышления, творческих способностей, воображения, речи;  обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения;  помощь ребёнку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей;  обучение детей правилам хорошего тона; Примерный календарно-тематический план их проведения составлен с учётом различных времён года, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий. Программа предназначена для учащихся 2 класса. Поскольку тему занятий определить сложно, так как педагог основывается на комплексном подходе, то занятие проходит не столько под знаком темы, сколько под знаком сюжета. В основу взят сюжет мультфильма «Трям, здравствуйте!», в котором герой мультфильма заяц любил ромашки и хотел получить их на свой день рождения. И ребятам предлагается подарить зайцу букет ромашек (см. приложение). Но каждый педагог вправе выбрать другую тематику занятий. Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определённых личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с лёгкими. Занятия занимают не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям младшего школьника с ЗПР. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятий порядок игр и упражнений можно менять. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, проводятся 2 раза в неделю. Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из шести детей в возрасте 7 лет. Для успешного проведения занятий педагог должен предварительно подготовить весь необходимый материал. На основании всего выше сказанного мы выделили принципы работы с детьми с ЗПР:  отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием;  каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признаётся его ценность, значительность, уникальность;  недопустимы мéнторская позиция, упрёки и порицания за неуспех;  занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес;  успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребёнка с ЗПР;  большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокòйнее относиться к результату своей деятельности и оценки со стороны взрослых;  у детей создаётся на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства;  ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребёнка свой срок и свой час постижения. Основными методами обучения являются:

  1. Этюды.
  2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  3. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
  4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
  5. Дидактические, развивающие игры (в том числе материалы ЛЕГО (ПАЗЛ), представленные в большом количестве).
  6. Чтение художественных произведений.
  7. Беседы.
  8. Мини-конкурсы.
  9. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  10. Импровизация.
  11. Рассказ взрослого и рассказы детей.
  12. Сочинение историй.
  13. Дискуссии.
  14. Свободное и тематическое рисование.
  15. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Примерный тематический план
№ п/п Название занятий Кол-во часов Сроки 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 Октябрь Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7
1 1 1 1 1 1 1
3.10.-7.10. 3.10-7.10 10.10-14.10 10.10-14.10 17.10-21.10 17.10-21.10 24.10-28.10 2 Ноябрь

3 Декабрь

4 Январь

5 Февраль

6 Март

7 Апрель













ЗАНЯТИЕ 1 Цели: формирование нового коллектива, обследование состояния психических процессов, способствование сплочению коллектива, совершенствование навыков общения. Оборудование: таблица с любыми знаками, секундомер, таблица с набором цифр от 1 до 25, таблица с фрагментами рисунка. Х о д з а н я т и я Ритуал начала занятия. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу. Т е с т «Корректурная проба» Выявление скорости распределения и переключения внимания, его объёма и устойчивости. Ребёнку предлагается таблица с любыми знаками - буквами, фигурами, цифрами. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребёнок должен как можно быстрее находить и зачёркивать какую-либо букву. Фиксируются время, затраченное на выполнение всего задания, и количество ошибок. В корректурной матрице с фигурами ребёнок просматривает пять строчек м как можно быстрее зачёркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звёздочку - крестиком. Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты. Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребёнка. С этой целью через каждые 30 секунд взрослый делает отметки цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребёнка). Далее подсчитывается число знаков, просмотренных за каждые 30 секунд, и составляется график продуктивности (по вертикальной оси откладывается число просмотренных за каждые 30 секунд знаков, а по горизонтали - затраченное на работу время, 30 - секундными отрезками). Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале - это нормальная кривая работоспособности, с выраженным устойчивым периодом «врабатывания». Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или понижения в конце работы - это свидетельствует о быстрой истощаемости внимания. В этом случае целесообразно обратиться к специалисту. Т е с т «Цифровая таблица» Определение объёма внимания, скорости его распределения и переключения (используется при владении счётом). Покажите ребёнку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребёнок все эти цифры. Затем дайте ему указание: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25». Т е с т «Узнай, кто это» Сначала ребёнку объясняют, что ему покажут части, фрагменты рисунка, по которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, то есть по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Ребёнку показывают рис., на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением «а». Ребёнку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежат эти детали. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребёнок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 секунд - ему показывают следующий, чуть более полный фрагмент «б», и так далее, до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке. Учитывается в целом затраченное время и количество фрагментов рисунка. В основном, дети 6-7 лет справляются с заданием уже по фрагменту «б» за 20 секунд. Ритуал окончания занятия: окончание занятия - это завершение определённого вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе, в школе и дома. Все дружные ребята. Мы ребята, мы школята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло!

ЗАНЯТИЕ 2

Цели: продолжить обследование психических процессов, совершенствовать навыки общения, способствовать лучшему сплочению коллектива. Оборудование: рисунки фруктов, 10 картинок, пары слов, цветные карандаши.

Х о д з а н я т и я

Ритуал начала занятия.

Т е с т «Закрась фрукты»

Определение способности цветовосприятия. Ребёнку дают рисунки с чёрно-белым изображением различных фруктов и цветные карандаши; ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у вашего ребёнка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения. Т е с т «Картинки» Оценка зрительной памяти - кратковременной и долговременной. Покажите ребёнку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображён знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребёнка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения. Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребёнком по памяти; повторы не учитываются, также как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите ребёнку те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметьте результат. Затем предложите вспомнить все картинки через 1 час. Обычно ребёнок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10. Т е с т для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию Ребёнку зачитывают пары слов, которые он должен постараться запомнить. Серия А ТАРЕЛКА - СУП МАШИНА - ДОРОГА ПОЧТА - ПИСЬМО МУЛЬТФИЛЬМ - ТЕЛЕВИЗОР ЗИМА - СНЕГ БУКВЫ - КНИГА БУЛКА - МУКА САПОГ - НОГА КАРАНДАШ - БУМАГА РЫБА - ВОДА Затем зачитываются только первые слова, а ребёнок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведённые пары слов. Это показатель смысловой памяти. Серия Б Зачитываются другие пары слов: КНИГА - ОКНО КОРОВА - СТОЛ РУКА - ТУЧА ЯЩИК - ПАЛЕЦ ВИЛКА - ДЕЛО ЧИСЛО - КРЫША СОСНА - ЛОЖКА НОЖИК - ЛЕТО СПИНА - ЛАМПА КОРЗИНА - СВЕЧА Вновь ребёнок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре). Осуществляется подсчёт правильно воспроизведённых слов. Это показатель механической памяти. Далее сравните результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребёнка с ЗПР. Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 3

Цели: развивать внимание, обучать быстрому и точному реагированию, развивать активное внимание, развитие произвольного внимания, способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, умение держать себя в коллективе. Оборудование: запись С.Прокофьева «Марш», фортепиано, магнитофон, тапер, запись Ф. Бургмюллера «Кавалькада». Х о д з а н я т и я
Ритуал начала занятия

Игра. «Будь внимателен!»

Цель игры. Стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепьяно или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команда Движение «Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движение зайца.
«Лошадки!»
Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом. «Раки!» Дети пятятся, как раки(спиной). «Птицы!» Дети бегают, раскинув руки(имитация полета птицы). «Аист!» Стоять на одной ноге. «Лягушка!» Присесть и сказать вприсядку. «Собачки!» Дети сгибают руки(имитируя движения, когда «собака служит») и лают. «Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «ко-ко-ко». «Коровки!» Дети встают на руки и ноги(4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у».

Занятия производятся в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь инструмент (фортепьяно) и музыкального работника (тапера) или магнитофон с записями.

Игра. «Слушай звуки!»

Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу).
Звук Поза Нажимается клавиша нижнего регистра. Поза «плакучей ивы»(ноги на ширине в плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Нажимается клавиша верхнего регистра. Поза «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук».

Игра. «Слушай хлопки!»

Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на10-20 сек.)
Количество хлопков Поза детей 1 Поза «аист» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую). 2 Поза «лягушка» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки-между ногами на полу). 3 Дети возобновляют движение(ходьбу).

Примечания:
  1. До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки-поза.
  2. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м.
Если помещение небольшое, предложите детям двигаться по кругу.
  1. Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры-25 мин.

Игра. «Канон»

Цель игры. Развитие волевого(произвольного) внимания. Процедура игры. Звучит музыка. («Кавалькада» Ф. Бургмюллера или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. (Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта.) Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй-второй, на третий-третий и т.д. Когда правую руку поднимают все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку. Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 4

Цели: развивать волевое (произвольное) внимание, закреплять навыки чтения, развивать внимание, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, развивать умение держаться в коллективе, развивать эмоционально-волевую сферу. Оборудование: доска, мел, слова, стулья.

Х о д з а н я т и я

Ритуал начала занятия.

Игра. «Зеваки»

Цель игры. Развитие волевого ( произвольного) внимания. Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

Игра. «Буквы алфавита»

Цель игры. Развитие внимания. Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Игра. «Пишущая машина»

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания, закрепление навыков чтения. Процедура игры. Как в игре 6, каждому ребенку присваивается буква алфавита. Не следует присваивать только буквы Й, Ъ (мягкий знак), т.к. они редко встречаются в односложных словах. Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в этой последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши. Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щека, чаша, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул. Примечание. Старайтесь подбирать слова так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре.

Игра. «Четыре стихии»

Цель игры. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Процедура игры. Дети сидят на стульях по кругу, по команде ведущего выполняют определенное движение руками.
Команда Движение руки «Земля» Дети опускают руки вниз. «Вода» Дети вытягивают руки вперед. «Воздух» Дети поднимают руки вверх. «Огонь» Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.



Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 5

Цели: развивать моторно-слуховую память, пространственную память, развивать слух, развивать умение держаться и работать в коллективе. Оборудование: фортепиано, стол, карандаш.

Х о д з а н я т и я

Ритуал начала занятия.

Игра. «Повтори за мной»

Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти. Процедура игры. Вариант 1. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает у детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм). Вариант2. Ведущий играет на фортепьяно короткую мелодичную фразу. Одному из детей предлагается повторить ритм этой фразы ударами карандаша по столу. Далее, как в варианте 1. Примечание. Ведущий может не играть, а пропеть музыкальную фразу детской песенки.

Игра. «Запомни движение»

Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти. Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке. Движение 1. Присесть-встать-поднять руки-опустить руки. Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»)-повернуть ладони вниз- опустить руки вдоль туловища- поднять руки по бокам в разные стороны. Движение 3. Отставить правую ногу вправо- приставить правую ногу- отставить левую ногу-приставить левую ногу. Движение 4. Присесть- встать-повернуть голову вправо-повернуть голову прямо.

Игра. «Запомни своё место»

Цель игры. Развитие моторно-слуховай и пространственной памяти. Процедура игры. В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место-угол, у другого-стул, у третьего- около двери, у четвертого- центр зала и т.д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам. Примечание. Команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмической музыки.

Игра. «Запомни свою позу»

Цель игры. Развитие моторно - слуховой памяти. Процедура игры. Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы(по желанию). Ведущий обходит детей и тем, которые приняли одинаковые позы, предлагает сменить их. Затем играет веселая музыка. Под музыку дети прыгают, танцуют, бегают (1-1,5 мин.). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры. Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 6

Цели: комплексное развитие внимания и памяти, восприятия и памяти, наблюдательности и памяти, развитие эмоционально-волевой сферы, воспитывать ответственность за сделанное, работать в коллективе. Оборудование: стулья.

Х о д з а н я т и я

Ритуал начала занятия.

Игра. «»Слушай и исполняй»

Цель игры. Развитие внимания и памяти. Процедура игры. Ведущий называет несколько действий, но не показывая их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны изобразить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим. Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо. Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов), присесть, встать. Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Игра. «Испорченный телефон»

Цель игры. Развитие восприятия и памяти. Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа становиться к нему спиной, и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу,(он ее выдумывает сам). Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел и т.д. Когда всем детям показаны позы, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя поза сравниваются. Примечание. Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть, расскажите по «испорченный телефон».

Игра. «Вот так позы!»

Цель игры. Развитие наблюдательности и памяти. Процедура игры. По желанию из группы выбираются 5 детей. Один из них - водящий. Остальные дети садятся на стулья, они -зрители. Четверо из пяти выбранных детей «на сцене» показывают водящему «свои позы». Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет позы в той последовательности, в какой он их увидел. «Зрители» кричат из зала, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, то один из «зрителей» (по желанию) выходит «на сцену» и повторяет позу, какая бала показана в начале игры.

Игра. «Запомни порядок!»

Цель игры. Развитие памяти. Процедура игры. Выбираются 5-6 детей. Остальные- «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети. Примечание. Если дети устали от игры, стали равнодушными, не продолжайте ее в течение 25 минут, а переходите к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызвали у них оживленный интерес. Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей. Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 7

Цели: развивать наблюдательность, восприятие памяти, коммуникативные способности, внутренней свободы и раскованности, организаторских способностей, нравственных качеств, воспитывать патриотическое чувство, умение работать в коллективе. Оборудование: фонограмма, магнитофон, стулья.

Х о д з а н я т и я

Ритуал начала занятия.

Игра. «Кто что сделал?»

Цель игры. Развитие наблюдательности, восприятия памяти. Процедура игры. Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных- водящий. Остальные дети - «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают входящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором их увидел. Примечание. Желательно игру проводить под фонограмму (веселая музыка).

Игра. «Художник»

Цель игры. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей. Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные- «зрители». Один из выбранных - «художник» (по желанию), другой- «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка. Примечания:
  1. Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т.д.
  2. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.
  3. Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»

Игра. «Тень»

Цель игры. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные - «зрители». Один ребенок - «путник», другой - его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д.

Игра. «Зеркала»

Цель игры. Развитие наблюдательности и коммуникативных способностей. Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети - полукругом перед ним (учитель может быть одним из играющих). Водящий показывает разные движения, а «зеркала» тотчас же повторяют их. Примечание. В роли водящего должны побывать все желающие дети.

Игра. «Разведчики»

Цель игры. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей. Процедура игры. Вариант 1. Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные- «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д. Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел.
2. Упражнения.
1. Упражнение: «Определи звуки» Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам. Ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребёнок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово «молоко», и ребёнок показывает на картинку с «мячом» и «мяч» начинаются со звука «м». 2. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур Ребёнку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребёнок, подскажите ему названия тех фигур, которые он ещё не знает. В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, треугольник, эллипс). 3. Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры» Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их. 4. Упражнение на развитие цветоразличения Подберите разноцветные карточки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и так далее. Попросите ребёнка назвать цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребёнок не освоит всю цветовую гамму. 5. Упражнение на развитие наблюдательности Предложите ребёнку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребёнок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и ещё многое другое. Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовёт таких предметов?» Покажите ребёнку картинки, на которых нарисованы разные предметы, и попросите назвать все эти предметы, которые как бы «спрятаны». 6. Упражнение на развитие зрительной памяти Предложите ребёнку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил. Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и так далее). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же. Усложнить эту фигуру можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать. 7. Игра на развитие памяти: «Я положил в мешок» Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут груши, сливы, …» (Порядок тот же.) В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие. 8. Игра: «Я - фотоаппарат» Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и так далее. Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в детектива или разведчика. 9. Упражнение на развитие устойчивости внимания Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву (например «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность. Если вы делаете всё правильно, то должно быть улучшение результатов - ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним. Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки. Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме. 10. Упражнение на развитие произвольного внимания ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял. Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.



© 2010-2022