Урок литературы Л. Толстой «Куда девается вода из моря»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература

Тема урока: Л. Толстой «Куда девается вода из моря»

Цель урока: Знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Задачи:

  1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.
  2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.
  3. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Методы преподавания: информационно- сообщающий:; объяснительный; инструктивный.

Методы учения: словесный, исполнительский, репродуктивный, частично-поисковый

Ход урока 1. Организационный момент (1-3 мин.).

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети

повторяют за ним.

Учитель:

Из глубокого колодца (руки «О»)

Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

С наступлением нового дня!

Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Сели девочки, сели мальчики. 2. Проверка домашнего задания (5 мин.).

А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте. Карточка.

• 1. Прочитайте по ролям эпизод знакомства Карлсона с Малышом? (указать опрашиваемого ученика).

2. Ответить на вопросы: - Кто из персонажей вам симпатичнее Карлсон или Малыш? Почему?

  1. Речевая разминка. Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

  1. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.).

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения?

( Капля воды или роса)

  • Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

(Выслушиваются ответы детей)

  • Прочитайте, как об этом явлении написал С. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)

Словарь:

  1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

  2. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве». Постановка проблемы (работа в парах). -Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

- Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

  • Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

  1. Первичное чтение учителем по презентации.

  • Что вы представляли себе, когда читали этот текст?

(яркое солнечное утро.)

  • С какой целью Толстой написал этот текст?

  • Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

  • Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

  • Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

  • Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

  1. Повторное чтение текста по «цепочке». Словарная работа.

С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами) Алмазы (словарь) - прозрачные драгоценные камни.

-Ас чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким

гладким и густым ворсом.

Какие еще сравнения вы нашли в тексте? -Определите тип этого текста.

(описание) Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Сравнения)

Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

(Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»)

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг - скок, прыг - скок.

Стоп. Сели,

Травушку поели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко.

  1. Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.

Росинка отправляет нас на с. 156. Как называется рассказ?

Прочитайте рассказ самостоятельно.

  1. Работа над содержанием текста.

В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.) Ю.Повторное чтение со «стопами»

Как вода попадает в моря?

Когда образовались моря?

Почему туча у всех морей в долгу?

( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана

делаются тучи)

Чем расплатилась туча с морем?

(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)

Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

К какому типу, текста относится это произведение?

(Это текст-рассуждение)

Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».

К какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

П.Обобщение (3-5 мин.).

Составление синквейна

  1. Существительное - роса

  2. 2 прилагательных - утренняя, алмазная

  3. 3 глагола - блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов - Роса блестит крупными алмазами

12.Рефлексия. Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке.

Домашнее задание (1-2 мин.). Стр. 156-157

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

(Описание) Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.



© 2010-2022