Конспект урока по русскому языку на тему Образование слов с помощью приставок (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

учителя начальных классов МБУ гимназии № 38

Калининой Ольги Витальевны

1. Тема: "Образование слов с помощью приставок"

2. Тип урока - первичное усвоение новых предметных знаний и УУД.

3. Цель урока - создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.

4. Задачи урока:

предметные:

* организовать деятельность обучающихся по знакомству с понятием «приставка» и распознаванию родственных слов с приставками;

* познакомить со схематическим изображением приставки;

* формировать умение образовывать слова с приставочным способом;

метапредметные:

* регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;

* коммуникативные - формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;

* познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

* познавательные (общеучебные) - способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;

личностные:

* организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

5. Оборудование:

- проектор;

- ноутбук;

- мультимедийная презентация;

- карточки для групповой работы;

- карточки с цифрами - номерами пунктов плана у учителя;

- карточки с пунктами плана;

- магнитная доска.

6. Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.

Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний

- По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте тему урока к с. 59.

На странице «Содержание» читают название темы урока:

«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.

- Смысл какого слова в названии темы вызывает у вас затруднение?

Приставка.

- Кто уже может объяснить значение этого слова?

Ответы детей:

-«это, может быть, такая часть речи»

-«это, может быть, часть слова» и др.

- Мнения разные. Как быть?

Предлагают на уроке выяснить (уточнить), что такое приставка.

3. Мотивация и целеполагание

На слайде появляется тема урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» и опорные слова:

Я хочу

- узнать, что…

- узнать, какие…

- понять, где…

Я хочу научиться

- находить…,

- составлять…,

- обозначать…

- Прочитайте ещё раз тему урока.

Самостоятельная деятельность детей:

чтение темы урока.

Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникативные: работа в парах.

- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?.

Обдумывают свою цель.

- Проговорите в парах друг другу цель, которую постараетесь сегодня достичь.

В парах по опорным словам продолжают фразы:

-«Я хочу узнать, что такое приставка, какие бывают приставки»,

- «Я хочу понять, где стоят приставки»,

-«Я хочу научиться находить приставки, обозначать на письме приставки» и т. п.

- Озвучьте свою цель.

Учитель благодарит ребят.

Несколько обучающихся произносят вслух собственную цель.

4. Изучение нового


- Откройте учебники на с.59-60, рассмотрите задания.

- Давайте обсудим план работы.

Находят в учебнике на с.59-60 условные знаки и задания к уроку.

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные:

работа по совместно составленному плану.


Познавательные:

поиск информации в учебных словарях.

На слайде появляется изображение Волшебницы Анишит Йокоповны со словами «ПЛАН РАБОТЫ»

-Волшебница Анишит Йокоповна предлагает начать работу вот с такого пункта плана: прочитайте запись на доске.

Читают на доске первый пункт плана работы:

1.Выполним упр.64.

-Волшебница спрятала остальные пункты плана! Чтобы их найти объединимся в группы.

-Найдите в раздаточном материале лист, который может быть пунктом плана. Обсудите его место в плане урока.

Работают в группах постоянного состава по 4 человека. В каждой группе на столах из раздаточного материала находят один из пунктов плана:

2. Изучим плакат Летучей Мыши.

3. Выполним упр. на с.60.

4. Разгадаем ребус.

5. Трудное задание.

6. Подведем итоги.

7. Оценим свою работу.

Дети обсуждают в группе и предлагают место пункта в плане работы, представитель от группы вывешивает табличку с названием пункта плана. Совместно составляется план работы.

- Просмотрите план работы урока.

- Согласны работать в таком порядке?

Тогда - вперед за новыми знаниями!

На доске:

1.Выполним упр.64.

2. Изучим плакат Летучей Мыши.

3. Выполним упр. на с.60.

4. Разгадаем ребус.

5. Трудное задание.

6. Подведем итоги.

7. Оценим свою работу.

- Прочитайте задание к упр.64.

Читают задание. Определяют по условному знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Обратному словарю» и найти слова на -ТЬ, родственные слову бежать. Находят:

бежать

забежать

добежать

пробежать

убежать

выбежать

- Как можно назвать слова и почему?

Слова однокоренные, у них общий корень

-беж-, они близки по смыслу.

- Что ещё заметили?

Перед корнем стоят частички, они выделены голубым цветом.

- Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и сделайте вывод.

Подробно отвечают на вопросы учебника и делают вывод: у родственных слов перед корнем бывает ещё одна часть слова, которая вносит изменение в слово.

- Что это за часть слова?

- Откуда вы это знаете?

-Где можно уточнить так ли это?

Ученики дают ответ: приставка.

Говорили старшие, рассматривал учебник.

В учебнике.

Динамическая минутка или пальчиковая гимнастика (можно вставить по своему усмотрению)

-Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.

-Садитесь.

Возьмите в руки карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Выполняют несколько упражнений.

Садятся.

Крутят карандаш между ладошек и пальчиков.

5. Первичное закрепление


- Переходим к следующему пункту нашего плана.

- Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60 учебника, постарайтесь дать научное объяснение слову «приставка»?

- Обратите внимание, как обозначается приставка.

Изучим плакат Летучей Мыши.

Читают плакат Летучей Мыши на с.60, объясняют своими словами:

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки образуются новые слова.

Познавательные:

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

Познавательные: использование знаково-символических моделей (схем) для обозначения частей слов.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

-Далее будем работать в группах.

Найдите в раздаточном материале конверт с карточками, на которых принятые в русском языке обозначения частей слова.

Инструкция:

- Найдите конверт с карточками, в котором схематически изображены части слова.

- Рассмотрите их и сконструируйте возможную схему слова по его частям.

- Проверим.

Одна группа конструирует у доски схему слова:

¬

^

|________|

Совещаются в группах и составляют схему слова.

Проверяют, как выполнила задание группа у доски.

- Что можно сказать о приставке по схеме слова?

Ответы детей:

- Чтобы узнать приставку, что нужно уметь находить корень.

- Приставка стоит перед корнем.

- Итак, расскажите все, что узнали о приставке.

Рассказывают, что запомнили:

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки образуются новые слова.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Обратимся к следующему пункту плана.

- Прочитайте задание на с.60.

- Что надо знать, чтобы выполнить его?

Выполним упр. на с.60.

Находят упр. на с. 60. Читают задание.

Надо знать понятия родственные слова, словосочетание. Объясняют.

Познавательные:

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

Коммуникативные: работа в парах.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Это задание будете выполнять в парах.

Инструкция:

-Дополните словосочетания устно, затем запишите в тетрадь по 2 словосочетания и выделите приставки.

-Договоритесь в парах, с какими словосочетаниями будете работать.

- Самопроверку выполните по записям слайда.

- У кого получилось без ошибок? Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы.

Работают в парах. Составляют словосочетания, записывают, проверяют по записям слайда:

добежать до аптеки;
забежать за лекарством;
убежать от собаки;
пробежать мимо дома.

Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу.

- Что нас ждет дальше?

На слайде появляются картинки с условными обозначениями, по которым нужно разгадать слоги и составить слово:

АЛьбом, нота ФА, сВИсТок.

Нас ждёт ребус.

Дети отгадывают слово: «АЛФАВИТ»

- Это словарное слово. Найдите в тетради для самостоятельной работы на с.31 № 42, прочитайте задание, запишите слово, поставьте ударение.

Работают в тетрадях для самостоятельной работы, находят словарное слово в словаре «Произноси правильно».Записывают, ставят ударение.

Познавательные:

поиск информации в учебных словарях.

- Разберите слово по составу.

Все слово корень, приставки нет.

Физкультминутка для глаз

Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть.

Выполняют упражнения для расслабления.

7. Включение в систему знаний.

- И вот мы подошли к Трудному заданию.

Работать будете в группах.

Инструкция:

- В отрывках стихотворения «Мяч» С. Маршака найти слова - названия действий, подчеркнуть их и выделить в них приставку, если есть.

Мой

Весёлый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул -

Вот и всё!

Трудное задание.

Работают в группах.

Находят слова - названия действий, подчеркивают их и выделяют в них приставку.

Коммуникативные: распределение обязанностей при работе в группах.

Познавательные: умение пользоваться инструкцией.

- Какие слова названия действий вы подчеркнули? Выполните самопроверку по слайду. Внесите исправления.

- Кто справился без ошибок? Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы.

На слайде:

1.Помчался

2. Не угнаться

3. Хлопал, скакал, топал

4. Прыгал, покатился, не воротился

5. Покатился, докатился, подкатился, добежал

6. Попал, лопнул, хлопнул

Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Назовите приставки, которые встретились?

По-, до-, под-.

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)

- Какой следующий пункт нашего плана?

- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели?

- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового?

Для ответа можно пользоваться опорными словами:

узнал, что…

- узнал, какие…

- понял, где…

научился

- находить…,

- составлять…,

- обозначать…

Подведем итоги.

Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели.

Продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Чью работу на уроке можно отметить?

Называют имена отличившихся детей.

- Всё, урок можно закончить?

-С помощью оценочной линейки отметьте, как вы поняли, что такое приставка.

Нет, мы должны оценить свою работу.

На полях тетради чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки - если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе - если много было затруднений.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

-Молодцы! Спасибо. Урок окончен



© 2010-2022