Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совестьИсследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть


Районная научно-практическая конференция школьников


Секция: юниор «Первые шаги в науку»






Научно-исследовательская работа

Что такое совесть?

Автор работы: Козлова Полина

Место выполнения работы: с.Старомарьевка

МКОУ СОШ № 7, 2 класс

Научный руководитель: Клейносова

Валентина Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

с. Старомарьевка 2013

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,

Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?


Введение Очень часто в повседневном общении людей можно услышать: "это на его совести", "нет у него ни стыда, ни совести", "совесть замучила", "угрызения совести", "совестливый человек", "поступает по совести" и т.д. Совесть?! Многие люди употребляют это слово в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этого слова, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными. Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Чтобы получить ответ на этот вопрос, я решила провести исследование « Что такое совесть? Хочу узнать какова природа совести. Может быть это чувство врождённое, а может быть, её человек приобретает?

Цель данной работы: раскрыть понятие « совесть». Задачи, которые необходимо решить для реализации цели: - выяснить, что обозначает понятие « совесть»; - определить, какова природа её появления у человека Я выдвигаю гипотезу: Если «совесть» понятие морально- нравственное, то это чувство приобретённое и может регулировать наше поведение. База исследования: обучающиеся 2 «б» класса МКОУ СОШ №7 с.Старомарьевка

Методы исследования:

-теоретическое исследование;

- анализ научной литературы;

- наблюдение;

- анкетирование учащихся;

-творческие работы;


1

Оглавление 1. Введение. 2.Теоретическое исследование.

Толкование слова « совесть» в словарях и справочниках.

Откуда идут корни совести.

Главная функция совести.

« Муки совести » и их отсутствие.

Нужна ли совесть и как ею пользоваться?

3. Практическое исследование

Анкетирование учащихся.

Мини сочинение- рассуждение «Когда меня мучает совесть?»

Словесное рисование портрета « Совестливого человека»

4.Заключение.

5.Выводы.

6. Список литературы.

7. Приложения.













2

Основная часть

Теоретическое исследование


Толкование слова « совесть» в словарях и справочниках
Совесть - очень интересное понятие. Определить что это - очень сложно и неоднозначно. Сколько людей, столько и мнений. А есть ли она, совесть, или это только составляющая многих других качеств и чувств? Для начала посмотрим, что говорят словари (справочники) и другие источники: Большой энциклопедический словарь: Совесть -понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Все слова вроде бы знакомы. Но не очень понятно. Слишком поверхностно. Нравственные обязанности и самооценка совершаемых поступков у каждого человека могут быть разными, особенно в современном обществе. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: Совесть- нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Вот это понятнее и гораздо глубже, заставляет задуматься человека о своих поступках. Толковый словарь русского языка Ушакова: Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Л.А. Карпенко. Социальная психология. Словарь.

3

Совесть - осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и перец самим собой; нравственный самоконтроль; самооценка своего поведения.
(Толковый словарь обществоведческих терминов Н.Е. Яценко. 1999)
В религиозном понимании Совесть - это некий голос внутри нас. (Наверное, все знают выражение "внутренний голос"?) По мнению служителей церкви Совесть- это голос Бога. Из всех прочитанных мною определений, можно сделать вывод о том, что СОВЕСТЬ по мнению известных учёных. Это

Чувство, присущее только человеку, которое он сам формирует для себя; это самоконтроль за своими действиями.

Люди давно рассуждали о совести. Приведём примеры высказываний известных людей о совести.

Приложение 3

Обратимся к народной мудрости, которая выражается в пословицах и поговорках:

Приложение 1.Пословицы и поговорки

Приложение 2. Афоризмы Приложение 3. Цитаты



















4

Откуда идут корни совести

Давайте разберёмся, что же такое совесть, откуда идут её корни.

Это вопрос, ответ на который искали философы и мудрецы, начиная с самых древних времён. Выдвигались различные предположения и теории относительно сущности совести и её источника. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души. Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть - лишнее чувство, от которого следует избавиться.

У англо- саксов попадалось более краткое и ясное определение:
Совесть - реакция психики на несоответствие поступков и принципов. Слово «совесть» пришло в русский язык из старославянского, а туда из греческого. Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, соглядатай, соревнование, согласие, совещание) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то. Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум. Совесть появляется у детей, когда они начинают понимать слово «нельзя». Малыши не хотят быть плохими мальчиками и девочками, и когда их начинают стыдить, за плохое поведение, они переживают. В играх малыши испытывают первые радости и огорчения. Они принимают правила поведения, которые предлагают взрослые и учатся оценивать свои поступки. Именно, родители учат детей жить в согласии с совестью. Психологи обратили внимание на то, что в семьях, где существует контроль и наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека. А в семьях, где мягкие, доверительные отношения, воспитывают совестливых детей. Именно взрослые могут объяснить как надо поступить в той или иной ситуации. И постепенно мы, дети, перенимаем жизненные ценности.

Существуют даже притчи о совести , например сочинённые Монахом Варнавой (Саниным). Я прочитала много притч о совести, они учат нас быть хозяевами воли и разума, но слугами совести.

Приложение 4 Притчи

5

Главная функция совести

Совесть - глаза человеческой души

Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек - это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый - никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести - мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и человек , предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.

Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум - большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

6

« Муки совести » и их отсутствие Есть такое понятие - «муки совести». Как его понимать? Приходилось ли испытывать муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть? Что должен делать человек, чтобы его не мучила совесть?

Совесть проявляет себя через глубокие переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести». В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний - страшных чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают человека.

Совесть - это внутренний голос человека, который предостерегает нас от совершения дурных поступков. Голос совести - добрая природа человека. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести. В глубине сердца он чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал. Это ощущение страдания и называется «муками совести».

Каждый из нас, наверное, сталкивался с этим ощущением. Это совершенно беспощадное чувство. Оно не даст заснуть ночью, не даст делать дела днём, до тех пор, пока сам не исправишь ошибку.

Совесть - это разница между тем как человек делает и что он об этом думает.

Учитывая такое определение, многое становится на место. Сразу появляется ответ на вопрос: Почему разные люди по-разному относятся к своим поступкам? Или почему у одних людей, по мнению других людей, нет совести? Почему многие не испытывают «угрызения совести»? (угрызение совести- беспокойное, мучительное состояние из-за чувства своей вины).
Да просто у них нет разницы между тем, как они поступают и как они об этом думают! Они не ощущают свою вину, считая себя правыми.

Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести.

В последнее время я как на себе, так и на других людях заметила, что как бы они себя не вели, какими бы плохими не были, совесть все-таки их находит. И радость здесь не от извинений, и не оттого, что человеку плохо. А оттого что совесть все-таки есть у всех людей. Действует на всех одинаково, надо просто время, для того, что бы человек понял свои ошибки.

Если говорить на собственном примере, то плохие поступки я делаю

7

редко, может быть даже как-то, не осознано что ли, мне всегда стыдно за себя, и совесть порой мучает сильно и долго. Всегда понимаю, что это плохо и не могу порой объяснить почему так поступила. Лучше жить, так что бы окружающие радовались тобой. Дарили тебе прекрасные минуты, так же как и ты им. Это ведь лучше, чем когда люди ходят и косо смотрят на тебя.





8

Нужна ли совесть и как ею пользоваться?



Некоторые спросят: а зачем это всё - жить по правилам какого-то чувства непонятного? И что это нам даёт? И зачем слушать эту совесть? Она только мешает познать все радости жизни. Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку, согласитесь, что всем нам порой приходится испытывать эти душевные муки. Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее… Нужна ли совесть человеку?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ею пользоваться.

Совесть-это нравственность, мораль, справедливость, добро, порядочность, честность. Прислушиваясь к ней, человек будет идти по правильному пути, развиваться, совершенствоваться. Его жизнь не будут обременять плохие поступки, которые никому не дуют свободно дышать и радоваться жизни. Поэтому так важно на протяжении всей своей жизни прислушиваться к тому, что говорит совесть, и не забывать о том, что она всегда с тобой. Совесть - мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет. Основной принцип - не ждать, пока совесть ударит, нужно думать заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит от ошибок в будущем. Как же правильно поступать, что бы не сбиться с верного пути? -Не спорить с совестью. -Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше - написать на бумаге. -Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. -Лучший способ дружить с совестью - это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если не отклоняться от этих правил, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником .







9

Практическое исследование


Проведя теоретическое исследование, я решила на практике убедиться в правдивости всех высказываний. Для этого я провела ряд исследований. В роли испытуемых выступили мои одноклассники .

1. Я провела анкетирование

В нём приняли участия ученики 2 «Б» класса в количестве 21 человека, из них 7 мальчиков, 14 девочек. Анкета состояла из 4 вопросов.

Проводя, данное исследование я ставила следующие задачи:

-выявить понимают ли ребята понятие «совесть»

и какое отношение у ребят к совести.

Вопросы



Ответы уч-ся 2 «Б» класса

Кол-во ответов



%

1.Что такое совесть?

1.чувство ответственности за свои поступки.

8

38

2.чувство, которое помогает понять, где зло, где добро.

7

33

3.личная оценка поступков.

5

24

4.внутренний контроль.

1

5

2.Нужна ли человеку совесть?



Да



21



100

3.Что значит поступать по совести?

1.не врать.

5

24

2.поступать справедливо.

10

48

3.поступать, так как подсказывает сердце.

1

5

4.не совершать плохих поступков.

5

24

4.Какая бывает совесть?

1.чистая.

20

95

2.грязная

1

5

Вывод:

  1. Ребята знакомы с понятием совесть. (100%)

  2. Считают, что совесть нужна. (100%)

  3. При ответе на вопрос «Что значит поступать по совести?»

24% считают, что нельзя совершать плохих поступков;

48%-поступать справедливо;

24%-не врать

10

4.Совесть считают «чистой» -95%, «грязной»-5%

Результаты анкетирования показали, что все ребята знакомы с понятием «совесть» и что она необходима человеку. Они могут отличить плохие поступки от хороших.







11

2.Учащимся 2 «Б» класса было предложено написать сочинение-рассуждение (мини) «Когда меня мучает совесть?».

Цель исследования:

1.Выявить могут ли ребята давать честную оценку своих поступков;

2.Выявить умеют ли размышлять, анализировать;

3.Рассмотреть эмоциональные проявления совести: раскаяние, угрызение совести.

Анализ текстов позволил сделать вывод.

Из 21 человека мучает совесть когда:

15-они врут родным людям; (71, 6%)

3-плохо учатся; (14,2%)

1-из-за разбитой маминой кружки; (4,7%)

2-когда не выполняют данных обещаний. (9,4%)

Вывод:

Учащиеся моего класса способны, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать. Особенно они испытывают «муки совести» по отношению к своим родным.

Приложение 5 Диаграмма « Когда мучает совесть?»



12

3. Проведя два исследования, ребятам было предложено третье, нарисовать (словесно) портрет «Совестливого человека».

Использован метод «Незаконченные предложения».

Необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.

Цель: Выявить способности детей критически оценивать поступки, мысли, желания.



  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…

  2. Это - человек…

  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает

  4. Он не совершает поступков …

  5. Он не пройдет мимо …

  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него….

  7. Совесть выражается в …

  8. Она побуждает человека следовать…

  9. Отвращает его от…

Из ответов учащихся был составлен вот такой собирательный образ « Совестливого человека»:

-Совестливый человек стыдиться поступать плохо.

-Это человек добрый, честный, справедливый.

-Совестливый всегда задумывается о том, как он поступает.

-Он не совершает поступков от которых другим может быть плохо.

-Он не пройдет мимо, того, кому нужна помощь.

-Непреднамеренные, несправедливые поступки у совестливого вызывают «угрызения совести».

- Совесть выражается в умении анализировать свои поступки.

- Она побуждает человека на добрые дела.

Она отвращает человека от дурных поступков.

Вывод: Из ответов учащихся можно сделать вывод, что они хорошо себе представляют каким должен быть человек, наделенный совестью, т.е. они знакомы с моральными нормами.

13

Заключение

Давайте подведём итоги нашего исследования. И так: теперь мне понятно, что такое совесть. Это чувство, которое заставляет задуматься над своими поступками, засомневаться, огорчиться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам. Совесть - это личный внутренний судья. Судья, очень строгий, справедливый и неподкупный. Его нельзя обмануть и от его наказания нельзя убежать. Главный закон совести : « Не делай другим того, чего себе не желаешь.»

Выводы


Возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Совесть-чувство, присущее человеку, она заставляет вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны окружающих людей. Рождается ли человек с совестью? Нет, так как совесть- морально-нравственное понятие и зависит от воспитания, образования, образа жизни и окружающей среды. Таким образом Совесть приобретенное чувство, которое регулирует наше поведение.















14

Список литературы.



1. Аристотель. Этика. М., 2006. 492 с.

2. Греческо- русский словарь Нового Завета. Перевод краткого греческо- английского словаря Нового Завета Баркли М. Ньюмана. М., 2006. 239 с.

3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М. 400 с. 5. Колесов В.В. Слово и дело. Из истории русских слов. СПб., 2004. 703 с. 6. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. II. М., 1910-1914. 420 с. 7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. IV. М., 2002. 688

8.Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992.

9.Лихачев Д. С. «Русская культура.» Гл. «Культура и совесть» М.: Искусство, 2000-440 с.

10.Гусейнов А. А. «Язык и совесть» М., 1996.

Апресян Р. Г. «Совесть» Этика: Энциклопедический словарь под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 449-451.

12.Ярхо В. Н.Была ли у древних греков совесть? Античность и современность. М.,1972,с.251-263.

12.Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1990.

13. Бергер П.Л. Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 462 с.

14.Берлов В.И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. - Краснодар: «Советская Кубань», 2001.

15.Флоренская Т. Мир дому твоему. Тело, душа и дух - Воспитание школьников. - № 6. - 1998.

16.Варнава (Евгений Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых.

17.Толковый словарь Ушакова в 4 томах М.1990









15

Приложения



Приложение 1.

Пословицы, поговорки, высказывания о совести

1. В ком стыд, в том и совесть.

2. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

3. Совесть без зубов, а загрызет.

4. Когда совесть раздавали, его дома не было.

5. Без стыда лица не износишь.

6. Чего стыдимся, о том таимся.

7. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

8. Всякому своя честь дорога.

9. По заслугам и честь.

10. Не кусок пирога, а честь дорога.

11. В ком честь, в том и правда.

12. Совесть - это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау).

13. Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах (А. Островский).

14. Стыду научиться нельзя - с ним нужно родиться (Публилий Сир).

15. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь (А. Шопенгауэр).

16. Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей (Б. Мандевиль).

17.Нечистая совесть пугается

всякого взгляда.

Достойному - честь и награда.

(Индийская мудрость)













16

Приложение 2 Афоризмы:

Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Совесть - это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть - это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть - это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

17

Приложение 3. Цитаты известных людей

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть"Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать до сих пор и о котором свидетельствует мне моя совесть". Сократ

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть"Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни". М. Аврелий

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть"Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь". А.А.Блок

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть «Совесть - это правильный суд доброго человека». Аристотель

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». А.С. Пушкин

18

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть« Человек - единственное существо, наделенное совестью. Совесть - это голос, зовущий человека обратно к самому себе, он дает ему возможность понять, что он должен делать, чтобы стать самим собой, он помогает ему осознать цели своей жизни и нормы, необходимые для достижения этих целей». Эрих Фромм

Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть"Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть".

Л.Н. Толстой

В высказываниях этих знаменитых личностей звучит, что совесть для них являлась их путеводной звездой в жизни, направляющей на деяния.



19

Приложение 4 Притчи Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем - столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе - вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?

- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

- Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - подытожил учитель.

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких

тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.

20

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:

- Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)

Притча о совести.

Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

- Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

- Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

- Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

- Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

- Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе

нипочем страдания учителя.

21

- Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

- Почему невыполнимо?

- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.





22

Приложение 5 Диаграмма «Когда мучает совесть?»


Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины Что такое совесть



23

© 2010-2022