- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 3 класс «Однокоренные слова. Корень слова. »
Урок русского языка 3 класс «Однокоренные слова. Корень слова. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шелеспанская О.Ю. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Шелеспанская Оксана Юрьевна, ДОШ № 2, учитель начальных классов
г. Донецк, (062)253-22-80
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Предмет - русский язык, 3 класс.
Тема. «Однокоренные слова. Корень слова.»
Цель:
∙совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять корень слова;
∙развивать учащихся умения сравнивать слова, подбирать однокоренные слова, выделять корень слова; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
∙воспитывать любовь к слову.
Оборудование: раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах, компьютер, экран, проектор, презентация.
Форма проведения: урок - путешествие, урок с использованием компьютерных технологий.
I. Орг. момент
ГОВОРЯТ ДЕТИ
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы новому научиться!!
Учитель.
Есть в осени первоначальной
Печальная, но дивная пора,
И день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Сколько ярких красок принесла Осень с собой, сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько произведений. Осенью восторгались многие поэты: Тютчев, Пушкин, Фет.
Пусть этот осенний день несет нам радость обучения и подобно этим ярким цветам раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.
Эта пора года любима многими. Хочется полюбоваться золотой листвой, погреться на солнышке и просто прогуляться по опавшим с деревьев листьям.
Прогулки, это правильно, очень полезны для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку - путешествие в осенний сад.
-Ребята, какое у вас настроение? Обозначьте его в своих карточках.
- Какую оценку вы хотели бы получить на уроке. Поставьте её в карточке.
I I. Проверка д/з.
- Что было задано домой?
1) упр.106. Что нужно было выполнить в этом упражнении?
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, все ли имена числительные выписаны вместе с существительными.
- У кого задание выполнено правильно, поставьте в карточку самооценки +.
- Почему дни недели, вторник, понедельник, среда, получили такие названия?
2) Устный опрос.
- Прочитайте только имена числительные.
- Что обозначают эти слова.
- Какие вопросы к ним можно поставить?
- Что такое имя числительное?
- Приведите примеры.
III. Актуализация знаний.
1) Словарная работа.
Вторник, понедельник, среда, четверг, пятница, воскресенье
-Капельки осеннего дождя упали на словарные слова и прикрыли буквы.
-Какие, догадались?
-Давайте вернём их на свои места.
-Покажите карточкой нужную букву.
-
Внимательно посмотрите на первое слово, назовите в этом слове букву, которая даёт парный звук звуку Г;
-
Во втором слове первую безударную гласную;
-
В третьем слове первый звонкий согласный;
-
В четвертом- вторую букву;
-
В 5 - букву, которая дает звонкий согласный;
-
В 6 - букву, которая не даёт звука.
- Из этих букв составьте слово.
- Назовите его.(КОРЕНЬ)
3)Работа в парах.
- Подумайте парами и скажите, какое лексическое значение имеет слово КОРЕНЬ?(1,2)
- К какой группе слов относится слово КОРЕНЬ? (омонимы)
- Какие слова мы называем омонимами?
4)
- Послушайте стихотворение.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово - корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
К ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном!
(На доске карточки с этими словами.)
- Какие слова выросли из корня -сад- ? (Прикрепляются карточки к дереву).
- Как называются эти слова? Докажите. (Имеют одинаковый корень, одинаковое лексическое значение.)
IV. Объявление темы и задач урока.
- Не догадались ли вы, какова тема нашего урока?
- Сегодня мы с вами обобщим знания о корне слова, однокоренных словах, будем распознавать и подбирать родственные слова, выделять общую часть родственных слов.
V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков.
Фронтальный опрос.
- Какие слова называются однокоренными, что такое корень слова.
- Составьте из однокоренных слов простое распространенное предложение.
Синтаксический разбор.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
Подбор однокоренных слов.
- Ребята, а какие листочки могут вырасти на дереве с корнем -лист-?
(листок, листочек, лиственный)(ПОВЕСИТЬ НА ДЕРЕВО)
- Чем похожи эти слова?(Имеют общий корень, одинаковое лексическое значение)
- Как обозначается корень? Сделайте вывод, что такое корень?
Работа с учебником.
Стр. 61.
- Прочитайте правило. Правильно ли мы сделали вывод?
Корень может быть в начале слова, в середине, слова могут состоять только из одного корня. Но во всех словах он пишется одинаково.
Корень слова - главная значимая часть.
- Сегодня мы познакомимся с новыми фразеологическими оборотами, в которых употребляется слово КОРЕНЬ:
Смотри в корень, корень зла, коренные изменения. (Запись в тетрадь).
-Что обозначают эти обороты?
-Кто расскажет?
Смотри в корень. (Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить основное)
Корень зла. (Если говорят о причинах чего - то плохого).
Коренные изменения. (Если нужно что - то основательно переделать).
Письмо по памяти. ПРОВЕРКА
Работа по вариантам.
- Следующую форму работы выберите самостоятельно. (Поднимают карточки с детьми)
-
Индивидуальная работа: (индивид. карточки)
-
Бегать, бегун, пробег, беговой.
-
Домашний, домишко, домовой, домик.
-
Светить, светлый, светленький, светильник.
-
Конюшня, конный, конница, коняга.
Задание: В каждой группе слов выделить корень.
-
Работа в парах (карточки).
Карточка
1.Найдите лишнее слово в каждой строке.
Желток, железо, жёлтый.
Носильщик, нос, носатый.
Часовщик, часть, час.
Циркуль, циркач, цирковая.
-
Групповая работа. (Создать и прикрепить группы родственных слов на нашу картину)
ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ.
ВЫВОД: - Какие слова называются однокоренными?
VI. Закрепление.
1) Чтение сказки «Чужак».
Игра «Кто больше запомнит родственных слов»
- Послушайте сказку, запомните, как можно больше родственных слов.
Чужак
Однажды собрались у Воды родственники. Водопад с Водицей на солнышке греются. Водичка по камушкам скачет. Водомерки с водорослями заигрались. Водитель на гармошке играет. Вот и сам Водяной пожаловал.
И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, посмотрела на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.
- Где произошла встреча родственников? (У воды)
- Кого ожидали все родственники? (Старуху воду)
- Назовите родственников старухи воды.
- Назовите в словах корень.
- Кто же оказался "Чужаком?" Почему?
- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, почему он оказался чужаком?
- Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит машину)
- Назовите признаки однокоренных (родственных )слов.
- Сегодня мы с ребятами
В осенний сад идём.
Кто хочет в путь?
Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
«Прогулка в осенний сад».
Работа в сменных парах.
- Ребята, мы отправляемся в осенний сад.
- Побегаем по тропинкам сада, разомнемся, ведь двигательная активность важна для здоровья.
- Передвигаться сегодня будет 1 вариант, вспомните правила работы:
Подбери однокоренное слово к данному.
Сверься с товарищем.
Поменяй пару.
- Вам предстоит подобрать однокоренные слова.
Карточка
1.Прочитай слово, запиши однокоренное.
2. Сверься с товарищем.
3.Смени пару.
Дождь -
Трава-
Холод-
ПРОВЕРКА
2) Работа с учебником.
Стр.62. упр.110
- Прочитайте.
- Найдите в тексте синонимы(путь- дорожка) и однородные слова.
- Что называют словом картошка? Подумайте: слова картошка и картофель - Это однокоренные слова или синонимы? Какое из этих слов чаще употребляется в разговорной речи?
- Кто сегодня подготовил рубрику "Это интересно" про словарное слово картошка ?
- Запишите слово картофель в словарь.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
ПРОВЕРКА.
Работа в группах.
- Объединитесь в «домашние» группы.
-
Выбор в группах командира, секретаря, докладчика.
Игра «Вырасти дерево» Корни: -лист-, -дуб-, -гриб-, -дожд-
Карточка для работы в группах
гриб
-
Презентация работы групп.
-Вот и подошла к концу наша прогулка. Возвращаемся домой.
- Понравилась вам прогулка?
VI. Рефлексия. Итог урока.
-
Игра «Верно ли что…»
-
-Если верно - хлопните в ладоши, а если нет - помашите головой.
Верно ли что…
-
Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
-
Корень - общая часть родственных слов?
-
Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
Рефлексия настроения
- Самым удивительным было…
- Мне понравилось…
- Моё настроение…обозначьте в карточке.
- Определите, на какую оценку вы занимались, поставьте во второй треугольник.
- Кто достиг своего результата?
- Кто больших результатов достиг?
- Что помогло вам достичь?
- Кто меньших результатов достиг?
- Почему?
VII. Д/з. 1вариант - создать группы родственных слов, 2 вариант - стр.62, упр.111.
Дом.з.
Работа по вариантам
Прогулка в осенний сад
Упр.110
Вырасти дерево
ОЦЕНКА
ОЦЕНКА