Урок русского языка 3 класс «Однокоренные слова. Корень слова. »

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 3 класс «Однокоренные слова. Корень слова.»Урок русского языка 3 класс «Однокоренные слова. Корень слова.»Урок русского языка 3 класс «Однокоренные слова. Корень слова.»Шелеспанская Оксана Юрьевна, ДОШ № 2, учитель начальных классов

г. Донецк, (062)253-22-80

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Предмет - русский язык, 3 класс.

Тема. «Однокоренные слова. Корень слова.»

Цель:

∙совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять корень слова;

∙развивать учащихся умения сравнивать слова, подбирать однокоренные слова, выделять корень слова; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;

∙воспитывать любовь к слову.

Оборудование: раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах, компьютер, экран, проектор, презентация.

Форма проведения: урок - путешествие, урок с использованием компьютерных технологий.

I. Орг. момент

ГОВОРЯТ ДЕТИ

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы новому научиться!!

Учитель.

Есть в осени первоначальной

Печальная, но дивная пора,

И день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Сколько ярких красок принесла Осень с собой, сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько произведений. Осенью восторгались многие поэты: Тютчев, Пушкин, Фет.

Пусть этот осенний день несет нам радость обучения и подобно этим ярким цветам раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

Эта пора года любима многими. Хочется полюбоваться золотой листвой, погреться на солнышке и просто прогуляться по опавшим с деревьев листьям.
Прогулки, это правильно, очень полезны для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку - путешествие в осенний сад.

-Ребята, какое у вас настроение? Обозначьте его в своих карточках.

- Какую оценку вы хотели бы получить на уроке. Поставьте её в карточке.

I I. Проверка д/з.

- Что было задано домой?

1) упр.106. Что нужно было выполнить в этом упражнении?

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, все ли имена числительные выписаны вместе с существительными.

- У кого задание выполнено правильно, поставьте в карточку самооценки +.

- Почему дни недели, вторник, понедельник, среда, получили такие названия?

2) Устный опрос.

- Прочитайте только имена числительные.

- Что обозначают эти слова.

- Какие вопросы к ним можно поставить?

- Что такое имя числительное?

- Приведите примеры.

III. Актуализация знаний.

1) Словарная работа.

Вторник, понедельник, среда, четверг, пятница, воскресенье

-Капельки осеннего дождя упали на словарные слова и прикрыли буквы.

-Какие, догадались?

-Давайте вернём их на свои места.

-Покажите карточкой нужную букву.

  • Внимательно посмотрите на первое слово, назовите в этом слове букву, которая даёт парный звук звуку Г;

  • Во втором слове первую безударную гласную;

  • В третьем слове первый звонкий согласный;

  • В четвертом- вторую букву;

  • В 5 - букву, которая дает звонкий согласный;

  • В 6 - букву, которая не даёт звука.

- Из этих букв составьте слово.

- Назовите его.(КОРЕНЬ)

3)Работа в парах.

- Подумайте парами и скажите, какое лексическое значение имеет слово КОРЕНЬ?(1,2)

- К какой группе слов относится слово КОРЕНЬ? (омонимы)

- Какие слова мы называем омонимами?

4)

- Послушайте стихотворение.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово - корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
К ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном!

(На доске карточки с этими словами.)

- Какие слова выросли из корня -сад- ? (Прикрепляются карточки к дереву).

- Как называются эти слова? Докажите. (Имеют одинаковый корень, одинаковое лексическое значение.)

IV. Объявление темы и задач урока.

- Не догадались ли вы, какова тема нашего урока?

- Сегодня мы с вами обобщим знания о корне слова, однокоренных словах, будем распознавать и подбирать родственные слова, выделять общую часть родственных слов.

V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков.

Фронтальный опрос.

- Какие слова называются однокоренными, что такое корень слова.

- Составьте из однокоренных слов простое распространенное предложение.

Синтаксический разбор.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

Подбор однокоренных слов.
- Ребята, а какие листочки могут вырасти на дереве с корнем -лист-?

(листок, листочек, лиственный)(ПОВЕСИТЬ НА ДЕРЕВО)

- Чем похожи эти слова?(Имеют общий корень, одинаковое лексическое значение)

- Как обозначается корень? Сделайте вывод, что такое корень?

Работа с учебником.

Стр. 61.

- Прочитайте правило. Правильно ли мы сделали вывод?

Корень может быть в начале слова, в середине, слова могут состоять только из одного корня. Но во всех словах он пишется одинаково.

Корень слова - главная значимая часть.

- Сегодня мы познакомимся с новыми фразеологическими оборотами, в которых употребляется слово КОРЕНЬ:

Смотри в корень, корень зла, коренные изменения. (Запись в тетрадь).

-Что обозначают эти обороты?

-Кто расскажет?

Смотри в корень. (Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить основное)

Корень зла. (Если говорят о причинах чего - то плохого).

Коренные изменения. (Если нужно что - то основательно переделать).

Письмо по памяти. ПРОВЕРКА

Работа по вариантам.

- Следующую форму работы выберите самостоятельно. (Поднимают карточки с детьми)

  • Индивидуальная работа: (индивид. карточки)

  1. Бегать, бегун, пробег, беговой.

  2. Домашний, домишко, домовой, домик.

  3. Светить, светлый, светленький, светильник.

  4. Конюшня, конный, конница, коняга.

Задание: В каждой группе слов выделить корень.

  • Работа в парах (карточки).

Карточка

1.Найдите лишнее слово в каждой строке.

Желток, железо, жёлтый.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, часть, час.

Циркуль, циркач, цирковая.


  • Групповая работа. (Создать и прикрепить группы родственных слов на нашу картину)

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ.

ВЫВОД: - Какие слова называются однокоренными?

VI. Закрепление.

1) Чтение сказки «Чужак».

Игра «Кто больше запомнит родственных слов»

- Послушайте сказку, запомните, как можно больше родственных слов.



Чужак

Однажды собрались у Воды родственники. Водопад с Водицей на солнышке греются. Водичка по камушкам скачет. Водомерки с водорослями заигрались. Водитель на гармошке играет. Вот и сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, посмотрела на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.

- Где произошла встреча родственников? (У воды)

- Кого ожидали все родственники? (Старуху воду)

- Назовите родственников старухи воды.

- Назовите в словах корень.

- Кто же оказался "Чужаком?" Почему?

- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, почему он оказался чужаком?

- Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит машину)

- Назовите признаки однокоренных (родственных )слов.

- Сегодня мы с ребятами
В осенний сад идём.
Кто хочет в путь?

Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.

«Прогулка в осенний сад».

Работа в сменных парах.

- Ребята, мы отправляемся в осенний сад.

- Побегаем по тропинкам сада, разомнемся, ведь двигательная активность важна для здоровья.

- Передвигаться сегодня будет 1 вариант, вспомните правила работы:

Подбери однокоренное слово к данному.

Сверься с товарищем.

Поменяй пару.

- Вам предстоит подобрать однокоренные слова.

Карточка

1.Прочитай слово, запиши однокоренное.

2. Сверься с товарищем.

3.Смени пару.

Дождь -

Трава-

Холод-

ПРОВЕРКА

2) Работа с учебником.

Стр.62. упр.110

- Прочитайте.

- Найдите в тексте синонимы(путь- дорожка) и однородные слова.

- Что называют словом картошка? Подумайте: слова картошка и картофель - Это однокоренные слова или синонимы? Какое из этих слов чаще употребляется в разговорной речи?

- Кто сегодня подготовил рубрику "Это интересно" про словарное слово картошка ?

- Запишите слово картофель в словарь.

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

ПРОВЕРКА.

Работа в группах.

- Объединитесь в «домашние» группы.

  • Выбор в группах командира, секретаря, докладчика.

Игра «Вырасти дерево» Корни: -лист-, -дуб-, -гриб-, -дожд-

Карточка для работы в группах

гриб

Урок русского языка 3 класс «Однокоренные слова. Корень слова.»

  • Презентация работы групп.

-Вот и подошла к концу наша прогулка. Возвращаемся домой.

- Понравилась вам прогулка?

VI. Рефлексия. Итог урока.

  • Игра «Верно ли что…»

  • -Если верно - хлопните в ладоши, а если нет - помашите головой.

Верно ли что…

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

  2. Корень - общая часть родственных слов?

  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

Рефлексия настроения

- Самым удивительным было…

- Мне понравилось…

- Моё настроение…обозначьте в карточке.

- Определите, на какую оценку вы занимались, поставьте во второй треугольник.

- Кто достиг своего результата?

- Кто больших результатов достиг?

- Что помогло вам достичь?

- Кто меньших результатов достиг?

- Почему?

VII. Д/з. 1вариант - создать группы родственных слов, 2 вариант - стр.62, упр.111.

Дом.з.

Работа по вариантам

Прогулка в осенний сад

Упр.110

Вырасти дерево

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА


© 2010-2022