Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.М.Мирзоева

учитель-дефектолог МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»


Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка.

Работа с текстом. Население нашего региона многонационально. Так сложилось исторически и на сегодняшний день активно протекают миграционные процессы. В общеобразовательную школу поступает значительное число детей с недостаточной сформированностью средств русского языка. Дети, обучаясь на малознакомом русском языке, испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по всем предметам. Как правило, такие дети быстро переходят в категорию «неуспевающих» и нуждаются в особых условиях развития и обучения. В нашем образовательном учреждении созданы специальные (коррекционные) классы для обучения детей с ЗПР. До 30% в данных классах составляют учащиеся, для которых русский язык является неродным. Многолетний опыт работы с детьми, которые до поступления в школу владели только родным (нерусским) языком, подтверждает, что процесс развития устной и письменной речи, формирования технических и смысловых компонентов чтения является длительным и сложным. Даже научившись общаться на русском языке и читать, ребенок затрудняется понять и осознать смысл прочитанного, так как часто не понимает лексического значения русских слов, имеет ограниченный словарный запас, низкий уровень развития речемыслительной деятельности. Без умения правильно воспринимать предложенную в тексте информацию, невозможна дальнейшая работа по ее смысловому анализу. Чтение и несложная аналитическая работа с текстом - это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, способствующий расширению лексического запаса, совершенствованию навыка употребления грамматических конструкций русского языка. Умения и навыки чтения развивают не только речевую и умственную деятельность, но и имеют общеучебный характер, являются приоритетными универсальными учебными действиями. В процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, дети приобретают первичные навыки работы с текстовой информацией. Значимость такой работы для детей с неродным русским языком заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. Таким образом, чтение в целом и работа с текстом в частности могут стать опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что является и важной задачей, предусмотренной ФГОС НОО, и эффективным средством повышения языковой компетенции детей, обучающихся на неродном русском языке. Для проведения коррекционно-развивающих занятий разработан дидактический материал по формированию процесса чтения и навыка поиска информации, заданной в явном и неявном виде. Предлагаю несколько вариантов работы для учащихся 1-2 класса.

Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 1 Со-ва днём спит на вет-ке де-ре-ва. Ночь-ю о-на ле-тит на о-хо-ту. Со-ва кру-жит над по-лем. О-на и-щет мы-шей. Задание 1. Как можно озаглавить текст? Подчеркни.

  • Пти-ца

  • Со-ва

  • Мы-ши

Задание 2. Что делает сова днём? Подчеркни.
  • ле-тит на о-хо-ту
  • спит на вет-ке де-ре-ва
  • кру-жит над по-лем
Задание 3. Когда сова охотится? Подчеркни.
  • ут-ром
  • ве-че-ром
  • ночь-ю
ЗОбучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.адание 4. На кого охотится сова? Подчеркни ответ в тексте. Задание 5. Найди на картинке сову. Поставь

Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.




Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 2 Ут-ром Ди-ма с па-пой по-шли в лес. О-ни со-би-ра-ли гри-бы и я-го-ды. Гри-бы кла-ли в лу-кош-ко. Я-го-ды кла-ли в па-кет. До-мой вер-ну-лись к о-бе-ду. Задание 1. Куда пошли Дима и папа? Подчеркни.

  • в по-ле
  • в сад
  • в лес
  • в о-го-род
Задание 2. Что они собирали? Подчеркни ответ в тексте. Задание 3. Куда они клали грибы? Подчеркни.
  • в па-кет
  • в сум-ку
  • в лу-кош-ко
  • вОбучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом. бан-ку
Задание 4. Найди на картинке лукошко. Поставь Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.



Задание 5. Когда вернулись домой папа и Дима? Подчеркни.
  • ут-ром

  • днём

  • ночь-ю

Прочитай текст. 2 КЛАСС Текст № 1 Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. Задание 1. Почему собака осталась без мяса? Подчеркни.
  • она случайно уронила его в речку
  • другая собака не отдала ей своё мясо
  • собака не поняла, что в воде её тень
Задание 2. Какая пословица отражает смысл этого рассказа? Подчеркни.
  • За чужим погонишься, своё потеряешь.
  • Собака человеку неизменный друг.
  • Большой вырос, а ума не вынес.

Задание 3. О чем этот рассказ? Подчеркни.

  • о речке
  • о мясе
  • о жадности и глупости
  • о том, как собака отнимала мясо у другой собаки

Задание 4. Как ты думаешь, какие качества подходят собаке из рассказа? Подчеркни.
  • сильная
  • красивая
  • смелая
  • глупая
  • жадная
  • ловкая

Прочитай текст. . 2 КЛАСС Текст № 2 Захворала мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать с трудом его пьёт и говорит: «Милая мама, дай я выпью лекарство за тебя». Задание 1. Почему девочка захотела выпить лекарство? Подчеркни.
  • она тоже была больна и хотела вылечиться
  • она хотела попробовать лекарство на вкус
  • она пожалела маму
Задание 2. Какая пословица отражает смысл этого рассказа? Подчеркни.
  • Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.
  • Доброе дитя - родителям счастье.
  • Ради милого и себя не жалей.
  • Болен - лечись, здоров - берегись!
Задание 3. О чем этот рассказ? Подчеркни.
  • о горьком лекарстве
  • о любви и доброте
  • о больной маме
  • о докторе
  • о Тане

Задание 4. Как ты думаешь, какая была Таня? Подчеркни.

  • сильная
  • смелая
  • добрая
  • красивая
  • глупая
  • заботливая


© 2010-2022