- Преподавателю
- Начальные классы
- Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом
Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мирзоева Н.М. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Н.М.Мирзоева
учитель-дефектолог МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»
Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка.
Работа с текстом. Население нашего региона многонационально. Так сложилось исторически и на сегодняшний день активно протекают миграционные процессы. В общеобразовательную школу поступает значительное число детей с недостаточной сформированностью средств русского языка. Дети, обучаясь на малознакомом русском языке, испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по всем предметам. Как правило, такие дети быстро переходят в категорию «неуспевающих» и нуждаются в особых условиях развития и обучения. В нашем образовательном учреждении созданы специальные (коррекционные) классы для обучения детей с ЗПР. До 30% в данных классах составляют учащиеся, для которых русский язык является неродным. Многолетний опыт работы с детьми, которые до поступления в школу владели только родным (нерусским) языком, подтверждает, что процесс развития устной и письменной речи, формирования технических и смысловых компонентов чтения является длительным и сложным. Даже научившись общаться на русском языке и читать, ребенок затрудняется понять и осознать смысл прочитанного, так как часто не понимает лексического значения русских слов, имеет ограниченный словарный запас, низкий уровень развития речемыслительной деятельности. Без умения правильно воспринимать предложенную в тексте информацию, невозможна дальнейшая работа по ее смысловому анализу. Чтение и несложная аналитическая работа с текстом - это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, способствующий расширению лексического запаса, совершенствованию навыка употребления грамматических конструкций русского языка. Умения и навыки чтения развивают не только речевую и умственную деятельность, но и имеют общеучебный характер, являются приоритетными универсальными учебными действиями. В процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, дети приобретают первичные навыки работы с текстовой информацией. Значимость такой работы для детей с неродным русским языком заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. Таким образом, чтение в целом и работа с текстом в частности могут стать опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что является и важной задачей, предусмотренной ФГОС НОО, и эффективным средством повышения языковой компетенции детей, обучающихся на неродном русском языке. Для проведения коррекционно-развивающих занятий разработан дидактический материал по формированию процесса чтения и навыка поиска информации, заданной в явном и неявном виде. Предлагаю несколько вариантов работы для учащихся 1-2 класса.
Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 1 Со-ва днём спит на вет-ке де-ре-ва. Ночь-ю о-на ле-тит на о-хо-ту. Со-ва кру-жит над по-лем. О-на и-щет мы-шей. Задание 1. Как можно озаглавить текст? Подчеркни.
-
Пти-ца
-
Со-ва
-
Мы-ши
- ле-тит на о-хо-ту
- спит на вет-ке де-ре-ва
- кру-жит над по-лем
- ут-ром
- ве-че-ром
- ночь-ю
Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 2 Ут-ром Ди-ма с па-пой по-шли в лес. О-ни со-би-ра-ли гри-бы и я-го-ды. Гри-бы кла-ли в лу-кош-ко. Я-го-ды кла-ли в па-кет. До-мой вер-ну-лись к о-бе-ду. Задание 1. Куда пошли Дима и папа? Подчеркни.
- в по-ле
- в сад
- в лес
- в о-го-род
- в па-кет
- в сум-ку
- в лу-кош-ко
- в бан-ку
Задание 5. Когда вернулись домой папа и Дима? Подчеркни.
-
ут-ром
-
днём
-
ночь-ю
- она случайно уронила его в речку
- другая собака не отдала ей своё мясо
- собака не поняла, что в воде её тень
- За чужим погонишься, своё потеряешь.
- Собака человеку неизменный друг.
- Большой вырос, а ума не вынес.
Задание 3. О чем этот рассказ? Подчеркни.
- о речке
- о мясе
- о жадности и глупости
-
о том, как собака отнимала мясо у другой собаки
- сильная
- красивая
- смелая
- глупая
- жадная
- ловкая
Прочитай текст. . 2 КЛАСС Текст № 2 Захворала мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать с трудом его пьёт и говорит: «Милая мама, дай я выпью лекарство за тебя». Задание 1. Почему девочка захотела выпить лекарство? Подчеркни.
- она тоже была больна и хотела вылечиться
- она хотела попробовать лекарство на вкус
- она пожалела маму
- Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.
- Доброе дитя - родителям счастье.
- Ради милого и себя не жалей.
- Болен - лечись, здоров - берегись!
- о горьком лекарстве
- о любви и доброте
- о больной маме
- о докторе
- о Тане
Задание 4. Как ты думаешь, какая была Таня? Подчеркни.
- сильная
- смелая
- добрая
- красивая
- глупая
-
заботливая