Рекомендации Разработки для детей с нарушением зрения

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации Разработки для детей с нарушением зрения

Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе?


1.Ребенка с плохим зрением чаще всего можно научить избегать препятствий в классе и школьных коридорах. Постоянный или приходящий преподаватель должен предупредить вас заранее о проблемах, которые могут возникать в определенных местах (например, на лестницах, открытых детских площадках или в плохо освещенных местах).
2.Постоянный или приходящий преподаватель должен ознакомить полностью слепого ребенка или ребенка с тяжелыми зрительными нарушениями с классной комнатой и окружающей местностью. Такой преподаватель должен также проинструктировать ученика о том, как самостоятельно входить и выходить из класса.
3.Иногда слабовидящий ребенок может сам изъявить желание (если это необходимо) использовать зрячего поводыря. Для легкого и безопасного движения, ребенок должен твердо обхватить руку поводыря повыше локтя (маленький ребенок, идущий с взрослым, может держать запястье взрослого) так, чтобы большой палец находился на внешней поверхности руки поводыря, а остальные пальцы держали ее снизу. Как у ребенка, так и у поводыря верхние части рук должны быть прижаты к телу таким образом, чтобы ребенок автоматически находился на пол шага сзади от поводыря. В узких проходах идущие договариваются заранее - рука поводыря может быть либо близко прижата к телу, либо отведена назад так, чтобы ребенок знал, что ему надо находиться непосредственно позади поводыря. При этом также важны устные реплики; например, поводырь должен сообщить ребенку о том, вниз или вверх ведут лестницы и обочины тротуара. По мере того, как ребенок и поводырь привыкают друг к другу, полная остановка поводыря, например, может обозначать для ребенка изменение уровня поверхности. Однако, во всяком случае, даже приближаясь к наклонной поверхности или к любому изменению ее уровня, поводырь должен всегда идти перпендикулярно и никогда под углом. Поводырь поднимается или спускается первым, а ребенок следует за ним на расстоянии одного шага.
Постоянный или приходящий преподаватель должны продемонстрировать вам основные методы поводыря, а специалисты по ориентации и передвижению (ОП) помогут обучить дополнительным методам. Для некоторых слабовидящих детей при передвижении бывает достаточно зрительного сигнала, поэтому, когда вы идете, они самостоятельно могут следовать за вами. Многие дети будут легко передвигаться по школе с места на место, как только они ознакомятся с окружающей средой.
4. Для безопасности слабовидящего ребенка, так же как всех остальных детей, двери шкафов должны быть, или полностью закрыты или полностью открыты. Слабовидящему ребенку нужно также говорить о любых изменениях положения мебели в классной комнате.
5.Постоянный или приходящий преподаватель, посоветовавшись с вами, родителями и другими людьми, вовлеченными в работу со слабовидящим ребенком, может дать рекомендацию воспользоваться услугами преподавателя по Пространственной Ориентировке. Этот преподаватель научит детей использовать все свои чувства восприятия для определения и понимания структуры окружающей среды, чтобы они могли передвигаться с места на место безопасно, эффективно и самостоятельно. Преподавание навыков зависит от уровня развития понятий ребенка и умения самостоятельно передвигаться. Например, ребенка нельзя учить ездить на автобусах, пока он не научится самостоятельно переходить улицу. Преподаватель по Пространственной Ориентировке поможет обучить ребенка ориентироваться в новых классных комнатах и маршрутах, даст ему инструкции по использованию длинной трости и других приспособлений для передвижения таких, как осязательные и слуховые карты, компас и электронные устройства для передвижения. Он же может порекомендовать участие в программе, которая научит ребенка использовать собаку-поводыря. Эти хорошо обученные животные обычно используются учениками средней школы, которые уже овладели навыками пользования длинной тростью при различных условиях передвижения, например, в толпе, на эскалаторе, в лифте, автобусе и поезде.

Преподаватель по Пространственной Ориентировке может научить ученика пользоваться одним или несколькими устройствами, перечисленными ниже:

• Длинная трость может быть представлена множеством разновидностей. Трости бывают цельными или разборными, а также имеются различные специальные трости. Одни из них имеют высокоинтенсивный световой отражатель, который особенно полезен при ограниченной видимости так, чтобы слепой человек мог быть замечен автомобилистом на расстоянии. Другие, лазерные трости, воспроизводят осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы указывать на препятствия на уровне головы, середины тела или на уровне земли. Специальные трости - это дорогие и сложные устройства для передвижения, поэтому они вряд ли большинство детей могут ими воспользоваться.

• Датчик передвижения, Полярон, и Сенсорный датчик 6 - это устройства, которые можно держать в руке или носить на голове или шее. Эти устройства обеспечивают осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы сообщать о препятствиях в окружающей обстановке.

• Оптические устройства такие, как телескопические линзы, назначаются глазным специалистом, и правила их использования включаются в инструкции по ОП. Преподаватель по ОП может научить слабовидящего ученика использовать оптическое устройство для чтения надписей на улицах, на автобусах, номеров домов, и поможет развить другие навыки такие, как определение или отслеживание объекта и расположение ориентира.

Какие специальные устройства должен использовать слабовидящий ребенок?
Некоторым слабовидящим детям требуются лишь некоторые определенные адаптивные материалы, в то время как другим может понадобиться использование комбинации нескольких устройств. Такие устройства, в целом, подразделяются на оптические, неоптические и электронные.


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ


Специальные упражнения для глаз 1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. 2. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. 3. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое проделать с пальцем левой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз. 4. В положении стоя - отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним. Повторить 10-12 раз. 5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку. 6. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть. 7. И.п. - стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть направо, затем налево, не отводя взгляда. 8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. 9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки; моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии. 10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. 11. И.п. - сидя. "Пальминг". Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд. 12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. 13. И.п. - стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя глазами). 14. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала. 15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. "Ножницы" - окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. 16. И.п. - то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок. 17. И.п. - то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнутри. 18. И.п. - то же. Круговые движения ногой. 19. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч. 20. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании - выдох. 21. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. 22. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох. 23. И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох. 24. И.п. - лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. 25. И.п. - лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые движения, смотреть на мяч. Менять направление движения. 26. И.п. - лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем - вправо. Старайтесь не щуриться.
Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы 1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом. 2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч. 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч. 4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч. 5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на мяч. 6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Следить за движением мяча. 7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом. 8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом. 9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а затем поймать его, следить за мячом.
Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз - голову не поворачивать, движения глаз выполнять медленно.
Комплекс упражнений для развития устойчивости к утомлению 1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза. 2. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения. 3 . И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 4. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах. 5. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. 6. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствуем их координацию. 7. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно пере двигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию. 8. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 - спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. 9. И.п. - сидя, голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 - проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз

Режим зрительных нагрузок

  • чередование работы глаз с их отдыхом;
  • целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;
  • создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;
  • Подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения, прежде всего в процессе построения адекватных зрительных образов при удержании их в поле видения в заданный временной отрезок и др.

Симптомы зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок

(по Ю.А. Утехину)

  • общая усталость;

  • головные боли;

  • снижение внимания;

  • падение работоспособности;

  • потеря функциональных характеристик;

  • возникновение и прогрессирование близорукости.

Временной регламент выполнения домашнего задания нормальновидящими учащимися

  • для учащихся 1-2х классов - 1,5-2 часа;
  • для учащихся 3-4х классов - 2 часа;
  • для учащихся старших классов - 3-4х часа.
  • Для детей с нарушением зрения необходимо делать через каждые 30-40 минут занятий перерыв на 10 минут со сменой положения тела

Допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки

  • Средние и старшие классы
  • Слабовидящие учащиеся - зрительная нагрузка не более 15 минут;
  • Слепые с остаточным зрением - 5-7 минут

Требования к тетрадям

  • Тетради подбираются с хорошо различимыми (достаточный контраст и без смещения) клеточным или линейным полем.
  • Бумага белая, но не глянцевая.
  • Тетради без косой линейки.
Раздаточный и демонстрационный материал
  • Недопустимо использование ламинированных, глянцевых поверхностей, обернутых в скотч иллюстративных материалов.
  • Следует учитывать цветовое соотношение фона и объекта (контраст).
  • Рекомендовано использование индивидуальных, не бликующих фонов.
Расположение пособий для рассматривания
  • на горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием;
  • в вертикальной плоскости (на подставке) - дети со сходящимся косоглазием.

Рассаживание детей в классе

  • с левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левым глазом (окклюзия правого глаза), соответственно с правой стороны - детей с рабочим правым глазом.
  • Детей имеющих центральную скотому сажать на левый или правый ряды в зависимости от того, с какой стороны больше сохранено поле зрения.
  • С тоннельным зрением - на средний ряд. Парта в зависимости от остроты зрения.
  • Детей со светобоязнью - на дальний от окна ряд.
Устранение препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света:
  • необходимо содержать в чистоте оконные стекла, регулярно (один раз в неделю) моя или протирая стекла влажным способом с внутренней стороны; не менее трех раз с наружи. Источником загрязнения окон может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения;
  • не ставить на подоконники комнатные растения, наглядные пособия, крупные предметы;
  • Ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна, наиболее ценную для проникновения света;
  • рекомендуется использовать вертикальные жалюзи.

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов Классификация: 1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях. 2.Объемные наглядные пособия(муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела). 3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.). 4.Изобразительныенаглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и видеоматериалы, плакаты). 5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы). 6.Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические карты). 7.Рельефные наглядные пособия (включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом). Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с ним одного ребенка. Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту, в магазин и т.д.). Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (например, последовательность смены времен года, взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.). Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее, однако хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е. информацию, адекватную для них по значению зрительной. (7). При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности. Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже - при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии - узнавать их даже на некотором расстоянии. Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д.).

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определенные требования:

1.Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

2.Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;

3.Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями. К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете. Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное - особенности строения этого животного, его реальный окрас. К изобразительной наглядности также предъявляется ряд требований. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Б.К.Тупоногов ссылается в своей работе на данные исследований В.П.Жохова и др., в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения объектов. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 это - не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 --не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2- не менее 3 мм.(12). Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией (9). Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстративных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и т.д. Многие из них могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией, но при условии их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия. Очень немного, но выпускается изобразительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. Например, была издана серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор-Л.И.Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них. Педагогам, работающим с детьми, имеющими патологию зрения, приходится пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих детей. В этом случае изобразительную наглядность необходимо адаптировать. Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее: 1.Четкое выделение общего контура изображения. 2.Усиление цветового контраста изображения. 3.Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении. 4.Уменьшение количества второстепенных деталей. 5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделение переднего, среднего и заднего планов. Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. Для этого используется прием созданий аппликации из предметных изображений. При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности необходимо учитывать: а) смысловое содержание и четкость изображения, т.к. от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми; б) возраст детей, на которых рассчитана эта наглядность, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т.е. эта наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам; в) особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура; г) точно передать строение предмета, пространственное расположение его частей их пропорциональное соотношение; д) правильно передать реальный цвет изображаемых предметов и явлений. При изготовлении раздаточного иллюстративного материала cледует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.(3,9,11). Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.(10). К подбору для демонстрации детям слайдов, диа, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях. Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.(5). Символическая наглядность, которой пользуются в работе с детьми, имеющими зрительную патологию, должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии ее адаптации (см. адаптацию изобразительной иллюстративной наглядности). В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными четко выделенными изображениями материков, растительного и животного мира. Эти карты (без адаптации) успешно применяются в обучении детей с нарушением зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Рельефная наглядность рассчитана на ее восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением). Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в инфомационно-полиграфическом комплексе «Логос» ВОС. Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6). В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (черно-белом или цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести. Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.

Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, дает детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, говорит, на что следует обратить особое внимание. Во время демонстрации сюжетной картины сначала раскрывают детям ее общее содержание, лишь после переходят к детальному изучению. Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале обращают внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем - на среднем, на дальнем (если это картина с многоплановым изображением). Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения (например, 0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного. Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируют содержание предъявляемых материалов. Во время работы детей с наглядностью педагог направляет и корригирует их восприятие: зрительное - в случаях использования изобразительной и графической наглядности, символической, зрительно-осязательное (в случаях использования рельефной наглядности всех видов) или полисенсорное - в случаях работы с предметной наглядностью. После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям. Для формирования у детей с нарушением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но методически грамотно преподнести ее. Необходимо учитывать, что зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения (степенью его выраженности) у каждого ребенка. Так, процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой. Дети с глубоким поражением зрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения. У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены. (1,2).

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия. 1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии). 2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим. 3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания. 4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе (классе). 5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами. 6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия. 7.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.


© 2010-2022