Статья Модель воспитательной системы в начальной школе на основе имитационной игры Архипелаг дружбы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель воспитательной системы в начальной школе на основе имитационной игры «Архипелаг дружбы».


В последние годы в педагогику вошло понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ. Бондаревской, О С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Ю.П. и др. созданы теоретические и методические основы воспитательных систем. В научной литературе существует несколько определений воспитательной системы, мы опираемся на определение, данное В.А. Караковским, который понимает ее как «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат". В начальной школе происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых первых отношений учителя с учениками, учитель получает ожидаемый результат: дети послушны, исполнительны, заинтересованы, увлечены, это происходит в связи с особенностями возраста учеников, определяющими потребности во всеобщем руководстве и жестком направлении своей учебной деятельности. Но уже в средней школе исполнительность резко снижается, на смену интересу приходят скука, усталость и пассивность, вместо послушания появляется раздраженное непринятие каких-либо указаний. Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка. Конструирование воспитательной (личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, требующих деятельность личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной. Нами разработана имитационно-игровая модель воспитательной системы в начальной школе на основе игры «Архипелаг дружбы», основными целями и задачами которой являются: - изучение личностных качеств учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе; - проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества; - формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития личности. Модель включает в себя 3 этапа с решением определенного ряда воспитательных задач: 1 этап - 1 класс, «Аборигены». Когда дети приходят в первый класс, они становятся "коренными жителями" Школы -аборигенами. В первый год обучения они живут сами по себе, пытаясь найти общий язык с себе подобными и научиться жизни в Школе. Задачи этапа: формирование детского коллектива, воспитание товарищеских отношений, доброжелательности; формирование добросовестного отношения к учебе, воспитание умения дружно работать в коллективе; формирование навыков культурного поведения. Детям рассказывается, что они теперь полноправные жители класса и школы и как аборигенам на островах им предстоит многому научиться. 2 этап - 2 класс, «Острова тайн». На втором году обучения аборигены объединяются в острова дружбы - это временные дружеские группы, временные творческие коллективы, сектора, советы и т.д. Задачи этапа: дальнейшее сплочение детского коллектива; организация внеурочной работы, внеклассных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся; формирование ведущих качеств личности таких как: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость. Острова тайн. Острова - это микрогруппы, советы дела, которые позволяют сплотиться и открывать различные тайны - знаний, здоровья, хорошего настроения. Задача аборигенов-островитян - стать единым коллективом "Архипелагом дружбы", к чему дети приходят на третьем и четвертом году обучения. 3 этап - 3 -4 класс «Архипелаг дружбы». Задачи этапа: сплочение детского коллектива; патриотическое воспитание школьников. Архипелаг - объединение островов, творческих групп, единый дружный коллектив. Жителей архипелага принимают в большое государство Средняя Школа. Модель "Архипелаг дружбы" помогает строить на основе имитационной игры органы самоуправления класса, символы и ключевые периоды жизни класса. План воспитательной работы класса ежегодно строится в соответствии с моделью воспитательной системы «Архипелаг Дружбы». Основной целью воспитательной работы является создание условий для воспитания патриотизма, развитие самостоятельности учащихся в условиях здоровье сберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом. Основными направлениями воспитательной работы стали: 1. «Гражданское и патриотическое воспитание» "Маленький архипелаг России". Мероприятия: цикл уроков гражданственности «Россия - многонациональная страна», организация органов самоуправления «Совет архипелага», участие в школьной деловой игре «Выборы», участие в конкурсе школьной журналистики «Время действовать!», месячник Защитника Отечества (встреча с военнослужащими, урок мужества, экскурсия в аэропорт «Кольцово», сбор посылок для солдат), конкурс «Силачи архипелага», конкурс инсценированной военной песни, конкурс экскурсоводов «На Урале мы живем - все узнаем мы о нем», участие в празднике для ветеранов, встречи с ветеранами, участие в школьном смотре строя и песни. 2. «Нравственное воспитание» «Музыка души». Мероприятия: участие в финале конкурса «Имидж класса», день музыки «Я хочу увидеть музыку», день пожилого человека «Маленькие друзья больших людей», КТД «День учителя» День сюрпризов для учителей, день матери «Приплыли мамы к нам на острова», классно-семейный вечер «Право выбора за нами», конкурс «Мисс и мистер островов», участие в школьной акции «Салют, Победа!» Праздник для ветеранов, цикл классных часов «Будь человеком!». 3. «Учеба, интеллект» «От аборигена до академика!». Мероприятия: неделя «Мои любимые книжки», математический брейн-ринг, участие в Рождественской ярмарке школьных компаний, КВН «Мы -экономисты!», Экскурсии в планетарий, музей радио, «За кулисами цирка», классный час «Я стал умнее!». 4. «Здоровье» «Островки Здоровья». Мероприятия: день Здоровья «Со мной семья и весь наш класс!», турнир архипелага по футболу, поход выходного дня, конкурс «На зарядку становись!», классные часы «Как правильно питаться» «Пища островитян», фотовыставка « Мы- спортивная семья!», игра «Дорога безопасности», профилактическое мероприятие «Доверие - как шаг к пониманию», спортивный праздник «Аборигены, вперед!», спортивный праздник «Грация -островитянка», шоу-конкурс «Последний герой», участие в конкурсе сочинений и кроссвордов «Путешествие в страну Здравия». 5. «Общение и досуг» "Ты да я, да мы с тобой!". Мероприятия: конкурс «Таланты и поклонники Архипелага», вечер «Давайте говорить друг другу комплименты», участие в школьном конкурсе игровых программ «Веселухин ложок», участие в КТД «Украсим школу», новогодняя Елка в семейном кругу, психологический тренинг «Я и ты», утренник «Милым дамам», конкурс «Сами с усами», шоу-программа «Острова и капитаны». Построение воспитательной работы в начальной школе на основе имитационно-игровая модели воспитательной системы «Архипелаг дружбы» позволило сплотить коллективы детей и родителей, обеспечить успешное функционирование ученического органа самоуправления, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, повысить качество знаний и дисциплину в классе, создать условия для формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, творческого активного участия в общественной жизни, повысить рейтинг класса в школе, повысить интерес родителей к жизни класса и совместному решению проблем воспитания. Обучающиеся класса включились в различные социальные общности: кружки, секции, посетили учреждения культуры и искусства, где учились общаться с новыми людьми. Совместные классно-семейные мероприятия позволили детям и родителям по-новому взглянуть друг на друга и пообщаться в новой среде и ситуации. Проведенные в классе мероприятия позволили по-новому взглянуть на одноклассников, увидеть в них положительные стороны, таланты и дарования, В течение года устойчиво сложились дружеские отношение, микрогруппы, отношения между ними ровные, дружелюбные. К ранее "отверженному" ребенку дети стали относиться ровно, сочувственно, перестали дразнить и насмехаться, стали защищать его от нападок ребят из других классов. В классе сложилось "Общественное мнение", для которого важно быть дисциплинированным и активным.

© 2010-2022