- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация и урок по литературному чтению Пушкин А. С. Буря мглою небо кроет
Презентация и урок по литературному чтению Пушкин А. С. Буря мглою небо кроет
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нугманова Т.Л. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, познакомить с эпизодами из его жизни.
Задачи:
-
Формировать умение понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
-
Развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения, умения работать в паре. Развивать интерес к творчеству поэта.
-
Прививать детям любовь к поэзии и музыке.
-
Воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация, фонограмма, карточки.
Ход урока:
I Организационная часть
1 Продолжается наш день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
2 Психологический настрой СЛАЙД 1
Чтение- …(лучшее учение).
Кто много читает-… (тот много знает).
3 Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение, анализировать его.
II Основная часть
1 Подготовка к восприятию
Слайд 2 ( портрет Пушкина А.С.)
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворение А.С.Пушкина « Буря мглою небо кроет», а также узнаем , как повлияла его няня Яковлева Арина Родионовна на его жизнь и творчество.
2 Повторение
Прежде чем начнем работать над новой темой, повторим в виде викторины сказки Пушкина, с которыми вы знакомились раньше.
Викторина СЛАЙДЫ 2-7
1 Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.
Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.( Балда. Сказка о попе и о работнике его Балде)
-
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руказзолотые перстни,
На ногах красные сапожки. ( Старуха. Сказка о рыбаке и рибке)
-
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как во сне,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется. ( Золотой петушок. Сказка о золотом петушке)
-
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор
С ними Дядька Черномор.( 33 богатыря. Сказка о царе Салтане)
-
Белолица, черноброва,
Нраву краткого такого. ( Царевна. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
-
Говорят, царевна есть,
Невозможно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает. ( Царевна. Сказка о царе Салтане)
Итог: Молодцы! Знаете сказки Пушкина.
3 Да, Пушкин сочинил много сказок. А вот почему он их писал, кто был его вдохновителем при этом, мы сейчас узнаем.
Рассказ о детстве поэта.
А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года. Родители не уделяли достаточно внимания воспитанию своих детей. Их воспитание занимались сменявшие друг друга французы-учителя. Почему именно французы? В те годы было модно читать и разговаривать только по-французски. Вокруг было все на французском. В 8 лет Пушкин мог читать и даже сочинял маленькие комедии на французском языке. Можно спросить, откуда он знал русский язык? В этом заслуга его няни СЛАЙД 8(фото ) Арины Родионовны. Она вынянчила его, а позже была рядом с ним до конца его жизни. Вот как она сама вспоминала о детстве Сашеньки.
«Хожу повсюду с ним гулять. О каждой птичке, каждом дереве ему рассказываю. Радуюсь вместе с ним, какая кругом красота: в аллеях старинные статуи стоят, фонтаны журчат.Дома с ним говорили на французском, но он больше любил со мной поговорить. Бывало начну ему русские сказки сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить »
Няня для поэта была самым главным человеком. Она оставалась ему верной подругой во всех жизненных ситуациях. Когда Пушкину исполнилось 25 лет, его отправили в ссылку в имение Михайловское, без права выезда оттуда. Пушкина бросила вся его семья. Не оставила его только няня- единственная близкая, любящая душа. Поэту было очень тяжело. И вот, находясь в таком состоянии, Пушкин написал Стихотворение « Зимний вечер». Это одно из самых грустных его стихотворений. Вы услышали весь текст, а работать будем над отрывком из этого стихотворения. Хочу добавить, что на многие стихи Пушкина положена музыка. Это стихотворение -не исключение.
-
Первичное восприятие.
Вы сейчас услышите не чтение, а пение этого стихотворения. Называется так романс
«Буря мглою небо кроет». Вы внимательно послушайте, а потом скажете, какие картины вы себе представляли.
Слушание
-
Проверка первичного восприятия ( задача: выявить эмоциональный отклик на услышанное, проверить понимание общего содержания)
Беседа
-Какие чувства вы испытывали? ( грусть)
-Расскажите, какие картины вы себе представляли? ( вихри, бурю)
- Понравился ли вам?
Чтение учителем отрывка .Сейчас я прочту отрывок.
-Какие слова вам непонятны?
-
Словарно - лексическая работа. СЛАЙД 8
Кроет- покрывает,
Лачужка- небольшая старая избушка,
Обветшалая кровля- старая разрушающаяся крыша.
-
Физминутка
Раз - налево,
Два - направо,
Три - наверх.
Четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир!
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше Убедитесь вы сейчас.
-
Беседа по содержанию и определению идеи.
-Какое настроение у героя рассказчика?
-Почему ему грустно?
- Кто был рядом?
Да, Тольки нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
-Как вы думаете, в чем главная мысль этого стихотворения? ( Когда тебе плохо, но рядом есть кто-то близкий, то легче пережить тяжелый момент в жизни.)
-
Повторное чтение и анализ
Прочтите первые две строки. Какое настроение создает описание состояния природы и погоды в начале стихотворения?
(суровое, злобное)
-Что такое буря? ( ненастье с сильным ветром)
- На что похожи снежные вихри? ( На порывистые круговые движения ветра, все смешивают на своем пути)
- Прочтите дальше, с помощью каких слов Пушкин передает характер бури.( как зверь завоет, заплачет как дитя)-Как такой прием называется в литературе? ( сравнение)
-Поэт сравнивает бурю с этими образами. Но есть различие в этих образах: зверь -это хищник, дитя-маленький человек, а путник- взрослый, который куда-то идет.- Какие слова использовал поэт с этими образами? ( зверь завоет, дитя заплачет, путник постучит).
Вот вы и представьте, какие звуки издавала буря.
-
Жужжащее чтение.
Перечитайте стихотворение. Какие звуки помогают нам представить вой, плач? (Ответы детей)
СЛАЙД 9
Буря мглОЮ небо крОЕт,
Вихри снежные крУтя;
То как зверь она завОЕт,
То заплачет как дитЯ.
Чтение хором только выделенных звуков./ у, ойу, ойе, у, о, а/
-Как страшны эти звуки . Создается образ бушующей вьюги.
-Какие эмоции испытывают воющий зверь, плачущее дитя? ( тоска, печаль, горе, беспомощность)
-Найдите, что делала буря?( Соломой шумела)
-А какой звук помогает нам представить шум бури?
СЛАЙД 9
То по кровле обветШалой,
Вдруг соломой зашШумит,
То как путник запоЗдалый,
К нам в окоШко заСтучит.
Читаем хором только их.
-Что издает такие звуки? (шуршание соломы, шум за окном)
-
Работа над выразительным чтением.
А)Выбор темпа, тона, интонации.
- С каким чувством необходимо читать это стихотворение? ( с грустью)
- В каком темпе? Нормально, медленно или убыстренно?
- Почему?
Б) Возьмите карандаш . Сейчас вы будете работать в парах, отмечать главные слова, паузы, повышения и понижения голоса. СЛАЙД 10 Работа в парах.
В)Сверка со СЛАЙДОМ 11
Г) Дыхательная гимнастика.
Чтобы правильно говорит., мы должны правильно дышать. Глубоко вдохните, остановитесь и начинайте медленно дуть на воображаемую свечку. Дуйте так , чтобы она не потухла пока не закончится воздух. Теперь вдох. Задержка дыхания. Короткими толчками выдыхаем воздухю
-
Чтение друг другу.
-
Физминутка «8 », « Светофор»
-
Хоровое чтение.
-
Выразительное чтение по очереди.
III Заключительная часть
Итог урока.
-Когда человек переживает, для него важно, чтобы в эти минуты рядом оказался верный друг. А у вас есть такой друг?
-Затронуло ли стихотворение струнку в вашей душе?
У вас на столах лежат смайлики. Выберите себе тот, который соответствует вашему настроению и работе на уроке.
Инструктаж д/з.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворении. Наизусть по желанию.
Выставление оценок.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок,
Сегодня на уроке хорошо работали…
Всем спасибо за работу. Гостям спасибо за внимание.