- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема самоанализа: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения. Цель: представить опыт работы учителя начальных классов и руководителя МО «Детство» по реализации здорорьесберегающих технологий в учебн
Тема самоанализа: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения. Цель: представить опыт работы учителя начальных классов и руководителя МО «Детство» по реализации здорорьесберегающих технологий в учебн
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябухина В.П. |
Дата | 05.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Введение Наше общество испытывает сегодня острую потребность в успешных, инициативных, грамотных, нравственно и физически здоровых, ответственных за свою страну молодых людях. А воспитание таковых и есть главная цель приоритетного национального проекта «Образование». Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, информатизация, экологизация и расширение объема практикоориентированных знаний - вот некоторые из требований к преподаванию сегодня. «Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - писал В.А.Сухомлинский. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. По мнению специалистов - медиков, причины 75% болезней человека возникают в детские годы. Возраст от 1 года до 15 лет наиболее благоприятен для сохранения будущего здоровья. По результатам исследований российских психологов учащиеся начальных классов, которые учатся на «4» и «5», проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5 - 3 часов. К этому следует прибавить время, проведенное перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате - усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия и т.п. Результаты исследований, проведенные обучающимися экологического объединения «ЮнЭк» (МБОУ «Новотырышкинская СОШ»), подтвердили актуальность проблемы для нашей школы. Количество школьников с различными патологиями увеличивается. За последние четыре года рост составил 5%. Данная проблема подтверждена и данными диспансеризацией школьников, представленными на рис 1.
Рис 1.Виды заболеваний школьников МБОУ «Новотырышкинская СОШ»
(по данным диспансеризации 2007 г.) Вот почему проблема здоровьесбережения в образовательном процессе стала для нас приоритетной. Тема самоанализа: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения. Цель: представить опыт работы учителя начальных классов и руководителя МО «Детство» по реализации здорорьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе. Задачи: - проанализировать документацию и изучить фактические показатели по данному направлению; - выявить позитивные достижения педагогической деятельности; - обобщить и представить полученные результаты в наглядном виде; Для выполнения цели и решения задач использовались следующие методы: - изучение методической литературы и анализ школьной документации по проблеме; - диагностирование; - статистическая обработка и представление полученных данных; - самооценка. Дата и место выполнения работы: сентябрь - декабрь 2011 г. МБОУ «Новотырышкинская СОШ» Колыванского района НСО, с. Новотырышкино, ул. Советская 21.
I. Планирование работы на МО «Детство» и основные ее направления В данном разделе самоанализа представлен опыт работы автора как руководителя МО учителей начальных классов «Детство». Методическая тема, над которой работает с 2008-09 учебного года МО начальных классов Новотырышкинской школы, называется «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения». За основу работы мы взяли методику, разработанную ученым, врачом и педагогом В.Ф.Базарным. Изучили опыт работы учителей начальных классов И.В. Посметовой (школа №71 г. Краснодар, победитель конкурса на получение денежной премии Президента РФ. Начальная школа. 2008 №9), Л. В. Тимичевой (школа № 5 г. Кировск. Начальная школа №9 2009 г.) и инновационные методики экспериментальной площадки Соколовской СОШ Колыванского района (тема «Сохранение и укрепление здоровья школьников как условие повышения нового качества общего образования в сельской школе»). На заседании МО «Детство» разработали свою программу, цели и задачи по работе в данном направлении с учетом условий школы (Приложение 2,6 ).
Цель: Сохранение здоровья учащихся путем применения творчески ориентированных здоровьесберегающих технологий в школьное образование. Задачи:
- Укрепление здоровья детей через организацию творчески ориентированного учебно-воспитательного процесса.
- Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. Воспитание культуры здоровья учащихся обучением здоровьесохраняющим технологиям.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
- Формирование системы внеурочной работы.
- Привлечение к работе родителей и общественности.
Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий
Здоровье Образование
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Санитарно-гигиенические Педагогические Медико-профилактические
Организационно-педагогические психолого- педагогические
Информационные
Физкультурно- оздоровительные
II. Внедрение технологий здоровьесбережения в учебно - воспитательный процесс В данном разделе автор раскрывает основные аспекты работы с классом в 2009-10, 2010-11, 2011 (первое полугодие) учебных годах.
II. 1. Работа по изучению класса В начальной школе 5 классов комплектов. Средняя наполняемость классов 15 человек. В школе нет медицинского работника, психолога, поэтому основная задача по изучению физического и психологического состояния детей ложится на учителя и социального педагога.
II. 1. 1. Диагностика в 1 классе В 2009-2010 году в первый класс пришли 15 человек. Работу с классом автор начал с изучения обучающихся и их семей. Из 15 человек детский сад посещали только 35% детей. Группа в саду была смешанная (с 3 до 5 лет), поэтому у воспитателей возможности проводить полноценные занятия, как в городском саду, не было. Но все дети посещали «Школу будущего первоклассника» в течение года. Материальный уровень большинства семей низкий. Многодетных семей - 3, малообеспеченных - 5, детей из приемных семей -2, неполных семей - 2, второгодники - 1 человек. Некоторые дети предоставлены сами себе, так как родителям приходится ездить на работу в район или город, т.к. в селе работы нет. В первой четверти была проведена диагностика психологической готовности детей к обучению в школе. Она проводилась по методике «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» [4, с.173] и показала следующие результаты:
Рис.2 «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» . 20.10.09 Данные диагностики позволили учителю сделать вывод о том, что практически половина класса (47%) не полностью готовы к обучению в школе и нуждаются в индивидуальной дополнительной работе по выявленным проблемам. По данным медосмотра 2009-2010 уч.г. в первом классе здоровы только 29 % школьников. Данные диспансеризации первоклассников представлены на рис. 3.
Рис.3 Диспансеризация школьников в 2009-10 уч. г. 1 класс. В процессе обучения грамоте учитель выявил серьезную проблему - что в помощи логопеда нуждалось 10 человек - это 64%. Данные представлены на диаграмме рис.4.
Рис.4. Количество обучающихся 1 класса, нуждающихся в помощи логопеда. 09.2009 г. Так как в школе нет логопеда, перед учителем встала еще одна серьезная проблема, которую необходимо было решать в дальнейшей работе. И в первую очередь убедить родителей в необходимости обращения к логопеду в районном центре. Конечно же, не все сельские мамы и папы принимают такие рекомендации к исполнению, что осложняет дальнейшее обучение детей.
II. 1. 2. Диагностика социально-психологической
позиции ребенка в классном коллективе Основные задачи диагностики: - определить уровни развития ребенка; - обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону; - увидеть норму и отклонения (ориентируясь на эталон); - проанализировать полученные факты; - установить причины изменений; - выработать план действий дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики. В течение года были проведены диагностики по изучению классного коллектива и отношения ребенка к школе.
- Микропрактикум «Мой класс» 29.01.2010г. Использовался рисуночный тест [4]. Результаты тестирования представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Микропрактикум «Мой класс» 29.01.2010г Вывод: эмоционально благополучная позиция у 67% детей (10 человек), неблагополучная позиция 20% (3 ученика: Морозов Влад, Павчинский Коля. Сажина Влада) и «принимаемый учителем» (позиция «учитель - ученик» -2 чел.) 13 %.
- Изучение межличностных отношений в классе. [15 с.123].
Рис.6. Изучение межличностных отношений в 1 классе. 4.02.2010. Вывод. Полученные данные показали, что 93 % учащихся свою принадлежность к данному классному коллективу рассматривают положительно. Вызывает тревогу положение одного ребенка (Сажина В.). Она занимает отрицательную позицию, для учителя становится очевидной необходимость индивидуальной работы в данном направлении, как с ребенком, так и с его родителями.
- Так же были обработаны данные социометрического теста [15, с.124-125].
II. 1. 3. Диагностика во 2 классе Во втором классе 13 человек. Три человека выбыло, одна девочка прибыла в приемную семью. Планирование учебно-воспитательной работы в классе было скорректировано с учетом реального положения в коллективе и каждого ребенка в отдельности. Проведены повторные диагностики. Их результаты представлены на диаграммах (рис. 7) [15, с. 123]
- Изучение межличностных отношений в классе. 04.04.2011 г.
1.Нравится ли тебе учиться в этом классе?
2.Хотел бы перейти в другой класс?
3.С каким утверждением ты готов согласиться?
4.Если бы возникла возможность вместе провести каникулы, как бы ты к этому отнесся?
Рис.7. Результаты анализа межличностных отношений во втором классе. 04.04.2011 г
Вывод: 100% детей свою принадлежность к этому классу рассматривают положительно.
-
Уровень адаптации учащихся 2 класса к школе. 20.04.2011[11]
Рис. 8. Результаты анализа уровня адаптации учащихся второго класса. 20.04.2011. Вывод. Результаты повторной диагностики показали положительную динамику адаптации школьников по сравнению с показателями первого года обучения. У Павчинского Коли социально неблагополучная позиция сменилась на благополучную. Дети из группы «предпочитаемых» перешли в группу «звезды». Порадовало то, что второгодник Казанцев Вова (который был в «группе отверженных», никто из ребят не хотел с ним дружить), перешел в «группу предпочитаемых». Он стал с удовольствием посещать школу, общаться с детьми, участвовать в разных мероприятиях, хотя успехи в обучении еще очень слабые. Все дети свою принадлежность к этому классу стали рассматривать положительно.
- Диагностика по самооценке младшего школьника. 3.12.10
Рис.9. Результаты диагностики анализа самооценки второклассников.
II.2.Организация учебного процесса В данном разделе представлены УМК и результаты учебных достижений обучающихся.
II.2.1. Организация учебного процесса и режим учебной нагрузки Начальное звено с 1 сентября 2011 года работает в режиме пятидневной недели. Расписание уроков составлено в соответствии с нормами СанПина. Рабочая программа автора составлена на основе Примерной программы начального образования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы «Школа Россия» для 1-3 классов. В УМК входят: учебники: Зеленина Л., Хохлова . Русский язык. - М. Просвещение, 2008. Моро М. И. Математика М. Просвещение, 2008. Креманова Л. Р. Литературное чтение. Родная речь. . - М. Просвещение, 2008. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М. Просвещение, 2008. Программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования и на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе Российской Федерации «Об образовании».
II.2.2. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке Автор относится к педагогам эмоционально-методического стиля (ЭМС). В выборе форм, методов и приемов ориентируется на особенности класса, конкретную ситуацию и интуицию. В урочной деятельности придерживается традиционных технологий с применением интерактивных форм и методов обучения. Вместе с тем изучает новые методы и технологии и применяет их в работе. [15, с. 75] При организации урока в условиях использования здоровьесберегающих технологий предусматривается: -эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, позитивное сотрудничество учащихся; - чередование видов деятельности; - использование наглядных пособий; - включение в деятельность элементов творчества; - обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику; - проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз; - оптимальная дозировка домашнего задания. Уроки проводятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Особое внимание правильной посадке учащихся. Ежемесячно меняется положение каждого ученика в классе по отношению к свету. Проводятся специальные физкультминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковая гимнастика для расслабления мышц пальцев рук. Используем массажные коврики, которые помогают разнообразить физкультминутки и динамические паузы. В классе сделали игровую стену «Ладошки». Учащиеся наклоняются и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук. Очень важным является положительный эмоциональный настрой учащихся на работу, предоставление возможности разностороннего восприятия учебной информации (через слух, зрение), атмосфера взаимного уважения в коллективе, психологический комфорт. Для создания здоровьесберегающей среды на уроке используются специальные приемы и методики. Режим смены динамических пауз. Во время урока учащиеся работают то сидя, то стоя, иногда по команде учителя передвигаются по классу. Главное в этой технологии - смена позы. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, располагаются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом тренируют глазные мышцы. Прослушивание музыки также благоприятно воздействует на организм: человек меньше устает и выполняет больший объем нагрузки. Классическая музыка избавляет от тревожных мыслей. Самой полезной считается музыка В.А.Моцарта. Для успешной работы необходима хорошая оснащенность учебного кабинета. В кабинете подобран материал, включающий в себя задания и упражнения, различающиеся содержанием, видом и формой, а также схемы уроков, позволяющих гибко и динамично использовать этот материал. Такое разнообразие дает ученику свободу выбора формы задания, стимулирует его к использованию разнообразных способов выполнения. Работа по расширению словарного запаса строится на тщательном отборе нужного и привлекательного для детей материала. Широко используется исторический и местный материал из школьного музея, ИКТ. Проведены классные часы на базе филиала Школы искусств «В гости к мастеру» ( 1.11.2010 года). Встреча с преподавателями Расторгуевой С.Н. («Класс ИЗО»), Королевой С.А. - («Класс Фортепьяно»). На уроках автор предпочитает методы активной педагогики. Часто применяются проблемный, частично - поисковый, творческий, исследовательский, не исключаются репродуктивные методы, такие как рассказ, беседа, наблюдение. Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются по природе своей прирожденными исследователями. Проводили такие исследования как «Летучие вещества - фитонциды», «Определение запыленности воздуха» и др. Автор использует методические рекомендации З.В. Бродовской (НИПКиПРО,2004) и методическое пособие А.В.Телегиной (НИПКиПРО, 2000). Наряду с традиционной формой урока проводятся урок - путешествие, урок - КВН, урок - игра, урок - экскурсия, урок - конкурс, урок - сказка и др. Такие занятия способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу и снятию усталости. Каждый из них имеет ряд своих особенностей и позволяет создать атмосферу доброжелательности, помогают зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Примером применения методов проектов является образовательный проект «Лукошко» (недельный). (Приложение 6 ) Одно из важных условий для положительного отношения к учебе - ситуация успеха. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Однажды пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Иногда предлагается заполнить еще до начала урока таблицу готовности по пятибалльной шкале: 5 баллов - хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать; 4 балла - я готов к работе 3 балла - я не очень хорошо себя чувствую, мне не всегда удается, я отстаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь; (баллов «2» и «1» нет) Такая таблица готовности помогает увидеть проблемы каждого ребенка и вовремя оказать ему помощь. Для изучение уровня мотивации и интереса к предмету у третьеклассников использовалась диагностическая методика «Мое учение» (Алоева М. А. Родительские собрания в 3-4 классах/ -Ростов н/Д: Феникс, 2005). Данные исследования представлены на диаграмме:
Рис.10 Уровень мотивации и интереса к учению и к школе. 3 кл. 16.12.2011 г.
II.2.3. Анализ диагностирования учебного процесса
Табл. 1.Динамика успеваемости школьников
Уч. год
Окончили на «5» и «4»
Имеют одну «3»
Учатся на «3»
Уч-ся
%
Уч-ся
%
Уч-ся
%
2008-09
7
46,6
2
13,4
6
40
2009-10
7
54
2
15
4
31
2010-11
7
54
3
23
3
23 Данные, приведенные в таблице 2 позволяют проследить положительную динамику в успеваемости обучающихся. Качественная успеваемость за три года возросла с 46,6% до 54%.
Табл.2. Количество обучающихся начальных классов,
охваченных физкультурно-оздоровительной работой
Уч. год
2008-09
2009-10
2010-11
Количество учащихся всего
70
68
65
Всего охвачено %
100 %
100%
100%
Занимаются в спортивных секциях %
34 %
36 %
28 % Охват обучающихся начальной школы физкультурно-оздоровительной работой составляет 100 %. Из них посещают спортивные секции в среднем 33% детей. Это уменьшение посещающих спортивные секции объясняется тем, что в 2010-11 году в школе увеличилось число классов-комплектов (два первых класса), а в спортивные секции ходят дети 3-4 классов. Техника чтения отслеживается ежемесячно, что дает учителю возможность судить о ее результатах и корректировать индивидуальную работу с учеником. В итоговой карте отмечается скорость и качество чтения каждого ребенка. В таблице представлены итоговые результаты в целом по классу.
Данные 1-го класса на начало уч. г.
Табл. 3. Техника чтения учащихся (чел./ %)
Показатели
1 кл.
%
2 кл.
%
3 кл. (1-е полугодие)
%
Выше нормы
6 чел.
40
8 чел.
62
7 чел.
55
Норма
6 чел.
40
3 чел.
23
5 чел.
37
Ниже нормы
3 чел.
20
2 чел.
15
1 чел.
8 Количество учащихся, не читающих норму, за данный период уменьшилось с 20 до 8%. Динамика увеличения детей, читающих норму и выше, увеличилась с 40% до 46 %. Результаты итоговой комплексной работы за 2-й класс (2010-11 уч. г.) по стандартам второго поколения (О. Логинова, С. Яковлева, М., Просвещение, 2010) представлены на рис.11. Работу писали 12 человек, один ребенок освобожден от выполнения работы (дисграфия и дислексия).
Рис.11. Результаты итоговой комплексной работы во втором классе. Табл. 4. Итоговое тестирование по окружающему миру 2 класс 2010 - 2011 Ка 0,9 - 1 0.8 - 0,9 0,7 - 0,8 Менее 0,7 Оценки «5» «4» «3» «2» К - коэффициент усвоения а - количество правильно выполненных учащимися операций Р - общее число операций
Ка = а : Р
Рис. 12. Итоговое тестирование по окружающему миру 2 класс
- Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы (Мониторинг 2009) (Приложение3).
- Результаты математического конкурса-игры «Кенгуру-2009» (Приложение 4).
- Результаты игрового конкурса по естествознанию «ЧИП-2010» (Приложение 5).
II. 3. Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности Одно из направлений работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни - это различные мероприятия, на которых дети учатся быть здоровыми; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Такие занятия способствуют профилактике детского травматизма и различных заболеваний; расширению знаний о физической культуре и спорте. Эти занятия проводим с привлечением различных специалистов. Например, ежемесячные Дни Здоровья помогают проводить организатор ОБЖ Соловьев Ю. П., учитель биологии и руководитель экологического объединения «ЮнЭк» Кутькина З. П., социальный педагог Тихонова Р. П., методисты СДК и медработники. Дети любят играть. Это стремление используется в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость. Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, очень привлекают учащихся. Многие из них проводятся на открытом воздухе. Уроки здоровья - это конкурсы и семейные праздники, практические занятия и викторины, заочные экскурсии и путешествия, презентации, утренники, занимательные беседы. Содержание уроков здоровья представлено в отчетах по работе МО и др. (Приложение 2, 6) Тематика уроков по правильному питанию представлена в рабочей тетради «Разговор о правильном питании» ( М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Москва, 2004). Для проведения уроков по ОБЖ используем пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» ( CD Мин. образов. и науки РФ МЧС России.), которое основывается на просмотре и обсуждении учебного видеофильма. Тема занятия раскрывается в видеофрагменте, актуализация знаний происходит путем выбора правильного ответа на предложенные вопросы. Результаты уроков здоровья: -осознание обучающимися ценности здоровья и представления о здоровом образе жизни; -понимание роли полезных привычек в сохранении здоровья ; -осознание губительного влияния вредных привычек на здоровье человека; -освоение норм здоровьесберегающего поведения в мире природы и людей. Все вышеперечисленные мероприятия подтверждаются документально (Приложение 2, 6, 7 ).
II. 4. Работа с родителями Проблема состояния здоровья учащихся и его сбережения постоянно поднимается в работе с родителями. Перед тем как начать работу над данной методической темой, было проведено анкетирование родителей, а также родительское собрание по изучаемой проблеме. (Приложение 6 ) Анкетирование родителей помогло получить необходимую информацию об особенностях здоровья детей. На родительском всеобуче обсуждены «Режим дня школьника», «Беседа о правильном питании», «Детские неврозы и их профилактика», «Гармония общения - залог психического здоровья ребенка», «Компьютер: за и против» и др. Для школьников и их родителей оформили сменный стенд «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». Систематически проводятся Дни открытых дверей. Это привлекает родителей, посещаемость таких уроков 80 -90 %. По результатам медико-педагогических обследований учащихся проведены индивидуальные консультирования родителей. Организованы встречи с психологом и логопедом района, сельским педиатром и социальным педагогом школы. Составлена карта здоровья класса. Количество пропущенных уроков по болезни в первом классе (2009-2010) за год составило - 668, а во втором классе (2010 -2011) - 926. Это еще один повод для работы учителя совместно с родителями по созданию условий для сохранения здоровья детей. (Приложение 6).
II. 5. Работа МО «Детство» по созданию условий для здоровьеформирующей деятельности За последние три года улучшилась оздоровительная инфраструктура школы: проведен ремонт спортивного зала, вставлены пластиковые окна, оборудованы две спортивные площадки, в кабинетах начальных классов установлены умывальники, оформлены зеленые уголки, приобретены ковры и спортивное оборудование для спортивных игр. Зимой оборудуется горка и лыжня. В школьной столовой работает квалифицированный повар. В настоящее время горячим питанием охвачены все дети. В кабинетах соблюдается воздушно-тепловой и световой режим. Во второй половине дня для детей проводятся занятия в школе искусств, спортивные секции, кружки по интересам на базе школы и СДК. Окружение школы позволяет проводить занятия на свежем воздухе: рядом лес, озеро, река, овраг. Это экскурсии, походы выходного дня, турслеты, игры и пр. Летом при школе работает оздоровительный лагерь, который посещают до 90% детей начальной школы. Что удалось сделать?
- Разработана программа по теме «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения».
- Проведен круглый стол для учителей начальных классов, на котором составили план работы по ее реализации на разных этапах.
- Добиться осознания учителями начальных классов необходимости и возможности решения поставленной цели, включить учителей в поисковую деятельность по овладению инновационной методикой преподавания.
- Руководителем МО с каждым педагогом было проведено собеседование о том, как можно реализовать поставленные задачи через урок, как вычленить тему ЗОЖ в предмете через тематическое планирование, что можно изменить в содержании, использовать в структуре, методике урока, чтобы научить ребенка работать и сохранить его здоровье, а также привить навыки здорового образа жизни.
- Для организации выполнения плана МО сумело объединить и скоординировать усилия участников педагогического процесса и включить их в активную работу.
- Единомышленниками и помощниками в проведении различных мероприятий стали зам. директора по ВР Кутькина З. П., организатор ОБЖ Соловьев Ю. П., медицинские работники, специалисты СДК и сельской библиотеки.
- Обеспечить пропаганду педагогических знаний и индивидуальную помощь для родителей, необходимую для выполнения поставленной цели.
- На базе МО проведены районные семинары учителей начальных классов, которые получили высокую оценку коллег и методистов:
(Приложение 2, 6, 7 )
III. Обобщение и распространение педагогического опыта. Профессиональные достижения учителя
- Присвоено звание «Отличник народного просвещения» 1993 г.
- Защита на высшую квалификационную категорию:
- Автор систематически повышает уровень педагогического мастерства обучаясь на курсах повышения квалификации в НИПК и ПРО. Последние курсы «Модернизация литературного образования младших школьников при переходе на ФГОС» 2010 (108 час.). Во время обучения сданы зачеты по темам: «Современные технологии в литературном образовании младших школьников» и «Проектная деятельность на уроках литературного чтения».
- Участие в профессиональных конкурсах и фестивалях:
- Работа в составе жюри районных этапов конкурсов «Учитель года -2003 и 2009», «Урок года - 2008».
- Руководство школьным МО учителей начальных классов (на протяжении 15 лет);
- Опыт работы автора представлен на МО учителей начальных классов Колыванского района, проведенных на базе МБОУ «Новотырышкинская СОШ»:
- Выступление на педсоветах: «Опыт работы учителя. Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива» (2010), «Из опыта работы МО «Детство». Технология подготовки и проведения родительских собраний» (2011);
- Выступление перед родителями: «Безопасный мир ребенка» (2009), «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» (2010), «Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении» (2011) и др.
- Наставник молодого специалиста учителя начальной школы Рунц М. В.;
- Руководство педагогической практикой студенток Болотнинского педучилища Свириной Л. , и НГПУ Рябухиной Е.
- Подготовка с детьми исследовательского проекта «Зимний букет» на V районную научно-практическую конференцию школьников «Моя малая Родина» (2009);
- Награждение почетными грамотами начальника управления образования администрации и Главы администрации Колыванского района и др.
(Приложение 2, 6,7)
Заключение Работая над темой «Создание здоровьесберегающего пространства как условие повышения качества образования» автор проанализировал и обобщил опыт педагогической деятельности по данному направлению. В самоанализе обоснована актуальность проблемы здоровьесбережения для конкретной школы, определены основные теоретические аспекты этой технологии, представлены и проанализированы фактические показатели работы педагога как учителя и руководителя МО «Детство» по данному направлению. Анализ этих данных позволил автору выявить позитивные достижения обучающихся в учебной и внеурочной деятельности, увидеть проблемы, которые необходимо учитывать в дальнейшей коррекционной работе с классом, родителями и коллегами. Конечно, учитель не в состоянии положительно повлиять на все аспекты здоровьясбережения ребенка в силу объективных обстоятельств. Но уже то, что он может сделать для этого в повседневной школьной жизни, дает определенные положительные результаты. Если педагогу удалось создать комфортное пребывание ребенка в школе, то это непременно положительно скажется на его отношении к учебным занятиям и их результатам - успешному усвоению материала. И в этом позитивные показатели в работе автора, несомненно, есть. Результаты исследования представлены документально в таблицах, диаграммах, видеозаписях, презентациях, фотографиях, поощрениях и отзывах коллег. Сделано приложение, представлен список использованной литературы. Таким образом, подтверждена актуальность темы самоанализа. Выбранные методы исследования помогли выполнить намеченные цели и задачи. Более полное представление об авторе, его учениках и методах работы можно получить при просмотре приложения.
Литература
- Агеева С.В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. Справочник классного руководителя. №10-2009.
- Алоева М. А., Бейсова В.Е. Родительсие собрания в 3 - 4 классах /Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Апсина Д. А. Укрепление здоровья сельских школьников. Справочник руководителя сельской школы. №5-2007.
- Богомолов В. Тестирование детей/ Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Бродовская З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе. - Новосибирск, изд-во НИПКиПРО. 2004.
- Дневник классного руководителя начальной школы / Дюкова О. В. Юпина В. Н. Изд. «ВАКО», 2007.
- Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников - Волгоград: Учитель, 2009.
- Логинова Н.А. Программа «Здоровье» в школе. Справочник классного руководителя. №10 - 2007.
- Максимова Е.К. Формирование здорового образа жизни. Справочник классного руководителя. №8-2007.
- Олиференко Л.Я. Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации. Москва, -2005.
- Панченко Н. А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя - Волгоград: Учитель, 2007.
- И. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования. Начальная школа.№9-2008
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Телеганова М.В. «Интересно. Весело. Полезно». Интеллектуальные игры для младших школьников. Из опыта эколого-краеведческой работы: методическое пособие. - Новосибирск: изд-во НИПКиПРО.- 2006.
- Тетрадь по педагогической практике. Новосибирский государственный педагогический университет, 1999.
- Чугунова Н.П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя. Начальная школа. № 9-2008.
Приложение:
- Основные принципы здоровьесбережения, используемые автором.
- Отчет о деятельности МО «Детство».
- Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы.
- Результаты математического конкурса-игры «Кенгуру-2009».
- Результаты игрового конкурса по естествознанию «ЧИП-2010», «ЧИП-2011».
- CD № 1:
- Родительское собрание№1;
- Родительское собрание №2;
- Здоровьесберегающие технологии (презентация);
- 1 класс (воспитательные мероприятия, что сделано);
- Утренник «Живая газета»;
- Проект «Овощи»;
- Урок чтения;
- День открытых дверей.
- 2008-09, 2009-10;
29