Урок русского языка по теме Разделительный мягкий знак

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Разделительный мягкий знак» Цель: сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака Задачи: образовательные - формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; Развивающие - развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, формировать познавательные, коммуникативные, рефлексивные, регулятивные УУД Воспитательные - воспитывать внимание, доброжелательность Социальные - формировать умение работать в парах, в коллективе, осуществлять контроль, взаимоконтроль. Оборудование: сигнальные кружки зелёного и красного цвета, дидактические карточки, презентация, учебники. 1. Организационный момент. Психологический настрой. -Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. -Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь. Почувствуйте тепло и поддержку друг друга. Это поможет вам в работе на уроке. Садитесь. 2. Разминка для пальчиков. 3. Чистописание. -Запишите в тетради число, классная работа. -Посмотрите на буквы (слайд) е ё ю ь я. Что общего в этой записи? (Все буквы обозначают мягкость согласного) -На какие две группы их можно разделить? (мягкий знак и гласные второго ряда) -Какая буква лишняя? (мягкий знак, т. к. не обозначает звука) -Что общего у гласных второго ряда? (обозначают два звука). В каких случаях? (в начале слова и после гласной) -Запишите соединения мягкого знака с данными гласными. Посмотрите на образец, данный на доске. (запись на доске ьеьёьюья ). Обратите внимание на соединения верхнее, нижнее. Подчеркните соединение, которое больше всего вам понравилось. 4. Словарная работа. -Запишите в тетради слово «словарь». Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно списать эти слова и вставить пропущенные буквы. Поставить ударение и подчеркнуть ту букву, которую вставили (слайд) М…рковь, п…льто, м…дведь, сн…гирь, ф…враль. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте с доски данные слова, если есть ошибки исправьте( слайд). Обменяйтесь обратно тетрадями. Поднимите руку те, кто написал без ошибок все слова. Остальные ребята, допустившие ошибки, дома поработайте с этой группой слов, чтобы в следующий раз написать без ошибок. - Ребята, что объединяет все эти слова? (мягкий знак) -На какие две группы можно их разделить? (на слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?Мягкий знак в середине слова, мягкий знак в конце слова.) -Какую работу выполняет ь в этих словах? (служит для мягкости согласного звука) -Где может стоять ь, который смягчает согласный? (в середине слова, в конце слова) 5. Физминутка для глаз. 6. Активизация знаний. Постановка проблемы. -Перед вами пословица. Прочитайте. (слайд) Моё здоровье в моих руках. -Как понимаете пословицу? -Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку, не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе, т. е. вести здоровый образ жизни. -Посмотрите внимательно на слова. Есть ли в них слово с буквой, которая не имеет звука? (здоровье) -Какую роль играет ь в этом слове? (смягчает, разделяет) -Да, ь и смягчает, и разделяет гласную от согласной. -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Разделительный мягкий знак) -Чему мы будем учиться на уроке?(правильно писать слова с разделительным ь ) 7. Введение в тему. Постановка проблемы. -Перед вами два столбика слов (слайд). Они помогут нам открыть новое правило. коньки шитьё пеньки ульи деньки деревья крыльцо счастье редька вьюга -Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет?(во всех словах в середине пишется ь) -По какому принципу я разделила слова в два столбика?(первый столбик - слова с ь - смягчающим, второй столбик - с разделительным ь ) -Прочитаем хором слова второго столбика, послушайте, как они звучат. Что заметили? (Слова как будто разделились на части) -Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? Шитьё [й' о] Ульи [й' и] Деревья [й' а] Счастье [й' э] Вьюга [й' у] -А какую букву надо писать, когда мы произносим слова таким образом, как будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук [й] ? (разделительный мягкий знак) -А давайте найдём ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный мягкий знак?(слайд) -Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую, подчеркните ь одной чертой, а гласную двумя чертами. 8. Открытие нового знания. -Итак, что получилось? Что дала проверка? Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга. -Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило написании разделительного мягкого знака в словах.(Даётся опора : Разделительный мягкий знак пишется после _______________,перед гласными ______________________ .) -Давайте проверим наше открытие. Откройте учебники на странице 72, прочитайте правило вслух. -Итак, кто же ответит на вопрос: когда пишется разделительный мягкий знак? (слайд) (разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е ё ю я и) - Вы поступили культурно, спокойно, выслушав своих товарищей. Молодцы. Физминутка. 9. Введение нового знания в систему знаний и повторение. -Узнав новое о ь , мы сможем выполнить различные упражнения. 1). Подписать рисунки. (слайд) Платье, стулья, листья, воробьи, муравьи. -Запишите каждый в свою тетрадь. А теперь проверьте. (слайд) 2) У вас па партах лежат кружки красного и зелёного цветов. Я называю слово, а вы посовещавшись друг с другом поднимите нужный кружок. Если в слове нужно писать ь- показатель мягкости - поднимите зелёный кружок, а если ь - разделительный, то красный кружок. Будьте внимательны. Наталья, вязанье, коньки, Илья, мельница, деньги, варенье, яблонька, скамья, веселье. -Молодцы. Вы были внимательны и уважали мнение друг друга. 10. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. -Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком. 1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья) 2. Банан сорвала ловкая …(обезьяна) 3. Охотник зарядил…..(ружьё) 4. Бабушка варит малиновое …. (варенье) -А сейчас обменяйтесь листочками и проверьте. (слайд) 11. Итог урока. -Так какая была тема нашего урока? -Когда в словах пишем ь- разделительный? - В подарок вам стихотворение. Оно лежит на партах у каждого. Прочитайте. Перед е, ё, и, ю, я, Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё- Перед я, ю, и, е,ё Каменья, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья. 12. Домашнее задание. -Найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть её. 13. Рефлексия. -Что сегодня было легко? В чём испытывали трудности? Почему? Какие задачи поставим на следующий урок? 14. Оценивание. -По-вашему мнению, кто на уроке работал хорошо? Чью активную работу хотите отметить? -Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за урок.










© 2010-2022