Статья по русскому языку на тему: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елена Анатольевна Пинаева

Коммунальное государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Н.Г. Чернышевского»

Казахстан, Семей

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ Говоря о письме, как виде деятельности, прежде всего, следует обратить внимание на то, что большинство людей пишут правой рукой. Проработав в школе более 20 лет, в каждом новом классе сталкиваемся с двумя, а один раз даже с пятью леворукими первоклассниками. По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25% леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушение наглядно - образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия. Особенно трудно для них мысленное манипулирование… Сказанное требует нового подхода к решению проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Необходима дифференциация обучения школьников с учетом их приверженности определенному способу познания в течение всех лет пребывания в школе. Еще совсем недавно попытки переучивания леворуких детей были едва ли не повсеместной практикой. Попытки изменения природы под общепринятый стандарт приводят к таким типичным ошибкам при письме, как пропуск букв, знаков, зеркальное письмо. Такие дети часто путают буквы, не дописывают фразы и слова. Из-за частых неудовлетворительных оценок формируется негативное отношение школе. Сейчас отношение к природному выбору изменилось. Воспитание и обучение леворуких детей, очевидно, должно быть направленно не столько на приспособление к праворукому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому нам представляется целесообразным модификация существующей для правшей, а также разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой. К сожалению, у нас еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы им нужны другие). И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левшей правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объяснять пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительную координацию;
  6. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына (дочери), советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;2
  7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям толерантности, терпимости по отношению к проявлениям свойств, не характерных большинству.3
Формирование орфографической зоркости в начальных классах является одной из центральных проблем методики русского языка. Стремительное развитие науки, компьютеризация всех сфер жизни, инновационные технологии - требования к компетентности и качеству знаний учащихся стали выше; с другой стороны, интерес к письму, к языку теряется и, как следствие, снижается грамотность. В процессе обучения орфографии школьник не только учиться правописанию, но и развивает познавательные процессы, собственную речь, так как орфография связанна со всеми видами речевой деятельности: со слушанием, письмом и чтением. Орфография по своему содержанию малопривлекательна для детей. И к тому же она нелегко усваивается. У многих школьников создается иллюзия, что оценки по русскому языку ставятся исключительно за орфографическую грамотность. Из-за боязни сделать ошибку дети теряют веру в себя. У многих из них орфография вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет «Русский язык», а иногда и на всю школу. Как научить слуховому и зрительному восприятию? Наблюдения показали, что чаще всего учащиеся не могут выразить свои знания именно в письменном виде. Иногда кажется, что у них столько идей! Но как только они остаются один на один с листом бумаги, то незнание или неумение применять орфограммы пугает детей. Неустойчивость внимания отрицательно сказывается на учебном процессе. Поэтому всё внимание в работе мы направляем на весь класс, на каждого ребенка. Решать орфографические задачи помогает «клад» эффективных стратегий. Начинаем играть. На вопрос: «Кто из вас умеет играть?» ребята оживляются и дружно поднимают руки. Иногда несколько человек неуверенно отвечают: «Не знаю». Зато на вопрос: «Кто любит играть?» в ответах всегда полное единодушие - играть любят все. Поведение ребенка всегда подчинено значению. В игре ребенок может проявить, показать себя. Игра очень значима для ребенка, она должна быть целенаправленна и следовать конкретным правилам. Через игровую деятельность ребенок существенно продвигается в своем развитии. Игровая деятельность может считаться ведущей в развитии и формировании орфографической зоркости, то есть умения определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Учитывая естественное стремление детей к игровой деятельности, включая в уроки игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме, создаются условия для положительной мотивации учения. Приведем примеры:
  1. Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.
  1. Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
  1. Найди «опасное место» (учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши).
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком. На смену обычному уроку приходит урок творчества «Путешествие в слово». Дети любят сочинять пятистишие. Сочинение коротеньких стихов - это и полезно, и приятно! Идет повторение материала, его закрепление, выделение ключевых слов темы. Для некоторых детей «пятистишие» стало традицией - на каждом уроке рождение нового «шедевра». В детстве каждый ребенок - поэт. Младшие школьники все до единого в душе поэты, им близки и доступны малые поэтические формы. Еще К.Чуковский утверждал: «В начале детства мы все стихотворцы и лишь потом постепенно научимся говорить прозой»1 Мы исходим из того, что все дети талантливы. Все имеют право быть приобщенными к поэзии, испытать свои силы в роли стихотворцев. …На перемене в класс вбежала Алина. На лице тревога. - У меня вот здесь, в голове сочинилось стихотворение! Можно я прочитаю его в классе сейчас на уроке? - Пойдем в класс, но только тихонько, чтобы стихотворение не расплескалось. Усадила за стол, дала лист бумаги и осторожно прикрыла за собой дверь. Твори, девочка! А на уроке Алина читала: Здравствуй, весна, нам тебя не хватало, Тебя нам всегда было мало и мало. Звери и птицы рады тебе! Стало тепло?! - Благодарность весне! Благодарна и матушка - речка тебе: Холодно было ей в долгой зиме. Чтобы научить ребенка выразить свою мысль словом, не бояться за допущенные ошибки, легко владеть орфографическими навыками, необходимы систематичность и последовательность. Для определения орфограммы нужно знать ее опознавательные признаки. Опираясь на эти признаки, дети выполняют упражнения на обнаружение орфограммы. Используем стратегию, которую назвали «Зажги огоньки». Это обязательно анализ, синтез, поиск, последовательность действий, логичность суждений. Так полученные знания становятся действенными и являются показателем активного процесса познания. Дети еще не знают правил, знакомим их со способами проверки. Например, для безударных гласных: путем изменения формы по образцу («один - много», «много - один», «назови ласково»); путем подбора родственных слов. Обязательное поощрение за нахождение «нестандартного» проверочного слова. Конечно, ощутимые результаты сразу увидеть сложно. Это закономерно. Не все дети воспринимают обучение как процесс, в котором главное - мыслительная деятельность. Но вера в то, что мы делаем нужное дело, придает нам уверенности. К концу II четверти большинство первоклассников безошибочно определяют место ударения в слове, формируется орфографическая зоркость по темам «Безударные гласные», «Парные по глухости-звонкости согласные». Главная фигура в процессе обучения - каждый ученик класса. О нем нужно думать, о нем заботиться, для него жить и работать, сотрудничать с ним. На уроках мы стремимся к созданию продуктивных учебных ситуаций, основанных на принципе единства познавательной деятельности и общения. Этому способствует деление класса на группы. В течение одного урока каждый учащийся имеет возможность задать вопрос, высказать свое мнение, поучаствовать в дискуссии. Учащиеся очень любят коллективные сочинения. Предложили им написать сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень». Дети внимательно рассмотрели ее, обдумали всё, о чем будут писать. И совместно начали создавать рассказ: произносили предложения (каждый участник группы - своё), выбирали в группе самые образные, записывали, устанавливали их соответствие с картинкой. В конце дети зачитывали коллективное сочинение. Все радовались сочинению: ведь и, правда, каждый думал, сочинял и внёс что-то своё в общее дело. Использование стратегии «Чтение в паре, изложение в паре» реализует потребность детей в общении, познании. Ведь каждый этап урока имеет определенную цель и нагрузку, определенное значение. Для нас очень важно, чтобы не пропадал у учащихся интерес к изучаемому материалу. Чтобы пробудить у ребенка тягу к знаниям, сформировать готовность к учебной деятельности, умение слушать и выполнять требования учителя нужно время. Очень важно вести детей от успеха к успеху, развивать чувство гордости от собственных достижений. Задача учителя не только дать новые знания, а и научить получать эти знания, создавая при этом все необходимые условия, давая право каждому выбирать. Мы искали такие формы работы, которые помогли бы нам решить «орфографическую задачу», определить сильные и слабые стороны в орфографии. Мы убедилась в том, как важны стратегии для развития письменной речи, когда ученики анализируют прочитанное и свободно высказываются. Учитель должен стремиться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика. Творчески работающий учитель умеет видеть мир школьника его глазами; знает, как сделать жизнь класса интересней, целенаправленней, живее; чем разнообразить порой скучноватые и не соответствующие духу и темпу времени занятия. Надо начинать с главного - с выбора точной стратегии, направленной на развитие духовного потенциала ребенка.

Библиографические ссылки


  1. Чуковский К. От двух до пяти. - Киев, 1959. - 218 с.

  2. Безруких М.М. Если ваш ребенок - «левша». - Тула: Актоус, 1996. -2 с.

  3. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998. - 39 с.
















1



© 2010-2022