Методическая разработка урока по теме Пустыни

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по теме Пустыни


Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни


Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни


Выполнила: учитель

начальных классов

МОУ Можаров Майданской СОШ

Мазурова С. А.





с. Можаров Майдан

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Закрепить материал по теме «В зоне степей», оценить уровень его усвоения; повторить тему « Природный мир тундры»; сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы. развивать УУД, в том числе:

познавательные УУД:

общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять работу с картой; обнаружить существенные отличительные признаки новой изучаемой природной зоны

информационные: работа с толковым словарем, с атласом - определителем и доп. литературой, просмотр мм презентаций по изучаемой теме

логические: построение рассуждений; обобщений.

коммуникативные УУД - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах; представление мм презентаций.

личностные УУД: учет чужой точки зрения, постановка вопросов с опорой на собственный опыт, учиться подтверждать строчками из текста учебника или дополнительной литературы свои выводы, умозаключения по ходу урока.

регулятивные УУД: оценка, самооценка, умение строить диалог.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

комбинированный.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

  1. Организационный момент.

  2. Поэтическая минутка.

  3. Повторение материала.

  4. Подготовительная работа к изучению нового материала.

  5. Изучение нового материала.

  6. Закрепление нового материала.

  7. Итог урока.

  8. Домашнее задание.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Карта природных зон России; карточки для индивидуальной работы (4); гербарий растений тундры (морошка, брусника, карликовая берёза) и степи; гербарий растений пустыни (саксаул, песчаная акация, верблюжья колючка, грибы пустыни);презентация; учебники; тетради на печатной основе.


Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Такое начало урока в нашем классе традиционно. Я начинаю урок с чтения стихотворных строк (в соответствии с погодой, темой урока, настроением), а дети продолжают (кто приготовился - по желанию). Это настраивает на урок, развивает у детей дар слова, прививает любовь к литературному творчеству.

Декабрьское утро.

На небе месяц - и ночная

Ещё не тронулася тень,

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день.

Что хоть лениво и несмело

Луч возникает за лучом,

А небо так ещё всецело

Ночным сияет торжеством.

Но не пройдёт двух-трёх мгновений,

Ночь испарится над землёй,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной.

(Ф. Тютчев)

Методическая разработка урока по теме Пустыни
Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали. На стенах обледенелых Блещут хрустали.
От ресниц нависну в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть, Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А. Фет

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мёрзлого окна,

Дыханьем Дедушки Мороза

В парчу и в жемчуг убрана,

Стоит кудрявая берёза.

(С. Дрожжин)

Методическая разработка урока по теме Пустыни

На доске:

План:

  1. Наличие солнца.

  2. Температура воздуха (оС).

  3. Сила ветра.

  4. Облачность.

  5. Осадки, их виды.

  6. Какие наблюдаются явления природы: туман, роса, иней, изморось, дымка, град, гроза и др.?

После поэтических минуток дежурный по классу по плану рассказывает о погоде на этот день.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Повторение предусматривает различные виды опроса в зависимости от уровня знаний учащихся.

  1. Индивидуальный опрос по карточкам. Работа с гербарием.

Учитель. Рассмотрите растения гербария. Распределите их на две группы. Подумайте, чем похожи и чем отличаются растения по своим способностям приспосабливаться к жизни в определённой природной зоне.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Дети. В тундре: морошка, карликовая берёза, брусника.

- В степи: ковыль, перекати- поле, полынь.

- Общее: мелкие листья - для уменьшения испарения.

- Различие: разные корни - из-за отличия структуры почв.

Учитель. Какие ещё способности приспосабливаться к жизни в условиях степи ты знаешь? Почему растения вынуждены так приспосабливаться?

Выполнение этого задания рассчитано на сильного ученика, ведь имеющиеся знания надо применить в новых условиях (в гербарии собраны растения тундры и уже известные степные растения; их надо сравнить и сделать вывод). Вопросы и задания написаны на карточке, по которой ученик самостоятельно готовится к ответу у доски. Это задание развивает память, логическое мышление, речь, творческое воображение, умение анализировать.


  1. Самостоятельная работа по карточкам (письменная).

а) Заполните таблицу.

Климат

Лесная зона

Степная зона

Лето:

продолжительность

средняя температура

Зима:

продолжительность

средняя температура

Осадки


Задание рассчитано на слабых учеников, носит репродуктивный характер: воспроизвести по памяти названия представителей растительного и животного мира каждой природной зоны и климатические условия природных зон.

б) Заполните таблицу, вписав вместо точек название ещё одного животного: стрелками установите соответствие.

Методическая разработка урока по теме ПустыниРастения

Природные зоны

Методическая разработка урока по теме ПустыниЖивотные

ковыль, тюльпан,

ель, берёза, сосна,

мхи, лишайники,

карликовая ива

Арктика

тундра

леса

степь

суслик, …

соболь, …

соболь, …

песец, …

в) Заполните таблицу, устанавливая стрелками соответствие.

1. Олень, глухарь, медведь

2. Песец, белая куропатка

3. Заяц, …, …

4. Волк, …, …

животные тундры

животные леса

хищники

растительноядные животные

5. Приспособленность животных тундры

1) ….

2) ….

3) ….

Задания (б и в) рассчитаны на средних учеников, носят репродуктивный характер по изучаемому разделу и материалу 3-го класса.

Работе с карточками придаю особое значение: такая работа даёт возможность дифференцированно подойти к учащимся.


  1. Фронтальная беседа по теме «Природные зоны России».

Учитель. О какой природной зоне идёт речь в стихотворных строчках?

(Слайд № 3)

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (И. Никитин)

(Слайд № 4)Методическая разработка урока по теме Пустыни

… (Она) широко на просторе

Поперёк и вдоль лежит,

Словно огненное море,

Зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый,

Не пахнёт на душный день

С неба ветерок крылатый,

Ни прохладной тучки тень.

(П. Вяземский)

Дети. О степи.

(Слайд № 5, 6)

Учитель. А почему эти строчки не о лесе? Покажите на карте степную зону.

Дети. Степь - это бескрайняя равнина, безлесный простор. Расположена она южнее зоны лесов, лесостепей. Простирается с запада на восток, от низовьев Дуная и Прута до Южного Урала; от южной границы лесостепи до берегов Чёрного и Азовского морей. На карте закрашена тёмно-жёлтым цветом.

Учитель. Чем отличаются почвы в степной и в лесной зонах? Как растения и животные степи приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни?

(Слайд № 7, 8, 9)

Дети. Животные быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле; гнёзда птиц расположены на земле и т.д.

Учитель. Назовите единственное копытное млекопитающее животное, обитающее в степи.

Дети. Сайгак.

(Слайд № 10)

Учитель. Какие растения и животные степи занесены в Красную книгу? Расскажите о причинах их исчезновения. Как исправить такое положение?

Дети. Почвы степей очень плодородны, поэтому их отводят под пашни. На уцелевших участках невозделанной степи пасут скот, вследствие чего степь умирает. Это лишь небольшая часть проблем данной природной зоны.

При повторении я применяю оба вида опроса: индивидуальный по карточкам (устный и письменный) и фронтальный. Но чаще комбинирую их, потому что каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Такой подход активизирует внимание всего класса, помогает лучшему усвоению материала. Использую также различные виды запоминания (зрительное, словесное, двигательное).

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Учитель. Продолжаем путешествие по природным зонам России. Вы, конечно, уже догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.

(Слайд № 11)

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и

плотном, как мёд,

Жёлтая птица

неслышно плывёт.

Дети. Пустыня - это жёлтое и голубое. Жёлтое - пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое - это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, - вот такая пустыня.

(Слайд № 12)


Учитель. Природу пустыни мы будем изучать по плану:

  1. Границы зоны пустынь.

  2. Поверхность земли в пустыне.

  3. Погода.

  4. Реки.

  5. Растения пустыни.

  6. Животные пустыни.

Методическая разработка урока по теме Пустыни (Слайд № 13)

Учитель. Подумайте, каким цветом обозначена пустыня на карте природных зон. Попробуйте определить её границы.

Дети. Я думаю, что пустыня на карте обозначается жёлтым цветом. В России пустыни занимают небольшую площадь - по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в основном в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Северная граница пустыни совпадает с южной границей степей; на западе проходит по побережью Каспийского моря, на юге - по предгорьям Копетдага, Памира, Тянь-Шаня, на востоке доходит до гор Алтая. (Показ проводится с помощью учителя.)

(Слайд № 14)

Учитель. Между Каспийским морем и рекой Амударья находится пустыня Каракумы - «чёрные пески». (Слайд № 15)

Это песчаная пустыня, её поверхность холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, они называются барханы. (Слайд № 16)

Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона их пологая, а другая - крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев. (Слайд № 17)

(Слайд № 18)

Между Каспийским и Аральским морями расположена глинистая пустыня, её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что не ломаются даже под ногами такого крупного животного, как верблюд. (Слайд № 19, 20)

И в песчаной, и в глинистой пустынях встречаются участки почвы, их называют солончаками. На карте они показываются белыми пятнами.

(Слайд № 21)

Лето в пустыне продолжается пять месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30, местами жара доходит до +40…+50оС в тени. Воздух очень сух и при отсутствии облачности днём быстро прогревается, а ночью также быстро охлаждается. В результате поверхность земли днём накаляется до +70…+80оС (в раскалённом песке можно испечь яйцо), однако прогревается только верхний слой земли. В глубине температура почвы +10…+20оС. Ночи в пустыне прохладные. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя, он испаряется , не долетев до земли. (Слайд № 22)

Здесь нередки суховеи, которые влекут за собой длительную засуху и пересыхание мелких рек; сильные ветры несут много пыли.

Зима по сравнению с летом суровая, длится она два-три месяца. Средняя зимняя температура в пустыне -12оС. В отдельные годы наблюдались морозы до -30оС. Снеговой покров невелик: его максимальная высота в феврале в полупустыне не превышает 10 см. На основе сказанного попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни.

Дети. Сухость, обилие света, жара. Поскольку солнце зимой и летом стоит высоко над горизонтом, здесь много света и тепла; пустыни расположены далеко от океанов, но ближе к экватору, поэтому мало осадков.

Учитель. Давайте заполним таблицу погоды.

Дети выполняют задание.

Лесная зона

Зона пустынь

Лето

Зима

Осадки

3 месяца, +17оС

5-6 месяцев, -20оС

Много

5 месяцев, +30оС

2-3 месяца, -12оС

Мало

Учитель. Сравните погоду двух зон по таблице, сделайте вывод.

Ответы детей.

- Вы, конечно, помните, что все реки имеют начало (исток), притоки и устье. Через пустыни протекают крупные реки, которые берут начало в горах Тянь-Шаня, Памира. Найдите на карте реки Амударья, Сырдарья. Есть в пустыне и реки, которые никуда не впадают. У них нет устья, так как они теряются в песках. Как вы думаете: какие особенности у всех рек пустынь?

Дети. У них нет притоков.

Учитель. В степи, как вы знаете, можно видеть сплошной ковёр травянистых растений. А как растут травы и деревья в пустыне? Почему они встречаются редко?

(Слайд № 23)

Дети. Мало влаги.

Учитель. Правильно. Только рано весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, так как в это время года повышается уровень воды в реках за счёт осадков, таяния снега и ледников в горах. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки, везде ковёр из злаков и осоки. Но не пройдёт и месяца, как пустыня примет унылый вид. Вот поэтому растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина и песок. Летом в пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную засуху. Скажите: за счёт чего эти растения живут?

Дети. За счёт приспособляемости растений: их корни глубоко уходят в землю, так как только в глубинных слоях почвы могут найти влагу. Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги с их поверхности; у отдельных видов вместо листьев - колючки.

О приспособляемости растений делают вывод сами ученики, а учитель только обобщает их высказывания.

Учитель. Редко в пустыне встречаются деревья, например, саксаул. Что интересного, необычного узнали вы про это дерево?

(Слайд № 24)

Дети. Саксаул - дерево пустыни. Ствол у него крепкий, как кость, и тяжёлый, как камень. Сучья крученые-перекрученые. А вместо листьев - длинные, тонкие, как вязальные спицы, зелёные веточки, которые свешиваются вниз. Крона у саксаула массивная, но прозрачная.

В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные, будто пшеном, жёлтыми мелкими цветками. Но с наступлением холодов сочные зелёные веточки опадают и саксаул обнажается. Местами саксаул образует заросли, но они не похожи на настоящие леса. Деревья низкие, не более 4 - 5 метров высотой, стоят далеко друг от друга.

Учитель дополняет ответы учеников.

Учитель. Саксаул не боится солёных грунтовых вод, хорошо переносит засуху, так как лишён листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его древесина прочная и плотная. Осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за два-три дня прорастают. Тоненький зелёный хвостик сеянца растёт очень медленно, зато корешок за осень вытягивается на целый метр - растение торопится дотянуться до влажного горизонта почвы.

(Слайд № 25, 26, 27, 28)

В пустыне встречается также песчаная акация - небольшое дерево с крохотными листьями. Очень ценны такие растения пустыни, как злаки - сепин, травы - верблюжья колючка, песчаная полынь.

(Слайд № 29)

Особо следует сказать о верблюжьей колючке: она всё лето, даже в самый сильный зной, ярко-зелёная. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду.

Все эти растения закрепляют, останавливают пески. Чрезмерный выпас скота, массовая вырубка саксаула приводят к разрушению растительного покрова. Голый, ничем не скреплённый песок под влиянием ветра становится подвижным. Барханы начинают перемещаться. При урагане огромные массы песка поднимаются в воздух: так возникают песчаные бури. Подвижные пески - страшная сила. В истории известны случаи, когда целые города в пустыне заносились песками.

А теперь поговорим об оазисах. Это участки пустынь и полупустынь вблизи водоёмов с богатой растительностью и животным миром.


(Слайд № 30)

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Какие растения пустыни вы узнали? Как они приспособились к жизни в пустыне?

К концу урока дети начинают уставать, частая смена видов деятельности, но логичность изложения материала нарушаться не должна.

(Слайд № 31, 32, 33)

Рассмотрите животных обитающих в пустыне. Можно ли по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают? Подумайте, чем питается каждое животное, изображённое на рисунке.

Ответы детей.

А сейчас я опишу удивительного зверька: лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла и хвост льва. Кто это?

Дети. Тушканчик.

(Слайд № 36)

Учитель. Прочитайте об этом зверьке в учебнике. Ответьте на вопросы.

Рассмотрим ещё животных пустыни.

(Слайд № 37, 38, 39)

- Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-мешком?

Вы, конечно, отгадали загадку? Методическая разработка урока по теме Пустыни

Дети. Это верблюд.


(Слайд № 40, 41, 42, 43)

Учитель. Предлагаю составить рассказ о верблюде, используя план.

На доске:

План.

  1. Внешний вид.

  2. Повадки.

  3. Питание.

  4. Польза. Значение.

Дети очень любят такую форму занятий. Её ценность состоит в том, что она активизирует работу всего класса. При этом у учеников развивается речь, память, внимание, воспитываются чувства товарищества, ответственности за свою микрогруппу (если рассказ составляется в паре).

(Слайд № 44, 45, 46)

Учитель. А теперь поговорим о деятельности человека в пустыне.

(Слайд № 47, 48, 49, 50)

Люди живут в пустынях с незапамятных времён. Главное их занятие животноводство. И первый помощник жителей пустынь - верблюд. Пустыни - районы развития пастбищного овцеводства. Вместе с овцами можно увидеть и коз. Вдоль рек, в оазисах, где складываются благоприятные для растений условия, люди выращивают теплолюбивые культуры. Чтобы растения не испытывали недостатка в воде, построили водохранилища, провели в пустыню каналы.

(Слайд № 51)

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки. Для сохранения природы в 1990 г. В Республике Калмыкия был создан заповедник «Чёрные земли». Сейчас перед людьми стоит серьёзная задача: исправить свои ошибки.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Учитель. Назовите особенности животных пустыни.

Дети. Защитная окраска тела почти всегда совпадает с цветом песков.

- Нетребовательны к пище и воде (верблюд, суслик).

- Могут надолго впадать в спячку (ящерицы, черепахи).

па - Способность к быстрому бегу (джейраны, куланы), пробегают большие расстояния до водопоя.

Работа с тетрадью на печатной основе.

Учитель. Приведите пример растения, животного, которое не может жить в пустыне. Ответ обосновать.

Ответы детей.

- Какие новые слова вы узнали?

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Мы у себя дома, а пустыня всё также далеко, где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих исследователей.

Что вам хочется на прощание сказать пустыне и её обитателям?

Итог урока надо сделать неформальным: необходимо, чтобы дети выразили своё отношение к миру пустыни, её обитателям. Это будет способствовать воспитанию у школьников бережного отношения к природе, желанию встать на её защиту.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

Учитель. Прочитайте материал учебника, в книжке-самоделке запишите рассказ о любом животном пустыни.

(Слайд № 52)

Последнее задание направлено и на запоминание фактического материала, и на установление взаимосвязей, и на развитие творческих способностей.

Методическая разработка урока по теме Пустыни

  1. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей / Сост. Мельчаков Л. Ф. -

М.: Просвещение, 2003.

  1. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. - Москва «Вако», 2012.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 1, ТЦ: «Учитель», 2002.

  3. Селезнёва Е.В. «Я познаю мир. Животные». - М.: Просвещение, 2008.
  4. Селезнёва Е.В. «Я познаю мир. Растения». - М.: Просвещение, 2008.
  5. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. Часть 1 - М.: Просвещение, 2011.



© 2010-2022