Урок по окружающему миру на тему Широкая масленица

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру на тему Широкая масленицаШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Цели и задачи:

  • познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой;

  • способствовать всестороннему, гармоническому и физическому развитию школьников;

  • воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям;

  • формирование у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки.


Действующие лица

Ведущие Весна Учащиеся начальных классов.

Материалы и оборудование:

яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей; костюм Весны, матрёшек, «частушек»; русские народные инструменты; чучело Масленицы; блины

ХОД ПРАЗДНИКА

Зал празднично убран в русском народном стиле.

Приветствие: Музыкальный оркестр (Под песню «Камаринская») (муз. инструменты: балалайка, гармошка, ложки, погремушки, крышки, бубен)

1 ученик:

Сегодня здесь Весну встречаем

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться

И смеяться, и резвиться.

2 ученик:

Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие!

Масленицу широкую открываем, веселье начинаем.

3 ученик:

Масленица к нам пришла!

Шутки, смех нам принесла!

Песни, загадки, да блины сладки!

4 ученик:

На Руси давно справляли

Праздник проводов зимы.

Его масленицей звали.

Проведём его и мы!

ВМЕСТЕ: Народ собирается, наша Масленица начинается!

5 ученик:

Давайте проводы играть,

Весну красную встречать!

6 ученик:

Как же проводы играть,

Надо нам Весну позвать. Исполняется песня «Встреча весны» («Разрумяными блинами»)

Звучит музыка, входит Весна.

ВЕСНА

Я - Весна - красна, бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки, На лугах ращу цветочки!

Прогоняю с речки лёд, Светлым делаю восход!

Всюду - в поле и в лесу -Людям радость я несу! Долго я шла к вам, люди добрые, соскучилась. Снега глубокие топила, реки ото льда освобождала, травы да деревья от зимнего сна пробуждала. И видела на своем пути много интересного. А что я видела - угадайте и доскажите. И, если будете догадливы, я смогу и в вашей сторонке зиму прогнать, весенние дела править.

ИГРА-РИФМА

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.

Что это? … (Снег).

Наступили холода, обернулась в лед … (вода).

Длинноухий зайка белый обернулся зайкой … (серым).

Зазвенели ручьи, прилетели к нам …(грачи).

В дом свой улей пчела первый мед … (принесла).

На деревьях - плотные комочки, в них дремлют клейкие …(листочки).

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? …(Весной).

Молодцы, ребята! На праздник к вам я пришла не одна, а привела с собой самый сытный праздник русский и подружку свою - Масленицу. Встречайте!

Играет музыка, выносят куклу и говорят слова:

Масленицу открываем,

С праздником всех поздравляем

Будет праздник от души -

Веселиться поспешим!

Весна: - А знаете ли вы ребята, что за праздник Масленица? Расскажите, что вы знаете.

ВЫХОДЯТ ДЕТИ И ЧИТАЮТ СТИХИ

1 ученик

В марте по родным просторам -

Хоть кого найди, спроси -

Ходит с песней и задором

Масленица по Руси!

2 ученик:

Ходит целую неделю

По России в полный рост,

Чтоб блинов мы все поели,

Ведь потом - Великий пост.

3 ученик:

От души смеются дети,

Веселится стар и млад,

И поздравить всех на свете

В этот праздник каждый рад!

4 ученик:

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
ВЕСНА:

Каждый день Масленицы имеет свое название.

Например, понедельник - «ВСТРЕЧА»

5 ученик:

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

6 ученик Закрутились карусели, полетели дни недели. Вот и вторник - «Заигрыш». Первый день отметили, Масленицу встретили. Во вторник надобно играть, Масленицу продолжать.

ВЕСНА: Вот и у нас сейчас веселье начнётся. Недаром вторник на Масляной неделе называли "Заигрыш". Давайте и мы Масленицу игрой потешим. Игра «У дядюшки Трифона»

ВЕСНА

Тут СРЕДА подходит - «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

ВЕДУЩИЙ (учитель)

  • С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце.

  • А вы знаете, какие продукты нужны, чтоб блины печь и с чем их едят? Тогда отвечайте.

Если верный ответ - хлопаем в ладоши, а если не верный - топаем ногами. Сорока - белобока Задумала блины печь, На рынок пошла И вот, что взяла… Парное молоко - да! Куриное яйцо - да! КУрок по окружающему миру на тему Широкая масленицарупа манная - нет! Капуста качанная - нет! Мясной холодец - нет! Сахар да соль - да! Белая фасоль - нет! Масло топленое - да! Рыбка соленая - нет! Китайский рис - нет! Лавровый лист - нет! Чернослив да изюм - да! Шоколадный лукум - нет! Перец болгарский - нет! Соус татарский - нет! Клубничное варенье - да!

Бисквитное печенье - нет!

А вы, девочки, умеете печь блины? Похвастайтесь, как вы это делаете? ДЕВОЧКА Пять яиц, стакан муки, Масло, чашка, две руки. Сода, соль и молоко - Миксер крутится легко. Он крутился и крутился - Блинчик тонким получился. С пылу, с жару, да с медком - Жду вас в гости вечерком. Приходите, приходите, Радость в дом мой приносите. Где нет чая и гостей -

Нету радости, вестей.

ВЕДУЩИЙ

- Вот какие у нас в классе молодые хозяюшки. 7 ученик: Блины, непременный атрибут масленицы, имеет ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ желтого солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни и готовы осветить собой весь дом и людские души. Давайте, ребята споем про блины песенку.

ПЕСНЯ «Ой, блины, блины, блины…» 8 ученик: Наступает четверг - «Широкий четверток, разгул». Масленичный разгул, катание на санях, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости. Возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками. На площадях вовсю шумели ярмарки. А ну-ка, ребята, погадайте на блине. Отгадайте-ка загадки о зиме и о весне.

Учитель (загадки): Снег на полях, лёд на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)
Идёт, а ног нет; лежит, а постели нет; Лёгкий, а крыши ломит. (Снег)
Гостил гость, мостил мост, Без топора и без кола. (Мороз)
Странная звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)
Я раскрываю почки в зелёные листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна, зовут меня … (Весна)
На лесной проталинке вырос цветик маленький. Прячется в валежник беленький … (Подснежник)

ВЕСНА

Молодцы, ребята! Весело меня встречаете, зиму провожаете.

Продолжаем наш праздник. Вот и пятница - называлась она «Тещины вечёрки».

В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.

1ученик

ПЯТНИЦА настала - «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

2ученик
Теща для зятя пирог пекла,

Зять на двор - пирог на стол.

Думала теща, семерым пирог не съесть,

А зятюшка сел, да сразу и съел!

ВЕСНА Шестой день Масленицы - суббота - именуется «Золовкины посиделки». «Посиделки» - когда родственники, друзья собираются на обед, на ужин. Сидя за столом, угощаются, общаются друг с другом, поют песни.

1ученик

Близится СУББОТА - «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

2ученик

А в субботу не безделки -

Золовкины посиделки.

Вы, ребята, не зевайте,

Вы частушки запевайте!

ЧАСТУШКИ 1

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться! 2

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы! 3

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую. 4

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять. 5 Купи, мама, мне коня Вороные ножки. Буду девочек катать По большой дорожке. 6.

Мы частушки вам пропели

Очень мы старались.

Мы хотим, чтобы теперь

Вы заулыбались.

3 ученик:

Молодцы ребята наши, и поют они и пляшут, Закрутились карусели, полетели дни недели. Вот и воскресенье - Прощёный день. Наступило воскресенье,Попроси у всех прощенье. Сразу станет легче жить, И не будете тужить.

4 ученик:

Все в этот день просят друг у друга прощение, обнимаются и целуются, не оставляя обид в душе. Ребята, давайте и мы попросим друг у друга прощения.

(Мальчики кланяются девочкам)

«Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите!»

(Девочки кланяются в ответ)

«Добры молодцы, Вас мы прощаем, и обижаться на Вас мы не станем.

И в свой черед, Вы нас простите, зла на душе вы на нас не держите».

Все вместе:

Батюшки, матушки, учителя! Просим простить нас, впредь обещаем послушными быть, слово держать и баклуши не бить!

Учитель: Ой, а кто это ещё прибыл к нам на праздник? Это весёлые русские народные куклы. А как их зовут, вы узнаете, отгадав загадку.

Девочки: Мамы, бабушки и дочки-в одинаковых платочках.

Перед вами точно в ряд эти куколки стоят.

Эту куклу ты узнай. Её имя отгадай.

Есть большая, есть и крошка. А зовут её … (Матрёшка)

Исполняется танец «Матрёшки»

5 ученик: Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню. Выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку или женщину. Затем под крик и песенки вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег. А мы с вами Масленицу проводим весёлым танцем и яркими солнышками.


1ученик Масленица всех зовет В пляс пуститься без стеснения! Выходи плясать народ! Покажи свое уменье! И давайте, ребята, позовём на пляску, и наших гостей. Выходите, не стесняйтесь! Талант иметь не так уж важно, Важно - выгдядеть отважно!

Учитель:

-А теперь, ребята, давайте встанем в круг и споем прощальную песенку Масленице.


ЗВУЧИТ ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ Прощай, прощай, прощай Масленица. Прощай, прощай, прощай Масленица. Маслену мы провожали, Тяжко по ней воздыхали. Прости, Маслена, прощай, А на тот год приезжай, Поскорее! Прощай, прощай, прощай Масленица. Прощай, прощай, прощай Масленица. Вот и проводили мы Масленицу, она заберёт с собой все наши неприятности, плохие поступки, грубые слова. А солнышки свои подарите мамам или бабушкам и поздравьте их с праздником.

(рассаживаются по местам)

2 ученик:

За вашу пляску и веселье будет вам угощенье.

Явись сюда, красавица младая,

С блинами русскими, круглыми и вкусными! (Вносят блины)

3 ученик:

Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Идёт матушка-весна, отворяй-ка ворота!

4 ученик:

Масленица, до свиданья! Уходи на целый год!

А весна без опозданья поскорее пусть придёт!

ВЕСНА Молодцы ребята! Хорошую встречу вы мне подготовили. Проводили Масленицу, избавились от бед и неприятностей. Хочу пожелать Вам хорошего настроения, а самое главное здоровья.

ВЕДУЩАЯ

С Масленицей поздравляем, Перемен больших желаем.

Принесёт пусть вам весна Много света и тепла!

Веселитесь, жизнь прекрасна! Пусть господствует добро!

Ну, а я желаю счастья, И чтоб вам во всём везло! Ну что, пора собираться к чаю, поесть вкусных и румяных блинов, которые приготовили ваши любимые мамы и бабушки.

Сжигание чучела . МУЗЫКА. Чаепитие с блинами.

Ведущий. Давайте и мы сегодня с вами поиграем!

У дядюшки Трифона было семеро детей, Семеро, семеро, семеро сыновей.

Они не ели, они не спали и не скучали никогда.

Игра «У дядюшки Трифона»

Все играющие берутся за руки и образуют круг. Ведущий выходит в центре круга и говорит:

- Ну, сынки мои, детки мои, я дядюшка Трифон!

Что я буду делать, повторяйте за мной!

И вожак начинает петь:

- У дядюшки Трифона...

(Все играющие пускаются в хоровод и повторяют за дядюшкой Трифоном.)

- ...У дядюшки Трифона семеро детей,

У дядюшки Трифона семь сыновей! Здесь дядюшка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и продолжает:

- С такими вот глазами!

Все остальные останавливаются, показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют:

- С такими вот глазами!

И снова пускаются по кругу.

Дядюшка Трифон показывает, какие густые брови у его сыновей, и поет:- С такими вот бровями!

Все снова останавливаются, повторяют его движения, слова и опять пускаются по кругу. А дядюшка Трифон показывает, какие носы у его сыновей:- С такими вот носами!

И сынки останавливаются, показывают, какие у них длинные- предлинные носы, повторяют дядюшкины слова и снова пускаются по кругу. Дядюшка Трифон показывает, какие большущие уши у его сыновей:- С такими вот ушами!

И все повторяют его движения и слова.

Потом дядюшка Трифон показывает, какие длинные зубы у сыновей:- С такими вот зубами!

И все играющие показывают зубы и поют дядюшкины слова. Далее дядюшка Трифон говорит о губах своих сыновей:- С такими вот губами!

И все должны пропевать эти слова и показывать, какие у них толстые губы. А дядюшка Трифон продолжает:- С такими вот плечами!- С такими вот руками!- С такими вот ногами!

А все сыновья повторяют слова дядюшки Трифона, не переставая ходить но кругу. После того как показал дядюшка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи и ноги, он запевает:

- Они не пили, они не ели, Все на дядюшку глядели.

Они все делали вот так! Они все делали вот так!

Вместе с дядюшкой эти слова повторяют и все его сыновья, пропевая в такт.

- Они не пили, они не ели, ит. д.

В это время дядюшка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям:

...то упирается руками в бока и подпрыгивает; ...то поднимает одну ногу, а другую сгибает в колене; ...то тянет себя за нос; ...то встает на четвереньки; ...то начинает прыгать на одной ножке; ...то делает вид, что поднимает себя за волосы. Сыновья должны точно и быстро повторять все движения дядюшки Трифона. Он останавливается, и они должны остановиться в тот же момент. При каждом повторении движения дядюшки сыновья должны пропевать слова песенки:

- И все делали вот так!

Они все делали вот так!

А тот, кто замешкается, кто ошибется или не успеет повторить за дядюшкой Трифона, тот выбывает из игры и платит фантик (любой предмет данного участника). Потом он должен выкупать эти фантики путем выполнения любого задания, которое могут давать ему и дядюшка Трифон, и игроки, которые остались в кругу.


© 2010-2022