- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Широкая масленица
Урок по окружающему миру на тему Широкая масленица
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малая А.В. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
Цели и задачи:
-
познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой;
-
способствовать всестороннему, гармоническому и физическому развитию школьников;
-
воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям;
-
формирование у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки.
Действующие лица
Ведущие Весна Учащиеся начальных классов.Материалы и оборудование:
яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей; костюм Весны, матрёшек, «частушек»; русские народные инструменты; чучело Масленицы; блиныХОД ПРАЗДНИКА
Зал празднично убран в русском народном стиле.
Приветствие: Музыкальный оркестр (Под песню «Камаринская») (муз. инструменты: балалайка, гармошка, ложки, погремушки, крышки, бубен)
1 ученик:
Сегодня здесь Весну встречаем
И с поклоном приглашаем
Всех, кто любит веселиться
И смеяться, и резвиться.
2 ученик:
Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем.
3 ученик:
Масленица к нам пришла!
Шутки, смех нам принесла!
Песни, загадки, да блины сладки!
4 ученик:
На Руси давно справляли
Праздник проводов зимы.
Его масленицей звали.
Проведём его и мы!
ВМЕСТЕ: Народ собирается, наша Масленица начинается!
5 ученик:
Давайте проводы играть,
Весну красную встречать!
6 ученик:
Как же проводы играть,
Надо нам Весну позвать. Исполняется песня «Встреча весны» («Разрумяными блинами»)
Звучит музыка, входит Весна.
ВЕСНА
Я - Весна - красна, бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки, На лугах ращу цветочки!
Прогоняю с речки лёд, Светлым делаю восход!
Всюду - в поле и в лесу -Людям радость я несу! Долго я шла к вам, люди добрые, соскучилась. Снега глубокие топила, реки ото льда освобождала, травы да деревья от зимнего сна пробуждала. И видела на своем пути много интересного. А что я видела - угадайте и доскажите. И, если будете догадливы, я смогу и в вашей сторонке зиму прогнать, весенние дела править.
ИГРА-РИФМА
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.
Что это? … (Снег).
Наступили холода, обернулась в лед … (вода).
Длинноухий зайка белый обернулся зайкой … (серым).
Зазвенели ручьи, прилетели к нам …(грачи).
В дом свой улей пчела первый мед … (принесла).
На деревьях - плотные комочки, в них дремлют клейкие …(листочки).
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? …(Весной).
Молодцы, ребята! На праздник к вам я пришла не одна, а привела с собой самый сытный праздник русский и подружку свою - Масленицу. Встречайте!
Играет музыка, выносят куклу и говорят слова:
Масленицу открываем,
С праздником всех поздравляем
Будет праздник от души -
Веселиться поспешим!
Весна: - А знаете ли вы ребята, что за праздник Масленица? Расскажите, что вы знаете.
ВЫХОДЯТ ДЕТИ И ЧИТАЮТ СТИХИ
1 ученик
В марте по родным просторам -
Хоть кого найди, спроси -
Ходит с песней и задором
Масленица по Руси!
2 ученик:
Ходит целую неделю
По России в полный рост,
Чтоб блинов мы все поели,
Ведь потом - Великий пост.
3 ученик:
От души смеются дети,
Веселится стар и млад,
И поздравить всех на свете
В этот праздник каждый рад!
4 ученик:
Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
ВЕСНА:
Каждый день Масленицы имеет свое название.
Например, понедельник - «ВСТРЕЧА»
5 ученик:
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
6 ученик Закрутились карусели, полетели дни недели. Вот и вторник - «Заигрыш». Первый день отметили, Масленицу встретили. Во вторник надобно играть, Масленицу продолжать.
ВЕСНА: Вот и у нас сейчас веселье начнётся. Недаром вторник на Масляной неделе называли "Заигрыш". Давайте и мы Масленицу игрой потешим. Игра «У дядюшки Трифона»
ВЕСНА
Тут СРЕДА подходит - «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
ВЕДУЩИЙ (учитель)
-
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце.
-
А вы знаете, какие продукты нужны, чтоб блины печь и с чем их едят? Тогда отвечайте.
Если верный ответ - хлопаем в ладоши, а если не верный - топаем ногами. Сорока - белобока Задумала блины печь, На рынок пошла И вот, что взяла… Парное молоко - да! Куриное яйцо - да! Крупа манная - нет! Капуста качанная - нет! Мясной холодец - нет! Сахар да соль - да! Белая фасоль - нет! Масло топленое - да! Рыбка соленая - нет! Китайский рис - нет! Лавровый лист - нет! Чернослив да изюм - да! Шоколадный лукум - нет! Перец болгарский - нет! Соус татарский - нет! Клубничное варенье - да!
Бисквитное печенье - нет!
А вы, девочки, умеете печь блины? Похвастайтесь, как вы это делаете? ДЕВОЧКА Пять яиц, стакан муки, Масло, чашка, две руки. Сода, соль и молоко - Миксер крутится легко. Он крутился и крутился - Блинчик тонким получился. С пылу, с жару, да с медком - Жду вас в гости вечерком. Приходите, приходите, Радость в дом мой приносите. Где нет чая и гостей -
Нету радости, вестей.
ВЕДУЩИЙ
- Вот какие у нас в классе молодые хозяюшки. 7 ученик: Блины, непременный атрибут масленицы, имеет ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ желтого солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни и готовы осветить собой весь дом и людские души. Давайте, ребята споем про блины песенку.
ПЕСНЯ «Ой, блины, блины, блины…» 8 ученик: Наступает четверг - «Широкий четверток, разгул». Масленичный разгул, катание на санях, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости. Возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками. На площадях вовсю шумели ярмарки. А ну-ка, ребята, погадайте на блине. Отгадайте-ка загадки о зиме и о весне.
Учитель (загадки): Снег на полях, лёд на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)
Идёт, а ног нет; лежит, а постели нет; Лёгкий, а крыши ломит. (Снег)
Гостил гость, мостил мост, Без топора и без кола. (Мороз)
Странная звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)
Я раскрываю почки в зелёные листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна, зовут меня … (Весна)
На лесной проталинке вырос цветик маленький. Прячется в валежник беленький … (Подснежник)
ВЕСНА
Молодцы, ребята! Весело меня встречаете, зиму провожаете.
Продолжаем наш праздник. Вот и пятница - называлась она «Тещины вечёрки».
В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
1ученик
ПЯТНИЦА настала - «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
2ученик
Теща для зятя пирог пекла,
Зять на двор - пирог на стол.
Думала теща, семерым пирог не съесть,
А зятюшка сел, да сразу и съел!
ВЕСНА Шестой день Масленицы - суббота - именуется «Золовкины посиделки». «Посиделки» - когда родственники, друзья собираются на обед, на ужин. Сидя за столом, угощаются, общаются друг с другом, поют песни.
1ученик
Близится СУББОТА - «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
2ученик
А в субботу не безделки -
Золовкины посиделки.
Вы, ребята, не зевайте,
Вы частушки запевайте!
ЧАСТУШКИ 1
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться! 2
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы! 3
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую. 4
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять. 5 Купи, мама, мне коня Вороные ножки. Буду девочек катать По большой дорожке. 6.
Мы частушки вам пропели
Очень мы старались.
Мы хотим, чтобы теперь
Вы заулыбались.
3 ученик:
Молодцы ребята наши, и поют они и пляшут, Закрутились карусели, полетели дни недели. Вот и воскресенье - Прощёный день. Наступило воскресенье,Попроси у всех прощенье. Сразу станет легче жить, И не будете тужить.
4 ученик:
Все в этот день просят друг у друга прощение, обнимаются и целуются, не оставляя обид в душе. Ребята, давайте и мы попросим друг у друга прощения.
(Мальчики кланяются девочкам)
«Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите!»
(Девочки кланяются в ответ)
«Добры молодцы, Вас мы прощаем, и обижаться на Вас мы не станем.
И в свой черед, Вы нас простите, зла на душе вы на нас не держите».
Все вместе:
Батюшки, матушки, учителя! Просим простить нас, впредь обещаем послушными быть, слово держать и баклуши не бить!
Учитель: Ой, а кто это ещё прибыл к нам на праздник? Это весёлые русские народные куклы. А как их зовут, вы узнаете, отгадав загадку.
Девочки: Мамы, бабушки и дочки-в одинаковых платочках.
Перед вами точно в ряд эти куколки стоят.
Эту куклу ты узнай. Её имя отгадай.
Есть большая, есть и крошка. А зовут её … (Матрёшка)
Исполняется танец «Матрёшки»
5 ученик: Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню. Выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку или женщину. Затем под крик и песенки вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег. А мы с вами Масленицу проводим весёлым танцем и яркими солнышками.
1ученик Масленица всех зовет В пляс пуститься без стеснения! Выходи плясать народ! Покажи свое уменье! И давайте, ребята, позовём на пляску, и наших гостей. Выходите, не стесняйтесь! Талант иметь не так уж важно, Важно - выгдядеть отважно!
Учитель:
-А теперь, ребята, давайте встанем в круг и споем прощальную песенку Масленице.
ЗВУЧИТ ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ Прощай, прощай, прощай Масленица. Прощай, прощай, прощай Масленица. Маслену мы провожали, Тяжко по ней воздыхали. Прости, Маслена, прощай, А на тот год приезжай, Поскорее! Прощай, прощай, прощай Масленица. Прощай, прощай, прощай Масленица. Вот и проводили мы Масленицу, она заберёт с собой все наши неприятности, плохие поступки, грубые слова. А солнышки свои подарите мамам или бабушкам и поздравьте их с праздником.
(рассаживаются по местам)
2 ученик:
За вашу пляску и веселье будет вам угощенье.
Явись сюда, красавица младая,
С блинами русскими, круглыми и вкусными! (Вносят блины)
3 ученик:
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Идёт матушка-весна, отворяй-ка ворота!
4 ученик:
Масленица, до свиданья! Уходи на целый год!
А весна без опозданья поскорее пусть придёт!
ВЕСНА Молодцы ребята! Хорошую встречу вы мне подготовили. Проводили Масленицу, избавились от бед и неприятностей. Хочу пожелать Вам хорошего настроения, а самое главное здоровья.
ВЕДУЩАЯ
С Масленицей поздравляем, Перемен больших желаем.
Принесёт пусть вам весна Много света и тепла!
Веселитесь, жизнь прекрасна! Пусть господствует добро!
Ну, а я желаю счастья, И чтоб вам во всём везло! Ну что, пора собираться к чаю, поесть вкусных и румяных блинов, которые приготовили ваши любимые мамы и бабушки.
Сжигание чучела . МУЗЫКА. Чаепитие с блинами.
Ведущий. Давайте и мы сегодня с вами поиграем!
У дядюшки Трифона было семеро детей, Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они не ели, они не спали и не скучали никогда.
Игра «У дядюшки Трифона»
Все играющие берутся за руки и образуют круг. Ведущий выходит в центре круга и говорит:
- Ну, сынки мои, детки мои, я дядюшка Трифон!
Что я буду делать, повторяйте за мной!
И вожак начинает петь:
- У дядюшки Трифона...
(Все играющие пускаются в хоровод и повторяют за дядюшкой Трифоном.)
- ...У дядюшки Трифона семеро детей,
У дядюшки Трифона семь сыновей! Здесь дядюшка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и продолжает:
- С такими вот глазами!
Все остальные останавливаются, показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют:
- С такими вот глазами!
И снова пускаются по кругу.
Дядюшка Трифон показывает, какие густые брови у его сыновей, и поет:- С такими вот бровями!
Все снова останавливаются, повторяют его движения, слова и опять пускаются по кругу. А дядюшка Трифон показывает, какие носы у его сыновей:- С такими вот носами!
И сынки останавливаются, показывают, какие у них длинные- предлинные носы, повторяют дядюшкины слова и снова пускаются по кругу. Дядюшка Трифон показывает, какие большущие уши у его сыновей:- С такими вот ушами!
И все повторяют его движения и слова.
Потом дядюшка Трифон показывает, какие длинные зубы у сыновей:- С такими вот зубами!
И все играющие показывают зубы и поют дядюшкины слова. Далее дядюшка Трифон говорит о губах своих сыновей:- С такими вот губами!
И все должны пропевать эти слова и показывать, какие у них толстые губы. А дядюшка Трифон продолжает:- С такими вот плечами!- С такими вот руками!- С такими вот ногами!
А все сыновья повторяют слова дядюшки Трифона, не переставая ходить но кругу. После того как показал дядюшка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи и ноги, он запевает:
- Они не пили, они не ели, Все на дядюшку глядели.
Они все делали вот так! Они все делали вот так!
Вместе с дядюшкой эти слова повторяют и все его сыновья, пропевая в такт.
- Они не пили, они не ели, ит. д.
В это время дядюшка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям:
...то упирается руками в бока и подпрыгивает; ...то поднимает одну ногу, а другую сгибает в колене; ...то тянет себя за нос; ...то встает на четвереньки; ...то начинает прыгать на одной ножке; ...то делает вид, что поднимает себя за волосы. Сыновья должны точно и быстро повторять все движения дядюшки Трифона. Он останавливается, и они должны остановиться в тот же момент. При каждом повторении движения дядюшки сыновья должны пропевать слова песенки:
- И все делали вот так!
Они все делали вот так!
А тот, кто замешкается, кто ошибется или не успеет повторить за дядюшкой Трифона, тот выбывает из игры и платит фантик (любой предмет данного участника). Потом он должен выкупать эти фантики путем выполнения любого задания, которое могут давать ему и дядюшка Трифон, и игроки, которые остались в кругу.