Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружная научно - практическая конференция младших школьников

«Я познаю мир - 2014»

Направление « Биология»









Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс)







Выполнила:

Комарова Ксения

ученица 3 «Б» класса

ГБОУ СОШ № 10

Руководитель:

Хлынцева Юлия Викторовна

учитель начальных классов





Кинель

2014 г.

Оглавление

Актуальность 3

Введение 5

Основная часть 6

Чувства растений 6

Эксперимент «Картошка в лабиринте» 7

Эксперимент «Растения тоже чувствуют» 8

Эксперимент с завядшей зеленью 12

Растения движутся 13

Человек и растения 15

Заключение 17

Список литературы 18

Приложение 1 19











«Внешне мы, люди, совсем не похожи на деревья. Без сомнения мы иначе воспринимаем окружающий мир. Однако в самой глубине жизни, мы и деревья, одно и то же».

Карл Саган



Актуальность

По предмету «Окружающий мир» мы изучали тему «Как живут растения?» и получили домашнее задание: доказать, что растения живые организмы. Прочитав в учебнике, я узнала, что растения состоят из клеток, питаются, дышат, растут, развиваются, приносят потомство и когда-нибудь умирают, а для жизни им необходимы вода, воздух, свет и тепло, я задумалась, а может растения, как люди? Разумные существа? Надо проверить. Гипотеза: растения - наш брат, полноценный и не безынтересный. Задачи:

  • изучить литературу по теме;
  • провести эксперименты;
  • обратиться к специалисту - учителю биологии;
  • сделать выводы.


Методы исследования:
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • сравнение.
Объект исследования: различные растения.



























Введение Начну с того, что растения на Земле появились одними из первых живыми организмами. При этом они являются тем инструментом, который превращает энергию Солнца, и химические элементы Земли в пищу для всех остальных живых организмов на нашей планете, являются началом всей пищевой цепи. К примеру, что бы мы с вами не ели: салат, хлеб, молоко, шашлык или заливную рыбу, все когда-то было растениями. К тому же, растения дают для дыхания кислород, который необходим почти всем живым организмам.[3,10] Растениям свойственны все те же признаки, которые отличают и животных от неживой природы: обмен веществ, раздражимость, размножение, питание, дыхание, выделение; резких определенных различий между животными и растениями нельзя провести. Наиболее общий и характерный признак, различающий огромное большинство растений от животных, заключается в их питании. Растения являются целой химической лабораторией, в которой проходят реакции, в результате чего образуется кислород. Растения обладают способностью своими зелеными органами из воды, углекислого газа и минеральных солей выделять кислород; животные этой способностью не обладают. Более того, между растениями и животными, в том числе, человеком много общего, что я и постараюсь доказать.













Основная часть

Чувства растений.Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс) Работами многих ученых установлено, что растения обладают теми же пятью органами чувств, что и человек: зрение, осязание, вкус, обоняние и слух. Конечно, их работа и устройство отличаются от таковых у человека, но все же…. Итак - зрение. В жизни растений свет играет важнейшую роль. Для того чтобы найти положение, обеспечивающее оптимальное освещение, растение, его листья должны видеть. Все мы многократно наблюдали как цветы, листья и ветви в результате этой способности меняют свое положение, в направлении источника света обеспечивая их максимальную освещенность. Возьмем пример - подсолнух. Но и у других представителей зеленого царства эта способность развита не хуже благодаря расположенным на их теле фоторецепторам.[4, 182] На конце кукурузного побега обнаружен «глаз», способный чувствовать направление света. С его помощью растение поворачивается к солнечному свету. Если кончик побега накрыть непрозрачным колпачком, растение слепнет и не может ориентироваться на солнце.







Эксперимент «Картошка в лабиринте»



Мною был проведен эксперимент с клубнем картофеля. Из старой обувной коробки я построила лабиринт, внутрь положила клубень картофеля с ростками и накрыла крышкой. Через две недели ростки, преодолев весь лабиринт, появились из отверстия на противоположной стороне коробки. Встретив препятствие, росток начал искать путь к свету. Поблуждав в темноте, он находит выход к свету и устремляется туда. Насколько точно нужно уметь ориентироваться по свету, чтобы сделать это! ПИсследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс)риведу пример острого зрения у растений. Встретив препятствие, росток начинает искать пути для дальнейшего расширения своего жизненного пространства и при этом залезает в различные ниши. Поблуждав в темноте, он таки находит выход к свету и устремляется туда. Насколько точно нужно уметь ориентироваться по свету, чтобы сделать это! Осязание. У некоторых растений, например у вьющихся растений и растений-хищников, это чувство развито очень сильно. Чарльз Дарвин наблюдал, как лист росянки приходил в движение под действием шелковинки весом всего 0,25мг. При этом реакция не заставляет себя ждать долго. Индийский ученый Дж. Ч. Бос, изучая реакцию на прикосновение тропической мимозы определил, что запаздывание реакции на прикосновение составляет всего около 0,1 секунды.[8]





Эксперимент «Растения тоже чувствуют»

Для выполнения опыта я взяла два одинаковых растения. Каждый день в течение 30 секунд я легонько терла листья одного из растений между большим и указательным пальцами. Эту процедуру я повторяла на протяжении 2 недель. Вскоре после начала опыта, я заметила, что растение, листья которого я терла каждый день, растет медленнее. Еще через 2 недели разница в росте стала еще заметней. Как показал эксперимент, растения реагируют на воздействие внешней среды. Например, постоянное механическое воздействие (как в этом опыте) тормозит рост растения, и оно даже может погибнуть.

Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс)Огромное значение для растений имеют обоняние и вкус. Вкус необходим для поиска корнями пищи в земле, а обоняние используется для приема информации. «Корень для растения - то же, что рот для человека» - говорил Аристотель. Развитое чувство вкуса для него необходимо для того, чтобы «пробовать» почву и искать, где находятся необходимые, а где вредные вещества и направлять свой рост в наиболее выгодном направлении. [2,97] Обоняние. Растения эффективно используют пахучие вещества для информационных связей, как между собой, так и с представителями окружающего животного мира. Например, для привлечения пчел-опылителей. Слух. Многочисленные эксперименты, проведенные во многих лабораториях разных стран доказали, что растения определенным образом реагируют на звуки, в том числе на музыку. Оказалось, что растения любят музыку, причем вкусы у разных растений - разные. Многие растения сентиментальны и предпочитают индийские мелодии - их стебли просто тянутся к динамикам, испускающим такие звуки. Популярностью пользуется классика, особенно Бах и Вивальди. Из инструментов большинству растений нравится флейта. А вот поклонников рок-музыки среди растений нет: стебли отклоняются от источников звуков, ростки хиреют, листья мельчают.[1,18] Звуки любимых мелодий благотворно влияют на развитие растений, увеличивая урожай в полтора-два раза, а некоторым авторам удалось с помощью хорошо подобранной музыки достичь рекордных результатов, попавших в книгу рекордов Гиннеса. Среди них американский фермер Дан Карлсон, который вырастил гигантское растение страстоцвет пурпурный длиной 180 сантиметров (обычно это небольшое растение), тщательно подбирая музыкальный репертуар, остановившись на скрипичных произведениях и музыке, напоминающей пение птиц. Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс)278 килограммов - столько весил кабачок, который удалось вырастить Норманну Галлагеру из американского города Коллинза. Он побил все рекорды, что были установлены в этой отрасли огородничества. Впрочем, его супруга не удивлена этим успехом. По ее словам Галлагер прямо-таки жил на грядке с кабачкам, разговаривал с ним и даже целовал.[7] Музыкальная стимуляция развития растений весьма популярна. Так, например, в США исследователь Д. Мильштейн выпустил пластинку с записями под названием «Музыка для выращивания растений», которую нужно проигрывать ежедневно по полчаса, что позволяет удвоить урожайность растений. Метод, получивший название «Озвученный цветок», проверен во многих странах, в том числе в США и Японии. Когда по этому методу выращивали томаты, то один из них достиг 4,5 метра роста, и на нем было более восьмисот плодов. Вес клубней картофеля достигал 400 грамм, а кабачок - толщины в полтора метра. При этом качество продуктов не ухудшается. Конечно, для достижения таких рекордов используется не только музыка, но и оптимальный уход и питание. Это означает, что кроме химического и электромагнитного языка растения способны общаться и на языке звуков. Установлено, что растения издают специфические потрескивания, реагируя на изменения окружающей среды. Итальянец Валерио Санфо создал прибор, переводящий язык растений на человеческий. Так появились слова: «тепло», «холодно», «хочу пить»…[6] Есть основание надеяться, что со временем человек сможет беседовать с растением. Доказательств того, что растение понимает человека достаточно. А таким путем и человек сможет понимать растение. Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс) Японские специалисты по электронным вычислительным машинам записали электрические колебания и импульсы, генерируемые различными растениями и цветами в Мемориальном парке на острове Окинава, ввели их в компьютер и преобразовали в звуки. На их основе местный композитор сочинил «симфонию», которая исполняется оркестром на открытой площадке парка. Коротко о других чувствах растений. Любой из нас легко может убедиться в наличии у растений чувства гравитационной ориентации. Как бы вы ни посадили в почву прорастающее семя, например, корнем вверх, ростком - вниз, через короткое время, раскопав почву вы убедитесь, что корень, изогнувшись, растет вниз, а росток - строго вверх. Это явление получило название геотропизм. Растениям свойственны чувства боли, жажды, голода, сопереживания. Они обладают памятью. Получив информацию от своих органов чувств, растение реагирует на нее своими действиями, для чего у него имеются: нервная, гормональная и двигательная системы. Роль нервной системы играют проводящие пучки-волокна, по которым распространяются электрические сигнальные импульсы, подобные тем, какие распространяются в нервных клетках человека. Скорость их распространения примерно в десять - двадцать раз меньше, чем у человека. Среди гормонов растения - тургорины (от латинского слова тургор - вздутие, наполнение). Они управляют двигательными реакциями растения. Движения, которые у животных выполняются с помощью мышц, у растений - путем изменения гидростатического давления внутри клеток.

Эксперимент с завядшей зеленью Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс)Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс)

Вечером.

Утром







Вечером в стакан с водой я поставила завядший пучок петрушки, а утром увидела, что ее стебли выпрямились. Значит, растение двигается! Органы чувств растения устроены совершенно иначе, чем у животного или человека, но реакция на внешние раздражители, на получаемую информацию подобна реакции животного или человека. Они обладают своими гормонами, нервами и мускулами. Как и все живое, они страдают от голода, жажды, боли, болеют и по-своему об этом сигнализируют. Только вот мы еще не сумели в этих сигналах разобраться, кроме простейших.

Растения движутся



Основным отличием растений от животных считается их неподвижность, привязанность к одному и тому же месту жительства. Однако это отличие относительно. Они движутся, но движутся по-другому, чем животные и человек. Прежде всего, это двигательные реакции. Среди двигательных реакций растений наиболее известны тропизмы - движения, направленные в сторону раздражителя или в сторону, противоположную ему. Движение под действием света - фототропизм (подсолнух). Если говорить о скорости реакции на раздражение, то самое молниеносное растение - мимоза пудика, которая растет в тропических лесах Борнео. Если прикоснуться к ее листьям, она тотчас же отстранится от руки. Если возникнет какой-либо сигнал, могущий предвещать опасность: резкий хлопок, вспышка света и т.д., мимоза тут же сворачивает свои листья. Это происходит даже тогда, когда, например, у стоящего рядом человека только возникнет мысль отломать ветку. На рисунке приведен пример процесса сворачивания листьев мимозы, вызванного вспышкой света и зарегистрированного путем замедленной киносъемки. Исследовательская работа Наш старший брат - растение (3 класс) Реакция мимозы на внезапное раздражение Однако растения способны двигаться не только «сидя на месте», но и меняя «место жительства». Они движутся медленнее животных, зато иногда дальше животных. Так, например, сумчатые не смогли покинуть своей родины - Австралии, а кокосовая пальма заселила все тропические регионы, включая уединенные атоллы в середине Тихого океана: кокосовые орехи способны проплыть тысячи километров в Океане и прорости на любом клочке суши, куда их забросят волны. А вспомните тучи семян одуванчика, летящие по ветру на новые территории, или клочки тополиного пуха. Птицы и звери переносят иногда на сотню километров семена съеденных ими фруктов или ягод.[5] Существует целая группа видов растений-бродяг, называемая рудералами, которые первыми заселяют освободившиеся в результате пожара, стихийного или техногенного бедствия территорию. Растения, подобно животным и человеку, способны кочевать, выбирая наиболее удобное для них место, только происходит это медленнее, чем у животных.



























Человек и растение



Где бы вы ни жили - в мегаполисе или в деревенском домике - комнатные растения украсят вашу жизнь. Они и украшение, и лекарство и друзья. Вспомните, когда видишь окна, обращенные на улицу, то в каждом окне - цветы: герань, бегонии, огоньки…. А в глубине комнат - фикус. По примерным оценкам сегодня в Москве домашних растений вдвое больше, чем жителей. Некоторые квартиры - просто оранжереи. Обычно в них живут пожилые одинокие добрые люди. Что, это случайно? Человек интуитивно выбирает то, что ему особенно нужно. И человеку очень недостает растения - его старшего доброго брата. Растительное царство - это целая вселенная. Растения - живые существа, насчитывающие сотни тысяч видов, от фитобактерий, пикопланктона и сине-зеленых водорослей до баобаба и секвойи, представляющие собой удивительное разнообразие свойств, сложности строения, длительности жизни и способа существования. Они обладают органами чувств: обонянием, слухом, зрением, осязанием и вкусом, теми же, что и у человека, но другими, чем у человека, оптимально приспособленными для их образа жизни, при этом в целом не менее совершенными. (см. Приложение 1) Зрение растений несопоставимо хуже, чем у человека, оно не играет для них того значения, как для нас, но в то же время растения видят и в инфракрасной области светового спектра, которая человеку, как представителю теплокровных, недоступно. Зато, к примеру, обоняние растений развито несопоставимо выше, чем у человека: у них это один из основных каналов информационных коммуникаций. Они обладают аналогом нервной системы человека и животных, а также системой сверхчувственного восприятия, развитой у высших растений по ряду параметров совершеннее, чем у человека. Они чувствуют боль и радость, голод и жажду, боль и страх, умеют любить, ревновать и ненавидеть. При этом мы не воспринимаем этого на человеческом языке, но современная техника (полиграфы, психрографы и т.д.) позволяют регистрировать проявления этих чувств. Они умеют по своим каналам передавать информацию. Они любят музыку (тысячами экспериментов установлено индивидуальное различие вкусов), не любят шум. Они болеют многими «человеческими» болезнями от простуды до рака. [4,87]Они обладают памятью, четко распознают добро и зло, обладают, как человек и высшие животные, условным рефлексом. Они умеют двигаться, но по-другому, чем человек и животные: гораздо медленнее, но иногда гораздо дальше преодолевая океан, пустыню, горы и болота, на что человек без применения техники не способен. Все это дает основание говорить, что растения представляют собой высокоразвитую цивилизацию, от которой человеку стоит перенять и принять еще что-то и в свою очередь начать платить добром за добро, оберегая ее от уничтожения.













Заключение

Рано или поздно, но ученые докажут всему человечеству, что растения могут чувствовать, любить, вспоминать, и даже думать. И когда это произойдет, то взаимоотношения со своими зелеными братьями люди начнут строить по-другому. В результате такого сотрудничества с зеленым миром вся наша планета превратится в единый цветущий сад.





Список литературы:



  1. Аспиз М.Е. Чудо-листья / Худож. А.Панин. - М.: Дет. лит., 1984. - 31 с.

  2. Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей. - М.: Белый город, 2008. - 143 с.

  3. Головкин Б.Н. Рассказы о растениях-переселенцах: Книга для внекл. чтения учащихся 5-6 кл. - М.: Просвещение, 1984. - 128 с.

  4. Животные, растения: Мифы и легенды. - М.: Аванта+, 2007. - 256 с.

  5. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Учебник «Окружающий мир». 3 класс. 2-я часть.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007

  6. plantopedia.ru

  7. infoniac.ru/news/Umeyut-li-rasteniya-slyshat.html

  8. joy4mind.com/



Свойства организма

Человек

Растения

Зрение

Глаз

фототропизм

Осязание

Кожные рецепторы


Обоняние

+

Использование пахучих веществ

Вкус

+

Выбирают место произрастания

Движение

+

Двигательные реакции

Ориентация

+

Гравитационная ориентация

Слух

+

Реагируют на звуки музыкиПриложение 1



© 2010-2022