Рекомендации по работе над исследовательским проектом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я - исследователь!

Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.

Для того, чтобы добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска.

Начало любого исследования - это ТЕМА твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не сможешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы дать письменно).

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

Какими могут быть темы исследования?

Фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях

Экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Например: Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?

Запиши тему своего исследования.

Теперь подумай над целями и задачами твоей работы.

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь, что ты хочешь узнать.

Запиши цель своего исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Запиши задачи собственного исследования.

Итак, старт твоей исследовательской работе дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам!

Гипотеза исследования

Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются словами:

- предположим…

- допустим…

- возможно…

Для проведения исследования всем потребуется гипотеза, даже несколько гипотез - предположений.

Например:

Тема: Что такое хлебное дерево?

Гипотеза: Предположим, что оно вырастает из сухарей…

Тема: Почему самолет оставляет след в небе?

Гипотеза: Допустим, потому,что он разрезает небо…

Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути…

А что же на самом деле? Своим исследованием Вы должны либо подтвердить гипотезы, либо их опровергнуть.

Свою исследовательскую работу надо начать с вопроса:

А что я знаю об этой проблеме?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Как можно узнать что-то новое, о том, что исследуем?

- подумать самостоятельно

- посмотреть книги о том, что исследуешь

- спросить у других людей

- посмотреть кино- и телефильмы по теме исследования

- обратиться компьютеру

- понаблюдать

- провести опрос, анкетирование, эксперимент

Все сведения собраны, сделаны необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты.

Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Примечание:

- Если в старшей школе ребенок может поставить социокультурную проблему самостоятельно - то в начальной или средней школе - сам ребенок это не сделает, и это нормально. Но обсуждать с ним , кому нужны результаты твоей работы, для кого ты ее делаешь - это можно и нужно.

Реализация - не столь важно, с кем ребенок делает свой проект, сколь то, что он смог найти необходимые ресурсы для реализации замысла и адекватно оценивает свои возможности.

Выводы - ребенок может оценить и сравнить, что было до и что стало после, привели ли его действия к результату, который хотел получить, что именно сделано самостоятельно, а кто помогал, что удалось, а что нет, чему научился, кому от результатов стало лучше, какая ситуация изменилась к лучшему … Если ребенок умеет анализировать таким образом свой проект - это важно.

Защита проекта.

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы и самопрезентации.

Умение кратко и убедительно рассказать о себе

и своей работе очень важно.

Защита проектов, как правило, проходит в форме презентации. То есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента. Чтобы ученик справился с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление.


Можно воспользоваться следующим шаблоном:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего исследования…..

Я выбрал эту тему, потому что…

Цель моей работы…

Гипотеза -..


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что….

Потом я приступил к …

В ходе работы я узнал, что…

Я завершил работу тем, что…


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свою работу, я могу сказать, что моя гипотеза..

Работа над темой показала мне

(что узнал о себе, проблеме, над которой работал) …

Если бы я начал работу заново, я бы…

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…




© 2010-2022