- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка
Урок русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шпак Н.Л. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок: Русский язык
Тема урока: Части речи.
Цель: Систематизация полученных знаний по теме «Морфология».
Задачи:
-
Систематизировать полученные знания.
-
Способствовать развитию умения находить в тексте слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета. Развивать речь учащихся, познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.
-
Прививать любовь к языку, умение работать в коллективе, слушать других, доводить начатое дело до конца.
Тип урока: урок закрепления.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ресурсы: тетрадь, предметные картинки, овцы, сундучки.
Ход урока:
Этапы урока
Ход урока
Ресурсы
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
В школьных коридорах прозвенел звонок.
И пора настала начинать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достали мы тетрадки, лёг на край стола дневник,
Наши знанья и уменья всем покажем в этот миг.
Сообщение темы урока
- Сегодня, друзья, мы совершим путешествие в страну «Морфология». И вспомни всё, что мы о ней знаем. А что такое морфология?
Морфология - раздел лингвистики, который изучает части речи.
Развитие речи
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки.
Лёгких - две штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало
Солнце на небе во всю засияло.
Гимнастика для глаз
Вверх морковку подними,
На неё ты посмотри.
Вниз морковку опусти.
Только глазками смотри
Вверх и вниз и вправо - влево.
Ай - да Заинька умелый!
Пальчиковая гимнастика
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим.
Дима лепит колобок,
А Ирина теремок,
Люба лепит разных рыб
Ну а Вера белый гриб.
Работа по теме
- Мы отправляемся в страну Морфологию, где живут и правят части речи, которые приготовили нам разные задания. Что за часть речи?
Имя существительное
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам
Очень впечатлительное…
Имя существительное
1.Задание:
Распределить слова в три столбика. В первый слова 1 скл., 2 скл, 3 скл. Определить род.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
черепаха баклажан мышь
змея слон кровать
капуста виноград дверь
апельсин кисть
медведь
- А теперь представьте, что вы пришли на птичий рынок, где хотите купить этих животных. Но вы их сможете купить лишь в том случае, если дадите им клички. Черепаха - Крошка, змея - Хитрюга, слон - Силач, медведь - Медунок, мышь - Норушка. Как мы напишем клички животных?
2.Задание:
Символом наступающего года является лошадь. Произведите фонетический разбор этого слова.
Лошадь - ло-шадь
Л - /л/ -согласный, звонкий, твёрдый звук
О - /о/-гласный, ударный.
Ш- /ш/-согласный, глухой, твёрдый звук.
А -/а/-гласный, безударный звук.
Д -/т/-согласный, глухой, мягкий звук.
Ь-/-/- не имеет звука.
3.Задание:
Помогите чабану найти своих овец. Клички овец имена существительные.
(Тихоня, Баран, Соня, Пушинка, Умный, Резвый, Робкий, Белянка, Собачка )
Мешочек, черепаха, змея, капуста, баклажан, слон, виноград, апельсин, медведь,
Бараны с кличками.
Овцы.
Мы отправляемся в следующее царство.
Имя прилагательное
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать. Беречь
Сильно любознательное…
Имя прилагательное.
1.Задание:
На наше имя пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней.
Охарактеризуйте предмет, используя имена прилагательные.
(Яблоко, книга)
2. Задание:
Определите род, число, падеж имени прилагательного.
Удивительное утро, пуховым одеялом, серебристому лесу, зимнее солнце, о тонком льде, трескучего мороза.
3.Задание:
На листах написаны слова.
Добрый, молодой, славный, красивый, чуткий, старый, отзывчивый, ласковый, шестилетний, пожилой, внимательный, взрослый.
Слова, которые характеризуют качества человека, кладём в этот сундук. Слова, которые обозначают возраст человека, кладём в этот сундук.
Яблоко, книга.
Слова, сундучки.
Физкультминутка
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно,
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули
Отдохнули?
Отдохнули!
Мы отправляемся в следующее царство
Глагол
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чисти -
Всё расскажет нам …глагол.
1.Задание:
Шарики в подарок. Мама-обезьяна решила купить своим детям -воздушные шары. Но им нравятся только те, на которых написаны глаголы. Помогите маме выбрать шары. (скачет, бежит, толкает, летит, задумчивая, скромная, пушистая, умная, порхает)
2.Задание:
Найдите и подчеркните глаголы в предложении.
Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.
Снежное покрывало, покрывало огромное поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.
Однажды кот подкрался к попугаю. Сейчас тебя я братец попугаю.
3.Задание:
Запиши скороговорку так, чтобы глаголы были употреблены в настоящем времени.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. /Идёт Саша по шоссе и сосёт сушку./
С перепелом перепел в паре пел. /С перепелом перепел в паре поёт./
Белые бараны били в барабаны. /Белые бараны бьют в барабаны. /
Воздушные шары, на которых написаны слова.
Мы отправляемся в следующее царство
Местоимение
Я, ты, он, она это всё… местоимения.
В далёкие времена в одном царстве-государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого государства жила злая колдунья. Ей не нравилось трудолюбие соседей. Решила она погубить их. Схватила она свой волшебный посох, ударила им о землю три раза и прокричала: «Пусть эти счастливчики забудут свои имена!» вот так и случилось. Люди забыли имена детей, родителей и от этого очень страдали.
Но вот однажды в царство случайно попал добрый молодец. Люди бросились к нему, поведав о своём горе.
_ Хорошо я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я вам дам слова вместо имён, которые будут указывать на лицо. Каждый из вас буде о себе говорить «Я». Если вас много будете говорить «МЫ». Обращаясь к кому-либо вы будете говорить «ТЫ или ВЫ». Рассказывать о ком-то «ОН, ОНА, ОНО». Так и появилось местоимение.
1.Задание:
Просклоняйте местоимение ОН
И.п. кто? он
Р.П. кого? его
Д.п. кому? ему.
В.п. кого? его
Т.п. кем? им
П.п. о ком? о нём
2.Задание:
Найти в тексте местоимения и определить их лицо.
Ёлка
Я увидел ёлку. Она росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса она оказалась на свету. Каждый её сук стал расти кверху. Теперь она выглядела божественно.
Текст (индивидуально)
Домашнее задание
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- А наши снежинки не растают, они волшебные.
Волшебные снежинки украсили наш класс,
На ваших ладонях они не растают сейчас.
Вы в руки снежинку возьмите,
Домашнее задание с неё спишите.
Снежинки.
Итог
Мы побывали в стране «Морфология», но она не такая маленькая какую мы увидели с вами. В этой стране живут и другие части речи - служебные. О них мы узнаем на других уроках.
Учите русский из года в год,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом.
Дополнительные задания:
Замени предложение, одним словом
Человек, который играет на трубе (трубач)
Человек, который выступает в цирке (циркач)
Человек, который играет на скрипке (скрипач)
Житель Москвы (Москвич)
Помещение, где стоят автомашины (гараж)
Игра «Ищем сокровища»
Енмкуклаореюлагдэокноьтйцдубргоил.
Игра «Найди антонимы»
Плюс - минус, огонь - вода, зима - лето, день - ночь, юг -север, грусть - радость, ложь - правда, низ - верх, холод - жара.
Ткачи ткали ткани на платье Тани.
Везла Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Занимательное задание: «Ответьте на вопрос!»
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Вопрос: Откуда взялись кости?
Занимательное задание: «Ответьте на вопрос!»
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Вопрос: Откуда взялись кости?
Занимательное задание: «Ответьте на вопрос!»
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Вопрос: Откуда взялись кости?
Занимательное задание: «Ответьте на вопрос!»
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Вопрос: Откуда взялись кости?
Занимательное задание: «Ответьте на вопрос!»
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Вопрос: Откуда взялись кости?
Занимательное задание: «Ответьте на вопрос!»
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Вопрос: Откуда взялись кости?
Тихоня
Баран
Соня
Пушинка
Умный
Робкий
Стоять
Белянка
Собачка
Облачко
Славный
Кудрявый
скачет
бежит
толкает
летит
задумчивая
скромная
умная
пушистая
порхает
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?… (Лошадка)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
С перепелом перепел в паре пел.
Белые бараны били в барабаны.
Ткачи ткали ткани на платье Тане.