Рабочая программа по технологии 1 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область Морозовский район х. Донской

Донсковская основная общеобразовательная школа

филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №__6___

_______________________М.Н. Гвозденко

Приказ от_____________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММA


по технологии

начальное общее 1 класс


количество часов 33

Учитель Божко Лидия Николаевна


Программа разработана на основе программы «Технология » Автор: Н.М.Конышева; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 г.

2015 - 2016 учебный г

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
  • Приказ Минобрнауки России от 17.1.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Устав МБОУ СОШ № 6
  • Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6
Программа «Технология » Автор: Н.М.Конышева; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 г. УМК « Гармония»

Программа по технологии разработаина с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологческий подходы. Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Задачи изучения дисциплины:
  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов. Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся. Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части; Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач. Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению. Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами: - окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций); - математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами); - изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна); - родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов); - литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия). Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений: Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными. Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса. Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром. Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся. При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности. Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся. Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий. Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности

Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

I класс Умелые руки Первоклассники в процессе изготовления изделий на уроках труда могут получать первоначальные представ­ления о хороших, грамотно сделанных вещах, однако ни­какой специальной работы по формированию дизайнер­ских знаний и представлений на этой ступени программой не предусмотрено.

Значительное внимание в данный возрастной пери­од приходится уделять развитию основных функцио­нальных возможностей детей, на которых можно пост­роить их полноценную познавательную деятельность. В частности, у первоклассников недостаточно развита координация, мелкая моторика руки, поэтому предусмот­ренная в программе система практических операций способствует ускорению и гармонизации физического развития ребенка.

Ученики осваивают разные способы обработки мате­риалов, учатся пользоваться простейшими ручными ин­струментами и выполнять практические операции. Это позволяет развивать основные сенсорные процессы, ко­торые сами по себе являются «входными воротами» вся­кого познания. При этом не ставится задача дать детям какие-то систематические специальные знания о матери­алах. Программа не предусматривает запоминания уче­никами, скажем, названий различных сортов бумаги или ткани - это совершенно не нужно для общего образо­вания и только обременяло бы память малышей. Одна­ко необходимо сформировать у первоклассников своеоб­разное «чувство материала», без которого невозможна свободная художественно-конструкторская деятельность. Дети постепенно приобретают привычку самостоятельно экспериментировать с материалами, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их к тща­тельности и аккуратности в выполнении практических операций, формировать привычку доводить начатое дело до конца.

Очень важно сформировать у детей надежные при­емы практических действий с простейшими ручными инструментами: научить их правильно работать ножница­ми; быстро и качественно выполнять разметку с помо­щью шаблона, линейки, сгибанием; аккуратно и правиль­но работать с клеем и пр. Выработанные на данном этапе приемы работы, культура практического труда, организо­ванность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи.

С другой стороны, возраст 6-7 лет является наибо­лее сенситивным в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают все­возможные логические задачи, любят головоломки - особенно если работа в разумных пропорциях требует творчества, логического мышления и умелости рук. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» уче­ников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению. Про­грамма предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируют­ся, все более подчиняясь интеллекту. На начальных эта­пах первоклассник, например, учится вырезать уже раз­меченные детали, чтобы тут же решить с их помощью несложную логическую задачу. Позже ему нужно будет уже самостоятельно определить, какие из предложенных деталей понадобятся для работы, и вырезать только их. В дальнейшем разметку вообще предстоит осуществлять самостоятельно. Параллельно с такими, преимущественно логически­ми задачами программа предусматривает и творчество иного плана - художественно-эстетического. Эти зада­ния предполагают обязательное обогащение чувствен­ного опыта ребенка. Поскольку успешность творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатле­ний, их обогащение через целенаправленное визуальное восприятие - один из главных компонентов программы первого класса. Прежде всего на этом этапе закладыва­ется фундамент понимания выразительности форм при­роды, формируются способы восприятия объектов при­роды и использования полученных впечатлений в творческих работах. При работе с природными матери­алами дети учатся внимательно всматриваться в особен­ности их формы, видеть прекрасное в обыденном, во всем угадывать живую душу.

Значительное место на уроках ручного труда отводит­ся формированию у первоклассников приемов по­знавательной деятельности и развитию познава­тельных процессов. Поскольку практические действия ученика могут весьма эффективно продемонстрировать ему, насколько хорошо он сумел рассмотреть, проанали­зировать, запомнить задание или образец (т. е. выявля­ют качество его познавательных действий), в первом классе важно не сводить работу к механическому повто­рению, а заставлять детей думать, самостоятельно ори­ентироваться в задании и пр.

Планируемые результаты обучения и система оценивания В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народовэ
Предметные результаты: - использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило); - правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов; - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать; - отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия; - работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; - изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям; - решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности; - определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности; - творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; - понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи); - понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей). Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия). Регулятивные:
  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные:
  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются: - формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания; - формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки; - воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении; - формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности; - воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Технология» в 1 классе на­чальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчита­на на 33 ч . Раздел 4. Содержание учебного предмета Программа первого класса является началом формирования у школьников элементарных основополагающих знаний и представлений из области дизайна, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности. На конкретных примерах первоклассники знакомятся с основным принципом дизайна: красивая вещь та, которая подходит к обстановке и к условиям использования, т. е. функционально целесообразная. Кроме того, они получают первоначальные представления о том, что вещь неразрывно связана со своим «пользователем» и несёт о нём определённую информацию. Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок (их вообще не нужно давать), а в том, чтобы постепенно формировать у учеников сознательное отношение к вещи и бытовой среде в целом. Основной принцип дизайна (функциональная целесообразность + художественная выразительность) дети сначала осваивают в процессе решения специальных задач, выполняемых в рамках комплексных практических заданий. Большая часть таких задач включается в работу по проектированию вещей с ярко выраженным характером и точно определённой областью функционирования. В выполнении подобных комплексных заданий ученикам существенно помогает их условно-сказочная формулировка: они создают вещи (картину или ковёр, чашку, украшение, дом) для конкретных сказочных героев. Помимо этого в учебнике предлагаются задания, в которых функциональное назначение вещи определяется уже не сказочной, а настоящей бытовой ситуацией. Первоклассники учатся понимать, что и конструкция, и материал, и декор изделий сходного назначения (например, игольницы) могут существенно различаться в зависимости от условий использования: одни формы и конструкции могут быть у дорожной игольницы и совсем другие - у декоративной. В первом классе берёт начало одна из важнейших линий, проходящих далее через весь курс: школьники получают представление о традициях в мире вещей и знакомятся с основами народной эстетики. Принципиально важно, что это знакомство начинается с главного - с мировоззренческого смысла народного искусства, который наглядно проявляется в предметах быта. Это значит, что мы в первую очередь учим школьников видеть и понимать общее в разных видах народных ремёсел, в изделиях мастеров из разных местностей. И только на фоне этого общего можно рассматривать частности, различия, декоративно-художественные предпочтения, которые существуют в какой-то определённой местности. Общим является, например, то, что любая вещь в народном быту занимает строго определённое место, имеет духовный (магический) смысл и создается по строгим канонам (правилам), а не по личному вкусу мастера. Это касается, в том числе и вещей, не имеющих утилитарного назначения (например, глиняной игрушки, соломенной куклы и т. д.). Различия в росписи, скажем, дымковской и филимоновской игрушки - это частности; гораздо более существенно то, что любая такая игрушка играла роль оберега, поэтому и сюжеты игрушек из разных местностей, и узоры на них включают одни и те же символы. Все эти сведения ученики получают в таком виде, чтобы они были доступны их пониманию. Задача и в данном случае состоит не в формальном заучивании информации, а в формировании общих представлений о культурных традициях, которые существуют в предметном мире. Всё это, наряду с расширением кругозора, обогащает детей духовно, способствует формированию у них национально- исторической памяти. В первом классе ученики получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в создании своего предметного мира заимствует у природы эти идеи. Начинается работа по освоению новых материалов и способов их обработки, расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приёмов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда. В целом практическая деятельность первоклассников «дисциплинируется»; использование материалов в большей мере подчиняется конкретным проектно-конструкторским и проектно-художественным задачам. Все проблемы и вопросы в содержании изучаемого материала не изолированы друг от друга; они взаимно пересекаются и зачастую бывают одновременно представлены в уроке.

Раздел 5. Тематическое планирование учебного материала

Всего - 33 часа

Тема раздела,содержание

Характеристика деятельности учащихся

Узнаём, как работают мастера (1 час)

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.


Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке. Обсудить информацию. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумаги, как их передавать).

Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь)

Учимся работать с разными материалами (12 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги


Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражняться в подготовке пластилина к работе. Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия. Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия. Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте. Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметку бумаги способом сгибания. Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Планировать работу в соответствии с нформацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску. Сравнивать листья. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона. Оценивать результаты выполненной работы. Рассматривать, анализировать форму. Осваивать новые приемы работы. Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги. Рассматривать и анализировать образцы.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.


Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром. Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Анализировать и оценивать полученные результаты Рассматривать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибание бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги. Рассматривать и анализировать образцы. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ. Декорировать изделие нитками. Анализировать информацию в учебнике. Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня). Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ. Декорировать изделие нитками. Анализировать информацию в учебнике. Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня).

Конструируем и решаем задачи (8 часов)

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида) Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

Экскурсия в природу


Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке. . Составлять композиции на плоскости в заданном формате. Наклеивать детали на основу. Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур Решать задачи на плоскостное конструирование Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке. Анализировать и сравнивать образцы по форме, цвету, расположению деталей. Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей. Рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов "Конструктор. Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей. Обсуждать правила работы с наборами "Конструктор". Упражняться в приемах сборки изделий. Рассматривать и анализировать образец конструирование по моделям.

Производить оценку выполненной работы Раздел 6. Календарно - тематическое планирование по технологии

№ п/п


Дата

Тема

Кол-во

часов

Изделие

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

УУД

1

4.09.

15 г

Культура и организация труда. Материалы и инструменты

1

Подставка для кисти.

Знать:

- правила безопасного пове- дения и приемы на уроках технологии (инструкцию по ТБ);

- что нужно человеку для того, чтобы его руки были умелыми, послушными и умными;

- о разнообразии материалов, применяемых на уроках технологии.

Уметь:

- работать с учебником;

- определять, из какого материала изготовлены те или иные изделия

Личностные УУД:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Регулятивные УУД:

определять и формулиро- вать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.

- наблюдения и опыты с материалами;

- упражнения в обращении с инструментами;

- знакомство с тетрадью и учебником;

- правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.

2.

11.09

Складывание простых форм из бумаги.

1

Оригами. Свинка.

Знать правила работы с ножницами и клеем.

Уметь:

- читать схемы складыва-ния различных форм из квадрата;

- складывать фигуры по схеме;

- размечать детали;

- вырезать детали, состав-лять из них композицию;

- наклеивать детали на фон

- знакомство с понятиями: форма, образ, материалы для занятий художественно-конструкторской деятельностью;

- разнообразие материала, применяемого на уроках;

3.

18.09

Складывание простых форм из бумаги.

1

Оригами. Лягушка.

4.

25.09

Складывание простых форм из бумаги.

1

Оригами.

Песик.

5.

2.10

Складывание простых форм из бумаги.

1

Оригами.

Собачка в профиль.

6.

9.10

Разрезание бумаги по линиям разметки; приёмы наклеивания деталей.

1

Коллективное (индивидуальное) панно. Люпин.

Знать способ изготовления квадрата из прямоугольника.

Уметь:

- изготавливать квадрат сгибанием;

- складывать детали по готовым схемам;

- вырезать отделочные детали;

- составлять композиции.

- обучение приемам складывания квадрата;

- разметка диагонали квадрата по линейке;

- знакомство с искусством оригами;

7.

16.10

Формы и образы природы. Экскурсия на пришкольный участок, сбор листьев

1

Знать правила сушки листьев.

Личностные УУД:

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловечеких нравственных ценностей);

Познавательные УУД:

- сравнивать и группиро-вать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

-перерабатывать получен-ную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- рассматривание и изучение форм и образов природы;

- сбор материалов для практической работы на уроках;

8-9.

23.10

30.10

Работа с засушенными листьями.

2

Аппликация из засушенных листьев «Образы осени»

Знать виды клея, используемого для аппликации, правила
засушивания листьев.

Уметь наклеивать элементы аппликации
(1-2 листа) на основу, создавая выразительную композицию

- рассматривание и изучение форм и образов природы;

-составление композиции;

- выбирать цветовую гамму.

10.

13.11

Создание образов по ассоциации с формой модуля (комбинированная работа)

1

Поделка из яичной скорлупы.

Знать:

- правила заготовки
яичной скорлупы;

- правила безопасной работы с инструментами.

Уметь:

- декоративно оформлять яичную скорлупу

- расширение представлений о художественно-изобразительных возможностях разных материалов;

- практическая работа.

11-12.

20.11

27.11

Разметка деталей по шаблону.

2

Аппликация «Снеговик».

Знать назначение шаблона, правила разметки по шаблону.

Уметь:

- выполнять разметку по шаблону с учетом экономного расходования материалов;

- вырезать детали из большого листа бумаги;

- составлять композицию из кругов

- ознакомление с шаблоном и его назначением;

- обучение разметки по шаблону;

- повторение правил и приемов экономной разметки и вырезания деталей, работы с клеем.

13 .

4.12

Разметка прямых линий по шаблону и сгибанием. Коллективная работа.

1

Цепь из полос бумаги.

Знать правила работы с измерительным инструментом, клеем.

Уметь:

- размечать полосы с помо-щью линейки и сгибанием;

- вырезать полоски одина-ковой ширины и длины;

- склеивать из заготовлен-ных деталей цепочку

- повторение правил безопасной и аккуратной работы;

- составление плана работы;

- решение логических задач;

- практическая работа.

14.

11.12

Вырезание и наклеивание ажурных симметричных форм.

1

Снежинка.

Знать назначение декора-ции, правила разметки, вырезания и наклеивания деталей.

Уметь:

- размечать детали.

- работа по инструкционной карте;

- закрепление приемов склады-вания квадрата.

15.

18.12

Бумагопластика. Конструирование ребристых форм.

1

Подвеска для елки.

Знать устройство подвески из квадратов, способы разметки деталей.

Уметь: вырезать детали по линиям сгиба;

- собирать подвеску из заготовленных деталей и украшать ее.

- ознакомление с новыми приемами пластической трансформации бумаги;

- совершенствование приемов разметки способом сгибания бумаги;

- отработка навыков работы с бумагой, ножницами и клеем.

16.

25.12

Резание бумаги по прямоуголь-ной разметке.

1

Разрезная картинка.

Уметь:

- вырезать детали из большого листа бумаги.

Знать правила разметки, вырезания и наклеивания деталей.

17.

15.01

Новые материалы.

Работа с крепированной бумагой. Новые приёмы бумагопластики.

1

Корзинка с ручкой.

Знать свойства крепированной бумаги и сферу ее использования.

Уметь различать детали;

- вырезать их и формиро-вать из полученных поло-сок цветы, добавляя другие материалы (нитки, прово-локу и т. п.), работать по готовой инструкции.

- закрепление приемов склады-вания квадрата;

- практическая работа;

- создание коллективного панно;

- наблюдение за красотой окру-жающего мира (цветы).

18.

22.01

Работа с крепированной бумагой.

1

Роза.

19.

29.01

Приёмы обра-ботки картона и плотной бумаги.

1

Открытка к 23 февраля.

Знать правила работы с ножницами и клеем.

Уметь:

- размечать детали;

- вырезать детали, состав-лять из них композицию;

- наклеивать детали на фон

- обучение приему обработки картона для аккуратного сгибания;

- обучение приему рациональной раз-метки и вырезания нескольких одинаковых деталей.

20.

5.02

Тематические композиции, на плоскости: сюжет, цвет, образ.

1

Открытка к 8 марта.

21.

19.02

Приёмы работы с нитками и иглой.

1

Декоративная композиция. Рыбка.

Знать виды ниток и сферу их использования

- виды пуговиц;

- технику их пришивания;

Уметь:

- заправлять нить
в иглу;

- завязывать узелок;

- пришивать пуговицы;

- закреплять нить в конце шитья

- обучение приемам связывания нитей узлом;

- закрепление приемов разметки деталей по шаблону, вырезания и склеивания;

- практическая работа.

22.

26.02

Плетение, пришивание пуговиц.

1

Декоративная композиция. Котик.

23.

4.03

Приёмы работы с нитками и иглой.

1

Декоративная композиция. Машина.

24.

11.03

Разрезание бумаги по прямоугольной разметке.

1

Аппликация «Парусник»

Уметь:

- читать схемы складывания различных форм из квадрата;

- складывать фигуры по схеме;

- вырезать детали, состав-лять из них композицию;

- наклеивать детали на фон

Знать правила работы с ножницами и клеем.

- обучение приемам складывания квадрата;

- разметка диагонали квадрата по линейке;

- решение задач на трансфор-мацию заготовки.

25.

18.03

Задачи на плоскостное конструирова-ние.

1

Аппликация «Елочка»

26.

1.04

Приемы наклеивания деталей.

1

Аппликация «Рыбка»

27.

8.04

Тематические композиции, на плоскости: сюжет, цвет, образ.

1

Узор в квадрате.

Знать:

- виды картона и его свойства;

- способы сгибания картона.

Уметь:

- сгибать картон, размечать детали по изготовленному шаблону;

- вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько слоев;

- составлять композицию из изготовленных деталей.

Личностные УУД:

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных

Регулятивные УУД:

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.

- обучение приему рациональной разметки и вырезания нескольких одинаковых деталей;

- обучение простым приемам составления композиции;

- отработка навыков разметки по шаблону, работы с ножницами и клеем.

28.

15.04

Повторение и закрепление приемов обработки бумаги.

1

Аппликация «Птица»

29.

22.04

Использование разных способов выкраивания из бумаги для создания образов.

1

Аппликация «Птицы прилетели»

Знать различные способы изготовления деталей аппликации.

Уметь: вырезать детали аппликации из бумаги, сложенной в несколько слоев;

- изготовлять детали разны- ми способами (вырезанием, обрыванием);

- составлять композицию.

- повторение разных приемов выкраивания деталей из бумаги (вырезание по криволинейному контуру, обрывание);

- беседа о красоте окружающего мира.

30

29.04

Материал и образ. Подбор и простейшие приемы обработки материалов для создания образа.

1

Аппликация (коллаж) из разных материалов «Салют»

Знать:

- правила безопасного использования инструмен-тов на уроках технологии;

- названия необходимых для работы инструментов.

Уметь использовать инстру-менты по назначению, содержать их в порядке и аккуратно, следить за укомплектованностью и осуществлять безопасное хранение.

- знакомство с понятиями:форма, образ, материалы для занятий художественно-конструкторской деятельностью;

- разнообразие материала, приме-няемого на уроках;

31.

6.05

Разметка деталей по шаблону.

1

Аппликация «Букет в вазе»

Знать назначение шаблона, правила разметки по шаблону.

Уметь:

- выполнять разметку по шаблону с учетом экономного расходования материалов;

- вырезать детали из большого листа бумаги.

- ознакомление с шаблоном и его назначением;

- обучение разметки по шаблону;

- повторение правил и приемов экономной разметки и вырезания деталей, работы с клеем.

Новые приемы бумагопластики в конструировании.

Расклад

ная картинка «Домик хитрого гнома»

32

33

13.05

20.05

Итоговое занятие. Обобщение и систематизация знаний. Экскурсия в природу

1

1

- повторение правил безопасного поведения при использовании разных материалов и инструментов;

- организация выставки работ учащихся «Чему мы научились за год».


Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения

по предмету технология

Литература, необходимая для освоения курса технологии УМК «Гармония»


Для обучающегося:
Обязательная:

Учебники: Технология 1 класс Автор:Н.М.Конышева; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г. Для учителя: - Конституция РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СанПиНы. - Концепция модернизации Российского образования. -Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении. - Программа «Технология » Автор: Н.М.Конышева; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г. - Методические рекомендации к урокам технологии Авторы: Н.М.Конышева; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы

следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.

Раздел 8. Результаты

Раздел «Результаты (в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки»

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.

  2. Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  1. Итоговый контроль в формах

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

  • степень самостоятельности;

  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений

размышлений и самореализации.

В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать/понимать:

роль трудовой деятельности в жизни человека;

распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

основные источники информации;

назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь:

выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в совместной работе.
К концу первого класса учащиеся должны

Знать:

- основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);

- правила безопасной работы с ножницами и иглой;

- правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

- назначение шаблона, стеки, гладилки;

- правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:

а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;

б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;

- что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;

Уметь:

- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

- использовать правила и приёмы рациональной разметки;

- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

- аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

- аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

- аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

- выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

- плести «косичку» из трёх нитей;

- пришивать пуговицы;

- выполнять комбинированные работы из разных материалов;

- самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;

- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.

26



© 2010-2022