Статья Воспитательный аспект педагогической деятельности в условиях интеграции основного и дополнительного образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательный аспект педагогической деятельности в условиях интеграции основного и дополнительного образования.




Шерстобитова Л.Н.



Проблема единства школьного образования и дополнительного образования в последние годы поднималась неоднократно. Мы живём в переходную эпоху, когда мир предъявляет кардинально новые требования к образованию. Чтобы успешно реализовывать себя в жизни, знать, понимать и действовать, человек призван овладеть универсальными константами окружающего мира. Отмечается необходимость систематизации изучаемого материала, что требует не только новых знаний, но и новых творческих технологий. Образование должно носить новаторский характер. Сохраняя интеграцию и комплексность гуманитарных и естественных наук при обучении, мы предлагаем расширить знания учащихся в процессе дополнительного образования. Для этого учитываются все виды духовной деятельности человека, воспитательное значение искусства и науки как общечеловеческих ценностей в процессе передачи духовного опыта новым поколениям. Человек должен находится в гармонии с окружающим миром. Бездуховность современной жизни приводит к тому, что учащиеся не имеют чётких идеальных ориентаций. Рыночные отношения в большей степени не сохраняют направленность на формирование богатства русского языка, как носителя культуры нации. В средствах массовой информации преобладают иноземные вульгаризмы. Утрачен интерес к хорошей литературе. Проведённые в течение ряда лет наблюдения и анализ активного словаря учащихся младших классов дают нам возможность сделать выводы, что на современном этапе такой словарь заметно обеднел. Мы выявили причины подобного явления и наметили некоторые пути развития активного словаря ребёнка. Причин, приведших на наш взгляд к такому явлению несколько: - постепенное ослабление и разрушение семейного чтения; - не стало конкурсов по семейному выразительному чтению; - на достаточно низком уровне формируются семейные библиотеки, т. е. На полках в основном лежит дешёвая бульварная литература, которая не несёт в себе духовного начала. Несмотря на перечисленные негативные явления следует отметить, что на сегодняшний день наработано достаточное количество научно-методических материалов в помощь семье и школе, которые могут стать методологической основой для разработки разных аспектов поставленной нами проблемы.

- 1 - Мы выбрали для себя задачу формирования активного словаря младших школьников в процессе ознакомления с русской духовной культурой. Для реализации поставленной задачи мы разработали специальные программы «Вдумчивое чтение», «Литературный кружок», «Занимательная грамматика» опираясь на государственные учебные программы. Концептуальной основой программ была ориентация на формирование богатства русского языка, как носителя многовековой культуры. Программы рассчитаны на 4 года. Рассматривая введение новых понятий и терминов, отражающих характер той или иной эпохи, мы предполагаем, что расширение границ словаря является фактором образовательного и воспитательного воздействия на духовную культуру ребёнка и фактором приобщения младших школьников в целом к духовной культуре нации. На начальном этапе мы рассмотрели уровень понимания смысла новых слов и терминов. Учащимся предлагалось объяснить значение незнакомых слов и терминов. Так на уроках чтения в 1 классе по теме «Устное народное творчество» учащимся предлагались такие основные понятия как искусство, прекрасное и безобразное, добро и зло, справедливость, Библия; по теме «Великое русское слово» - понятие культуры речи, словесной вежливости, краткость, яркость, сила народного языка; по теме «Люблю природу русскую» - родина, отчизна, патриотизм, гармония мира и т. п. Среди опрошенных учащихся 40% смогли объяснить смысл данных слов и понятий. Причём большей степенью активности данных терминов, понятий владеют те учащиеся, которые посещают театр и библиотеки, ходят в церковь, для которых любимыми являются познавательно-развлекательные телевизионные передачи. Постепенное введение новых терминов и понятий значительно расширило не только словарный запас учащихся, но и значительно приблизило к приобщению культурного наследия нашего народа. Так на уроках обучения грамоте и во внеурочное время в теме «В семье» вводились такие понятия как отчизна, родина , родословная, колыбельная песня, потешки, игры как детская народная культура. В программу по чтению вводились малоизвестные понятия и слова. Изучая Н.Н. Носова ребята знакомились с понятиями трагического и комического. Изучая тему «Люблю природу русскую» учащиеся получали представления о прекрасном и безобразном. В теме «По городам и странам. Золотое кольцо» в третьем классе по окружающему миру изучали такие понятия как эпоха, век, столица, национальная гордость. В продолжении во внеурочное время проводились занятия «Эпоха в словах». Учащиеся подробно познакомились с такими понятиями как гражданственность, нравственность. Учащиеся знакомились с историей нашего государства, Каждая эпоха была отмечена появлением новых культурных ценностей, а вместе с ними обогащался и великий русский язык.

- 2 -

Начиная с времён Ивана Грозного ребята знакомились с такими выражениями как «Божий суд», «выводить на чистую воду», «как в воду канул», «Филькина грамота» и т. д. Интересно проводилась взаимосвязь с сегодняшним днём.

Рассматривая эпоху Петра 1 учащиеся узнали о том, что именно в его правление преследовалась главнейшая цель - просвещение народа. А сколько интересных слов и терминов дала России эта эпоха!

Так рассматривая каждый исторический отрезок развития нашего государства учащиеся узнавали, знакомились, приобщались к культурному наследию.

На таких занятиях проводятся выставки книг русских классиков, выставки репродукций картин русских художников, изделия декоративно прикладного искусства. Очень важным моментом при проведении таких занятий является посещение Русского музея, библиотек, театров и выставок.

Итогом занятий становятся сочинения учащихся, рисунки.

При интеграции основного образования и внеурочной деятельности приобретает силу сензитивный закон, когда 1+1 - это больше , чем 2, т.е учащиеся начинают мыслить масштабно, более широко представляют целостную картину мира.

© 2010-2022