- Преподавателю
- Начальные классы
- "Литературное чтение. Ладонщиков Георгий Афанасьевич «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга». "
"Литературное чтение. Ладонщиков Георгий Афанасьевич «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга». "
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чиркунова Т.И. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Литературное чтения
УМК «Гармония»
3 класс
Тема: Ладонщиков Георгий Афанасьевич «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга».
Вид урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Цель: учить анализу литературного персонажа с опорой на языковые средства произведения
Задачи: Образовательные -формировать систему читательских умений; - выяснить, как и откуда произошла Баба-Яга, а также положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок она является; -учить реагировать на поступки героев, давать им оценку. Развивающие - развивать грамотную, связную речь обучающихся, умение работать с текстом; - развивать умения ставить проблему, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять Воспитательные - формировать у обучающихся культуру речи; - формировать желание работать в группе, быть ответственным за свои поступки и поступки своих товарищей.
Оборудование: 1. Выставка книг. 2. Портрет Г.А.Ладонщикова. 3.Компьютер и медиапроектор, экран, доска.
Ход урока
I. Организационный момент Настрой детей на урок литературного чтения: "Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь друг другу! Хорошего вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения!"
II. Постановка цели:
- Внимание на выставку книг.
- Как вы думаете о ком или о чем они?
- Почему вы так решили?
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- Чтобы вы хотели узнать о Бабе-Яге?
III. Знакомство с биографией писателя Георгий Афанасьевич Ладонщиков Поэт, автор сборников стихов и литературных сказок для детей. Ни за что не поверите, как Георгий Ладонщиков стал детским поэтом. Вообще-то по профессии он связист и двадцать пять лет проработал на Московском телефонном узле, из простого ученика монтёра дослужившись до инженера. Профессия, что и говорить, нужная, тем более что телефон может забарахлить у кого угодно. «И вот однажды, - рассказывал Валентин Берестов, - он чинил телефон у замечательного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. И выяснилось, что весёлый связист не только прекрасно знает детскую поэзию, но и сам пишет стихи для детей». Попробуйте себе представить, что это значит: стихи понравились самому Маршаку! Но, как бы там ни было, именно он посоветовал Георгию Афанасьевичу всерьёз заняться поэтическим творчеством. Родом Ладонщиков из деревни, из крестьянской семьи, поэтому стихи его, как правило, о сельских детях, которых он, по словам того же Берестова, очень любил и хорошо знал, но сегодня его стихотворение посвящено другой героине.
IV. Первичное восприятие текста - Давайте послушаем стихотворение Георгия Афанасьевича «В старой сказке». Прочитает нам его ___________________: Георгий Ладонщиков. «В старой сказке»: Стонет от ветра глухая тайга, Плачет-печалится Баба-Яга, Хотя для печали причин вроде нет: Живет она целую тысячу лет. Избушка её и тепла, и светла, Ступа исправна, в порядке метла, Хранятся в запасе коварство и зло. Что ж на душе у неё тяжело? Может быть зло, ей творить надоело, Хочет хоть раз сделать доброе дело? Может, ей хочется выйти из сказки, Узнать теплоту человеческой ласки?
V. Проверка первичного восприятия
-Понравилось стихотворение?
- Какие эмоции вы испытывали при чтении? - О ком это стихотворение?
VI. Работа с текстом Вопрос:
-Какому персонажу народных сказок посвятил свое стихотворение Г.А.Ладонщиков?
- Какое настроение у Бабы-Яги?
-Перечитайте стихотворение и найдите строки, в которых говорится, почему Яга «плачет-печалится»? -Какой выход для Яги видит автор стихотворения?
VII. Физминутка В темном лесу есть избушка, Стоит задом наперед. В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет. Нос крючком, глаза большие, Словно угольки горят. Ух, сердитая какая, Дыбом волосы стоят.
VIII. Подготовка к восприятию русской народной сказкой «Баба-Яга» - Дома вы самостоятельно знакомились с русской народной сказкой «Баба Яга» -Вам понравилась сказка? Чем?
IX. Работа с текстом Работа в группах. 1группа. Составляет словесный портрет Бабы-Яги. (Баба-Яга - это образ хозяйки иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр лесного мира), то на опушке, но со входом со стороны леса.) 2 группа. Дает характеристику Бабе-Яге. (Баба-Яга является живым мертвецом - она не видит человека, пришедшего из мира живых. Отсюда её слова: «Русский дух чую». Подтверждением того, что Яга - живой мертвец, является её имя - Баба-Яга, костяная нога) 3группа. Выбирает все непонятные слова в этой сказке и ищет им объяснение? (Работа с толковым словарем) Кро′сна - старинное приспособление для ткачества; Пест - короткий тяжелый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь что-нибудь в ступе; Ступа - металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут пестом что-нибудь. 4 группа. Определяет кто помогал девочке. Почему и за что? Кто из героев помог ей и как? (Потому что она добрая, дала работнице платочек, коту ветчины, собакам хлеба, воротам подлила маслица, березку ленточкой подвязала. Кот дал девочке полотенце и гребешок.) 5 группа. Аналитики еще раз перечитывают сказку. Анализируют ответы всех групп. Если необходимо дополняют их. Результат работы в группах (выступление представителей от групп) Вывод: Какой показал народ Бабу-Ягу в сказке? -Во всех ли сказках Баба-Яга такая? (мнения учащихся)
X. Защита проекта
- Сейчас ваши одноклассники __________________ защитят проект: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
- Как и откуда произошла Баба Яга?
- Положителен ли образ этой загадочной старушки.
Яга - советчица. Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью. Яга - похитительница. Похищает маленьких детей, которые остаются без присмотра. Яга - повелительница. Повелевает силами природы и животного мира. Яга - воительница Перед тем, как дать путнику совет или подарок, Яга часто воюет с ним, для того чтобы искупать его в баньке и отправить из мира живых в мир мертвых. А еще, бывает Яга воюет с Кощеем. Яга - охранительница / покровительница. Яга следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя. Яга - прародительница. Яга - мать, бабка для нескольких своих дочерей, внучек - ягишн, хозяйка лесных зверей. Сказочный образ Бабы Яги возник в далекой древности как образ смерти - страшный и пугающий. Но… Мы хотим выступить в роли защитников Бабы-Яги. Первое, на что стоит обратить внимание, нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела. В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает герою. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних детей. Мы составили вопросы и провели анкетирование учащихся нашей начальной школы. Из 62 опрошенных нами сверстников мы выяснили что:
- 28 детей считают, что Баба Яга страшная, грязная, злая, вредная.
- 34- умная, трудолюбивая, честная.
- 25 учеников думают, что она помогает людям.
- 37- не помогает.
- 52 человека предполагают, что у Бабы - Яги нет врагов.
- 13 считают, что есть.
- 48 опрошенных думают, что у Бабы - Яги больше положительных занятий.
- 14- отрицательных.
- 49 детей считают, что без Бабы Яги сказки будут неинтересными и оставляют Бабу Ягу в них.
- 13- против Бабы Яги.
- На самом ли деле Баба-Яга в сказках только злая? (Нет, она бывает и доброй, и злой. Часто помогает героям, спасает их.)
XII. Оценивание деятельности учащихся
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Работа каких одноклассников вам понравилась. Почему?
- Что необходимо, чтобы следующий урок был более продуктивным? XIII. Домашнее задание: пересказ от первого лица русской народной сказки «Баба-Яга», по желанию выучить стихотворение Г.А. Ладонщикова, нарисовать иллюстрацию к сказке.
Чиркунова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов, МАОУ «Гитназия №16 «Интерес»
города Люберцы Московской области»