Рабочая учебная программа по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка. Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников и учитывает особенности данного класса. Основные цели курса: 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности. В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией); 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»); 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства); 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»); 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»); 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»); 7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

II. Общая характеристика учебного предмета. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний и умений. Особенности курса 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и имен- но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе. В учебниках и рабочих тетрадях реализуется деятельностно - практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Рабочая учебная программа по изобразительному искусствуЦенность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты освоения курса ИЗО: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. • Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства: • понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать; • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, сим- метрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски; • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета; • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: • учиться чувствовать образный характер различных видов линий; • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

• рисунка;

• аппликации;

• построения геометрического орнамента;

• техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

• графика (иллюстрация); • народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели). 5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи; • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.

2-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства: • иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика); • понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит; • знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент; • уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: • учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине; • учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины. 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами; • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• аппликации;

• гравюры; • построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными красками;

• работы гуашевыми красками. 4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (городецкая роспись). 5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).

6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.

3-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись); • понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля; • знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники; • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер

различных произведений; • уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них. 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами; • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле; • овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля. 4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (хохломская роспись). 5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.

4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства: • иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах; • понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль; • рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений; • уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине. 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений: • рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов; • рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему; • работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами). 4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобрази- тельного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

• графика (иллюстрация); • народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели). 5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж). 6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи; • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

VI. Содержание учебного предмета

1-й класс (32 ч) Занятия 1-2 (2 ч), стр. 4-7 учебника, стр. 2-5 рабочей тетради. Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер. Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Рисование цветными карандашами забавных человечков. Первый опыт коллективной работы. Учимся понимать друг друга для выполнения общей задачи. Изучение этапов коллективной работы (стр. 42 учебника). Выполнение композиции «Городок»). Занятия 3-5 (3 ч), стр. 8-10 учебника, стр. 6-11 рабочей тетради. Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 6-7) и в учебнике. Коллективная работа «Чудо-дерево». Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания «Коврик» в рабочей тетради на закрепление изученного материала. Занятия 6-7 (2 ч), стр. 10-11 учебника, стр. 10-13 рабочей тетради. Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо. Выполнение заданий на стр. 10-11 рабочей тетради. Коллективная работа «Солнечный денёк». Занятия 8-9 (2 ч), стр. 12-13 учебника, стр. 14-15 рабочей тетради. Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Понятие об аппликации. Выполнение аппликации «Любимая игрушка». Занятия 10-11 (2 ч), стр. 14-15 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради. Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в технике аппликации. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение аппликации «Осень». Занятия 12-14 (3 ч), стр. 18-19 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради. Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Коллективная аппликация «Осенний букет». Занятия 15-16 (2 ч), стр. 16-17 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради.

Развитие представлений о живописи и некоторых её законах.

Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Разноцветные узоры». По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задание по композиции орнамента (стр. 22-23 рабочей тетради). Занятия 17-18 (2 ч), стр. 22-25, 44 и 46-47 учебника, стр. 24-27 рабочей тетради. Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний. Углубление навыка рассказа о картине по вопросам с использованием изученных понятий. Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий «Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя). Любая из этих работ может быть как индивидуальной, так и коллективной. Занятия 19-20 (2 ч), стр. 26-29, 45 и 48 учебника, стр. 28-29 рабочей тетради. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес».

Занятие 21 (1 ч), стр. 30-31 и 50-51 учебника. Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий. Занятия 22-23 (2 ч), стр. 32-33 и 49 учебника, стр. 34-35 рабочей тетради. Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Морозные узоры». Занятия 24-26 (3 ч), стр. 34-35 учебника, стр. 36-39 рабочей тетради. Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.

Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или «Витраж». Работа акварелью слоями. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в рабочей тетради и в учебнике (в том числе и работы «Рыбка в море»).

Занятие 27 (1 ч), стр. 36 учебника. Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины. Выполнение задания «Букет» (стр. 44-45 рабочей тетради).

Занятие 28 (1 ч), стр. 38-39 и 54-55 учебника. Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и на стр. 42-43 рабочей тетради. Выполнение набросков животных и людей для композиции «Рисунок на скале». Занятия 29-30 (2 ч), стр. 40-41 и 54-55 учебника, стр. 40-41 рабочей тетради. Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение по выбору детей одного из заданий «Рисунок на скале». Занятия 31-32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные в рабочей тетради. К Новому году: открытку «С Новым годом» или «Новогодняя ёлка» (стр. 30-33 рабочей тетради), к 8 марта - открытку «С Днём 8 марта», к 23 февраля - аппликацию «Праздничный салют».

2-й класс (34 ч) Занятие 1 (1 ч), стр. 4-7 учебника. Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике. Занятие 2 (1 ч), стр. 8-9 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради. Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике. Занятия 3-4 (2 ч), стр. 10-11 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради. Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг». Занятия 5-6 (2 ч), стр. 12-13 и 46-47 учебника, стр. 6-9 рабочей тетради. Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса». Занятия 7-9 (3 ч), стр. 14-17 учебника, стр. 10-13 рабочей тетради. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр. 10-11 рабочей тетради). Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова (стр. 12-13 рабочей тетради). Занятия 10-11 (2 ч), стр. 18-19 учебника, стр. 14-15 рабочей тетради. Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика). Занятие 12 (1 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме. Занятия 13-14 (2 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради. Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень). Занятия 15-16 (2 ч), стр. 24-25, 48-49 и 60-61 учебника, стр. 24-27 рабочей тетради. Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 48-49 учебника). Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем (стр. 60 учебника). Выполнение заданий в учебнике (стр. 24-25) и в рабочей тетради (стр. 18-19). Занятия 17-18 (2 ч), стр. 26-27 и 61 учебника, стр. 20-21 рабочей тетради. Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг» (стр. 20-21 рабочей тетради).Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг» Занятия 19-21 (3 ч), стр. 28-31 учебника и стр. 32-35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, ком- позиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 28-29) и в рабочей тетради (стр. 32-33). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 30-31) и в рабочей тетради (стр. 34-35). Коллективное панно «Лоскутное одеяло» (стр. 34-35 рабочей тетради). Занятия 22-23 (2 ч), стр. 32-33 учебника, стр. 26-29 рабочей тетради. Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 26-27) и в учебнике. Выполнение задания «Расписная тарелка». Занятия 24-26 (2-3 ч), стр. 34-37 и 52-53 учебника, стр. 36-37 и 42-43 рабочей тетради. Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 52-53 учебника). Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 36-37) и в учебнике (стр. 34-36). Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42-43 рабочей тетради). Занятие 27 (1 ч), стр. 38-39 и 50- 51 учебника. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета. По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) написать с натуры небольшой букет цветов в выбранном ребёнком колорите. Занятие 28 (1 ч), стр. 38-39 и 54-55 учебника. Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома. Занятия 29-30 (2 ч), стр. 42-43 и 56-57 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради. Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46-47 рабочей тетради). Коллективная работа «Египетские письмена». Занятия 31-32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные на стр. 22-25, 30-31, 38-39 рабочей тетради. Занятия 33-34 (2 ч). Резервные часы.

3-й класс (4 часа)

Занятия 1-4 (4 ч), стр. 4-15 и 45-47, 50-57 учебника. Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр). Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50). Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6-7 и 45-47). Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51). Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10-11 и 54-57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12-13). Желательно проводить занятия 1-3 с соответствующим музыкальным сопровождением. Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52-53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22-23 рабочей тетради) Занятия 5-7 (3 ч), стр. 16-18 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16-17). Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).

Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.

Занятия 8-10 (3 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 4-7 рабочей тетради. Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4-5 рабочей тетради). Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6-7 рабочей тетради). Занятия 11-13 (3 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 8-13 рабочей тетради. Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8-11) и в учебнике (стр. 22-23). Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12-13 рабочей тетради). Занятия 14-16 (3 ч), стр. 24-29 учебника, стр. 24-29 рабочей тетради. Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25-27) и в рабочей тетради (стр. 24-27).

Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет». Занятия 17-18 (2 ч), стр. 28-29 учебника, стр. 30-33 рабочей тетради. Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30-31 рабочей тетради).

Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32-33 в рабочей тетради).

Занятие 19 (1 ч), стр. 30-31 учебника, стр. 34-35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Занятие 20 (1 ч), стр. 32-33 учебника, стр. 36-37 рабочей тетради. Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Занятия 21-23 (3 ч), стр. 34-37 и 58-59 учебника, стр. 42-43 рабочей тетради. Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34-35 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица». Занятия 24-25 (2 ч), стр. 38-39 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради. Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица». Занятия 26-29 (3 ч), стр. 40-43 учебника, стр. 14-19 и 63 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 30 (1 ч), стр. 48-57 учебника. Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой. Занятия 31-32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам. Занятия 33-34 (2 ч). Резерв

4 й класс (34 часа)

Занятия 1-2 (2 ч), стр. 4-11 учебника Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6-7). Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение задания на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10-11).

Занятие 3 (1 ч), стр. 12-13 учебника. Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр. 13 в учебнике. Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.

Занятие 4 (1 ч), стр. 14-15 учебника. Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне. Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или во внеурочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику. Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.

Занятие 5 (1 ч), стр. 16-19 учебника. Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр. 16-17 в учебнике. Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.

Занятие 6 (1 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 6-7 рабочей тетради. Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 21 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6-7 рабочей тетради). Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением и чтением стихов об осени. Занятие 7 (1 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради. Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.

Занятия 8-9 (2 ч), стр. 24-25 учебника, стр. 8-11 рабочей тетради. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике. Занятия 10-11 (2 ч), стр. 26-27 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради. Составление композиции на заданную тему с использованием опор- ной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь). Занятия 12-13 (2 ч), стр. 28-29 учебника, стр. 12-13 рабочей тетради. Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятие 14 (1 ч), стр. 30-31 учебника, стр. 36-39 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30-31 учебника. Занятия 15-16 (2 ч), стр. 32-33 учебника, стр. 14-17 рабочей тетради. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового мате- риала заданий в учебнике и на стр. 14-15 или 16-17 рабочей тетради.

Занятие 17 (2 ч), стр. 34-35 учебника, стр. 28-29 рабочей тетради. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и рабочей тетради.

Занятия 18-19 (2 ч), стр. 36-37, стр. 26-27 рабочей тетради. Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике (стр. 37) и в рабочей тетради (стр. 26-27). Было бы очень полезно понаблюдать с учениками перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.). Получение представления о воздушной перспективе. Занятия 20-21 (2 ч), стр. 38-39 учебника и стр. 30-31 рабочей тетради. Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника. Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.

Коллективная работа. Создание классного альбома Славы. Занятия 22-25 (4 ч), стр. 40-47 и 78 учебника, стр. 42-47, 75-78 рабочей тетради. Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40-41 учебника и на стр. 42-43 рабочей тетради. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя (стр. 78 учебника и стр. 44-47 рабочей тетради). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40-41 учебника и на стр. 44-47 рабочей тетради.

Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Занятие 26 (1 ч), стр. 42-43 учебника, стр. 32-33 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 43 учебника и на стр. 32-33 рабочей тетради. Занятия 27-30 (3-4 ч), стр. 36-37 и 50-51 учебника, стр. 18-23 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради. Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 31-32 (2 ч.), стр. 48-49 учебника. Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран. На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.

а) открытки или панно к праздникам (стр. 34-35);

б) дизайнерские проекты:

- настенный календарь на стр. 24-25; - декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36-39;

в) шрифтовая композиция на стр. 48-49.

























Рабочая учебная программа по изобразительному искусствуРабочая учебная программа по изобразительному искусствуVII. Тематическое планирование.

Дата

Тема урока.

Предметные результаты обучения.

Универсальные учебные действия. 1

Знакомство с учебником. Введение. Учебник, стр.2-5 Познакомятся с качествами, которыми должен обладать художник. Научатся отличать профессии, которые может освоить художник. Иметь понятие о том, чем могут раз­личаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали), характеризовать предметы по этим признакам . Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём; объяснять, какие цвета любимые и почему нравятся; рисовать фигурки, вырезать и наклеивать их.

Познавательные: сформировать первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: уметь слышать и понимать высказывания.

Личностные: формирование духовных и эстетических потребностей. 2

«Дружные соседи». Рисуем цветными карандашами. Учебник, стр.6 р/т., стр.2-3 Научатся характеризовать предметы по форме, размеру, цвету, характеру и т.д. Учиться работать в группах. Применять полученные знания.

Познавательные: самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы (обводить линии) с помощью карандашей, фломастеров.
Правильно пользоваться средствами художест-венной деятельности. Объяснять, какие цвета любимые и почему нравятся. Рисовать забавные фигурки, вырезать и наклеивать их.

Регулятивные: под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.

Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности. 3

«Городок». Рисование животных простым карандашом с последующей обводкой фломастером. Учебник, стр.7 Р/т., стр.4-5
Научатся называть порядок цветов спектра. Научатся иметь представление о живописи и дополнительных цветах, иметь представление о тёплых и холодных цветах. Научатся согласованно работать в группе. Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём; объяснять, какие цвета любимые и почему нравятся; рисовать фигурки, вырезать и наклеивать их.

Познавательные: правильно пользоваться средствами художественной деятельности. Объяснять, какие цвета любимые и почему нравятся. Рисовать забавные фигурки, вырезать и наклеивать их.

Регулятивные: обсуждение способа рисования, из каких деталей состоят фигурки.

Коммуникативные:

Личностные: развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 4

«Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами. Учебник, стр.8 Р/т. , стр.6-7

Научатся иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Научатся называть порядок цветов спектра. Согласованно работать в группе.

Познавательные: самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, выполнять задания по цветоведению, на размышление, передавать характерные особенности цветов радуги, форму перьев хвостовой части фазана;
наносить штриховку по направлению стрелок, закрашивать квадраты любимым цветом.

Регулятивные: постановка учебной задачи.
Коммуникативные: рассуждать и объяснять выбор цвета фигуры птички и фона.

Личностные: развитие эмоциональных чувств. 5

«Чудо-дерево». Рисование карандашами и фломастерами.

Учебник, стр.9 Р/т. , стр.8-9

Композиция «Чудо-дерево»-коллективная работа.

Научатся называть порядок цветов спектра. Научатся иметь представление о тёплых и холодных цветах Научатся воплощать замысел в своей творческой работе.
Использовать в работе разнообразные художественные материалы и инструменты (карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей).

Познавательные: декоративное оформление и отделка изделий., творческая работа по замыслу и способы ее выполнения; чувство симметрии; цветоведение.

Регулятивные: определять тему работы и способы ее выполнения, планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени.

Коммуникативные: умение работать коллективно, выражать свое мнение и прислушиваться к другому мнению.

Личностные: внести свой вклад в создание панно. 6

«Коврик». Изучаем линии. Учебник, стр.10 Р/т., стр.10-11

Научатся называть порядок цветов, определять типы линий, определять их характер, что такое замкнутая линия . Исследовать характер линий , выполнять задания по цветоведению. Научатся применять полученные знания на практике . Согласованно работать в группах. Научатся рисовать с помощью линий, штрихов, пятен, точек. Научатся чувствовать образных характер различных видов линий.

Познавательные: использование линий разной толщины и характера, обводка, описание, сравнение линий. Различать теплые и холодные цвета, дополнительные цвета и способы их получения. Повторение цветов радуги.

Регулятивные: работа по схеме.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

Личностные: учиться согласованно

работать в группе. 7

«Солнечный денёк». Сюжетный рисунок-сценка с животными. Учебник, стр.12-13 Р/т. , стр.12-13

Научатся определять характер линий. Уметь применять полученные знания на практике: наносить линии, выполнять штриховку, обводку, раскрашивание, передавать форму, пропорции тела, несложные движения животного.

Познавательные: исследовать характер линий в работах П. Пикассо. Наносить линии, выполнять штриховку, обводку, раскрашивание, передавать форму, пропорции тела, несложные движения животного. Красиво располагать рисунок на листе альбома.
Регулятивные: самостоятельно выбирать изобразительные средства.

Коммуникативные: строить высказывания понятные собеседнику и учителю, согласованно работать в группах.

Личностные: овладение различными приемами и техниками изобразительного искусства. 8

«Любимая игрушка». Продолжаем работу с линиями. Кукла. Робот. Учебник, стр.14-15 Р/т. , стр. 14-15


Научатся называть геометрические фигуры, вырезать симметричные части из бумаги. Использовать приемы работы по контуру, выполнение обводки, создавать аппликацию Научатся различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы; воплощать замысел в творческой работе., использовать в работе разнообразные художественные материалы и инструменты, определять тему работы и способы её выполнения, применять полученные знания

Познавательные: выполнять штриховку внутри контура, соединять геометрические фигуры и их названия, называть фигуры, из которых состоит игрушка; вырезать симметричные части одежды из бумаги, мелкие детали, мелкие детали (глаза, пуговицы, ладошки).

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: договариваться со сверстником.

Личностные: воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и к чужому. 9

«Осень». Аппликация из листьев. Понятие о симметрии. Учебник, стр.16-19 Р/т., стр.16-17

Научатся находить симметричные предметы в окружающем мире и асимметричные. определять формы, размеры листьев. . Вырезать симметричные листья и составлять из них компо­зиции.

Познавательные: беседа о красоте осенней природы по картинам художника Анри Матисса. Характерные особенности осенних листьев. Обучение отбору изобразительных материалов, заполнению всего пространства листа. Симметрия. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисунку. Вырезание и приклеивание листьев.

Регулятивные: составление плана действий.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

Личностные: отработка навыков самостоятельной и коллективной работы.


10

«Осенний букет». Понятия «Орнамент», «Геометрический орнамент». Учебник, стр.20-21 Р/т. , стр.18-19

Научатся иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси сим­метрии . Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметрич­ных. Научатся определять симметричность фигуры. Вырезать симметричные листья и составлять из них компо­зиции. Вырезать листья из бумаги, сложенной вдвое.
Выполнять приемы резания по прямой, косой. Создавать коллективную композицию-панно.

Познавательные: отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных; рассматривание картин Анри Матисса и определение настроение картин., изучение некоторых закономерностей построения орнамента.; выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные: понимать общую задачу проекта и выполнять ее.

Личностные: воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического вкуса. 11
«Разноцветные узоры». Знакомство с гуашью. Рисование кистью. Учебник стр-23 р/т , стр.20-21

Научатся использовать художественные материалы (гуашь) и инструменты (кисти), составлять узор, заполняя углы и середину.
Передавать форму отдельных частей, деталей, их величину и расположение, особенности узора, колорит, композиция.
Выполнять графические и штриховые упражнения любимым цветом краски.
Смешивать краски на палитре, создавая оттенки цветов. Использовать приемы примакивания, рисования концом кисти.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы о многообразии материалов и области их применения. Гуашь. Упражнение в рисовании гуашью. Узор и его особенности. Расположение рисунка на листе бумаги. Выполнение упражнений кистью и любимым цветом краски по образцу. Применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: оформлять свою мысль, уметь слушать и понимать высказывания собеседника, умение договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Личностные: формирование у школьника ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

12.


«Орнамент». Построение разных по композиции орнаментов. Учебник стр.22-23, р.т, стр.22-23

Выполнять гуашью или акварелью задания. Научатся воспринимать эмоциональное звучание цвета и рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. Создание рисунка на основе орнамента по одной из схем (по выбору) и творческому замыслу.

Познавательные: основы работы гуашевыми красками, смешивание основных цветов, использование в живописи дополнительных цветов. Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление; выявление эстетического в простом материале. Совершенствование навыков работы красками, кистями, расположения рисунка (орнамента) на квадрате, в круге. Использование знакомых элементов орнаментов.

Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Личностные: умение работать самостоятельно.

13.


«Фрукты на тарелочке». Натюрморт. Смешивание краски на палитре.

Учебник, стр. 24-27 Р/т. , стр.24-25

Научатся смешивать желтую и красную, желтую и голубую краски,
вырезать предметы круглой формы (фрукты) и вклеивать их в тетрадь. Научатся выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке.

Познавательные: знакомство с натюрмортами Ф.Толстого, Д. Митрохина, находить сходства и различия; смешивание красок на палитре по заданию в тетради. Вырезание круглых фруктов, вклеивание в тетрадь. Изготовление панно по схеме.

Регулятивные: выполнять работу по схеме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Личностные: имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности.

14.


Плоды на столе». Продолжение изучения взаимодействия цветов.

Учебник, стр. 28-31 Р/т. , стр.26-27

Научатся понимать, что такое композиция и её простейшие правила.

Научатся использовать в своих работах фон, различные приемы рисования кистью, применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Познавательные: раскрашивание листа по одной из цветных схем. Сравнения: фрукты и похожие на них геометрические фигуры; рисование фруктов, вырезание и вклеивание на центральную картинку ( создание панно). Раскрашивать по цветным схемам. Отражать в рисунке впечатления, полученные летом.

Регулятивные: планировать свои действия.

Коммуникативные: использовать свою речь для регуляции своего действия.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и "незнания"

15.-16.


«Зимний лес». Знакомство с графикой. Рисование кистью.

Учебник стр.32-37 Р/т., стр.28-29

Научатся понимать, что такое графика и её основные изобразительные средства. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач. Научатся закреплять навыки рисования дерева, передачи колорита зимнего леса.

Познавательные: беседа: «Красота русской зимней природы».; приемы рисования кистью, характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте, графические иллюстра-ции. Рисование черной краской веток и деревьев. Выполнение эскиза панно белилами на темном фоне. Применение кальки для переноса рисунка.

Регулятивные: работа по схеме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебную мотивацию.

17.


Пейзаж. Учебник,стр.38-41 Р/т., стр.28-29

Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже. Научатся узнавать художников пейзажистов. Научатся объяснять, что такое пейзаж.

Познавательные: первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий. Художники-пейзажисты.

Регулятивные: творческое задание на передачу настроения с помощью цвета.

Коммуникативные: развитие речи.

Личностные: развитие воображения.

18-19


Проект. «С Новым годом!». Декоративное панно.

Учебник, стр.56 Р/т. , стр.30-31

Научатся рисовать еловую ветку, изготовить игрушку из цветной бумаги, открытку, раскрашивать игрушку гуашью известными приемами. Перечислять, из каких частей состоит елка. Совершенствовать приемы росписи гуашью.

Познавательные: смешивание красок для получения краски зеленого цвета. Изготовление новогодней (елочной) игрушки из цветной бумаги, открытки. Технология изготовления изделий из различных материалов(опыт практической деятельности).

Регулятивные: высказывать свою версию.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: адекватно ценят о своих успехах/неуспехах.

20


Проект. «Новогодняя ёлка». Декоративная открытка.

Учебник, стр.56 Р/т., стр.32-33

Научатся составлять праздничную композицию для открытки.
Реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Познавательные: вырезать одинаковые снежинки из бумаги, сложенной вдвое.
Рассматривание образца елочки и определение, из каких частей она состоит; вырезание елки из бумаги и наклеивание. Изготовление снежинок из цветной бумаги по схеме. Декоративное оформление и отделка изделий.

Регулятивные: планирование, организация рабочего места.

Коммуникативные: умение самостоятельно работать по собственному замыслу.

Личностные: имеют желание учиться.

21.


«Морозные узоры». Понятие «тон». Часть и целое.

Учебник, стр.19Р/т. , стр.34-35

Научатся приемам смешивания краски с белилами. Научатся рисовать снежинку по клеточкам. Использовать цвета радуги и цветоведения.

Познавательные: упражнение в смешивании красок с белилами, в технике рисования.
Цвета радуги и приемы цветоведения. Рисовать снежинку по клеточкам в квадрате.
Регулятивные: выполнять собственный рисунок узора, располагая пропорционально и красиво на листе.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Личностные: передавать в рисунке впечатления от русской зимней природы

22-23


Народные художники.

Учебник, стр.43Р/т., стр.34-35

Научатся различать, и рисовать элементы народных промыслов (филимоновские и дымковские игрушки,изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Познавательные: представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах; особенности изобразительных материалов, используемых в деятельности, их возможности для создания образа. Рисуем «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «веточки».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению.

Личностные: осознают необходимость самосовершенствоваться.

23.


«Чудесная радуга». Учимся работать акварелью. Учебник, стр.44-45 Р/т., стр.36-37

Научатся узнавать основные средства художественной выразительности в рисунке. Научатся рисовать широкой и тонкой кистями. Научатся использовать декоративные элементы, растительные узоры для украшения своих изделий.

Познавательные: разбираться в многообразии материалов и областях их применения. Выполнение задания по цветоведению. Примеры(образцы) геометрических орнаментов - выполнение творческого задания. Использовать художественные материалы (акварель). Заполнять все пространство листа, не оставляя белых мест. Рисовать широкой и тонкой кистями.
Регулятивные: организация рабочего места, подготовка бумаги к работе с акварелью.
Передавать в рисунке характерные особенности геометрического орнамента, композицию, цветовые оттенки.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.

24.


«Витраж». Продолжаем изучение свойств акварельных красок. Учебник, стр.44-45 Р/т., стр.38-39

Научатся узнавать художественно-графические материалы и их свойства. Научатся правильно работать с акварельными красками - разводить и смешивать, покрывать поверхность бумаги, работать акварелью слоями. Научатся различать виды художественной деятельности; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи.

Познавательные: последовательность и способы исполнения работы (обобщение). Упражнение в нанесении пятна акварельной краски на лист бумаги. Дорисовка узоров на витраже черным фломастером. Выполнение творческого задания - создание своего витража по схеме. Реализация собственного замысла в витраже. Составлять узоры на витраже-образце, на собственном витраже (по схеме)..
Рисовать витраж по замыслу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать учителя и сверстника.

Личностные: овладение приемами и техниками изобразительной деятельности.

25.


«Рыбка в море». Насыщенность цвета. Учебник, стр.47 Р/т., стр.40-41

Научатся работать акварелью слоями: способы нанесения: от светлого к темному, фоновое и главное изображение; симметрично располагать главное изображение в композиции (рыбку) по отношению к изобразительным элементам морского пространства. Научатся узнавать творчество художников анималистов.
Научатся реализовывать замысел образа с помощью знаний в контексте(связи) художественно-творческой деятельности

Познавательные: познакомить с творчеством художников- анималистов; формирование навыков работы акварелью. Работа по мокрому листу. Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи. Упражнение в рисовании рыбок на бумаге в клетку по образцу. Рисование своей рыбки в тетради. Выполнение творческого задания - рисование композиции по схеме с использованием одного цвета краски. Работать с акварелью (способы нанесения: от светлого к темному, фоновое и главное изображение)..
Рисовать по контуру простым карандашом, не нажимая сильно, не проводя линии дважды, передавая форму рыбки.

Регулятивные: принимать и сохранять задачу.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.

26.


«Наши друзья». Рисуем кистью. Учебник, стр.49-51 Р/т., стр.42-43

Научатся узнавать приемы работы с кистью; определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисунку. Применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Познавательные: использовать приемы выразительной передачи образа животного. Упражнение в рисовании животных карандашом. Раскрашивание. Выбирать сюжет для изображения любимого животного.
Изображать фигуру животного крупным планом, соотношения его частей тела, пропорции. Делать набросок карандашом.
Регулятивные: самостоятельно аккуратно выполнять работу акварелью.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению.

Личностные: осознают необходимость самосовершенствоваться.

27.


Открытка «Букет» в технике акварели. Учебник, стр.46 Р/т., стр.44-45

Научатся выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним, изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины. Научатся выполнять работу по образцу, используя форму квадрата (в альбоме); подготавливать лист бумаги, выполнять заливку фона.

Познавательные: рисовать цветы на клетках простым карандашом; выполнение рисунка букета по образцу с использованием формы квадрата (в альбоме), выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии, анализ схемы рисунка; передавать характерные особенности цветов в букете - форму лепестков, листьев, цвет.

Регулятивные: самостоятельно аккуратно работать с акварелью, используя освоенные способы и приемы; реализовывать замысел образа в контексте (связи) художественно-творческой деятельности (на творческом уровне).

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

Личностные: овладение приемами и техниками изобразительной деятельности.

28-29.


Проект Открытка-поздравление «Праздничный салют». Рисование гуашью. Учебник, стр.56 Р/т., стр.46-47

Научатся узнавать приемы рисования кистью, приемы работы гуашью, технологию аппликации,
Научатся составлять композицию, выполнять инструкцию по правилам работы с ножницами, клеем, цветной бумагой. Научатся составлять композицию в смешенной технике: аппликация и акварель.

Познавательные: упражнения в вырезании предметов круглой, овальной, квадратной формы; повторение приемов рисования кистью; декоративное оформление и отделка изделий; последовательность изготовления открытки, подбор изобразительных материалов в соответствии с данным образцом; работать с гуашью; аккуратно вырезать детали для последующего наклеивания; составлять композицию.

Регулятивные: принимать и сохранять задачу.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.

30-31.


Проект «С днём 8 марта!» Учебник, стр.56 Р/т., стр.48-49

Научатся узнавать приемы рисования кистью, приемы работы гуашью, технологию аппликации,
Научатся составлять композицию, выполнять инструкцию по правилам работы с ножницами, клеем, цветной бумагой. Научатся составлять композицию в смешенной технике: аппликация и акварель, создавать выразительное изображение из цветов в разнообразной цветовой гамме.

Познавательные: использовать технологию изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности); анализ схемы, изготовление по схеме цветка, составление композиции, оформление открытки в праздничном формате, составлять сюжет заданной композиции; вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; красиво, симметрично и пропорционально располагать аппликационные изображения на листе.
Регулятивные: выполнять практическую работу самостоятельно и коллективно.
Коммуникативные: : уметь договариваться и приходить к общему решению.

Личностные: осознают необходимость самосовершенствоваться, имеют желание учиться.

32-33.


«Рисунок на скале». Стилизованное изображение животного и человека в смешанной технике. Учебник, стр. 52-53 Р/т., стр.50-51, 52-53

Научатся узнавать картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Выполнять наброски животных и людей. Узнавать из каких частей состоит фигура человека. Выполнять стилизованное изображение животного и человека . Тонировать акварелью бумагу. Научатся
оформлять работы. Работать с различными изобразительными материалами в смешанной технике.

Познавательные: дать понятия сюжет, зарисовки, наброски; искусство первобытного общества как утилитарная необходимость (рассказ учителя). Упражнение в изображении животного, рисование эскизов подходящим способом, способы изображения животных. Рисование животного простым карандашом, обводка - цветными карандашами, гуашью, фломастером, акварелью (по выбору); передавать в рисунке изображение фигуры животного (форму тела, пропорция частей, состояние движения); определять размеры деталей пропорционально строению тела человека; объединять собственные рисунки-фрагменты в общую (коллективную) композицию наскальной сюжетной живописи.

Регулятивные: планировать свои действия.

Коммуникативные: использовать свою речь для регуляции своего действия.

Личностные: воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и своих одноклассников.





VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник для 1,2, 3, 4 класса. - М.: Баласс, 2012
  • Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Рабочая тетрадь для 1, 2, 3, 4 класса. - М.: Баласс, 2012.
Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников. Для работы учащимся необходимы: - индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться - трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы); - простейшие инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые и акварельные краски, кисти, простой и цветные карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые мелки, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук); - специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии и изо: коробки, укладки, подставки, папки и пр.



Учебно-методическая литература:

  • Кузнецова И.В., Самойлова Е. А. Рабочие программы. .- М.: Баласс,2012
  • Фельдштейн Д. И. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. - М.: Баласс,2011.
  • Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М С Умнова. - М.: Планета, 2013.-(Качество обучения).
  • Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010.
  • Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно- творческой деятельности / авт. - сост. О.П. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2009.
  • Изобразительное искусство 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О.В. Свиридова.- Волгоград : Учитель, 2009.
  • Изобразительное искусство 1-6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / авт. - сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
  • Ходушина Н. П.. Ребенок и изобразительное искусство / Ходушина Н. П..// Здравствуй, музей!. - СПб., 1995.
  • Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н.П. Платонова, В.Д. Синюков. - М. : Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы. • Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki • Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : pedsovet.org • Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : 4stupeni.ru • Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : festival.1september.ru • Педсовет. - Режим доступа : pedsovet.org • Педагогическое сообщество. - Режим доступа : pedsovet.ru • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru • Российский общеобразовательный портал. - Режим доступа : school.edu.ru Информационно-коммуникационные средства.
  • Живопись акварелью. Базовый уровень. - М. :Полезное видио,2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
• Художественно-творческая деятельность детей. Рекомендации. Планирование. Конспекты занятий / авт.-сост. Е. А. Гальцова, О. А. Дюрлюкова, Е. М. Кузнецова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). • Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. - М. : 1С Мультимедиа, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). • Познавательная коллекция. Энциклопедия. - М. : 1С Мультимедиа, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). • Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты. - М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). • Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал. - Волгоград : Учитель, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). • Фактура: для детей от 4 до 10 лет / Alisa Studio. - [Б. м.] : Alisa studio, сор. 2001. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Секреты живописи для маленьких художников). • Форма: для детей от 4 до 10 лет / Alisa Studio. - [Б. м.] : Alisa studio, сор. 2001. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Секреты живописи для маленьких художников). Технические средства обучения. • DVD-плеер (видеомагнитофон); • телевизор; • компьютер; • мультимедийный проектор; • мультимедийная доска; • экран проекционный; • музыкальный центр. Учебно-практическое оборудование. • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся; • штатив для картин; • укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.); • шкаф для хранения картин. Модели и натуральный фонд: Муляжи фруктов и овощей, гербарии, изделия декоративно -прикладного искусства и народных промыслов, гипсовые геометрические тела. Наглядные пособия. Произведения изобразительного искусства: репродукции картин. Аудиозаписи басен, музыкальные фрагменты классических произведений отечественных и зарубежных авторов.



© 2010-2022