- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по физкультуре (подвижные игры) 1 класс
Рабочая программа по физкультуре (подвижные игры) 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гинзбург Н.А. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка В словаре Ожегова термин «здоровье» - нормальная правильная деятельность организма, его психическое благополучие. В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», которая реализуется в наши дни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетным направлением. В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления обучающихся младшего школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Ребенок, который ведет малоподвижный образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. В условиях малой подвижности растущий организм развивается негармонично, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к росту инфекционных и нервно-психических заболеваний. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них. Поэтому-то двигательная активность и является первоосновой ЗОЖ. Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движения!» Первые годы человека являются фундаментом для его последующего развития в физической, социальной, эмоциональной и познавательной сферах. Чем младше школьник, тем сильнее у него выражена потребность в движении, и длительное статическое напряжение, связанное с учебным трудом, неизбежно ведет к утомлению в центральной нервной системе, и как факт, навык, сформированный в состоянии утомления, не будет отличаться точностью. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Поэтому в начальной школе назрела необходимость введения дополнительного (3-его часа) урока физической активности детей.
Содержание курса Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем - в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые интегральные, многофункциональны по своему характеру; способствуют самореализации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы; обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса; решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем - в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые интегральные, многофункциональны по своему характеру; способствуют самореализации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы; обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса; решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра); развивают творческие способности детей. Ученикам очень нравится самим придумывать новые игры. Такие игры одновременно стимулируют попытки ребят самостоятельно использовать их в досуговой деятельности, формируют стойкую мотивацию к свободной двигательной активности, способность к самоорганизации в игре. Учителю следует помнить, что организм младших школьников еще не готов к длительному напряжению, силы детей быстро истощаются, но после игры довольно быстро восстанавливаются. В связи с этим для физиологического комфорта детей нужно выбрать наиболее удачное время и место проведения игр и игровых упражнений, регулировать их длительность. Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе. Особого внимания заслуживает вопрос о широком внедрении в быт школьников правильного использования зимних игр на воздухе. Важно дать всем школьникам элементарное представление о том, что зимой имеется очень много возможностей для интересных, увлекательных и полезных для здоровья игр на воздухе. Надо рассеять встречающуюся у младших школьников боязнь холодного воздуха. Наиболее оптимальные условия для проведения игр на свежем воздухе в зимнее время: температура воздуха - 10 - 12оС при относительном безветрии. Занятия со школьниками младших классов на улице при температуре ниже 16 - 18оС не рекомендуются. Однако активные движения детей нужно чередовать с отдыхом, чтобы избежать перегрева и возможного последующего переохлаждения. В холодную погоду на открытом воздухе не рекомендуются игры с пением, речитативом. Особое внимание следует уделить предупреждению травматизма младших школьников во время игр на открытом пространстве. Нередко скамейки, столбы и другие предметы бывают, расположены слишком близко от границы игровой площадки, ученики, не всегда точно рассчитывая свои силы, направление движения и др., с разбегу наталкиваются на них. Травмы возникают и в тех случаях, когда дети обуты не в спортивную, а обычную обувь. формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра); развивают творческие способности детей. Ученикам очень нравится самим придумывать новые игры. Такие игры одновременно стимулируют попытки ребят самостоятельно использовать их в досуговой деятельности, формируют стойкую мотивацию к свободной двигательной активности, способность к самоорганизации в игре. Учителю следует помнить, что организм младших школьников еще не готов к длительному напряжению, силы детей быстро истощаются, но после игры довольно быстро восстанавливаются. В связи с этим для физиологического комфорта детей нужно выбрать наиболее удачное время и место проведения игр и игровых упражнений, регулировать их длительность. Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе. Особого внимания заслуживает вопрос о широком внедрении в быт школьников правильного использования зимних игр на воздухе. Важно дать всем школьникам элементарное представление о том, что зимой имеется очень много возможностей для интересных, увлекательных и полезных для здоровья игр на воздухе. Надо рассеять встречающуюся у младших школьников боязнь холодного воздуха. Наиболее оптимальные условия для проведения игр на свежем воздухе в зимнее время: температура воздуха - 10 - 12оС при относительном безветрии. Занятия со школьниками младших классов на улице при температуре ниже 16 - 18оС не рекомендуются. Однако активные движения детей нужно чередовать с отдыхом, чтобы избежать перегрева и возможного последующего переохлаждения. В холодную погоду на открытом воздухе не рекомендуются игры с пением, речитативом. Особое внимание следует уделить предупреждению травматизма младших школьников во время игр на открытом пространстве. Нередко скамейки, столбы и другие предметы бывают, расположены слишком близко от границы игровой площадки, ученики, не всегда точно рассчитывая свои силы, направление движения и др., с разбегу наталкиваются на них. Травмы возникают и в тех случаях, когда дети обуты не в спортивную, а обычную обувь. Содержание курса Повторение (12 часов)
Количество часов: 1 ч в неделю, всего 33 часа;
Плановых контрольных работ:
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Контрольные работы
1.
Подвижные и спортивные игры
33
Итого:
33
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать: - об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта; - о способах и особенностях движений, передвижений; - о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; - о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; - об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки; - о причинах травматизма на занятиях физической культуры.
Учащиеся должны уметь: - выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала; - выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости; - взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой. По окончании начальной школы, обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Аттестация учащихся планируется по четвертям с учётом результатов тестирования по каждому разделу программы.
Для учителя:
1. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Ритмические упражнения, хореография и игры на уроках физической культуры: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003. 2. Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. 3. Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. 4. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). - М.: Просвещение, 2002. 5. Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2008. 6. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2002. 7. Мишин Б.И., Настольная книга учителя физкультуры: справочно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2003. 8. Примерные программы начального общего образования в 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения). 9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: стандарты второго поколения в 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2010. Спортивное оборудование: подвижные и спортивные игры: свисток, скакалки, кегли, ворота для мини футбола, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные.
Для ученика: 1. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. - М.: Просвещение, 2008.
Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс
№ темы
Раздел, название урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата фактически
1.
Спорт в жизни людей. «Совушка»
1
04.09
2.
Зарядка в стране Олимпиончиков. «Сигнал».
1 11.09
3.
Гигиена Олимпиончиков. Космонавты.
1 18.09
4.
Двигательные упражнения Олимпиончиков. Движение есть жизнь.
1 22.09
5.
Значение осанки в жизни Олимпиончиков. «Нос, нос, нос, лоб», «Хитрая лиса».
1 29.09.
6.
Бег вчера и сегодня. Бег и преодоление препятствий. Все к своим флажкам.
1 06.10
7.
Прыжки в повседневной жизни. «Сороконожка».
1 13.10
8.
Прыжки в стране Олимпиончиков. «Спуск шеренгами»
1 20.10
9.
Прыжки и воспитание характера. Умей догнать. Конники.
1 27.10
10.
Групповые игры. Карусель.
1 10.11
11.
Игры-эстафеты «Салки», «Салки с лентой».
1 17.11
12.
Командные игры «Круговая лента», «Пятнашки».
1 27.11.
13.
Большая игра с малым мячом. «Мяч впередистоящему»
1 24.11
14.
Забавные игры «Краски».
1 01.12
15.
Игры с текстом «У медведя во бору».
1 08.12
16.
Игры на внимание. Море волнуется.
1 15.12.
17.
Игры по желанию.
1 12.01
18.
На снеговой площадке. «Взятие крепости».
1 19.01
19.
Игры со снегом. Точный удар.
1 26.01.
20.
Игры на выносливость. Кто кого перетянет.
1 02.02
21.
Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках (разучивание игры «Прыгающие воробушки»).
1 16.02
22.
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Кто дальше бросит», «Метко в цель»).
1 01.03.
23.
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Точный расчет»).
1 15.03
24.
Урок - путешествие «Упражнения на внимание». Подвижная игра «Охотники и утки».
1
22.03
25.
Спортивный калейдоскоп «Упражнения на ловкость и координацию». Подвижная игра «Удочка».
1 05.04.
26.
Урок - игра Подвижные игры на материале футбола: «Точная передача», «Мяч в ворота».
1 12.04.
27.
Спортивный марафон «Внимание, на старт».
1 19.04
28.
Игры на меткость «Городки».
1 26.04
29.
«Отгадай платочек» «Казаки».
1 10.05.
30
«Посадка картофеля».
1 17.05.
31.
«Мельница».
1 13.05
32.
«Журавли- журавушки».
1 24.05
33.
День и ночь.
1 27.05.