Мастер-класс Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Виды работ над текстом на уроках литературного чтения».

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только - только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению, и урок считается одним из нелюбимым. Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз…». Это случается тогда ,когда учитель слабо владеет разными приемами работы над содержанием текста. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту ,перечитывание его каждой раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки литературного чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом. Из практики работы хочу поделиться тем, как можно систематизировать виды работы над текстом, записав под соответствующим номером. При написании поурочного плана нет необходимости подробно записывать то задание, которое будет предложено детям.

Часто достаточно указать в поурочном плане лишь номер вида работы. (Приложение)

Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.

Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:

  • технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

  • понимание текста.

Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.

  1. Чтение строчек наоборот.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова. Например: шар-раш.

  1. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - справа налево и т. д.

  1. Чтение только второй половины слов.

Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.Например: -ние, -лько, -рой.

  1. Чтение «зашумлённых слов»

Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.

  1. Чтение строчек с прикрытой верхней половины.

  2. Отделение слов от псевдослов.

Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую.

Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.

  1. Чтение перевёрнутого текста.

  2. Чтение предложений снизу вверх.

  3. «Игра в прятки».

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

  1. «Мнимое слово».

Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

  1. «Чтение за диктором».

Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.

  1. «Чтение хором».

Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Задание:

  • прочитай слова, найди незнакомые слова;

  • прочитай слова, которые начинаются на букву м;

  • прочитай слова, где буква м в конце слова;

  • прочитай слова, где звук [м] произносится мягко;

Упражнения по развитию навыков чтения

  1. «Начни с той же буквы».

Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.

  1. «Какой? Какая? Какие?»

Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.

  1. «Отгадай букву».

Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.

Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:

-Цапля?
-Нет.
-Автобус?
-Есть.

Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.

  1. «Пятёрка слов».

Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:

  • радио, рекорд, рак, ракета, рана;

  • орех, осень, окно, отметка, отец;

  • зима, звено, змея, зрение, замок;

  • аптека, аллея, армия, астра, арка.

  1. «Лесенка».

Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.

Например:

  • Як

  • Яма

  • Яйцо

  • Ягода

Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.

  1. «Чтение-поворот».

Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз. Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д. Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать значительно лучше содержание текста.

  1. «Снежный ком».

Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.

  1. «Угадай слова».

Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.

Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).

  • гвоздь-молоток; шуруп-…

  • день-ночь; зима-…

Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука гласными: би-бе-ба-ба-бу-бы, ри-ре-ра-ру-ры, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными / ст-а, о, у, ы, и, э, е; стр-а, о, у, ы, и, э, е-чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение слов, состоящих из одного слога; чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок.

Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановка голоса и дыхания.

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, используется нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение-это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки: это чтение только глазами.

Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить всё, что изображено на картинке, т. е. «сфотографировать». Например, показывается иллюстрация к сказке. Дети должны за секунду запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинке необходимо предупредить детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даётся команда: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!»

Работа над текстом на уроках чтения, используются следующие упражнения: чтение "эхо", чтение "канон", чтение "спринт", чтение "разведка", чтение со счетом слов. Чтение "эхо" (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово. На более позднем этапе чтения сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

Чтение "канон": один ученик начинает читать один абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на три-четыре слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.

Чтение "спринт": небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно - на скорость. кроме быстроты чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. При этом пользуются памяткой:

Памятка.

  • Плотно сожми губы и зубы.

  • Читай только глазами.

  • Читай как можно быстрей, считай про себя слова текста.

  • Ответь на вопросы текста.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуясь антиципацией.

Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.

Например: карточка №1. Тема урока: «Буква м и звук [м].

Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!

ум

сом

кот

лев

мел

рысь

день

уж

сон

вот

лук

мал

гусь

тень

ус

сын

тот

лак

мол

весь

пень

ух

сор

так

рак

мыл

печь

дом

ёж

сыр

ток

жук

мир

речь

том

Задание:

  • прочитай слова, найди незнакомые слова;

  • прочитай слова, которые начинаются на букву м;

  • прочитай слова, где буква м в конце слова;

  • прочитай слова, где звук [м] произносится мягко;

  • прочитай слова, где звук [м] произносится твёрдо;

  • прочитай слова, где на конце слова согласный звук мягкий;

  • прочитай слова, состоящие из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв;

  • переверни карточку, какие слова запомнил.

Карточка № 2. Тема урока: « Буква с и звук [с]».

сок

сор

стон

кусты

стук

сыр

ступа

трос

торс

рот

сосна

торос

сук

лоб

сырок

осина

кости

нора

рысь

стакан

крот

сорока

кисти

сороки

кросс

коса

такса

капуста

Задание:

  • прочитай слова, найди незнакомые слова;

  • прочитай слова, которые начинаются на букву с;

  • прочитай слова, где буква с в конце слова, в середине;

  • прочитай слова, где звук [с] произносится мягко;

  • прочитай слова, где звук [с] произносится твёрдо;

  • прочитай слова, состоящие из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов;

  • прочитай слова, которые обозначают животных, растения, части лица;

  • прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;

  • прочитай слова с удвоенной согласной;

  • прочитай слова, где все согласные звуки мягкие;

  • выпиши слова с безударной гласной.

Карточка № 3. Тема урока: «Буква ш и звук [ш]».

школа

сушила

кошка

шипы

шутили

кишка

шина

шарили

мышка

машина

шуршали

мартышка

машинист

шипит

Мишка

шишка

трусишка

морошка

Шишкин

плутишка

Мариша

шалун

малыши

пушинка

Задание:

  • прочитай слова, найди незнакомые слова;

  • прочитай слова, которые начинаются на букву ш;

  • прочитай слова, где буква ш в середине слова;

  • прочитай слова, которые обозначают животных, растения, имена, фамилия, профессии;

  • прочитай слова в уменьшительно-ласкательной форме;

  • прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;

  • найди однокоренные слова;

  • прочитай слова обозначающие действия предмета;

  • выпиши слова с сочетанием ши.

Карточка № 4. Тема урока: «Безударные гласные».

работа

крапива

беседка

баночка

ребята

кормушка

болота

дерево

игрушки

снежинка

билеты

жалоба

колючий

усатый

конфеты

жадина

медведи

спасибо

бородка

козочка

корова

загадка

болтунья

лестница

ромашка

берлога

булавка

ленточка

капуста

барашек

газета

лыжница

тарелка

бархотка

гвоздика

космонавт

весёлый

белила

животное

корабли

утята

белуга

солнечный

светофор

рубашка

беретик

бабочка

уговор

  • прочитай слова, которые начинаются на букву б и т. д.

  • найди слова, которые обозначают одушевленные предметы, неодушевленные предметы;

  • найди слова, где -чк- , на парные согласные в середине слова;

  • найди имя прилагательное;

  • найди слова в уменьшительно-ласкательной форме;

  • найди слова во множественном числе, в единственном числе;

  • найди слово, которое может быть и существительным и глаголом;

  • найди слова, которые обозначают животных, растения, имена, насекомые, профессии;

  • найди слова с суффиксом -ушк-

  • найди слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить;

  • найди словарные слова;

  • составь словосочетание прилагательное + существительное;

  • найди слова, где гласные имеют два звука;

  • выпиши в два столбика слова с безударными гласными в корне: 1 столбик - проверяемые, 2 - словарные слова.

Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки.


© 2010-2022