• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов

Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по литературному чтению с применением технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

с использованием компьютерных медиаресурсов Тема: Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» Программа: «Школа России» Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012. Время реализации урока: 40 минут Учебная нагрузка: 4 часа в неделю, всего 136 часов. Цель урока: развитие коммуникативных качеств личности. Задачи урока: Образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтессы Е. Благининой, интересными фактами биографии,
  • пополнение знаний об окружающем мире.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, фантазию;

  • развивать умение высказывать своё мнение, слушать и слышать собеседника;

  • развивать навык выразительного чтения, правильно оценивать работу свою и товарищей.

Воспитательные:

  • воспитание познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;

  • воспитание интереса к предмету, к учению;

  • воспитание чувства сопереживания, чувства ответственности за себя и команду;

  • воспитание аккуратности и дисциплины труда.

Здоровьесберегающий аспект:

  • работа по сохранению здоровья обучающихся: зрения, осанки;

  • выработка правильного дыхания;

  • индивидуальный подход к обучающимся;

  • рациональная смена различных видов деятельности для предупреждения утомляемости.

Оборудование для учителя:

компьютер, проектор, экран, учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012.

Авторский медиапродукт: слайдовая презентация

1.Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word Power Point.

2.Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (20 слайдов)

3.Структура медиапродукта для учителя: последовательные кадры презентации.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов

13Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов

14

15

16

17

18

19

20Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов

21

22

23

Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов

Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012; «Кубики» с вопросами для работы в группах.

Техническое обеспечение урока:

компьютер, проектор, экран - для просмотра презентации к уроку.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • Повышение эффективности усвоения материала за счет показа демонстрационных фрагментов.

  • Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов анимации.

  • Формирование информационной культуры и компетентности школьников.

  • Создание необходимого эмоционального фона.

  • Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.


Комментарий

хода урока

Время

(мин.)

слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент Эмоциональный настрой занятия

1 мин

1

Внимание.

Организованность.

Речевая разминка

3 мин.

2

Внимание, память

Восприятие, мышление

Организованность, активность

Проверка домашнего задания

5 мин.

Внимание

Любознательность, самостоятельность

Вызов

2 мин.

4-12

Точность речи, внимание, опора на жизненный опыт

Активность, самостоятельность

Минутка отдыха

1 мин.

Внимание

Рефлексивность

Осмысление

15 мин.

13-21

Понимание, мышление

Самостоятельность, культура эмоций. Рефлексивность, любознательность,

аргументированность

Минутка отдыха для глаз

1 мин.

Внимание

Рефлексивность

Рефлексия

10 мин.

Внимание, точность речи,

Мышление, логичность

Любознательность, культура эмоций, активность, самостоятельность.

глубина рассуждений,

коммуникативная культура

Итог урока

1 мин.

22

Мышление, логичность

Рефлексивность, активность, аргументированность,

коммуникативная культура

Д/З

1 мин.

23

Внимание, память

Аргументированность, самостоятельность

Приблизительные ответы обучающихся выделены курсивом

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые

УУД

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

(слайд №1)

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок!

(дети настраиваются на плодотворную работу)

Способность регулировать собственную деятельность; готовность слушать собеседника

II.Речевая разминка

2.1Артикуляционные упражнения

(слайд № 2)


  • Упражнение «Колечко» (5 раз)

Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.

  • Упражнение «Жало» (3-5 раз)

Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.

  • Упражнение «Хоботок» (5 раз)

Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.

(обучающиеся вместе с учителем выполняют предлагаемые упражнения)

Способность регулировать собственную деятельность

2.2 Работа над скороговоркой

(слайд № 3)

Слушала сторушка, как куковала кукюшка.

-Исправьте ошибки!

-Какое слово читается одинаково?

-Проговариваем скороговорку медленно!

-Проговариваем скороговорку быстро!

Читать вслух и про себя текст, понимать прочитанное; способность регулировать собственную деятельность

III. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения какого автора вы приготовили к сегодняшнему уроку?

- С.В. Михалкова

1.Выразительное чтение, чтение наизусть стихотворения «Если»

2.Чтение наизусть любого другого стихотворения С.В. Михалкова.

(обучающиеся демонстрируют выразительное чтение, подготовленное дома)

Способность регулировать собственную деятельность; готовность слушать собеседника

IV. Вызов

4.1 «Прогнозирование»

(слайд № 4)

- Выберите из представленного списка фамилию поэта, с которым, по- вашему мнению, мы ещё не знакомились

-Е.А. Благинина

-А как правильно называют женщину, которая пишет стихи?

-Поэтесса

Умение на основе анализа объектов делать выводы; готовность слушать собеседника

4.2 Собери слова»

(слайд № 5)

- Попробуйте собрать слова из букв, чтобы узнать названия стихотворений, автором которых является Е.А. Благинина А К Ш У К У К Н К Ё Т О К О

-Кукушка, Котёнок

- Какие ещё можно собрать слова из этих букв?

-Как, ток, кот, око,..

Умение на основе анализа объектов делать выводы; готовность слушать собеседника

4.3 Сообщение темы и задач урока

(слайд № 6)

-Познакомимся со стихотворениями Е. А.Благининой.

-Узнаем о жизни и творчестве поэтессы;

-Будем развивать внимание, память, мышление;

-Будем учиться высказывать, доказывать своё мнение.

Готовность слушать собеседника; способность регулировать собственную деятельность

4.4 Рассказ о биографии и творчестве поэтессы

(слайд № 7, 8)

учителем

Елена Александровна Благинина (1903 - 1989) - детская поэтесса, писатель, переводчик. Ее стихи, шутливые "дразнилки", считалки, песенки искрятся юмором . Публиковала стихи с 1921г. ей было всего 18 лет; в 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Посвятила свою жизнь детской поэзии. Её книги ( их более 40) пользовались и пользуются в настоящее время всеобщим признанием.

Способность регулировать собственную деятельность; готовность слушать собеседника

4.5 Рассказ учащихся о творчестве поэтессы

(слайд № 9. 10)

Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о жизни и творчестве поэтессы

Умение извлекать информацию из иллюстраций, готовность слушать собеседника

Минутка оздоровления

(выполнение коллективно комплекса упражнений)

способность регулировать собственную деятельность, необходимость заботы о своём здоровье

4.6 Выставка книг

(слайд № 11, 12)

- С какими из представленных произведений вы знакомы? Расскажите

(выказывания детей по желанию)

Формирование познавательной активности

V. Осмысление

5.1 Прогнозирование по иллюстрации

(слайд № 13)

- О ком или о чём пойдёт речь в стихотворении на с.

-О кукушке?

-Что вы знаете об этой птице?

(высказывания обучающихся с опорой на жизненный опыт по желанию)

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение строить речевое высказывание

5.2 Подготовительная

словарная работа

(слайды № 14- 18)

- В тексте вам встретятся слова. Выясним их значения:

  • Смола

-Что значит сосновая смола?

-Смола на сосне

-Смола бывает густая. Подберите к слову густая синонимы

-Вязкая, тягучая

  • Блаженствовать

-Когда человек может блаженствовать?

(высказывания детей по желанию)

  • Простосердечный

  • Отзывный

Готовность расширять свой кругозор обогащать словарный запас

5.3 Чтение стихотворения «Кукушка» подготов. учащимся

-Послушайте стихотворение «Кукушка». Можно следить по учебнику

(читает заранее подготовленный учащийся)

Готовность слушать собеседника, расширять свой кругозор обогащать словарный запас

5.4 Обмен впечатлениями:

-Какие чувства возникли у вас во время чтения?

(высказывания детей по желанию)

Формирование умения слушать и слышать

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

5.5 Анализ текста

-Какой автор изобразил кукушку в стихотворении?

-Спокойная, никуда не торопится. Может целый день распевать свою песенку, её голос отзывается по всему лесу

-Найдите строчки, подтверждающие ваше мнение.

-Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку -
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку !»

- Какое чувство испытывает автор?

-Очень приятно находиться в лесу

-Чувство радости

Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю:
«Ку-ку, ку-ку !»

Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

5.6 Чтение стихотворения «Котёнок» со стопами по столбикам

-Ещё одно стихотворение Е.А Благининой прочту вам я. Во время чтения будем делать короткие остановки для обсуждения

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

-Почему котёнок мяукал и дрожал?

-Замёрз, потерялся,…

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

-А что ещё могло с ним случиться?

-Подбросили, испугали,..

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!

-Как девочка может помочь котёнку?

-Взять домой, накормить , согреть

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост - трубой...

До чего ж хорош собой!

-Каким стал котёнок?

-Так что же случилось с котёнком на самом деле?

-Что вы думаете о девочке?

-Приходилось ли вам видеть подобную картину, какую увидела девочка?

- Как вы поступили в этой ситуации? Расскажите

(высказывания детей с опорой на жизненный опыт по желанию)

Умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формирование чувства сопереживания к попавшим в трудную жизненную ситуацию

5.7 Повторное чтение и выделение непонятных слов

-Прочитайте стихотворение ещё раз и отметьте непонятные слов

(самостоятельная индивидуальная работа обучающихся)

Умение самостоятельно анализировать, понимать прочитанное; способность регулировать собственную деятельность.

Минута отдыха для глаз

Дети под руководством учителя выполняют комплекс упражнений для релаксации органов зрения

способность регулировать собственную деятельность

5.8 Работа над значением непонятных слов

(слайды №19-21)

-Какие непонятные слова или выражения вам встретились в тексте?

(коллективная работа)

-А вот такое объяснение слов даётся в Толковом словаре русского языка Ушакова:

1. Бархат (слайд № 16)

2. Загляденье (слайд № 17)

3. Ненастный (слайд №818)

Умение использовать имеющиеся знания для получения новой информации

VI. Рефлексия

-А теперь предлагаю вам разделиться на две группы по вариантам и поработать с «Кубиком». Вам нужно подготовить ответы на все вопросы, записанные на кубике:

I группа готовит ответы на вопросы про котёнка

II группа готовит ответы на вопросы про кукушку

(дети в каждой группе готовят ответы на вопросы, описывая кукушку и котёнка)

  1. (групповая творческая работа)

(от каждой группы заслушиваются ответы)

Умение распределять нагрузку в группе;

формирование чувства ответственности за себя и команду; умение осуществлять познавательную рефлексию; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение организовывать свое рабочее место; способность регулировать собственную деятельность

VII. Итог урока

(слайд №22)

-О чём стихотворения Е. Благининой?

(высказывания детей по желанию)

-Как выдумаете, почему она так много пишет о любви к животным?

(высказывания детей с опорой по желанию)

Умение слушать собеседника; способность регулировать собственную деятельность.

VIII. Домашнее задание

(слайд № 23)

Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. Благининой на выбор. Постарайтесь передать чувства, которые переживали герои, по вашему мнению.

Способность регулировать собственную деятельность


Приложения

Приложение 1

Сообщение учителя Елена Александровна Благинина (1903 - 1989) - детская поэтесса, писатель, переводчик. Ее стихи, шутливые "дразнилки", считалки, песенки искрятся юмором . Публиковала стихи с 1921г. ей было всего 18 лет; в 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Посвятила свою жизнь детской поэзии. Её книги ( их более 40) пользовались и пользуются в настоящее время всеобщим признанием.

Приложение 2

Сообщение первого ученика:

Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное ) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны

Приложение 3

Сообщение второго ученика:

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, появилось новое имя - Е.А. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

Приложение 4

Минутка оздоровления

Шли по крыше три кота

Три кота Василия

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота

Красота! Красота!

Приложение 5

Вопросы для работы с кубиком 1.Опиши внешний вид. 2.Сравни: на кого похож и чем отличается? 3. Интересные особенности животного 4.Как и где живёт? 5.Что вместе с ним можно делать? 6.Положительные и отрицательные повадки.

Приложение 6

Работа над значением непонятных слов

  • Смола - липкий пахучий твердеющий на воздухе сок, выделяемый некоторыми растениями

-Что значит сосновая смола?

-Смола на сосне

-Смола бывает густая. Подберите к слову густая синонимы (вязкая, тягучая)

  • Блаженствовать-наслаждаться, испытывать счастье

-Когда человек может блаженствовать? (высказывания детей по желанию)

  • Простосердечный- добродушный и простой, искренний и сердечный в обращении

  • Отзывный - звучащий как эхо.

Приложение 7

Кукушка

Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку -
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку !»

То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску ! -
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку-ку !»

Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю:
«Ку-ку, ку-ку !»

Список использованной литературы

1.Дни наук в начальной школе. Авторы-составители Г.И. Васильева, Н. И. Еременко, Н.А. Касаткина, М.М. Малахова, М.А. Иченская. Вогоград: Учитель, 2007 г.- 52 с.

2.Поурочные разработки по литературному чтению

3.Поурочные разработки по внеклассному чтению. Автор-составитель С.В. Кутявина. Москва. Вако 2006 г.- 45с.

Интернет-ресурсы

startem.edurm.ru/sti/tp.htm

festival.1september.ru/articles/527951/

myshared.ru/slide/216479/#

demiart.ru/forum/uploads2/post-6195-1232133679.jpg

sob.znate.ru/download/docs-29878/338-29878.doc

old.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/kr_sam.html Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсовРазработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов



© 2010-2022