Рабочая программа по обучению к грамоте

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1 КЛАСС


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; примерной основной образовательной программы начального общего образования, программы курса «Обучение грамоте» под редакцией Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева М, «Просвещение», 2011 год; учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.

Обучение грамоте по «Азбуке» - 43 часов.

Количество часов в неделю- 2

Обучение грамоте по «Прописям» - 84 часов.

Количество часов в неделю- 4

Планирование составлено на основе авторской программы Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Обучение грамоте. Азбука.» (Просвещение, 2011). УМК «Перспектива».

Учебник. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. «Азбука». 1класс. М, Просвещение, 2012 г.


Актуальность: Обучение грамоте является органической частью учебных предметов «Литературное чтение» и «Русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач: - сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; - обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей; - обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; - развивать образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека. В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский. Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах. Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту. Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода. Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом). 1. Коммуникативная направленность курса позволяет: - сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки; - дать представление о тексте как продукте речевой деятельности; - осознать язык как средство общения; - сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения. 2. Познавательная ориентация курса позволяет: - изучать язык как культурно-исторический процесс - от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.; - освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания; - формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию; -обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического); - развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения. 3. Семиотический принцип даёт возможность: - раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают); - осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности; - выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак - значение, значение - звучание (содержание - форма); - познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д. Период обучения грамоте включает три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) послебукварный. На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения. Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль). Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Учебно-методическое обеспечение: 1 Азбука. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014г.
1 Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. 2 Прописи. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014г. 1 Л.Ф.Климанова, Романина В. И., Борейко Л. Н. 3 4

Обучение грамоте. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2013г. Материал на электронных носителях (СD). 1 Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся: Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала. Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. "Азбука» учебник для 1класса. УМК «Перспектива». (2часа в неделю)

№ п\п

Тема урока чтения

Тип урока Часы

Характеристика деятельности учащихся

Дата план

Дата факт

Часть I.

I семестр

1 Добукварный период. «Давайте знакомиться! Мир общения.

комбинированный

1 Осваивать понятия «общение»; общаться в диалоге; различать цель и результат общения. 3 09

2 Слово в общении. Помощники слова в общении

комбинированный

1 Осваивать понятия «общение»; быстро находить слова для обозначения окружающих предметов. Различать многозначность жеста; использовать жесты в речевом общении; высказывать своё мнение; сравнивать; 5 09

3 Общение без слов. Как понять животных?

комбинированный

1 Различать многозначность жеста; использовать жесты в речевом общении; общаться; составлять устный рассказ; Читать выражение лица героев сказок; рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; 8 09

4 Разговаривают ли предметы?

комбинированный

1 Классифицировать предметы; находить закономерности; работать самостоятельно; 10 09

5 Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении.

комбинированный

1 Знать способы общения; возможных посредников общения; общаться; Овладевать знаково-символической деятельностью, коллективно составлять знаки-символы. 15 09

6 Мир полон звуков.

комбинированный

1 Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи. 17 09

7 Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

комбинированный

1 Определять последовательность звуков в слове, выделять гласные и согласные звуки, различать их и характеризовать. Различать их и характеризовать, твердые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения. 22 09

8 Звучание и значение слова

комбинированный

1 Различать значение слова и его звучания (с помощью учителя); классифицировать; читать знаки; составлять рассказы; 24 09

9 Слова и слоги. Ударение в слове

комбинированный

1

Знать условные знаки; использовать условные знаки в повседнев ной жизни; классифицировать; читать знаки; составлять расска зы; осваивать понятия об ударении в слове; определять место уда рения в слове; прав-но произносить слово и ставить в нём ударе-е. 29 09

10 Слово и предложение

комбинированный

1 Знать о предложении и его функциях; различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, читать его на основе схем и пиктограмм. 1 10

11 Букварный период. Страна АБВГДейка. Звук [а], буква Аа. Звук [о], буква Оо. Модели слов. Звуковой анализ.

комбинированный

1 Знать о предложении и его функциях; различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, читать его на основе схем и пиктограмм. Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 6 10

12 Звук [у], буква Уу. Модели слов. Звуковой анализ.

комбинированный

1 Определять количество звуков в слове, их последовательность; различать звуковую форму слова и его значение. 8 10

13 Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] - [ы]..

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; 13 10

14 Повторение: гласные и, ы. Звук [э], буква Э. Звуковой анализ слов со звуком [э].

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 15 10

15 Звуки [м] - [м`]. Буква Мм. Звуки [с] - [с`], буква Сс.

комбинированный 1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 20 10

16 Звуки [н] - [н`], буква Н. Звуки [л] - [л`], буква Л.

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 22 10

17 Звуки [т] - [т`], буква Тт. Звуки [к] - [к`], буква Кк.

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 27 10

18 Звуки [р] - [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв.

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 29 10

19 Звуки [п] - [п`], буква Пп.

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 5 11

20 Звуки [г] - [г`], буква Г. Чтение текстов слогами и словами.

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов. 10 11

21 Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Чтение текста. Пересказ

комбинированный

1 Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё; Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; пересказывать небольшие тексты. 12 11

Часть II.

22 Страна АБВГДейка Звуки [б] - [б`], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п].

комбинированный

1 Проводить звуковой анализ слов; умение объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. 17 11

23 Звуки [з] - [з`], буква Зз. Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] - [с].

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения. 19 11

24 Звуки [д] - [д`], буква Дд. Парные согласные [д] - [т].

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения. 24 11

25

Звук [ж], буква Жж

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения.

46 11

26

Буква Яя

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; пересказывать небольшие тексты.

1 12

27

Буква я после согласных

комбинированный

1 Обозначать мягкость согласных с помощью буквы я; Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; пересказывать небольшие тексты.

3 12

28

Звуки [х] -[ х`], буква Хх

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения.

8 12

29

Мягкий знак. Звук [й`], Буква Йй

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения.

10 12

30

Буква ю в начале слова и слога

комбинированный

1 Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; пересказывать небольшие тексты.

15 12

31

Буква ю после согласных

комбинированный

1 Обозначать мягкость согласных с помощью букв ы ю. Выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; пересказывать небольшие тексты.

17 12

32

Звук [ш], Буква Шш. Сочетания жи-ши

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения.

22 12

33

Звук [ч`], буква Чч. Звук [щ`], буква Щщ. Сочетания ча-ща, чу-щу

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения.

24 12

34

Звук [ц], буква Цц. Звуки [ф]-[ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] -[ф].

комбинированный

1 Выделять звуки; различать, сравнивать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения.

29 12

2 семестр

35

Разделительный мягкий и твёрдый знаки.

комбинированный

1

Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака; употреблять ь и ъ как разделительных знаков; сравнивать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

19 01

36

Старинные азбуки и буквари

комбинированный

1

Объяснить различия звуков и букв; объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь»; формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов.

21 01

37

Про всё на свете. С чего начинается общение?

комбинированный

1

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения; относиться к собеседнику внимательно, терпеливо

26 01

38

Умеет ли разговаривать природа?

комбинированный

1

Относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное.

28 01

39

Что, где,когда и почему? Удивительное рядом.

Чтобы представить слово.

комбинированный

1

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения; относиться к собеседнику внимательно, терпеливо

2 02

40

Книга природы. Сравни и подумай.

комбинированный

1

Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами; создавать вместе с учителем партитуры чтения: расставлять и обозначать в словах ударения, обозначать слоги в многосложных словах с помощью дуг.

4 02

41

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

комбинированный

1

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения; относиться к собеседнику внимательно, терпеливо

9 02

42

Считалки. Сказки. Присказки. Загадки.

комбинированный

1

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения; относиться к собеседнику внимательно, терпеливо

11 02

43

Семейное чтение.

комбинированный

1

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения; относиться к собеседнику внимательно, терпеливо

16 02

Итого

43ч


© 2010-2022