Рабочая программа кружка Умелые руки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Уляхинская основная общеобразовательная школа

Гусь-Хрустального района Владимирской области

д.Уляхино, ул. Колхозная, д.127



УТВЕРЖДЕНО:

решение педсовета протокол №_____

от «______»_______20____г.


подпись руководителя ОУ_____ (_________)

Дополнительная образовательная программа

кружка декоративно-прикладного творчества

«Умелые руки»



Возраст обучающихся 8-11 лет

Срок реализации программы 3 года

Программу разработала:

учитель 1 категории

Богданова С.В.

Уляхино, 2013


Пояснительная записка Программа кружковой работы позволяет:

  • получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения; воспитания и развития учащихся ;
  • конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;
  • предлагает примерное распределение часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов кружка с учётом межпредметных связей, логики, возрастных особенностей учащихся.

Программа предназначена для обучающихся 3х-5х классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили. Данный кружок расширяет и углубляет базовый компонент образования по направлению «Технология».

Актуальность темы. В основу обучения «оригами» как искусства положено созерцание природы как целостности, без искажений. Старинное искусство складывания фигурок из листа бумаги- искусство целого. Для занятий требуется лишь немного времени и бумага, а еще аккуратность в работе. Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям.
Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.
С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения.
Использование элементов оригами в других предметах значительно упростит процесс обучения, разнообразит его и позволит привить детям интерес к занятию. Уходя с урока, ребенок будет еще долго помнить радость, которую доставило ему интересное, необычное занятие. Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную. Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности. Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, передающие своё мастерство и традиции из поколения в поколение. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Воспитание художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с различными материалами, находят своё дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Практические работы, связанные с обработкой бумаги и текстильных материалов, развивают глазомер, требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что также значительно совершенствует общую трудовую подготовку. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию. Дети быстро убеждаются в необходимости таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Рукоделие формирует у школьников чувство хозяина. Искусство создания полезных в быту изделий и сувениров из оказавшихся под рукой текстильных и поделочных материалов, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой и технологией изготовления сувениров и предметов быта из текстильных и поделочных материалов. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. На её основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

Новизна программы. Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Методологические основы

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы работы с бумагой и текстилем. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности. Предметной областью программы является бумажная пластика, художественная и счетная вышивки. Оригами (яп. «ори»- складывать, «ками»- бумага) - ручная работа, но она уже давно перестала быть просто хобби. История возникновения оригами уходит в глубокую древность. Оригами в Японии ведет начало с 8 века, где изделия из бумаги использовались в священных ритуалах. Методы оригами сегодня активно используются конструкторами, инженерами и учеными. В научных целях с помощью этой техники создаются сложные макеты и конструкции. Однако для маленьких детей оригами по-прежнему остается увлекательной и забавной игрой, с помощью которой можно собственными руками сделать целую коллекцию игрушек. Квиллинг - искусство бумагокручения к настоящему времени насчитывает более 400 лет и в настоящее время переживает своё второе рождение. Квиллинг существовал в средневековой Европе и практикуется с момента Ренессанса. Произведения этого искусства часто публиковались в женских журналах того времени. На пике своей популярности он бы популярен среди знатных дам, которые занимали им себя в часы досуга. Мастерицы закручивали бумагу с позолоченными краями на кончике птичьего пера и создавали из мельчайших деталей изящные медальоны, внешне очень похожие на золотые. Как показывает практика, каждый мастер может создать свои традиции тончайшей графики и пластики, а обладая качественными материалами и определённой долей творчества, можно дать искусству бумажной пластики новую жизнь. Самое интересное в квиллинге то, что создать качественные изделия можно с минимальным количеством технических средств, практически «на коленке»: все инструменты и материалы вполне уместятся в одном ящике рабочего стола. Умение скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции немного стоит без умения мечтать, визуализировать и представлять приятный конечный результат. Мягкая игрушка знакомит с основами дизайна, углубляет знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки. Все чаще самодельные игрушки дарят друзьям, как сувениры, без них не обходится ни один веселый бал старшеклассников или утренник для детей младшего возраста. Забавная игрушка может стать призом победителю в веселых играх, конкурсах. Большой интерес к изготовлению различных меховых поделок проявляют как младшие, так и старшие школьники. Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность привлекает ь эти кружки и мальчиков и девочек. Темари (яп. тэмари, «Мяч принцессы») - японская национальная техника вышивания на шарах. Традиционное японское искусство вышивки шариков темари давно популярно во всем мире. Считается, что эти шарики приносят в дом счастье и благосостояние, поэтому их принято дарить друзьям и близким. Темари - удивительные поделки, изготавливая которые вы не только создадите нечто красивое и необычное, но и сделаете прекрасный подарок друзьям и близким. Изготовить шарик можно за один вечер, используя для вышивки украшения шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные и металлизированные нитки, а также ленты, кисточки, бусины и бисер, - всё зависит только от вашей фантазии. Подбирая цвета и материалы, можно создать очаровательные и неповторимые узоры, напоминающие калейдоскоп. Искусство темари хранит в себе массу возможностей. Каждый, кто захочет его освоить, сумеет сотворить собственное маленькое чудо. Эти удивительные шары украсят любой интерьер. Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне или шаре. Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. Вышивка остается любимым занятием и способом творческого самовыражения для многих и в наши дни, ведь недаром вышивальщиц издавна называли умелицами, рукодельницами, феями, мастерицами "золотые руки". Счетная вышивка относится к наиболее древним и распространенным видам вышивки. Называется она так потому, что узор выполняется по отсчету нитей ткани. Структура лучше видна на тканях полотняного переплетения, на них легче выполнять счетные вышивки, такие как крест, двойной крест, полукрест или роспись, счетную гладь, мережки. Дети научатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек, маленькие простые в исполнении картинки, а также более сложные и трудоемкие модели скатертей и сюжетных картин. Вышивка крестиком является наиболее популярным и самым легким способом вышивания. Вышивать крестиком воспитанники научатся и по специальной ткани (канве). Вышивка по канве может использоваться при создании предметов домашнего обихода, отличающихся как привлекательным видом, так и продолжительностью службы. Простота, минимальные требования к инструментам и не громоздкость изделий делают этот способ вышивки одним из наиболее популярных способов рукоделия, позволяя реализовать различные замыслы. Вышивка по канве будет использована как для выполнения исторических рисунков (картин), так и современных сюжетов и моделей (изделий).
Простые стежки могут использоваться для создания достаточно сложных изображений. Применение нестандартных стежков может привносить в изделие неповторимый колорит с точки зрения текстуры и визуального восприятия. Фантазия простирается от изображения строгих геометрически правильных восточных узоров до флористических и неопределенных европейских и американских.

Декупаж (Decoupage или decoupage)- это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Следовательно, техника декупажа - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу эта интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Развившееся течение ничем не уступало китайской технике. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо.

В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название - салфеточная техника.

Пэчворк - «лоскутное» рукоделие, при котором из различных кусочков ткани, лоскутков (с англ. patch - лоскут) сшивается цельное изделие. Стиль пэчворк давно известен русским мастерицам, которые традиционно использовали эту прикладную технику для изготовления стеганых одеял, салфеток, чехлов и мн. др.



Цели программы Основная цель программы: Создание условий для развития личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений. Обучающие задачи

  • Дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них художественной вышивки и декоративной работы с бумагой.
  • Изучение истории и теории художественной и счетной вышивок, основанных на традиционных классических орнаментах.
  • Ознакомить учащихся с техникой и технологией обработки текстильных и поделочных материалов.
Развивающие задачи
  • Способствовать эстетическому восприятию в области цветоведения и композиции, формированию художественного вкуса и графической грамоты вышивки и декоративной работы с бумагой и текстилем в эстетике современного интерьера.
Рабочая программа кружка Умелые руки Воспитательные задачи
  • Воспитание усидчивости, терпения, точности, умения доводить дело до конца.
  • Формирование таких черт личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность.
  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества и личной ответственности.
  • Формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности.
  • Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе.

Сроки реализации программы Программа кружка «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на три года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 162 учебных часа практических и теоретических занятий (по 54 часа в каждый год обучения). Набор в группу - свободный, он основан на желании детей заниматься вышивкой, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками. Это оптимальный вариант для обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.

Основные принципы обучения:

  • адаптивность;
  • сотворчество и ответственность;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • доброжелательность и достоинство;
  • учет возрастных особенностей.

Формы и методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;
  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; показ видеоматериалов; наблюдение; работа по образцу.
  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы - осваивание приёмов - по каждому виду отдельно. Это небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу - изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Он может включать в себя - краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.


Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате прохождения программного материала и изучения раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" ученик должен: знать/понимать:

  • виды декоративного творчества;
  • историю возникновения квиллинга, изонити, вышивки, декупажа;
  • основы цветовой грамоты;
  • правила безопасного труда;
  • оборудование, инструменты для работы с текстильными и поделочными материалами;
  • приёмы работы с инструментами и приспособлениями;
уметь:
  • составлять орнаментальные композиции;
  • использовать различные техники и приёмы при обработке текстильных и поделочных материалов;
  • владеть основными приемами работы: кручение бумажных лент, формование бумажных элементов, закрепление рабочей нити в конце и начале работы;
  • графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках вышивки: «изонить», «крест»;
  • грамотно и эстетично выполнять изделия из бумажных лент;
  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментам
владеть:
  • способностями к поиску знаний, постановке и решению проблем, рефлексии;
  • знаниями о специфике профессий «швея-ручница», «вышивальщица», «дизайнер»
иметь представление:
  • о развитии народного прикладного творчества;
  • о различных видах технологической обработки текстильных и поделочных материалов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий.

Ожидаемые результаты кружковой работы:

-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,

-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,;

-способность добывать новую информацию из различных источников. Результатом работы по программе данного курса можно считать:

  • творческую активность;
  • самостоятельность в художественном творчестве;
  • креативность;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • коммуникабельность;
  • инициативность;
  • умение анализировать, оценивать результаты работы.



Материальное обеспечение программы. 1. Инструменты для выполнения ручных работ с текстилем:

  • иглы для вышивки
  • ножницы для обрезки концов ниток
  • напёрсток
2. Инструменты для выполнения ручных работ с бумагой:
  • ножницы для бумаги
  • лекала, шаблоны, линейки
  • карандаши М, ТМ
  • шило
3. Материалы для выполнения ручных работ с текстилем:
  • нитки «мулине»
  • нитки для вышивки
4. Материалы для выполнения ручных работ с бумагой:
  • клей ПВА
  • нитки цветные швейные № 40, № 60



Дидактический материал.

  • Журналы, статьи, книги.
  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий.
  • Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
  • Интернет- ресурсы






Учебно- тематический план
№ Подраздел, тема занятий


Количество часов


Примечание



1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда с учащимися. Инструменты, материалы для работы. Презентация учебного курса. 1 час 1 час 1 час в начале учебного курса и перед изучением нового раздела
2. Изготовление сувениров и предметов быта из текстильных и поделочных материалов

  • работа с бумагой
  • работа с текстилем
  • работа с бросовым материалом
  • счётная вышивка
  • вышивка «крестом»
52 часа 52 часа 52 часа

3.
Итоговое занятие.
1 час 1 час 1 час

Итого:
54 часа 54 часа 54 часа











Содержание программы 1 года обучения (54 часа)


1.Введение (1 час). Теория- 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов.
2.Работа с бумагой (19 часов). Теория - 3,5 часа
  • Рассказ «Оригами». Условные обозначения в оригами. 11 базовых форм как основа изготовления классических моделей оригами. (1,5 часа)
  • Квиллинг - бумагокручение. Историческая справка. Приёмы работы в технике «квиллинг».(2 часа)
Практика - 15,5 часов
  • Выполнение моделей в технике оригами: «Стаканчик», «Уточка», «Пирога», «Корона», «Пилотка», «Водяная бомбочка», «Морской котик», «Коробочка», «Катамаран с парусами», «Японский журавлик», «Ирис».(5 часов)
  • Проект «Оригами для всей семьи»(1,5 часа)
  • Приёмы работы в технике «квиллинг». Тренировочные упражнения.(1 час)
  • Разработка эскизов будущих работ учащихся. Составление композиции.(1 час)
  • Выполнение работ в технике «квиллинг».(7 часов)
3.Работа с текстильными материалами. (22 часа) Теория - 3 часа
  • Основные ручные швы. Цветоведение. Основные цвета. Сочетание цветов.(1 час)
  • Презентация "Темари - мячик из текстиля с вышивкой". Инструменты и материалы для работы. Охрана труда при работе.(1 час)
  • Технологическая последовательность изготовления шара. Заготовка каркаса, обмотка нитками, формование. Разметка секторов. Подготовка шарика к вышивке.(1 час)
Практика - 19 часов
  • Объемные игрушки. «Мультяшные герои».(11,5 часов)
  • Мини-спектакль для детей средней и старшей групп МКДОУ д/с д.Уляхино(1,5 часа)
  • "Темари - мячик из текстиля с вышивкой"(6 часов)
4. Изонить. Счётная вышивка. (12 часов) Теория - 1 час
  • Вышивка по картону. Вводное занятие. Инструменты и материалы для работы. Охрана труда. Приёмы работы.

Практика - 11 часов
  • Изонить. Техника изонить - заполнения угла. Техника изонить - заполнения окружности. Схемы изонити. Выполнение творческой работы.(3 часа)

  • Технологическая последовательность выполнения вышивки "крест", "двойной крест", "полукрест" по картону. Выполнение вышивки. (6 часов)

  • Контроль качества работы. Декорирование готовых изделий. Подготовка готовых изделий к выставке.(2 часа)

5.Итоговое занятие (1 час) Практика - 1 час (выставка творческих работ)

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

1 год обучения
№ п/п Тема занятия Кол-во часов теория практ. Раздел 1. 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила поведения в учебном кабинете. Инструктаж по охране труда. Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов. 1
Раздел 2. Работа с бумагой. (19 часов) 2. Оригами- искусство складывания бумаги. Вводное занятие. Немного об оригами. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Общие рекомендации. Презентация. 1
3. Условные обозначения в оригами. 11 базовых форм как основа изготовления классических моделей оригами. 0.5 2 4. Выполнение моделей в технике оригами: «Стаканчик», «Уточка», «Пирога», «Корона», «Пилотка», «Водяная бомбочка», «Морской котик», «Коробочка», «Катамаран с парусами», «Японский журавлик», «Ирис».
3 5. Проект «Оригами для всей семьи»
1.5 6. Квиллинг - бумагокручение. Вводное занятие. Историческая справка. Оборудование, инструменты и материалы для работы. 1
7. Приёмы работы в технике «квиллинг». Тренировочные упражнения. 1 1 8. Разработка эскизов будущих работ учащихся. Составление композиции.
1 9. Выполнение работ в технике «квиллинг». Практическая работа.
3 10. Выполнение работ в технике «квиллинг». Практическая работа. «Новогодние узоры» Снежинка.
2 11. Выполнение работ в технике «квиллинг». Практическая работа. «Новогодние игрушки»
2 Раздел 3. Работа с текстильными материалами. (22 часа)

12.

Основные ручные швы. Способы закрепления нити.

0.5

1

13.

Цветоведение. Основные цвета. Сочетание цветов.

0.5

14.

Выполнение игрушек из ткани. Объемные игрушки. «Мультяшные герои».

10.5

15.

Мини-спектакль для детей средней и старшей групп МКДОУ д/с д.Уляхино

1.5
16. Презентация "Темари - мячик из текстиля с вышивкой" Вводное зянятие. Инструменты и материалы для работы. Охрана труда при работе. 1
17. Технологическая последовательность изготовления шара. Заготовка каркаса, обмотка нитками, формование. Разметка секторов. Подготовка шарика к вышивке. 1 1 18. Технологическая последовательность изготовления шара. Составление рисунка вышивки. Цветовое решение, подбор ниток. Отработка приёмов работы. Контроль качества работы. Охрана труда.
1 19. Технологическая последовательность изготовления шара. Вышивка секторов шарика по схеме. Контроль качества работы. Охрана труда.
3 20. Декорирование готового изделия. Технология изготовления кисточки и шнурка. Приёмы работы. Контроль качества работы. Охрана труда.
1 Раздел 4. Изонить. Счётная вышивка. (12 часов) 21. Вышивка по картону. Вводное занятие. Инструменты и материалы для работы. Охрана труда. Приёмы работы. 1
22. Изонить. Техника изонить - заполнения угла.
1 23. Техника изонить - заполнения окружности.
1 24. Схемы изонити. Выполнение творческой работы.
1 25. Технологическая последовательность выполнения вышивки "крест" по картону. Отработка приёмов работы. Подбор схемы вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда.
1 26. Технологическая последовательность выполнения вышивки "двойной крест" по картону. Выполнение вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда.
3 27. Технологическая последовательность выполнения вышивки "полукрест" по картону. Выполнение вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда.
2 28. Декорирование готовых изделий. Подготовка готовых изделий к выставке.
2 Раздел 5. 29. Итоговое занятие. Презентация выполненных за год работ. Выставка работ учащихся.
1

Содержание программы 2 года обучения (54 часа)


1.Введение (1 час). Теория- 1 час

  • Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила поведения в учебном кабинете. Инструктаж по охране труда. Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов.
2.Работа с бумагой (19 часов). Теория - 3,5 часа
  • Модульное оригами. Процесс создания поделки в технике модульное оригами (этапы).
  • Техники папье-маше. Чем интересны техники папье-маше? Оборудование, инструменты и материалы для работы. Общие рекомендации. Презентация.
  • Плетение из бумаги. Оборудование, инструменты и материалы для работы.
Практика - 15,5 часов
  • Выполнение моделей в технике оригами: «Стаканчик», «Уточка», «Пирога», «Корона», «Пилотка», «Водяная бомбочка», «Морской котик», «Коробочка», «Катамаран с парусами», «Японский журавлик», «Ирис».(5 часов)
  • Проект «Оригами для всей семьи»(1,5 часа)
  • Приёмы работы в технике «квиллинг». Тренировочные упражнения.(1 час)
  • Разработка эскизов будущих работ учащихся. Составление композиции.(1 час)
  • Выполнение работ в технике «квиллинг».(7 часов)
3.Работа с текстильными материалами. (22 часа) Теория - 3 часа
  • Основные ручные швы. Цветоведение. Основные цвета. Сочетание цветов.(1 час)
  • Презентация "Темари - мячик из текстиля с вышивкой". Инструменты и материалы для работы. Охрана труда при работе.(1 час)
  • Технологическая последовательность изготовления шара. Заготовка каркаса, обмотка нитками, формование. Разметка секторов. Подготовка шарика к вышивке.(1 час)
Практика - 19 часов
  • Объемные игрушки. «Мультяшные герои».(11,5 часов)
  • Мини-спектакль для детей средней и старшей групп МКДОУ д/с д.Уляхино(1,5 часа)
  • "Темари - мячик из текстиля с вышивкой"(6 часов)
4. Изонить. Счётная вышивка. (12 часов) Теория - 1 час

Вышивка по картону. Вводное занятие. Инструменты и материалы для работы. Охрана труда. Приёмы работы. Практика - 11 часов

Изонить. Техника изонить - заполнения угла. Техника изонить - заполнения окружности. Схемы изонити. Выполнение творческой работы.(3 часа)

Технологическая последовательность выполнения вышивки "крест", "двойной крест", "полукрест" по картону. Выполнение вышивки. (6 часов)

Контроль качества работы. Декорирование готовых изделий. Подготовка готовых изделий к выставке.(2 часа) 5.Итоговое занятие (1 час) Практика - 1 час (выставка творческих работ)




  1. год обучения


п/п Тема занятия Кол-во часов теория практ. 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила поведения в учебном кабинете. Инструктаж по охране труда. Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов.
1
Раздел I. Работа с бумагой. (19 часов) 1.

Модульное оригами. Процесс создания поделки в технике модульное оригами (этапы). 0,5 6 2.

Техники папье-маше. Чем интересны техники папье-маше? Оборудование, инструменты и материалы для работы. Общие рекомендации. Презентация. 1
3. Изготовление муляжей фруктов и овощей в технике папье-маше. 0.5 2,5 4. Изготовление новогодних масок для карнавала в технике папье-маше.
3 5. Плетение из бумаги. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Изготовление трубочек. Соединение трубочек между собой. 0.5 1 6. Плетение кашпо из газетной бумаги. 4

Раздел 2. Работа с бросовым материалом. (16 часов) 7. Аппликация из карандашных стружек. Материалы. Этапы работы. Коллективная аппликация «Павлины- красавцы».
3 8.

Материалы и инструменты для поделок из яичной скорлупы. Мозаика из яичной скорлупы.
5 9. Техника «декупаж»- что это такое? (презентация). Декупаж бутылки на основе из яичной скорлупы. 0,5 4,5 10. Работа с крупами и макаронными изделиями. Панно.
3 Раздел 3 Работа с текстильными материалами. (6 часов)
11. Шитье мягкой игрушки. Гусеница из ткани.
3 12. Куклы-обереги (презентация). Изготовление тряпичных кукол. 0,5 2,5

Раздел 4. Вышивка «Крестом». (12 часов) 13. История появления вышивки. Русская вышивка (владимирская, гжельская, хохломская). Вышивка крестом как техника украшения изделий. Инструменты и материалы для вышивки крестом. Способы (методы) вышивания крестом. Виды вышивания крестом. Техника безопасной работы. Практические упражнения: вышивка болгарского креста. 0,5 1 14. Расшифровка символов в вышивании. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Самостоятельный выбор рисунка. Практическая работа. 0,5 8 15. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
1 16. Презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ.
1

Содержание программы 1 года обучения (54 часа)


1.Введение (1 час). Теория- 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов.
2.Работа с бумагой (19 часов). Теория - 3,5 часа
  • Рассказ «Оригами». Условные обозначения в оригами. 11 базовых форм как основа изготовления классических моделей оригами. (1,5 часа)
  • Квиллинг - бумагокручение. Историческая справка. Приёмы работы в технике «квиллинг».(2 часа)
Практика - 15,5 часов
  • Выполнение моделей в технике оригами: «Стаканчик», «Уточка», «Пирога», «Корона», «Пилотка», «Водяная бомбочка», «Морской котик», «Коробочка», «Катамаран с парусами», «Японский журавлик», «Ирис».(5 часов)
  • Проект «Оригами для всей семьи»(1,5 часа)
  • Приёмы работы в технике «квиллинг». Тренировочные упражнения.(1 час)
  • Разработка эскизов будущих работ учащихся. Составление композиции.(1 час)
  • Выполнение работ в технике «квиллинг».(7 часов)
3.Работа с текстильными материалами. (22 часа) Теория - 3 часа
  • Основные ручные швы. Цветоведение. Основные цвета. Сочетание цветов.(1 час)
  • Презентация "Темари - мячик из текстиля с вышивкой". Инструменты и материалы для работы. Охрана труда при работе.(1 час)
  • Технологическая последовательность изготовления шара. Заготовка каркаса, обмотка нитками, формование. Разметка секторов. Подготовка шарика к вышивке.(1 час)
Практика - 19 часов
  • Объемные игрушки. «Мультяшные герои».(11,5 часов)
  • Мини-спектакль для детей средней и старшей групп МКДОУ д/с д.Уляхино(1,5 часа)
  • "Темари - мячик из текстиля с вышивкой"(6 часов)
4. Изонить. Счётная вышивка. (12 часов) Теория - 1 час

Вышивка по картону. Вводное занятие. Инструменты и материалы для работы. Охрана труда. Приёмы работы. Практика - 11 часов

Изонить. Техника изонить - заполнения угла. Техника изонить - заполнения окружности. Схемы изонити. Выполнение творческой работы.(3 часа)

Технологическая последовательность выполнения вышивки "крест", "двойной крест", "полукрест" по картону. Выполнение вышивки. (6 часов)

Контроль качества работы. Декорирование готовых изделий. Подготовка готовых изделий к выставке.(2 часа) 5.Итоговое занятие (1 час) Практика - 1 час (выставка творческих работ)


3 год обучения
п/п Тема занятия Кол-во часов теория практ. 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила поведения в учебном кабинете. Инструктаж по охране труда. Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов.
1
Раздел I. Работа с бумагой. (15 часов) 1.

Гофрированная бумага - ее особенности и свойства. Мозаика в технике торцевание (изготовление ковра- картины). 0,5 5,5 2.

Айрис фолдинг- техника работы с бумагой. Техника построения айрис- шаблона. Новогодняя елочка в технике айрис фолдинг. 0,5 2,5 3. Бумагопластика- что это такое? История бумагопластики. Материалы и инструменты для бумагопластики. 0.5
4. Делаем цветы из салфеток и бумаги в технике бумагопластики.
2,5 5. Упаковочный гофрокартон. Изделия из гофрокартона.
3

Раздел 2. Работа с бросовым материалом. (12 часов) 6.

Вторая жизнь ненужных вещей. Бросовый материал - в дело (презентация). Кошелек из коробок из-под сока и молока. 0,5 1 7. Поделки из бумажных тарелок.
3 8. Поделки из пластиковых бутылок в технике папье - маше.
3 9. Из пластиковых бутылок своими руками. Шкатулки и коробочки из пластиковых бутылок
4,5 Раздел 3 Работа с текстильными материалами. (8 часов)
10. Плетение салфеток из ниток. Материалы, приспособления для плетения салфеток. Этапы выполнения работы. Практическая работа: плетение салфетки.
3 11. Пэчворк. Что нужно для занятия пэчворком? Как выбрать ткань для пэчворка? Техника пэчворк «Безумный лоскуток». 0,5 4,5

Раздел 4. Вышивка бисером. (18 часов) 12. Из истории появления и распространения бисера. Какой бывает бисер? Вышивка бисером. 0.5 15.5 13. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
1 14. Презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ.
1




Литература для учителя:

  1. Бахметьев А.,Кизяков Т. "Оч. умелые ручки".Росмэн, 1999.
  2. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. - М. : Просвещение, 2010. - 111с. (Стандарты второго поколения)
  3. Гудилина С. И. "Чудеса своими руками" М., Аквариум, 1998.
  4. Гукасова А. М. "Рукоделие в начальных классах". М., Просвещение, 1985.
  5. Гусакова М. А. "Аппликация". М., Просвещение, 1987.
  6. Гусакова М. А. "Подарки и игрушки своими руками". М., Сфера, 2000.
  7. Гусева Н. Н."365 фенечек из бисера". Айрис-Пресс ,2003.
  8. Докучаева Н. "Сказки из даров природы". Спб., Диамант, 1998.
  9. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, 2003.

  10. Еременко Т., Л.Лебедева "Стежок за стежком". М., Малыш, 1986.
  11. Канурская Т .А., Л.А.Маркман "Бисер". М., ИД «Профиздат», 2000.
  12. Кочетова С. В. "Игрушки для всех" (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
  13. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. - 256 с., с илл. - (Внимание: дети!).
  14. Молотобарова О. С. "Кружок изготовления игрушек-сувениров".М., Просвещение, 1990.

Литература

  1. Интернет-ресурс: stranamasterov.ru

  2. Т.М. Геронимус "150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий". 1997 г.
  3. М.А.Гусакова "Аппликация", Просвещение, 1987 г.
  4. М.А.Гусакова "Подарки и игрушки своими руками", ТЦ "Сфера", 1999 г.
  5. Н.С.Ворончихин "Сделай сам из бумаги"
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

Рабочая программа кружка Умелые руки

26


© 2010-2022