Конспект урока окружающего мира в 1 классе Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?Конспект урока окружающего мира в 1 классе Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1

Организационный момент.

1 мин

- Ребята, нам предстоит сегодня узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и шепотом произнесите: «У меня все получится!»

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Итак, начнём.

Дети настраиваются на работу.


2

Самоопределение к деятельности. Введение в тему урока.

4 мин

- Отгадайте мою загадку:

Золотая кошка

Лезет к нам в окошко.

- Правильно, это солнце. Как вы догадались? Почему в загадке солнышко сравнивают с кошкой?

- Что такое Солнце? Что оно даёт нам? А оно большое или маленькое? Горячее или холодное?

- Верно. Солнце - это раскаленный огненный шар. Оно не просто светит днём, оно-то и создает нам день.

- А ночью что мы видим на небе? Почему звезд не видно днем, как вы думаете? Верно. Звезд не видно днем из-за яркого солнечного света. Но как только заходит Солнце - мы начинаем видеть звезды.

- Догадались ли вы, о чём наш сегодняшний урок?

Солнце.

Солнце - это звезда. Оно дает нам свет и тепло. Оно огромное и горячее.

Звезд днем не видно, потому что Солнце светит очень ярко.

Электронная презентация

Слайд 1.

Слайд 2.

3

Работа по теме урока. Беседа.

5 мин

-Ребята, вы сказали, что Солнце - звезда. Но ведь оно огромное, а звезды в небе такие маленькие. Почему так?

- Верно. Звезды очень далеко. Поэтому они нам кажутся маленькими точками. А вот Солнце - рядом, оно огромное. А что больше - Солнце или Земля?

- На этой картинке изображены Земля и Луна. А Солнце - смотрите - даже не уместилось на рисунке.

-Если представить, что наш земной шар размером с грецкий орех, то Луну - размером с горошину - надо отнести к двери в класс. А Солнце в этом случае будет размером со шкаф и окажется примерно в районе торгового центра «Виктория Плаза»! А ближайшая к Солнцу звезда, тоже со шкаф величиной, окажется за океаном - в Африке! Вот какие размеры и расстояния в космосе.

- Другие звезды, как и наше Солнце, тоже огромны. А ещё они все разные - и по цвету, и по температуре. Как вы думаете, какие звезды самые горячие? А самые холодные? А вот и неправильно. Это только дома из синего крана течет холодная вода, а из красного - горячая. А в мире звезд все наоборот. Чем звезда холоднее - тем она краснее. Посмотрите на картинку. Вот такие по цвету бывают звезды. Какая из них самая горячая?

- И по размеру все звезды разные. Есть среди них и гиганты - в сотни раз больше нашего солнышка, и карлики - меньше Солнца в тысячи раз.

- Такие вот разные жители в космосе.


Ответы детей.

Солнце больше Земли.



Ответы детей.

Самая горячая - голубая звезда.

Слайд 3.

Слайд 4.



Слайд 5.

Слайд 6.


4

Рассказ учителя о созвездиях.

Рассматривание звездного глобуса.

12 мин

- Ребята, вы любите смотреть на ночное небо?

Давайте представим себе такую картину.

Однажды ясным тихим вечером мы выйдем в поле, где небо не загораживают ни дома, ни деревья. Там нет фонарей, не горят окна в домах. Как думаете - что же мы увидим в небе? Как же много на небе звёзд! Кажется, что в тёмном куполе иглой прокололи много-много крохотных дырочек, через которые пробивается яркий свет. И ведь все звёзды такие разные. На небе встречаются звёзды одинокие и собравшиеся кучками, звёздочка со звёздочкой. Такие кучки называют созвездиями. Этих кучек на небе целых 88.

-Вот так же, как и сегодня, на ночное небо смотрели люди, жившие на земле тысячи лет назад. Небо заменяло тогда и компас, и часы, и календарь. По звёздам находили направление путешественники; по ним определяли, скоро ли утро, когда наступит весна. И люди смотрели на него подолгу, любовались и думали: что такое звёзды? Как они появились на небе? И когда древние люди смотрели на звёзды, у них в голове сами собой рождались красивые сказки. Одну из этих сказок я хочу рассказать вам.

-В далёкие времена одной южной страной правил царь, звали его Цефей. У него была красавица жена - Кассиопея. Но стала она хвастаться своей красотой перед морскими русалками. Те обиделись и пожаловались морскому царю, Нептуну. Разгневался Нептун и послал к берегам страны страшного огромного кита. Чтобы кит оставил страну в покое, мудрецы посоветовали Цефею отдать киту самую прекрасную девушку страны - дочь царя Андромеду. Заплакал Цефей, но делать нечего, страну нужно спасать любой ценой. Андромеду привезли на берег моря, приковали цепью к огромной скале и оставили одну. А в это время смелый воин Персей, совершив очередной подвиг, возвращался к себе на родину. Он летел по воздуху на волшебных крылатых сандалиях , а в его сумке лежала отрубленная голова страшной колдуньи по имени Медуза Горгона. На голове колдуньи извивались ядовитые змеи. Каждый, кто взглянул на них, мгновенно превращался в камень. Пролетая над страной, Персей увидел плачущую Андромеду, прикованную к скале. А страшный кит в это время уже подплывал к берегу и готовился схватить Андромеду. Персей отважно бросился на кита. Долго длилась их битва. Наконец Персей догадался, как победить чудовище. Он выхватил из сумки голову Горгоны, отвернулся и быстро показал её чудовищу. Кит окаменел и превратился в остров. А Персей освободил Андромеду и женился на ней.

-На звёздном небе можно увидеть всех героев этой красивой сказки: нужно только найти созвездия Кассиопеи, Цефея, Персея, Андромеды, Кита. А какие ещё созвездия вы знаете?

-Посмотрите, что стоит у меня на столе. Верно. Это глобус. Но необычный, а самый настоящий звёздный глобус. На нём можно увидеть сразу все созвездия земного неба. Давайте найдём на звёздном глобусе созвездия Кассиопеи, Цефея, Персея, Андромеды, Кита.

А вот как некоторые созвездия выглядят на карте звездного неба.

Очертания созвездий мало похожи на те фигуры, именем которых они названы. Но есть и исключения.

Вот, например, созвездие Стрела. Похоже оно на стрелу, выпущенную из лука охотника? А в созвездии Дельфина четко видны тело и хвост этого животного. А созвездие Весов тоже очень напоминает старинные чашечные весы, правда? А на что похоже созвездие Цефея? А вот рисунок созвездия Кассиопеи напоминает нам букву М, лежащую на боку. А это созвездие вам должно быть знакомо. Это Ковш Большой Медведицы.

-Посмотрите на рисунки созвездий и постарайтесь хорошенько запомнить, как в них расположены звезды.


Ответы детей.















Ответы детей.



Ответы детей.















Рассматривание звездного глобуса.

Слайды 7,8.

Слайды 9- 14.

5

Выполнение индивидуального задания «Соотнеси рисунок созвездия с его названием».

6 мин

- А теперь давайте проверим, запомнили ли вы рисунки наших созвездий.

Перед каждым из вас лежит карточка. На ней изображены рисунки созвездий и написаны их названия. Ваша задача - с помощью ниточек соединить рисунок созвездия и его название. Постарайтесь не ошибаться.

- Готовы? Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Сравните свой результат с результатом на доске.

- Кто выполнил задание правильно, без ошибок? - Отлично. Вы просто знатоки созвездий.

Двое учащихся выполняют это задание у доски.

Самопроверка.

Карточки с заданиями.

6

Динамическая пауза.

3 мин

Предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте попробуем изобразить наших сегодняшних героев.

-Покажите, как качаются чаши весов; как ходит по лесу, переваливаясь, медведица; как выпрыгивает из волн резвый дельфин; как индеец метко стреляет из лука; мальчики покажут, как сердится царь Цефей, грозит кулаком, топает ногами в гневе. А девочки изобразят хвастливую Кассиопею, которая смотрит на свое отражение в зеркальце.

- У вас получилось очень похоже. Молодцы!

Дети выполняют имитационные движения.

Музыкальное сопровождение.

7

Выполнение задания в группах. Изготовление макетов созвездий.

10 мин

- Обратите внимание на доску. Как вы думаете, что это? Чего не хватает здесь?

К концу урока созвездия на нашем небе появятся, потому что вы их сделаете сами. На листах бумаги вы расположите в нужном порядке звезды и приклеите их. Предлагаю поработать в группах. Каждая группа будет создавать свое созвездие. Какие правила вы должны соблюдать, чтобы у вас все получилось?

- И не забывайте: вы в ответе друг за друга, и ваш результат - это результат работы всей группы, а не одного человека. Желаю удачи! Приступайте.

- Молодцы! Посмотрите, какое красивое ночное небо у нас получилось. В его создании поучаствовали и вы.


Это звездное небо. На нем не хватает созвездий.

Работать дружно, не ссориться, помогать друг другу. Делить работу поровну, быть вежливыми.

Дети изготавливают схемы созвездий, а затем размещают их с помощью учителя на плакате.

Плакат «Звездное небо»

Для каждой группы - листы бумаги синего цвета, звездочки, клей-карандаш.

8

Подведение итогов урока. Рефлексия.

4 мин

- Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? В чем вы испытали трудности?

- Скажите, ребята, а люди в космосе есть? Как их называют?

- Я хочу предложить вам оценить свою работу на уроке. С помощью вот этих жетонов вы определите, насколько успешны вы были сегодня на уроке.

- Тот, кто считает, что отлично справился со всеми заданиями, узнал много нового, разместит своего космонавта в ракете зелёного цвета. Тот, кто считает, что не очень старался и допускал ошибки - ваш космонавт займет место в ракете желтого цвета. Красная ракета - для тех, кто считает свою работу сегодня на уроке совсем неудачной. Но я очень надеюсь, что красная ракета сегодня останется пустой.

- Мне было очень приятно работать с вами сегодня. Спасибо всем! Отдыхайте.

Ответы детей.

Космонавты.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью жетонов.

На доске - изображения ракет с кармашками для жетонов, у детей - жетоны.







Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?»

Цели: формировать представление обучающихся о звездах, о Солнце как о ближайшей к Земле звезде; познакомить с некоторыми созвездиями северного полушария неба.

Задачи:

  • дать представление о размерах и расстояниях в космосе;

  • познакомить учащихся с созвездиями Весов, Кассиопеи, Цефея, Стрелы, Дельфина;

  • учить различать очертания созвездий;

  • формировать представления о зависимости температуры звезды от цвета;

  • учить сопоставлять видимые и реальные размеры звезд;

  • вызвать интерес к изучению звезд и созвездий.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

Развивать умения:

  • ориентироваться в системе знаний;

  • отвечать на вопросы;

  • анализировать изучаемые объекты окружающего мира;

  • усваивать информацию и применять её при выполнении задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умения:

  • обмениваться мнениями, слушать других учеников и учителя;

  • согласовывать свои действия с партнером;

  • соблюдать правила общения в группах;

  • строить понятные речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

Развивать умения:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

  • сравнивать результат своей работы с эталоном;

  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самоанализ собственной учебной деятельности.

Личностные УУД:

Развивать умения:

  • придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
  • в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как себя вести, опираясь на общие для всех правила поведения.

Оборудование к уроку: Интерактивная доска Мультимедийный проектор Компьютер Аудиосистема Электронная презентация Плакат «Звёздное небо» Глобус звёздного неба Карточки с групповыми заданиями Звёздочки Карточки с индивидуальными заданиями Жетоны с изображением космонавта Ракеты с кармашками для рефлексии.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

















в 1 Б классе

МБОУ «Школа № 13» г. Рязани



Учитель: Романова Е.Н.







2015/2016 уч.г.





© 2010-2022