Планирование. Программа театрального кружка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие.

Театр как форма развития речи.

Театр -школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр -властелин сцены.

Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

2.ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (этюды).

Общеразвивающие игры

Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели происходит развитие внимания и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображения и фантазии, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Ребенок учится умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивает произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.

Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Специальные театральные игры

Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. Задействован личный практический опыт ребенка и ему предоставляется как можно больше самостоятельности, активизируется работа воображения. Прежде всего это игры, направленные на действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.

Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами.

Этюды

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд - это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.

Этюды - самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно.

Темы для этюдов близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет действовать по-разному. Дети самостоятельно и с помощью педагога придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.

Этюдный тренаж - это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене , общаться с партнёрами. Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;

8) этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

Теория:

Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения


Практическая работа:

Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов.Работа над одной ролью(одним отрывком) всех обучающихся.

. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Оп

ределение различий в характере действия . Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом,

вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один.

Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое


Формы проведения занятий:

беседы, игровые формы.


Приёмы и методы:

метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровиза-

ции




3.РИТМОПЛАСТИКА

- включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

  2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

  3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.

Упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Жесты как важное средство выразительности

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики.

Теория:

Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.


Практическая работа:

-Игры,направленные на развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

-Игры,направленные на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

-Игры,направленные на развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Формы проведения занятий: групповые.



Приёмы и методы:

метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.





4.КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ


. - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.

  • Дикционные и интонационные упражнения.

Творческие игры со словом. С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряется стремление у детей к импровизации предлагаемых ситуаций.

Скороговорки

Работа со скороговорками и чистоговорками, пословицами и поговорками помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки - это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.


Теория:

Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. . Литературное произношение.

Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.


Практическая работа:

Упражнения направленные на развитие дыхания,артикуляции,дикции,

интонации


.Формы проведения занятий: групповые, игровые,


Приёмы и методы:

метод игрового содержания, метод импровизации.,объяснительно-иллюстративный


-


5.ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

- призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.

  • Виды театрального искусства.

  • Рождение спектакля.

  • Театр снаружи и изнутри.

  • Культура зрителя.

На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей и видами, овладевают профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут играть на сцене.

Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства - литературу, музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре - это игра актеров.

На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки, живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Также, на занятиях ребята узнают правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля

Кроме того, формируются представления о театральных профессиях, о театральном здании, внутреннем устройстве театра, зрительном зале, сцене, мире кулис. Происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с основными театрами города.



  • Теория:

Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства -исполнительское искусство актера.

Приемы и методы-

игровой,наглядный,объяснительно-иллюстративный

Формы проведения занятий

беседы, игровые формы.

6.РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ

- является вспомогательным, включает в себя следующие темы:

  • Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

  • Премьера спектакля.


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ

1 этап-Ознакомительный

Цели:

  • Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
  • Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

Распределить роли персонажей между детьми


2этап-Репетиционный Цели:

  • Научить детей репетировать сказку по частямВвести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
  • Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий Цели:
  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля
  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей




СТРУКТУРА КАЖДОГО ЗАНЯТИЯ

1.Организационно-подготовительный этап (1-2минуты). Учащихся познакомить с основной задачей занятия, видами работ, обязательно проводить инструктаж по технике безопасности на занятии.

2. Речевая гимнастика ( 5 минут)

(раздел «Культура и техника речи»).

Используются следующие виды упражнений:

-разминка речевого аппарата и мышц лица;

-работа со слоговыми таблицами;

-отработка четкости произношения чистоговорок;

-повтор отработанных ранее скороговорок.

3. этап (25 минут в зависимости от содержания).

(раздел «Культура и техника речи»,раздел «Театральные игры»)

На данном этапе решается дидактическая задача, сформулированная в теме занятия. С помощью специально подобранных упражнений учащиеся разучивают скороговорки различной степени трудности, отрабатывают правильное произношение звуков, обсуждают и отрабатывают интонационное решение в произношении различных фраз, учатся различным театральным позам, разучивают комплексы упражнений на развитие координации движений, пластики тела. Специально подобранные упражнения позволяют обучать младших школьников работать в группе, паре, чувствовать настроение, характер, желания партнеров по сцене.

Особый вид заданий направлен на постановку этюдов Большое внимание уделяется правильному построению фраз, коррекции речевых ошибок.

Работа с ТЕАТРАЛЬНЫМ СЛОВАРИКОМ,обсуждение просмотренных и

прослушанных бесед по основам театральной культуры.

Репетиции спектаклей и отдельных сцен.

Физкультпауза (3-7 мин).-проводится в середине занятия

(раздел «Ритмопластика»)

Выполнение разученного ранее либо всего комплекса на развитие пластики тела и координации движений, либо отдельных упражнений.

4. Рефлексия (1 мин). Учащиеся делятся впечатлениями о занятии, о своей актерской игре, о знаниях и умениях, которые они получили на занятии.



© 2010-2022