Конспект урока технологии в 1классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Показательное занятие в 1 классе по технологии во внеурочной деятельности.

Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ногинска Московской области: Баркова Ольга Борисовна.

Тема занятия: «В мире народной куклы. Изготовление куклы Кувадка среднерусская»

Задачи занятия:

  1. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.

  2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

  3. Приобщить к обрядовой культуре.

  4. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.

  5. Развивать индивидуальные творческие способности.

  6. Прививать уважение к традициям семьи.

  7. Воспитывать любовь и уважение народной культуре.

  8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

  9. Познакомить с новыми словами и их значениями: "кукла-закрутка", "скалка", "тулово", "оберег", "оторочка", "лоскут".

  10. Активизировать словарь: "фартук", "кайма", "рукодельница", "льняная", "хлопчатобумажная", "шерстяная", "нянюшка", "старание", "мастерство", "безликая".

Оборудование: изделия народных ремесел - вышитые и вязаные салфетки, матерчатые куклы, белая ткань размером 20 х 20 см по количеству человек, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты, стеклярус, фоньетки). Посуда народных мастеров для размещения материалов.

Подготовительная работа: ознакомить детей с русским народным творчеством; провести тематические занятия о видах народных кукол, организовать выставку народных и национальных кукол и игрушек, прочесть и предложить выучить стихи о кукле.

План проведения

  1. Путешествие во времени.

  2. Выставка - демонстрация народных кукол.

  3. Песня "Матрешки".

  4. Показ способа изготовления куклы-закрутки.

  5. Знакомство с технологической картой.

  6. Демонстрация отдельных частей куклы.

  7. Чтение стихотворения "Я, мастерица"

  8. Самостоятельное изготовление куклы.

  9. Рефлексия.

  10. Подведение итога занятия.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Приветствие:

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно - эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

- Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).

Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

- Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили? «Раз, два, три - прошлое приди»! (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»))

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы опять отправимся в путешествие на Ярмарку мастеров. Слайд 2.

Зазывалы (вместе). Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовем,

Мы игрушки продаем!

Давай - покупай!

Выбирай - забирай!

Не ходите никуда,

Подходите все сюда

Гости не зевайте!

Кто, что хочет - выбирайте!

Вот товары хороши!

Что угодно для души!

Тары - бары- растабары!

Расторгуем все товары!

1 Зазывала.Та-ра -рушки,

Та-ра -рушкиень -

Это русские игрушки,

Очень славные

Да, забавные,

Ненаглядные!

2 Зазывала. Кому куклу? Покажи!

Барышня - диво!

Изящна , красива!
Угодно купить?

Могу уступить!

- И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого на Ярмарке мастеров !

- А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Ответы детей: «Кукла»)

Сообщение темы и цели:

- Правильно!

О народных куклах сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя -

Куколка - красавица, красная девица.

Куколка - красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)

3. Вступительная беседа и выявление знаний учащихся.

Одним из любимых занятий людей было изготовление кукол.

- Из чего их делали? (Из дерева, соломы, ниток, ткани) Слайд 3.

- А какая кукла была самая любимая? (Тряпичная) Слайд 4.

Такие куклы были в каждой избе. Крутили кукол и стар, и млад.

- Во сколько лет дети уже могли изготовить себе куколку? (В 5 лет)

Чтобы сделать тряпичную куклу нужна была ткань. Изготовить ткань в то время было очень непростым делом. Слайд 5.

- Из чего получали ткани? (Лён, хлопок, крапива, шерсть животных) Слайд 6.

- Как называются ткани, которые получают из растений, шерсти животных? (Натуральные)

- Какие ещё бывают ткани? (Искусственные) Были эти ткани раньше? (Нет, т.к. не было химических заводов и фабрик.) Показ тканей на плакате «Коллекция тканей», выполненный с детьми на предыдущих уроках.

- Вспомните, какую куклу мы делали с вами на прошлом уроке? (Ивашка из рубашки) .Показ изделия.

- Почему Ивашка? (Самое распространённое имя на Руси)

- Почему из рубашки? (Делали из старых, ношенных рубах, так, как новую ткань было тратить жалко)

А из новых тканей делались обрядовые и подарочные куклы.

- Скажите, какой народный праздник недавно прошёл? (Масленица).

- Как называется кукла, которую делали к этому празднику в каждой русской избе? (Маслёна)

- Покажите её в нашем классе.

- Почему народные куклы были безликими? (По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.).

-Ребята , к нам на занятие пришла помощница - Аленушка -Мастерица.

-Она расскажет и покажет вам - каких кукол она изготовила.

Аленушка -Мастерица читает стихотворение и показывает кукол которых она сделала.

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.

Они древности полны и не так пустячны,
Из соломы и золы, глины, всяких всячин.
До рождения дитя, делали "мотанку"
И ложили в колыбель для чертей обманку.

Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.

А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.



Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.

Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.

Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,
Жизнерадостной судьбе верные служанки.
Костромушка - прИманит женщине ребёнка,
Коли не было детей на чужой сторонке.

Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.

Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.

Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.

-Ребята , когда мы начнем работу ,Аленушка будет нам помогать.

Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

- Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать? Слайд 7.

Ответы детей.

- Сегодня вы научитесь делать еще одну куклу, которую называют Кувадка. Это одна из первых кукол, которая встречала ребенка , едва он появлялся на свет.Их делали из ярких лоскутиков и подвешивали над колыбелью ребенка , как погремушки.В старину считали , что куколки оберегали младенца.Когда дети вырастали, им разрешали играть в этих кукол.Еще одна интересная особенность этой куколки : в нее можно играть , наряжая ее , то есть можно ей надеть рубаху , юбку , фартук , повязать платок, повесить украшения.Сегодня мы попробуем сделать такую кукулу , а на следующем уроке будем ее наряжать.

Итак , начнем работу.

5.Исследование:

- Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.

(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

- один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук)

- один квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана)

- квадрат ткани для платка

- лоскут 4х7 см - для передника,

- нитки белого цвета - для связывания деталей

- шерстяные нитки двух цветов - для пояса
- вата для объема головы и грудей

Техника безопасности: Слайд8

Конспект урока технологии в 1классе

- А сейчас можно приступить к практической работе.

6. Выполнение работы по технологической карте учащимися и гостями занятия.

-Объяснение этапов работы по технологической карте.

- Приступаем к работе .в старину во время работы мастерицы пели , а я предлагаю вам работать под красивую музыку.

Звучит музыка.

7. Заключительная часть (5 мин)

Самоанализ: - Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная? (Самоанализ)

Повторение нового материала:

Давайте сейчас повторим:

- Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

- Какую обереговую куклу вы изготовили? (Куватку)

- Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

- Чему научились? (Ответы детей)

- Где вам это может пригодиться? (Дети делятся впечатлениями.)

Рефлексия:

- Ребята, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).

- Кого она вам напоминает?

Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие, прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет - то синий.

Уборка рабочего места:

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок,

Мусор быстро уберём

И все вещи соберём!

- Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)

А в звключении на нашей Ярмарке мастеров принято провожать песнями и частушками. Вот и наши мастера и мастерицы исполнят частушки.

Заиграйка балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте , не зевайте,

Выходите , плясуны.

Лида в круг вбежала смело ,

Завертелась , как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят кулаки.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить.

Только « здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Ты играй повеселее,

Балалайка - три струны!

Подпевайте , не зевайте,

Выходите , плясуны.

- Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

- Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!



© 2010-2022