- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе с презентацией и наглядностью по теме Обозначение звука Ы после Ц
Урок русского языка в 3 классе с презентацией и наглядностью по теме Обозначение звука Ы после Ц
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Редченко С.В. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка в 3 классе 1. Редченко Светлана Владимировна 2. МБОУ "СОШ №4" п.Чернянка Белгородской области 3. Русский язык 4. 3 класс 5. Тема урока "Обозначение звука ы после ц" 6. Место урока в теме - Изучение нового материала (первый из 2-х уроков)
Цель урока: познакомить с правилом обозначения звука ы после ц. Задачи: создать условия для усвоения способов обозначения звука ы после ц; способствовать формированию умения различать букву Ы и И на письме после Ц; содействовать развитию речи, орфографической зоркости, памяти, логического мышления; создать среду для развития коллективизма, сплоченности, ответственности. УУД: Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, действовать по плану и алгоритму, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления Познавательные: искать, получать и использовать информацию; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в различных формах; проводить анализ, синтез. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи. УМК: "Начальная школа 21 века" Оборудование: "Русский язык": 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. Ч.1/ С.В.Иванова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. Тетрадь на печатной основе к учебнику. С.И.Ожегов "Толковый словарь русского языка". Справочник для учеников начальной школы. Карточки для индивидуальной, групповой и парной работы: "цирк-шапито", "билеты", карточки с заданиями. Таблички и схемы для составления кластера. Приемы ТРКМЧП: «Дерево предсказаний», кластер.
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знаний.
Звучит песня «Улыбка».
Приветствие начну с улыбки,
И в этом, знаю, будет толк!
Соседу, другу улыбнитесь,
И можем начинать урок!
- Пусть радость от общения и совместной работы будет с вами весь сегодняшний урок.
- А вы знаете, люди какой профессии каждый день дарят радость? (Клоун)
- Где работает клоун? (В цирке)
Звучит музыкальный отрывок из мультфильма «Цирк, цирк, цирк…».
- Приглашаю вас в цирк. В цирке вам будет интереснее одному или вместе с другом?
- Тогда свои впечатления и наблюдения вы вместе будете записывать в карточки, которые лежат у вас на столах.
На каждом столе лежит карточка в виде цирка-шапито, на которой есть таблица с графами, которые будут заполняться в ходе урока. Слева и справа от таблицы есть графа для оценивания и самооценки работы каждого ученика.
С одной стороны карточки нарисован цирк-шапито с элементами букв. Минутка чистописания. Фонетическая разминка.
- Рассмотрите элементы. Я буду их называть, а вы покажите в карточке.
- короткая прямая наклонная линия с закруглением внизу
- удлиненная прямая наклонная линия с закруглением внизу
- удлиненная прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу
- маленькая петля вниз
- короткая наклонная линия с малым овалом.
- Какие буквы можно из них составить? (И, Ц, Ы)
- Вместе с соседом заполните первое поле в карточке - «Что мы знаем о буквах И,Ы,Ц?», зачитайте ответы:
И - обозначает гласный звук, указывает на мягкость согласного звука;
Ы - обозначает гласный звук, указывает на твердость согласного; Ц - обозначает согласный, непарный глухой, всегда твердый звук.
- Оцените свою работу. (Экран поднять)
- А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Пропишите эти буквы и буквосочетания с ними, соблюдая каллиграфические требования: Ии, Цц, ы; ца, цу, цо, цы, ци. А чтобы не ошибиться, укажите тип соединения букв на доске. (Один у доски рисует звездочки)
- Приступайте к чистописанию.
- Оцените свою работу.
- Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
- А теперь обратите внимание на слова, записанные в транскрипции:
п ти ц ы -
сэ к ц ы йа -
ц ы г а н -
ц ы р к а ч к а -
- Запишите слова буквами в левой колонке "Мы думаем, что...". (Дети работают парами в карточках, один - у доски)
- Одинаковые ли записи у вас получились? (Мнения расходятся)
- В каком случае возникло сомнение? Подчеркните цветным карандашом. (После Ц писать И или Ы?) Прием «Дерево предсказаний»:
- Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы И или Ы после Ц? (От ударения; от того, какая буква стоит перед Ц; после гласных И, Ы; от того, какая это часть слова и т.д. Все предположения кратко учитель записывает на доске, каждый раз спрашивая, все ли согласны.)
- Можем сейчас дать точный ответ, как написать эти слова? (Нет)
На доске вместо букв И, Ы учитель крепит вопросительные знаки.
- Попробуйте сформулировать тему урока. ("Обозначение звука ы после ц". Тема крепится на доску)
- Что лично вы ждете от урока, какие ставите пред собой цели? (Разобраться в написании слов, заменить вопросы правильными буквами, познакомиться с новой орфограммой, быть грамотными...)
- Вы уже знаете, как познакомиться с новой орфограммой, поэтому сможете самостоятельно составить план урока. (Символы, обозначающие этапы урока и формы работы располагают на доске)
1. Сделать предположение о правилах правописания.
2. Проверить гипотезу в различных источниках информации.
3. Потренироваться писать слова с новой орфограммой.
4. Сделать вывод о правописании слов с данной орфограммой.
- Как будем работать над первым пунктом плана? (В группах)
- Каждая группа - компания друзей отправится в цирк, но нужны билеты. Вы их сможете приобрести, если выполните задание на билетиках. (Выделить корень. Выделить окончание. Подчеркнуть букву, обозначающую непарный глухой, твердый согласный звук. Задание зависит от места орфограммы в слове.)
Выполняют индивидуально. Слова из учебника со с.121. для каждой группы, они записаны в конспекте урока ниже. Если детей меньше, то можно некоторым дать по два билета (себе и другу), но на каждую группу должно выйти в итоге по 9 слов.
- Обменяйтесь билетиками с соседом, проверьте и оцените работу друг друга.
- Стадия осмысления.
Работа в группах
- Разделитесь на группы по цвету билетов.
- Выполните первое и второе задания для групп. (У каждой группы по два одинаковых задания, а третье выдает учитель после, для каждой группы разное)
- Обратите внимание на сенсорный крест - не забывайте правила работы в группе.
1. В каждом слове найдите и подчеркните новую орфограмму. (Выполняют задание)
2. Распределите слова на три группы. (Если дети затрудняются, можно сказать, чтобы обратили внимание на то, в какой части слова находится данная орфограмма)
- Откройте учебник на с.121 и проверьте свою работу, оцените работу группы.
Цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция
Прием ТРКМ "Кластер":
- Выполните третье задание. Можете пользоваться карточками на экологическом панно.
1 группа: Прочитайте слова первого столбика. В какой части слова орфограмма? Что заметили? Сделайте предположение и обозначьте его в своей карточке и в схеме на доске. ("В корне слова после Ц пишется И". От темы дети рисуют стрелку, ставят значок корня. После символа корня по стрелке пишут И. Можно предложить детям не писать, а прикрепить заранее подготовленные карточки, они должны быть одинаковыми для каждой группы. )
2 группа: Прочитайте слова второго столбика. В какой части слова орфограмма? Что заметили? Сделайте предположение и обозначьте его в своей карточке и в схеме на доске. ("В окончании слова после Ц пишется Ы". От темы- окончание - Ы)
3 группа: Прочитайте слова третьего столбика. Что заметили? На что оканчиваются эти слова? Сделайте предположение и обозначьте его в своей карточке и в схеме на доске. ("В словах на ЦИЯ после Ц пишется И". От темы - Ц?Я - И)
- Поделитесь своими предположениями. (Каждая группа называет свое предположение, опираясь на кластер)
- Спасибо, займите свои места и оцените свою работу в группе.
- Справились ли мы с первым пунктом плана? Что будем делать теперь? (Называют
следующий этап)
Работа с различными источниками информации
- Где можем найти точную информацию? (Учебник, справочники, интернет)
- Проверьте наши предположения по выбранному вами источнику информации (дети выбирают сами, с чем будут работать, но учитель должен направить желание детей так, что бы обязательно работали с разными источниками). В правой части карточки символами отмечайте новую информацию.
- Вернемся к нашим предположениям, от чего зависит выбор буквы И или Ы. Сделайте вывод. (Неверные предположения учитель убирает с "Дерева предсказаний")
- Подтвердились ли наши предположения? (Да)
- Проверьте по кластеру, ничего мы не забыли? ("Есть слова-исключения".)
- Все ли слова понятны? Подберите синоним к слову "цыкнуть". (Один ученик может работать со словарем синонимов)
- Что бы было легче запомнить слова - исключения, из них составили предложение: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул "цыц"! Запишите это предложение в тетрадь и запомните. (Соответствующую карточку размещают в кластере.)
- Справились ли со вторым пунктом плана?
Закрепление знаний. Упражнение в написании слов с новой орфограммой.
- А что будем делать сейчас? (Озвучивают следующий пункт плана)
Работа по учебнику: рубрика "Учись применять правило". "Посекретничайте" с соседом, какой будет алгоритм выбора буквы для написания после Ц. (Работают в паре шепотом.)
- Полученной информации будет достаточно для того, что бы без ошибок записать слова, которые вызвали затруднение у нас в начале урока? Сделайте исправления, если необходимо, в карточках. (На доске учитель вписывает нужные буквы, дети комментируют письмо, доказывая выбор буквы. При затруднении обращаются к кластеру.).
Индивидуальная работа: Упражнение 1 на с. 122 учебника.
- Распределите слова на три столбика и запишите: 1 столбик - ЦИ в корне, 2 столбик - слова - исключения, 3 столбик - с окончанием ЦЫ. (Циркач, циклон, нарцисс, цилиндр; цыпленок, цыган, цыплячий, цыкать; спицы, куницы, рукавицы, зайцы, концы)
Если класс работает медленно, учитель чувствует, что времени не хватит, можно изменить задание учебника. Распределить не все слова, а выписать в столбики по рядам. Затем выполнить проверку «по ключу» (на карточках или на доске).
- Какие слова вы не выписали? Почему? (Традиция и акация)
- Оцените свою работу.
Физкультминутка.
- А теперь попрошу вас изобразить то, о чем я буду говорить, и одновременно считайте слова с новой орфограммой.
Мы ребята - молодцы!
Укрепляем мышцы,
Разминаем пальцы.
Очень любим танцы,
Прыгаем на цыпочках,
Как цыплята пикаем,
Мы глазами поморгаем,
И работать продолжаем!
- Сколько слов с новой орфограммой вы услышали?
Словарная работа:
- В цирке работают люди разных профессий. Одна из них - дрессировщик. А как заставить животных слушаться. Какими человеческими качествами необходимо обладать? (Нужно любить животных и быть ответственным, заботливым)
- Очень любила своих питомцев известная дрессировщица Наталья Дурова. Свою любовь она выразила и в литературе. Мы уже знакомы с некоторыми ее произведениями. Обратите внимание на книги, которые вы еще можете взять в библиотеке и прочитать.
- А отрывок из рассказа Натальи Дуровой "Арена" приводится в упражнении3 на с.122.
- Прочитайте текст. .......читает вслух, все следят.
- Найдите словарные слова, которые мы уже изучали, произнесите их орфографически. (Арена, обезьяна, собака, лисица).
- Какое новое словарное слово предлагается в учебнике? (Очень)
- Объясните правописание этого слова. (Ударение, какую букву запоминаем)
- Сделайте фонетический разбор этого слова. (Если позволяет время, то письменно, если времени мало - устно)
Проверка знаний:
Прием ТРКМ "Да - нет"
- Хотите проверить себя, как вы усвоили новую тему? Я буду читать предложение. Если вы согласны - ставьте +, если нет - ставьте - .
1. Выбор буквы Ы или И после Ц зависит от места орфограммы в слове. (Да)
2. В корне слова после Ц пишется буква И. (Да)
3. В окончании слова после Ц пишется буква И. (Нет)
4. В словах на ЦЫЯ пишется буква Ы. (Нет)
5. Все слова пишутся с буквой И: ц.ркуль, ц.пленок, ц.рк. (Нет)
6. Все слова пишутся с буквой Ы: ц.ган, ц.кнул, ц.пленок, на ц.почках. (Да)
Проверка по ключу на экране.
- Итог урока. Стадия рефлексии.
- Обратите внимание на наш план. Что осталось сделать? (Вывод) Экран убрать
- Вернемся к кластеру. Теперь мы можем дать полный ответ, какую букву будем писать после Ц. (Ответы детей с опорой на кластер, добавляют слова-примеры.)
Оценки за урок.
- Ваше впечатление от урока?
- Мне тоже было интересно побывать на цирковом представлении с такой замечательной компанией. Хочется поблагодарить вас за работу... расскажу я вам сказку!
В стране русского языка жила-была царица. Догадайтесь, как ее звали! (Ц) Вот как-то раз решила она отблагодарить своих фрейлин И и Ы за верную службу, захотела подарить им подарки царские: дворцы, нарциссы, цинии, гиацинты и многое другое. Но стали спорить буквы, кому что достанется... А что было дальше, вы узнаете на следующем уроке.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего следующего урока?
- Лично вам нужен еще один урок по этой теме и почему?
А самые нетерпеливые могут сочинить продолжение сказки, с учетом того, что узнали на сегодняшнем уроке.
Все остальные дома будут выполнять упр. 2 из учебника на с.122 или упр.4 в тетради на печатной основе на с.34.
Используемые источники:
Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.
Справочник ученика начальной школы/ Шклярова Т. - ВЛАДОС, 2012г.
Фотографии несовершеннолетних используются с согласия родителей.
9