Конспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШКонспект урока по русскому языку Научный текст по УМК ПНШМетодическое объединение учителей начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4

с углубленным изучением отдельных предметов им. Г. К. Жукова





Открытый урок

по русскому языку в 3 «В» классе

«Развитие речи. Научно-популярный текст»







Учитель начальных классов:

Трушина Наталья Робертовна















Тема урока: «Научно-популярный текст».

Задачи урока:

- задействовать знания детей о различиях научного и художественного текстов, об особенностях текста-описания и текста-повествования;

- обратить внимание на различие таких научных текстов, как энциклопедический текст, который может носить научно-популярный, занимательный характер, и словарная статья, в которой коротко изложены только главные научные факты;

- учить детей составлять словарную статью: отбирать нужную информацию из научно-популярного учебного текста и кратко ее излагать.

1. Орг.момент.

-Проверьте, все ли у вас есть для работы на уроке (учебник «Русский язык», учебник «Окружающий мир» 1часть 2кл, «Хрестоматия» 2кл.)

2. Актуализация знаний.

- Вспомним, что такое текст? (Текст - это несколько предложений, которые связаны по смыслу и общей темой)

- Какие вы знаете типы текстов? (художественный и научный)

- Художественные делятся на …? (описание и повествование)

- Какие признаки этих текстов вы знаете?

Текст

Художественный научный

Описание повествование энциклопедический словарная статья

-слова опред-ия -слова действия - научно-популярный -только главные

- сравнения -вопрос : характер (факты) и научные факты

-вопрос: какой? что делает? занимательный

-вопросы: почему? где?

как? зачем? отчего?

3. Сравнительный анализ двух текстов.

- Прочитаем текст упр. 33 «К морю» Снегирева Г.

-Можно ли назвать автора наблюдательным? Докажи это, обращаясь к тексту. ( автор - наблюдательный человек, т.к. он подробно описывает движения пингвинов, их возгласы, манеру нырять за пищей)

- Автор делится с нами конкретными наблюдениями или дает общие сведения?

(да, наблюдениями)

- Можно ли из этого текста узнать, как выглядят пингвины? (нельзя, но можно представить, где они живут и чем питаются)

- Достаточно ли сведений для научного доклада? - Это научный или художественный текст? (сведений не достаточно для научного доклада, есть выражения, которых не может быть в научном тексте - «Молча идут они, все в ногу, серьезные», «Придут пингвины на крутой берег, посмотрят в низ и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!»), (Во всех этих выражениях чувствуется, что автор относится к пингвинам почти как к людям)

- Определите тему текста. (тема выражена в его названии - Путь пингвинов к морю.)

- Какой это текст? ( повествование, потому что нет подробного описания пингвинов, а есть повествовательный рассказ об их действиях).

Физкультминутка.

- А теперь прочитаем другой текст из энциклопедии «Пингвины» в упр. 34.

- Что мы узнали о пингвинах? (узнали где обитают, как выглядят, чем питаются) Зачитать фрагменты.

- Найдите в тексте научные сведения. (Пингвины - крупные птицы…», «Передние конечности видоизменены…»)

-Есть ли в двух текстах одинаковые сведения?

сходства где обитают

чем питаются

1 текст 2 текст

-(догадываемся), -изложены сведения

художественный рассказ научно точно

- Куда поместить эти тексты? ( 1-й - в «Литературное чтение», а 2-й - в «Окружающий мир» или словарик) - Объясните свое мнение.

- Прочитайте статью из словарика в хрестоматии на с.155 и сравните.

«Пингвин - рыбоядная птица. Летать не умеет: крылья превратились в ласты. Очень быстро плавает и хорошо ныряет. Живет в больших стаях около Южного полюса».

Научно-популярный текст статья

изложены сведения изложены четко,

более полные сведения коротко, только главное

3. Закрепление, работа самостоятельная в парах.

- Итак, мы с вами в ходе работы выяснили сходства и различия текстов : художественного и научного, научно-популярного и словарной статьи.

- А теперь поработаем практически. Найдите в 1ч. «Окружающего мира» статью «Формы поверхности Земли». - Какой это текст? (научно-популярный) .

Прочитайте и выберете только сведения о равнинах. (с.15-16) Составьте план для небольшого научного сообщения и запишите его.

Можно использовать план Миши (для слабых детей) или составить свой.

План Миши: 1. Чем интересна поверхность равнин.

2. Какие бывают равнины.

3. Самые крупные равнины.

Составьте словарную статью. (формулируют определение, что такое равнина, с записью в тетрадь, сравнивают свое определение с определением в словаре).

Итак, вывод: словарная статья - это короткое определение, в котором сообщается только самое главное.

4. Итог урока. Рефлексия.

- Чему научились?..Что узнали?...

Довольны ли вы собой?.. Все ли получилось на уроке?...Над чем поработать?..



© 2010-2022