Конспект урока литературного чтения на тему Я. Бжехва «Дырки в сыре» Д. Чиарди «Мистер Жук»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Я. Бжехва «Дырки в сыре» Д. Чиарди «Мистер Жук».

Цели: совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений;

- продолжить формирование умения анализировать произведения;

- развивать речевые умения, творческие способности, память, воображение

- воспитывать интерес к художественной литературе;

- воспитывать у детей читательскую культуру;

- воспитывать взаимопонимание в коллективе, навыки учебного сотрудничества;

Вид урока: урок свободного учебного чтения

Межпредметные связи: музыка

Ход урока:

1.Организационный момент.

Объясните мне немного,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.

Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!

-Ребята, а как вы считаете, бывают чудеса вокруг нас? Какие?

2.Проверка домашнего задания.

3.Сообщение темы и цели урока: слово учителя -Сделан он из молока, но тверды его бока. В нем так много разных дыр. Догадались? Это...

Раз-два-три-четыре -
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

-О происхождении сыра существует довольно много легенд. Согласно одной из них, аравийский купец Канан ранним утром отправился в далекий путь по безлюдной местности. С собою он взял еду, а также молоко, которое налил в традиционный для кочевников сосуд - высушенный овечий желудок. Когда стемнело, купец остановился на ночлег и перед сном решил попить молока. Но... вместо молока из овечьего желудка потекла водянистая жидкость (сыворотка), а внутри сосуда оказался белый сгусток. Разочаровавшись, Канан все же съел кусочек этого сгустка и был удивлен приятным вкусом нового продукта. Так появился на свет сыр, а случилось это более четырех тысяч лет назад. Будучи человеком простым и бесхитростными купец поделился своим открытием с соседями, и вскоре способ изготовления сыра стал известен многим кочевым племенам.

-Посмотрите внимательно на сыр, что увидели? (дырки)

-И Ян Бжехва - польский поэт, тоже увидел дырки в сыре и написал стихотворение «Дырки в сыре»

4. Подготовка к восприятию текста.

Ян Бжехва (Ян Лесман) - польский поэт, прозаик, переводчик. Избрал псевдоним «Бжехва», что можно перевести как «болтун», «шутник». Творческий диапазон Яна Бжехвы широк. Он - автор сказок, басен, шутливых стихотворений, фантастических повестей в прозе. Известен как переводчик русской литературы. Русскому читателю Ян Бжехва стал известен в переводах Б. Заходера.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?

-Как вы думаете, почему животные смотрят на сыр? О чем они разговаривают?

Целевая установка перед чтением.

- Послушайте внимательно стихотворение.

-О чем спорили животные? Кто помог им разрешить спор?

-Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, откуда в сыре дырки?

5. Работа над произведением.

Первичное чтение. Слушанье аудиоальбома ( online-song.net/?song=%DF%ED+%C1%E6%E5%F5%E2%E0)

Проверка восприятия.

- Понравилось вам стихотворение? О чем спорили животные?

-Кто разрешил их спор? Можете ли вы дать ответ на вопрос «откуда дырки в сыре?

-На самом деле наличие дырок разных размеров является характерной особенностью многих сыров. В результате исследований сырных дел мастера выяснили, дырки начинают образовываться на 20-е сутки. Внутри сыра образуется углекислый газ, который, накапливаясь, выделяется в виде пузырьков. Чем больше CO2 , тем сильнее раздуваются пузырьки. Потом сыр затвердевает, и внутри его запечатлевается картина внутреннего «дыхания» сыра.

5) Повторное чтение.

6) Анализ произведения.

- С кого начался спор? (со свиньи)

-Какая же проблема возникла у свиньи? (Кто испортил сыр?)

-Кто принял участие в решении проблемы? (Свинья, гусь, овца, ворона.)

-Кто из героев разрешил спор? (ворона) Как она его разрешила?

-Какой оказалась ворона? Дайте ей словесную характеристику.

-Как животные встретили ворону сначала?

-А почему потом они заголосили?

Работа в группах.

Каждой группе даётся задание

1-й группе:

-Ворона разрешила спор по-своему, а как бы вы разрешили этот спор?

2-й группе:

-Если бы вам предложили продолжить это стихотворение с другими участниками, то каких бы животных вы добавили? Какие слова при этом бы использовали?

3-й группе: прочитать стихотворение по ролям.

-Ребята отгадайте загадку:

В темноте летает кто-то,
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский... (Жук)

- Приглашаем на отдых вместе с жуком под ритмы веселой музыки

6. Физминутка. (eduprezent.ru/fizkult_minutki/detail_12242.html)

-Сегодня я познакомлю Вас со стихотворением «Мистер Жук», которую написал американский поэт Джон Чиарди. Родом он из города Бостона, штат Массачусетс (США). Автор около двух десятков поэтических сборников. На это стихотворение была положена музыка и получилась весёлая песня. Ваша задача - определить стиль, в котором она написана.

Слушанье песни "Мистер Жук" Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди (vmusice.net/mp3/%EC%E8%F1%F2%E5%F0+%E6%F3%EA)

Анализ:

-Итак, в каком стиле прозвучала песня? - Джазовом. Мы узнаем о джазе на уроке музыки. Ну а сейчас, ребята, расскажите:

-Как ведёт себя мистер Жук?

-Как познакомился автор стихотворения и мистер Жук?

-Почему мистер Жук отказывается от помощи? Зачитай этот отрывок.

-Почему мистера Жука назвали «чудаком»?

Разучивание по фразам: первый куплет со словами (kid.ru/pesenki/40.php3)

Пение: стоя, с движениями, с хлопками

7. Итог урока.

- С какими произведениями мы познакомились на уроке?

- О чем они?

-Как вы понимаете выражение «Чудеса вокруг нас»?

Давайте просто будем наблюдать,

За тем, что рядом с нами происходит.

И небо не устанет удивлять

Нас чудесами при любой погоде.
- Какое настроение создают эти произведения?

8. Задание на дом: подготовить чтение по ролям стихотворения «Дырки в сыре». Выучить и спеть «Мистер Жук»


© 2010-2022