Рабочая программа по информатике УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.


Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Информатика и ИКТ» Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ

Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебниками Информатика и ИКТ 3 (2части), автор А.В.Горячев (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

Программа адресована учащимся 3 классов общеобразовательных школ. Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6.10.2009 № 373.) Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика » предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия. Главная цель данного курса информатики и ИКТ - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Задачи курса: 1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не», комбинаций - «если ... и ..., то...»);
  • алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими; 3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


II. Общая характеристика учебного предмета Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере. Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики - развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;
  • проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;
  • алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области. В курсе выделяются следующие разделы:
  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

V. Содержание курса «Информатика в играх и задачах»

3-й класс

Алгоритмы.(9 ч)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов.(8 ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. (10 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач.(7 ч)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.







VII. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД


п/п

Что пройдено на уроке

Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

Виды деятельности обучающихся


Формируемые УУД (Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные)

Дата

1

Введение. Понятие алгоритма.
Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами.

регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства ее осуществления;

познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг, сравнивают и группируют факты и явления;

коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

05,09

2

Алгоритм. Делай - раз, делай - два.

регулятивные: оценивают работу товарища, планируют последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке

12,09

3

Схема алгоритма.

19,09

4

Стрелки вместо номеров.

регулятивные: ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения;

познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме

26,09

5

Ветвление в алгоритме.

03,10

6

Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме

17,10

7

Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы».

регулятивные: ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные:перерабатывают информацию для получения необходимого результата;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме

24,10

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

31,10

9

Состав и действия предметов.

Описывать предмет, называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;

познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

14,11

10

Что такое? Кто такой?

21,11

11

Группа объектов. Общее название.

регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

28,11

12

Особенные свойства объектов группы.

регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов

и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

05,12

13

Единичное имя объекта.

регулятивные: планируют, контролируют

и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;

коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

12,12

14

Отличительные признаки.

19,12

15

Контрольная работа №2 по теме «Группы объектов».

регулятивные: демонстрируют овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе

с помощью ИКТ;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

26,12

16

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной

и письменной форме

16,01

17

Множество. Число элементов множества.
Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности )подмножеству) Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию

регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;

познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения

и оценку событий

23,01

18

Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств.

познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных

и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

30,01

19

Элементы, не принадлежащие множеству.

06,02

20

Пересечение множеств.

13,02

21

Объединение множеств.

20,02

22

Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ».

27,02

23

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

06,03

24

Граф. Вершины и ребра.

13,03

25

Граф с направленными рёбрами

16,03

26

Ориентированный граф. Рёбра-стрелки

17,06

27

Контрольная работа №3 по теме «Логические рассуждения»

03,04

28

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

10,04

29

На что похоже? Понятие аналогии.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

17,04

30

По какому правилу? Понятие закономерности.

24,04

31

Аналогичная закономерность.

08,05

32

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».

15,05

33

Контрольная работа №4 по теме «Применение моделей для решения задач».

22,05

34

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

29,05







VIII. Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Печатные пособия.

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2012. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2012. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

3. Сборник программ. « Образовательная система « Школа 2100…».- М., « Баласс», 2012.

4. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3.- М., «Баласс», 2012.

ТСО (средства ИКТ)

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • Интерактивная доска

  • Проектор

  • Компьютер

  • Принтер

Цифровые образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

fsu.edu.ru/p1.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

rost.ru

Федеральный портал "Российское образование"

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

ict.edu.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

ndce.edu.ru

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

rostobr.ru

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

rostobrnadzor.ru

Учительская газета

ug.ru

Газета "Первое сентября"

ps.1september.ru

Газета "Начальная школа"

nsc.1september.ru

Журнал "Вестник образования России"

vestniknews.ru

Школьная пресса: информационный портал

portal.lgo.ru

Издательство «Баласс»

school2100.ru

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

lbz.ru

Издательский центр "Владос"

vlados.ru

Издательский центр "Мой учебник"

my-tbook.ru

Издательство Московского государственного университета

msu.ru/depts/MSUPubl2005

Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)

edu.1september.ru/courses/distance/?info=2

Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

roipkpro.ru/index.php/do-progr

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.


© 2010-2022