Урок по русскому языку для 2 класса Наблюдение над однокоренными словами

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тип урока: Урок развития умений

Тема

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Цель Развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов

Задачи

Образовательные:

- выработать у учащихся умение выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;

- совершенствовать навыки устной и письменной речи;
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;

УУД

Личностные УУД: проявлять интерес к русскому языку

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь задавать вопросы, владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

- уметь выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;

- уметь подбирать однокоренные слова;

- уметь находить корень в группе однокоренных слов;

- уметь ставить вопросы к словам в предложениях.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать, что такое корень, однокоренные слова.

Уметь выделять корень в однокоренных словах.

Личностные: интерес к письму, к изучению русского языка, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Основные понятия

Однокоренные (родственные) слова, корень, лексическое значение слова.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

1. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс

2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс.

- электронные физкультминутки

- интернет ресурсы ТЕМА: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

Образовательные:

- выработать у учащихся умение выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;

- совершенствовать навыки устной и письменной речи;
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД Орг. момент

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний,

Непременно пополнять.


Чистописание

  • Отгадайте загадку:

  • Весной веселит, летом холодит,

  • Осенью питает, зимой согревает. Дерево.

  • Объясните смысл пословицы:

  • Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Пропишите заглавную букву Д в соединении со строчной буквой д, слоги: до ди да де и отгадку: дерево.

На другой строчке запишите пословицу:

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Работают в тетради.

Актуализация знаний


Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.
- Чему удивился Петя Зайцев? - Что такое корень? - Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя - внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) - Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. - Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?

Рассматривают иллюстрацию в учебнике.

Отвечают на вопросы:

- Подземная часть растения.

- Многозначными.

- Корень слова.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД Целеполагание Мотивация учебной деятельности. - Чему будем учиться на уроке? - Какая цель нашего урока? - Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план: 1. Что такое корень слова? 2. Однокоренные слова. 3. Значение корня.

- Что мы сейчас делали?

Определение корня слова.

(Планировали свою деятельность.)

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД)

Развитие умений - применение знания










Работа с учебником

Упр. 116

Упр. 117 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым - Был он только словом. (Е. Измайлов)

- Запишите эти слова. Как они называются? - Что такое однокоренные слова? - Выделите корень значком.

Вы заметили, что слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи.

Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.

Сад - это группа посаженных фруктовых деревьев.

Посадки - это посаженные растения.

Садовник - это человек, ухаживающий за растениями в саду.

Садовод - это хозяин садоводства.

Рассада - это молодые растения.

Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.

У всех слов есть общая часть - сад.

Такие слова называются родственными.

Слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - Стало много новых слов. - Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) - Как называются такие «расплодившиеся» слова? - Проведём маленький эксперимент. - Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? - Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик - маленький стол, настольный - стоящий (находящийся) на столе, столовый - нужный для стола, застолье - еда на столе.)
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? - Без какой же части не бывает слова? - Почему?

- Что выражает корень в однокоренных словах?

- Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? - У однокоренных слов есть общая часть - один и тот же корень. - В корне заключён общий смысл однокоренных слов. - От него образуются («растут») другие слова. Учитель может добавить: - Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)
- Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117. - Что для вас было новым? Непонятным?


- Прочитайте задание к упражнению - Какая общая часть есть у этих слов? - Что общего у них в значении? - С каким словом они все связаны? Докажите это. - Какой корень «посадили» здесь?


















Однокоренными. Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.


























Однокоренные.









Отвечают на вопросы: -Без корня. -В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла. -Общий смысл однокоренных слов.
-Это главная часть слова.











Выполняют задание в тетради.











Уметь выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;








Развитие умения находить общую часть однокоренных слов.
Развитие умения находить корень и обозначать его в словах.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)

Развиваем умения извлекать информацию из схем

(познавательные УУД)



Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами

(коммуникативные УУД)





Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом

(познавательные УУД)

Рефлексия

- Какая цель урока была?

- Что было самое интересное? А самое трудное?

- Что получили в результате труда?

- Чему учились на уроке?

-Чему научились?

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (регулятивные УУД)

Подведение итогов

Оценивание


© 2010-2022