- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку для 2 класса Наблюдение над однокоренными словами
Урок по русскому языку для 2 класса Наблюдение над однокоренными словами
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлюкова А.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тип урока: Урок развития умений
Тема
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова
Цель Развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов
Задачи
Образовательные:
- выработать у учащихся умение выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;
- совершенствовать навыки устной и письменной речи;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;
-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;
УУД
Личностные УУД: проявлять интерес к русскому языку
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь задавать вопросы, владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД:
- уметь выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;
- уметь подбирать однокоренные слова;
- уметь находить корень в группе однокоренных слов;
- уметь ставить вопросы к словам в предложениях.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать, что такое корень, однокоренные слова.
Уметь выделять корень в однокоренных словах.
Личностные: интерес к письму, к изучению русского языка, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Основные понятия
Однокоренные (родственные) слова, корень, лексическое значение слова.
Межпредметные связи
Литературное чтение
Ресурсы:
Основные
Дополнительные
1. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс
2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс.
- электронные физкультминутки
- интернет ресурсы ТЕМА: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
Образовательные:
- выработать у учащихся умение выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;
- совершенствовать навыки устной и письменной речи;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;
-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД Орг. момент
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний,
Непременно пополнять.
Чистописание
-
Отгадайте загадку:
-
Весной веселит, летом холодит,
-
Осенью питает, зимой согревает. Дерево.
-
Объясните смысл пословицы:
-
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Пропишите заглавную букву Д в соединении со строчной буквой д, слоги: до ди да де и отгадку: дерево.
На другой строчке запишите пословицу:
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Работают в тетради.
Актуализация знаний
Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.
- Чему удивился Петя Зайцев? - Что такое корень? - Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя - внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) - Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. - Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?
Рассматривают иллюстрацию в учебнике.
Отвечают на вопросы:
- Подземная часть растения.
- Многозначными.
- Корень слова.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД Целеполагание Мотивация учебной деятельности. - Чему будем учиться на уроке? - Какая цель нашего урока? - Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план: 1. Что такое корень слова? 2. Однокоренные слова. 3. Значение корня.
- Что мы сейчас делали?
Определение корня слова.
(Планировали свою деятельность.)
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД)
Развитие умений - применение знания
Работа с учебником
Упр. 116
Упр. 117 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым - Был он только словом. (Е. Измайлов)
- Запишите эти слова. Как они называются? - Что такое однокоренные слова? - Выделите корень значком.
Вы заметили, что слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи.
Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.
Сад - это группа посаженных фруктовых деревьев.
Посадки - это посаженные растения.
Садовник - это человек, ухаживающий за растениями в саду.
Садовод - это хозяин садоводства.
Рассада - это молодые растения.
Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.
У всех слов есть общая часть - сад.
Такие слова называются родственными.
Слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - Стало много новых слов. - Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) - Как называются такие «расплодившиеся» слова? - Проведём маленький эксперимент. - Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? - Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик - маленький стол, настольный - стоящий (находящийся) на столе, столовый - нужный для стола, застолье - еда на столе.)
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? - Без какой же части не бывает слова? - Почему?
- Что выражает корень в однокоренных словах?
- Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? - У однокоренных слов есть общая часть - один и тот же корень. - В корне заключён общий смысл однокоренных слов. - От него образуются («растут») другие слова. Учитель может добавить: - Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)
- Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117. - Что для вас было новым? Непонятным?
- Прочитайте задание к упражнению - Какая общая часть есть у этих слов? - Что общего у них в значении? - С каким словом они все связаны? Докажите это. - Какой корень «посадили» здесь?
Однокоренными. Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.
Однокоренные.
Отвечают на вопросы: -Без корня. -В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла. -Общий смысл однокоренных слов.
-Это главная часть слова.
Выполняют задание в тетради.
Уметь выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов;
Развитие умения находить общую часть однокоренных слов.
Развитие умения находить корень и обозначать его в словах.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)
Развиваем умения извлекать информацию из схем
(познавательные УУД)
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами
(коммуникативные УУД)
Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом
(познавательные УУД)
Рефлексия
- Какая цель урока была?
- Что было самое интересное? А самое трудное?
- Что получили в результате труда?
- Чему учились на уроке?
-Чему научились?
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (регулятивные УУД)
Подведение итогов
Оценивание