Урок-исследование

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: история

Класс: 4

Учитель: Расулова Л. М.

Тип урока: урок - исследование.

Тема: «От древней Руси к единой России»

Цели:

1)Формирование представлений о значении Куликовской битвы в истории Руси; расширение знаний о подготовке и ходе сражения;

2) умение выделять причины и знать события, приведшие к образованию единого Русского государства;

3)воспитание патриотизма на примерах участников Куликовского сражения 1380г.

Основные понятия: времена Московского государства, Куликовская битва, Великий государь.

Оборудование урока: карта «Река времени» на стр. учебника, карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVII вв.) мультимедийное оборудование

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Повторение д/з. Решение творческих вопросов

Как сегодня мир всем нужен!

Нам Россия - общий дом.

Лихолетие откружит -

Что останется потом


  • вы послушали стихотворение, о чём мы будем сегодня говорить? ( о подвигах)

  • а каком полководце мы уже говорили на прошедших уроках?

Фильм об Александром Невском

- Мы продолжим беседу о патриотизме нашего народа, способного любой ценой, даже ценою жизни, отстоять родные рубежи.

-Как вы понимаете слова «погибель русской земли»?

Слайд « словарные слова»

-Не было единого государства

-не было единого обученного войска... .

- Почему не было? ( множество княжеств, которые воевали друг с другом) И на лицо была феодальная раздробленность.

Тема нашего урока «От древней Руси к единой России». Так пришла на Русь великая беда - татаро-монгольское иго.

Стихотворение . Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя - внука Чингисхана, Своё соседство с ним кляня.

«Нашествие» слайд 12 тат. монг. нашест.

Русь была вынуждена платить Золотой Орде богатую дань. Ханские чиновники провели перепись русского населения, чтобы обложить его повинностями. Ханы правили русской землёй. Завоеватели разоряли страну: торговые связи были разорваны, ремесленники разорены, крестьяне стонали под непосильным гнётом...

Но были на Руси и удальцы, не желавшие терпеть притеснения. Собирались они отрядами и уходили в дальние северные леса....И люди не терявшие надежды на победу, во главе с Московским князем Дмитрием Ивановичем повели открытую борьбу с Ордой.

Проза «Дмитрий Донской».«Княжество» слайд полит. №8 Дмитрий Донской

Дмитрий Иванович - великий князь московский и владимирский. Проводил политику, направленную на усиление роли Москвы; руководил строительством белокаменного Кремля. Вёл успешную борьбу против монголо-татарского ига; после победы над войсками Мамая получил почётное прозвище Донской. Православной церковью причислен к клику Святых. Правитель Мамай, возомнивший себя наследником Батыя, собрал огромное войско. Летопись стр. 155 Вся Русь смотрела на Москву с надеждой и тревогой: что скажет князь. К чему призовёт? И Дмитрий призвал всю страну на священную войну.

Физминутка Стихотворение

Кличет Дмитрий всю страну

На священную войну:

«Не довольно ль, братцы, даром

Отдавать добро татарам?

Сбросить иго не пора ли?

Сколько лет нас обирали!

Выше копья подымай!

Злой татарин, хан Мамай

Всей Ордой пошёл на Русь.

Я вас в бой вести берусь!»

Но прежде, чем отправиться против татар, князь Дмитрий Иванович побывал в Троицкой обители. слайд № 3 У Сергия Радонежского, которого все люди почитали как духовного вождя и наставника. В монастыре жили в то время два монаха - богатыря - Александр Пересвет и Родион Ослябя. По благословению Сергия они вооружились и вступили в княжью рать.

8 сентября 1380 года две страшные силы сошлись на Куликовском поле, и не могло быть между ними примирения. Летопись: «Лутчи было не идти противу безбожных сил, нежели, пришед и ничего не сотворив, возвратиться вспять. Пойдём же ныне в сей день за Дон и тамо положим головы своя за братию нашу». Работа с учебником Найдите по учебнику начало битвы. Как это происходило? Картина «Схватка Челубея с Пересветом»

Десятки тысяч всадников сталкивались вплотную, рубили мечами, кололи копьями... .Оба войска ожесточенно и храбро сражались, не уступая друг другу. Летопись стр. 156 Много погибло русских воинов на этой битве, но они совершили великое дело - разгромили непобедимого прежде врага. А великого полководца князя Дмитрия Ивановича за победу прозвали в народе Донским. Проблемный вопрос: - Что сделал Дмитрий Донской, для того чтобы дать отпор монголо-татарскому иго? (Благодаря объединению некоторых княжеств, была победа над монголо- татарским иго.)

  • Можно ли считать, что Русь полностью освобождена в результате Куликовской битвы? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

  • Давайте найдём в учебнике и прочитаем на стр.6

А нужна ли была Куликовская битва, если она не освободила Русь от монголо - татар? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

ИТОГ УРОКА:

  • Что же помогло русскому народу выстоять в борьбе с врагами? (мужество, объединение, единство, преданность к Родине)


© 2010-2022