Урок-игра по русскому языку Правописание суффиксов –ик, -ек и сочетания [цы]

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37



Урок - игра по русскому языку


Правописание суффиксов -ик, -ек

и сочетания [цы]




3 класс



Разработала: Петрик Любовь Александровна,

учитель начальных классов




Г.Смоленск

2014


Аннотация

Урок - игра по русскому языку в 3 классе.

Тема: Правописание суффиксов -ик, -ек и сочетания [цы].

Данный урок проводится в форме игры «ЧТО? ГДЕ? КАК?», а ученики выступают в роли знатоков русского языка. Они сами определяют тему и ставят цель урока.

Дети выполняют задания, полученные от учеников других 3-их классов, учителя и директора школы, за каждое правильно выполненное задание они на полях тетради ставят 1 балл. В конце урока балы подсчитываются и ученики получают оценку за урок.






ТЕМА: Правописание суффиксов -ик, -ек и сочетания [цы]

ЦЕЛИ: 1. Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

2. Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

3. Развивать орфографическую зоркость;

4. Развивать внимание, мышление, речь.

ТИП УРОКА : закрепление и обобщение знаний .

ОБОРУДОВАНИЕ : конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ,

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

УЧИТЕЛЬ: Прозвенел веселый звонок,

Начинаем наш урок .

ДЕТИ: Постараемся понять,

Будем грамотно писать.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

- Сегодняшний урок русского языка я хотела бы провести в необычной форме.

Это будет не урок - сказка, не урок-путешествие, а я предлагаю вам урок - игру.

И называться она будет «ЧТО? ГДЕ? КАК?». Почему эта игра так называется, вы

узнаете позже.

- Вы, наверное, знаете игру для взрослых « Что? Где? Когда?»

В этой игре телезрители задают игрокам вопросы, задания, а те в свою очередь

ищут правильные ответы на эти вопросы.

- Кто знает, как называют участников этой игры? (Знатоки)

- Сегодня вы будете выступать в роли знатоков русского языка. А задания для вас

приготовили ученики 3 классов нашей школы вместе со своими учителями.

- Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы показали свои знания и умения и в конце урока вы по праву получили бы высокое звание знатоков. Чтобы получить такое высокое звание, надо хорошо работать на уроке, внимательно слушать задания, чтобы быстро и верно давать ответы.

Но чтобы приступить к игре, надо узнать, какой теме она будет посвящена.

Прочитайте на доске предложение и скажите, на месте каких орфограмм оставлены «окошки»?

Ц…ркач подошел к двери на ц…почках и открыл замоч…к ключ…ком.

- Сможете ли вы закрыть окошки?

- Что для этого надо знать?

3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Назовите тему нашего урока (Правописание суффиксов -ик, -ек и сочетания [цы])

- Какую цель поставим перед собой? (Упражняться в правильном написании слов с суффиксами -ик, -ек, и сочетанием [цы]))

- В ТЕЧЕНИЕ УРОКА МЫ БУДЕМ ОТВЕЧАТЬ НА ТРИ ВОПРОСА ИЗ НАЗВАНИЯ НАШЕЙ ИГРЫ:

ЧТО

ГДЕ надо проверять?

КАК

- Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять?
(Гласные)

Где надо проверять?

(Надо проверять в суффиксе, корне слова и окончании)

Как надо проверять?

(применять правило )

- Кто нам расскажет правило написания суффиксов -ик, -ек?

- Кто нам расскажет правило написания сочетаниея [цы] ?

- Вернёмся к нашему предложению и применим правила.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Работа в парах

1)Учитель вскрывает письмо № 1 .

Задание от учеников 3 «А» класса. Они выбрали для вас слова и просят разделить их на две группы.

-По какому принципу разделим слова?

Птиц., ц.пленок, молодц., ц.на, ц.ркач, скворц.

(Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга)

- Прочитайте слова 1 столбика (Какое правило применяли?)

- Прочитайте слова 2 столбика (Какое правило применяли?)

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 - это 1 балл)

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

2) Учитель вскрывает письмо № 2.

Работа по вариантам

- Это задание от учеников 3 «Б» класса.

- Они предлагают вам познакомиться с двумя новыми словами с непроверяемыми безударными гласными и самим узнать, как правильно пишутся эти слова. В этом вам поможет следующее задание, которое вы будете выполнять по вариантам.

- На доске записаны 2 группы слов. Вам нужно списать эти слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Найти в каждой группе лишнее слово и вставленную букву лишнего слова записать в новое слово с непроверяемым написанием (словарное слово).

1 вариант

Огонеч.к -

Мешоч.к -

Корж.к -

Крючоч.к -

Пр…рода

2 вариант

Ореш.к -

Секрет.к -

Куст.к -

Зайч.к -

Меб…ль

Новые словарные слова запишите в словарик.

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 - это 1 балл)

Зарядка для глаз

3) Учитель вскрывает письмо №3. Это задание от меня. Вы очень любите его выполнять.

Задание по рядам.

Работа с карточками: внимательно прочитай слова, вставь пропущенные буквы и выбери ту колонку, в которой даны все правильные ответы. Обведи номер этого ответа.

Слова

Ответы

1

2

3

4

СИНИЦ…

Ы

И

Ы

И Ц…ФРА

И

И

Ы

Ы СЫНОЧ…К

Е

И

Е

И ХВОСТ…К

И

Е

И

Е ЯЩИЧ…К

Е

И

Е

Е

Слова

Ответы

1

2

3

4

СОМОЛЁТ…К

И

И

Е

И

КУСОЧ…К

Е

Е

И

И

БИЛЕТ…К

Е

И

И

Е

НА Ц…ПОЧКАХ

И

Ы

Ы

Ы

ЖИЛЬЦ…

Ы

Ы

И

И

Слова

Ответы

1

2

3

4

ПЕСОЧ..К

Е

И

Е

И

МУДРЕЦ…

И

И

Ы

Ы

ЦВЕТОЧ…К

И

Е

Е

И

ФОНАР…К

И

Е

И

Е

Ц…РКУЛЬ

Ы

Ы

И

И

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 - это 1 балл)

4) Учитель вскрывает письмо №4.

Работа у доски

- Ребята, вы знаете правила, умеете подбирать проверочные слова.

- Скажите, где вам пригодятся ваши знания в правописании орфограмм корня?

- Так вот, следующее задание от директора нашей школы.

Она, также как и я хотела бы, чтобы ученики её школы были грамотными людьми и не только бы знали правила русского языка, но и умели бы их применять при написании

предложений и текстов.

- Запишите предложение, решая орфографические задачи.

Ёжик подарил цыпленку букетик цветов.

- Сколько орфограмм корня встретилось в этом предложении?

Покажите на пальчиках. (5)

Хорошо, ребята. Молодцы!

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 - это 1 балл)

5) Учитель вскрывает письмо №5.

- Это задание от учеников 3 «Г» класса. Они предлагают вам

игру «Крестики-нолики» (два человека могут работать за доской)


  1. Чтобы из суффиксов выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса НЕТ КОГО?, если гласный в суффиксе пропал, пишем -ик.

  2. В окончаниях имен существительных на месте уд. и безуд. гл. в сочетании ЦЫ всегда пишется Ы.

  3. На ЦЫПОЧКАХ - сочетание ЦЫ ударноеи находится в корне слова пишу с буквой И.

  4. ПЛАТОЧЕК - пишу с суффиксом -ИК.

  5. ЦЕНА - сочетание ЦЫ в корне, оно безударное, проверочное слово цены -

пишу Е.

  1. ЦЫП-ЦЫП, на цыпочках, циркач - это всё слова исключения.

0

Х

0

0

Х

0

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 - это 1 балл)

5.ИТОГОВАЯ БЕСЕДА-ОБОБЩЕНИЕ.

Итак, давайте подведём итог:

- Назовите тему нашего урока;

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы цели?

Подсчитайте свои баллы. Это и есть ваша оценка за урок.

Вы знатоки в этой области русского языка. Но в русском языке ещё много тайн и секретов, которые мы с вами продолжим открывать на следующих уроках. Я желаю вам удачи в этих открытиях. Спасибо за урок.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Творческая работа:

Для соседа по парте подготовить задание: выписать из орфографического словаря на листочек все слова с орфограммами, которые мы сегодня повторяли на уроке и оставить в них «окошки».


© 2010-2022