Рабочая программа по обучению грамоте в 1 классе, УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа «Обучение грамоте»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по обучению грамоте для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 года №373), на основе базисного учебного плана и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Букварь» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011).


Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне: - овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи; - овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; - овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; - приобретение и систематизация знаний о русском языке; - раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка; - формирование у детей чувства языка. Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст". Слово рассматривается с четырех точек зрения: 1) звуковой состав и обозначение звуков буквами; 2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок); 3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово); 4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу). Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения. В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами Букваря и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.


Общая характеристика учебного предмета

В курсе обучения грамоте реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса « Русский язык»:

-приобретение и систематизация знаний о языке;

-овладение орфографией и пунктуацией;

-раскрытие воспитательного потенциала русского языка. Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который рассчитан на 22 учебные недели ( 207 часов) при 9 часах в неделю. В добуквенный период( 33 часа) проводится 5 уроков на основе букваря и 4 урока на основе прописей; в основной и завершающий периоды (174 часа) планируется отводить на уроки по букварю и прописям по 4 часа в неделю, делая 1 урок( девятый) комплексным - уроком упражнения в чтении и письме.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно перескаэывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударный; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктационные знаки конца предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов;

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

- овладение функциональной грамотностью;

- развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов;

- приобретение и систематизация знаний о языке;

- развитие чувства языка;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- составлять предложения из слов;

- отличать текст от набора предложений;

- различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие ( парные и непарные), твёрдые и мягкие ( парные и непарные);

- писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;

- писать букву и,у,а после букв шипящих ( в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);

- делить слова на слоги, ставить ударение;

- составлять небольшой текст ( 3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов;

- обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;

- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;

- писать изученные слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне;

- делить слова на части для переноса;

- ставить знак препинания в конце предложения;

- правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом.

Содержание учебного предмета.

Добуквенный период (33 часа). Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (174 часа.). В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ. После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Из области фонетики это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу). Из области лексики дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении. Из области морфемики дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания). Из области морфологии происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимении он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки. Из области синтаксиса и пунктуации дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте. Из области орфографии в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом На материале текстов Азбуки и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа: I. Работа с текстом до чтения. 1. Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста. 2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. II. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания. 1. Дети самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух по предложениям или абзацам (небольшим). 2. Учитель задает уточняющие вопросы по ходу чтения, контролирует адекватность первоначального восприятия и понимания прочитанного. Объясняются или уточняются значения слов; учитель периодически возвращает детей к их предположениям, которые были высказаны до начала чтения. Идет постоянное уточнение и углубление понимания. 3. Повторное чтение более крупными отрывками, беседа. III. Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла. 1. Вопросы учителя ко всему тексту, которые позволяют понять его уже на уровне смысла. Беседа по проблемному вопросу. 2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания. 3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).






Учебно-тематический план по обучению грамоте 1 класс


Раздел

Количество часов

Говорим, рассказываем.

33 ч.


Учим буквы- учимся читать и писать

174ч.

Итого

207 ч


К концу 1-го года обучения дети должны уметь: - называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слово на слоги, ставить ударение; - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме; - определять количество букв и звуков в слове; - писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; - ставить пунктуационные знаки конца предложения; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; - правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов; - находить корень в группе доступных однокоренных слов.






Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте». 1 класс 207 часов (9 часов в неделю)


п/п

Тема уроков чтения и письма

Кол-во часов по теме

Дата чтения

Дата письма

Основные виды учебной деятельности учащихся

Раздел 1. «Говорим, рассказываем…»

33 часа

1

Вводный урок. Календарь и календарные праздники.

Знакомство с прописями.

2



Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. (П)* Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая работа: составить режим дня. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П) Познакомиться с новым учебником «Букварь».Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Ориентироваться на развороте «Букваря». Осознавать цель и ситуацию устного общения. Классифицировать животных и растения. Сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнают ся. Обозначать слово и предложение схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать. Выбирать нужный знак конца предложения. Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Читать схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Различать речевые и неречевые звуки.
Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные). Делить слово на слоги, обозначать ударный слог.

Классифицировать предложения по цели высказывания. (П)

Выбирать нужную интонацию.

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов.

Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

Учиться диалогической форме речи.

Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему.


Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.

Определять количество слогов в слове.

Определять, на какой слог падает ударение,

обозначать ударный слог в схеме слова.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать за многозначными словами.

Выделять звук (звуки) в слове.

Находить слова с заданным звуком.

Различать звуки и буквы: буква как знак звука.

Обозначать букву соответствующей схемой.

Понимать прослушанный и прочитанный текст.

Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстанавливать деформированный текст.













Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости согласных звуков.

Определять парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.

Делить слова на слоги.

Соотносить слова со слогоударными схемами.

Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).

Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение).

Соотносить прочитанные слова и картинки.

Находить слово в группе слов по его лексическому значению.



Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Наблюдать над значением слова.

Различать слова и предложения.

Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения

Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения.

Понимать прослушанный и прочитанный текст

Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстанавливать деформированный текст.


Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря». (П)Определять и объяснять значение слова в текст Различать однозначные и многозначные слова. (П) . Различать прямое и переносное значение слов. (П) Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)

Различать однокоренные слова. (П)Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П) Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.

Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...)


Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Распознавать имена собственные.

Самостоятельно составлять предложения.

Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).




Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев).

Отвечать на вопросы автора текста.

Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала

Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита.

2

Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.

Правила письма.

2



3

Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.

Прямые и наклонные вертикальные линии.

2



4

Летом в деревне (на даче). Составление предложений.

Обведение по контуру, штриховка.

2



5

Обведение по контуру, штриховка.

1



6

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.

Обведение по контуру, штриховка.

2



7

Звуки речи и неречевые звуки. Составление текста с опорой на рисунки.

Обведение по контуру, штриховка.

2



8

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста.

Обведение по контуру и письмо овалов.

2



9

На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Письмо наклонных линий и овалов.

2



10

Письмо наклонных линий и овалов.

1



11

Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст.

Письмо наклонных с петлей внизу вверху.

2



12

Театр. Повторение основных понятий. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

Упражнения в обведении по контуру и штриховке.

2



13

Гласные звуки. Письмо прямой с закруглением внизу.

2



14

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Письмо е-образных элементов.

2



15

Письмо е-образных элементов.

1



16

На уроке труда. Ударение.

Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением вверху и внизу)

2



17

Повторение основных изученных понятий.

Письмо прямых и наклонных линий.

2



18

Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова. Письмо: повторение основных графических элементов.

2



Раздел 2. «Учим буквы, учимся читать» 174 часа

19

Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Строчные буквы и, г, п, т, р.

2



20

Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Строчные буквы и, г, п, т, р.

2

21

Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

Письмо слогов и слов с этими буквами.

2



22

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

2



23

Гласный звук [о], буква о.

Строчная буква о

2



24

Заглавная буква О в именах людей. Упражнения в чтении и письме слогов и слов с изученными буквами.

2



25

Гласный звук [а], буква а.

Строчная буква а.

2



26

Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Упражнения в чтении и письме.

2



27

Упражнения в чтении и письме.

1



28

Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях.

Упражнения в чтении и письме.

2



29

Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях.

Упражнения в чтении и письме.

2



30

Согласные звуки [н],[н'], буква н. Согласная строчная буква н.

2



31

Упражнение в чтении и письме.

1



32

Согласные звуки [к],[к'], буква к.

Согласная строчная буква к.

2



33

Контрольная работа в прописи.

1



34

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

2



35

Гласный звук [у], буквы У,у.

Заглавная и строчная буквы У,у.

2



36

Упражнения в чтении и письме. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложений.

2



37

Согласные звуки [с],[с'], буква с.

Строчная буква с.

2



38

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами, в письме букв, слогов, слов, предложений.

2



39

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами, в письме букв, слогов, слов, предложений.

2



40

Упражнения в чтении и письме.

1



41

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

2



42

Упражнение в чтении и письме слов, предложений с изученными буквами.

2



43

Согласные звуки [л],[л'],[м],[м'], буквы л, м.

Строчные буквы л,м.

2



44

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях.

Обучение списыванию с печатного текста.

2



45

Упражнения в чтении и письме.

1



46

Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами.

Заглавная и строчная буквы С, с.

2



47

Урок повторения. Упражнения в чтении и письме.

2



48

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения - многоточием.

2



49

Заглавные буквы Л, М. Упражнения в чтении и письме.

2



50

Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста, в списывании текста.

1

51

Проверка техники чтения. Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях.

2



52

Упражнения в чтении и анализе текста, в списывании текста.

1



53

Согласный звук [ш], буква ш.

Строчная буква ш.

2



54

Согласный звук [ш], буква ш.

Строчная буква ш.

2



55

Контрольная работа по письму. Списывание.

1

56

Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных.

2



57

Упражнения в чтении и письме.

2



58

Упражнения в чтении и письме.

2



59

Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Упражнения в чтении и письме.

2



60

Обучение выборочному списыванию.

1



61

Заглавная буква А. Упражнения в чтении и письме.

2



62

Упражнения в чтении и письме слов, пишущихся с заглавной буквы. Контрольная работа по письму.

2



63

Согласные звуки [д],[д'], буква д.

Строчная буква д.

2



64

Упражнения в чтении и письме.

1



65

Списывание с печатного текста.

1

66

Согласные звуки [в],[в']. Строчная буква в.

2



67

Упражнения в чтении и письме.

2



68

Заглавная буква Д. Закрепление понятия «корень слова». практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса -ушк-.

2



69

Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Корень, однокоренные слова.

2



70

Наблюдение над словами с безударной гласной в корне. Диктант.

2



71

Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.

2



72

Продолжение знакомства с суффиксами. Упражнение в письме слов и текста с изученными буквами

2



73

Упражнения в чтении и письме.

1



74

Строчная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий.

2



75

Упражнение в письме слов под диктовку учителя.

1



76

Заглавные Е, Ё. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение.

2



77

Упражнение в чтении и письме слов.

2



78

Согласные звуки [б],[б'], буква б.

Строчная буква б.

2



79

Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части.

2



80

Упражнение в чтении и письме. Работа с текстом.

2



81

Заглавная буква Б. Упражнения в чтении и письме.

2



82

Упражнение в чтении и письме.

1



83

Согласные звуки [з], [з'], буква з.

Строчная буква з.

2



84

Упражнение в письме изученных букв.Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных.

2



85

Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных Строчная буква я и ее звуки.

2



86

Строчная буква я и ее звуки.

1



87

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я.

2



88

Согласные звуки [х],[х'], буква х.

Строчная буква х. Слова-междометия.

2



89

Упражнение в списывании текстов.

1



90

Согласный звук [ж], буква ж.

Строчная буква ж.Заглавные буквы Х и Ж.

2



81

Заглавные буквы Х и Ж.Развитие речи. Работа с текстом.

2



92

Развитие речи. Работа с текстом.

2



93

Строчная и заглавная буквы й,Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?какое? какие?

2



94

Согласный звук [ч'], буква ч. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

2



95

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

2



96

Согласные звуки [ц],[щ'], буквы ц, щ.

Строчные буквы ц, щ.

2



97

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

2



98

Заглавные буквы Ц и Щ.

Буквосочетания ща, щу.

2



99

Заглавные буквы Ц и Щ.

Буквосочетания ща, щу .Контрольное списывание.

2



100

Контрольное списывание.

1



101

Согласные звуки [ф],[ф'], буква ф.

Строчная буква ф.Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях.

2



102

Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях.

2



103

Гласный звук [э], буква э.

Строчная буква э.

2



104

Заглавная буква Э.

1



105

Внеклассное чтение. Н.Сладков «Лесные сказки». Упражнения в написании слов с изученными буквами.

2



106

Строчная согласная буква ю.

1



107

Внеклассное чтение. Н.Сладков «Лесные сказки». Упражнения в письме.

2



108

Заглавная буква Ю.

Упражнения в чтении и письме.

2



109

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

2



110

Разделительный ь.

1



111

Буква ъ. Разделительный ъ.

1



112

Упражнения в чтении и письме слов с разделительным ь знаком.

2



113

Алфавит. Упражнения в чтении и письме.

2



114

115

Упражнения в чтении и письме. Проверочная работа по письму.

Диктант.

Проверка техники чтения

2


2



115

Праздник «Прощание с Букварём».

1





Описание материально­технического обеспечения образовательной деятельности:


  1. Е.В.Бунеева, Р.Н. Бунеев.Букварь- М: «Баласс», 2012 год
  2. Е.В.Бунеева, Р.Н. Бунеев ,Пронина О.В.Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука»и прописям «Мои волшебные пальчики»-М: «Баласс»,2006 год
  3. О.В.Пронина «Мои волшебные пальчики» - М: «Баласс», 2012 год



© 2010-2022