Авторская программа по факультативу Мы из России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 5 для умственно-отсталых детей»










Программа кружка


«Мы из России».





кабинет № 104











Классный руководитель:

Козубова Евгения Алексеевна








2014-2015

Учебный год

Пояснительная записка.


Мы живем в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества все более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитывать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «Отчий дом», «Родная земля», «Моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Носителями культурных ценностей и традиций является народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд. А память всегда спрягается с понятием «совесть». В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии - все это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. У России великая, светлая душа. Она отразилась в ее природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства - творчеству. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа.







































Цель: духовно - нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий происходящих в окружающем мире, формирование интереса к народному творчеству.





































Задачи: - понятие и освоение традиций; - формирование интереса к народному творчеству; - формирование чувства патриотизма; - формирование уважительного отношения к культуре; - формирование нравственных ценностей, толерантности.






































Особенности содержания факультатива:


Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам: - личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребенка, создание условий для реализации творческих возможностей школьника); - природосообразность (соответствие содержания и форм организации психологическим возможностям и особенностям младшего школьного возраста); - педоцентризм (организация учебного процесса, при которой «личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя», - игры, беседы и др. занятия по так называемым центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность учащихся).

Формы и виды деятельности


  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • творческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение музеев;
  • конкурсы;
  • посещение библиотеки;
  • праздники.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 32 часа (1час в неделю).










Тематическое планирование


№ п/п


Тема занятий

Универсальные учебные действия

Форма проведения, часы.

Дата


1.

Одежда. Женский костюм.

Познакомить с особенностями крестьянской одежды, сравнение одежды, ознакомить с элементами старинного русского костюма.

Познавательная,

Творческая; моделирование.

1ч.

2.

Мужской костюм.

Познакомить с особенностями мужского костюма.

Творческая; моделирование.

1ч.

3.

Обувь крестьян и бояр

Сравнить современную обувь со старинной.

Презентация;

творческая.

1ч.

4.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Терем.

Продемонстрировать устройство крестьянской избы, показать особенности боярских хором.

Беседа; экскурсия.

1ч.

5.

Традиционная русская кухня.

Оценить достоинства традиционной русской кухни, уметь приготовить несколько простейших блюд.

Диалог, практическая работа.

1ч.

6.

Пища, продукты питания.

Знать культуру здорового питания.

Групповая;

1ч.

7.

КТД «Русская выпечка».

Знать технологию выпечки хлеба, булочек.

Коллективная; практическая.

1ч.

8.

Семейные праздники. Игры и забавы детей.

Разучить несколько наиболее известных игр (жмурки, прятки, лапта)

Игровая, спортивная.

1ч.

9.

Учеба. Школа.

Сравнить учебу детей в старину с современной школой.

Презентация; беседа по вопросам.

1ч.

10.

Усадьба. Дворянские особняки.

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Петербург, провинция)

Просмотр фрагментов из фильмов; диалог.

1ч.

11.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники.

Показ сюжета старинного танца.

Показ сюжета старинного танца.

1ч.

12.

Зимушка-зима.

Встреча зимушки зимы.

Выразительное чтение стихов о Зиме. Конкурс. Экскурсия.

1ч.

13.

Новый год.

Разучить несколько колядок, рождественские новогодние стихи, познакомить с пословицами и поговорками о праздниках, изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала, участие в подготовке к Новому году

Подготовка к празднику; творческая; игровая.

1ч.

14.

Рождество.

Разучить несколько колядок, рождественские новогодние стихи.

Экскурсия в церковь, познавательная

1ч.

15.

Святки. Крещение.

Разучить несколько колядок, рождественские новогодние стихи.

Беседа.

1ч.

16.

Русские народные промыслы.

Ознакомиться с Русскими народными промыслами.

Презентация, экскурсия.

1ч.

17.

Керамика гжели.

Нарисовать несколько гжельских орнаментов,

Творческая.

КТД

1ч.

18.

Хохлома и Жостово.

Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Творческая, конкурс.

1ч.

19.

Павловопосадские платки.

Нарисовать цветы.

Творческая

1ч.

20.

Богородская игрушка.

Изготовить из пластилина несколько видов богородской игрушки.

Практическая, игровая.

1ч.

21.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.

Воспринять традиции масленичных игр, разучить песню, научиться печь блины,

Посещение праздника, беседа, практическая.

1ч.

22.

Вербное воскресенье. Пасха.

Научиться красить пасхальные яйца.

Практическая.

1ч.

23.

Русские народные игры.

Разучить несколько игр.

Игровая.

1ч.

24.

Народные песни.

Послушать народные песни, научиться разгадывать загадки.

Прослушивание песен, разгадывание загадок.

1ч.

25.

Лето красное.

Разучить песню о березке, научиться плести венки, поход в березовую рощу.

Экскурсия, диалог, игровая.

1ч.

26.

Егорьев день. Троица.

Научиться плести венки.

Практическая

1ч.

27.

Купала. Ильин день.

Знать о праздниках.

Беседа-экскурсия. 1ч.

28.

Осень золотая.

Сравнить изменения в природе.

Праздник.

1ч.

29.

Урожай.

Что посеешь, то и пожнешь. Знать пословицы о труде.

Практическая, беседа о труде.

1ч.

30.

Покров. Спасы.

Сравнить медовый, Яблочный, Ореховый спасы, нарисовать картину на тему осеннее ярмарки, сделать пальчиковых кукол из бумаги и разучить с ними сценку

Беседа, Презентация.

Сообщения.

1ч.

31.

КТД «Ремесла народов России»

Организация выставки рисунков, поделок.

Коллективная

1ч.

32.

Тесты, викторины о Ремеслах народов России.

Проверить знания и умения.

Итоговая.

1ч.


© 2010-2022