Программа курса по внеурочной деятельности Моя малая Родина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА…»


Программа курса по внеурочной деятельности Моя малая Родина


Программа курса по внеурочной деятельности Моя малая РодинаПрограмма курса по внеурочной деятельности Моя малая Родина


Программа курса «Моя малая Родина»

1 класс (32 часа)

Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Моя малая Родина» разработана в соответствии с требованиями новых стандартов образования. Целью является- вооружить учащегося знаниями и формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения. Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу - значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме. Цель данного курса - расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе. Цель курса конкретизируют следующие задачи:

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
  • воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Алтайский край, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого курса.

Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности программы
В первом классе курс состоит из четырёх блоков: «Моя семья» (7 ч) «Моя школа» (6 ч.) «Мое село» (11 ч.) «Природа родного края» (8 ч.) Широко используются местные ресурсы: музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Рассчитан курс на 32 часа (1 часа в неделю). Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы. Планируемые результаты Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
  • знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
  • виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия курса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Формирование УУД.

Деятельность курса «Моя малая Родина» направлена не только на развитие исследовательских умений, но и на формирование универсальных действий в личностных , коммуникативных, познавательных и регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. На занятиях присутствует познавательная мотивация, учитываются интересы детей, формируется готовность и способность к сотрудничеству, основы нравственного поведения. Ребята учатся ориентироваться в библиотечном пространстве. Получают навыки работы с книгой, журналом, газетой, учатся собирать информацию среди родственников, выполняют коллективные проекты по своей родословной, работают с различными ресурсами информации.

Содержание программы Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире. 1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (7 часов) Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
№ Тема занятия Форма проведения Дата проведения 1. Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)
беседа
2. Кто я? Где живу? (1ч.)
Практическое занятие
3. «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. Моя фамилия. (1ч.)
Исследовательская работа
4. Мой папа. Моё отчество. Моя мама. (1ч.)
исследовательская
5. Знакомство с профессиями. Профессии моих родителей. (1ч.)
Ролевые игры Экскурсии Беседы с родителями
6. Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)
поисковая
7. Моя родословная. (1ч.)
Исследовательская работа

2 блок. МОЯ ШКОЛА. (6 ч.) Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества. ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: № Тема занятия

Форма проведения Дата проведения 1. Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)

Беседа. Ролевая игра
2. Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)

Экскурсия по школе
3. Достижения моей школы.

презентация
4. Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)

Презентация

беседа
5. Мой класс. Правила поведения в классе.. (1ч.)

Ролевая игра
6. Я - ученик моей школы. (1ч.) Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)

Конкурс рисунков

3 блок. МОЕ СЕЛО. (11 ч.) Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
№ Тема занятия Форма проведения Дата проведения 1. Мое село Баево. Вводное занятие. (1ч.)
Репродуктивно- --иллюстративное
2. История моего села. (1ч.)


3. Экскурсия в музей. (1ч.)
экскурсия
4.

«Путешествие во времени. Много лет тому назад». . (1ч.)
Просмотр слайдовой презентации
5. Профессии людей в нашем селе. (1ч.)
Частично-поисковое
6. Мой любимый уголок в селе.

  1. Экскурсия. (1ч.)


7. Памятные места моего села.
  1. Экскурсия. (1ч.)


8. Мои известные земляки. (1ч.)
Практическое занятие
9. Посещение районной детской библиотеки. (1ч.)
экскурсия
10. «Село мое родное» (1ч.)
Конкурс рисунков
11. Ветераны войны в моём городе. (1ч.)
Экскурсия в Парк Победы

4 блок. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (8 ч.) Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю села и Алтайского края, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе. № Тема занятия Форма проведения Дата проведения 1. Алтайский край на карте нашей Родины. Вводное занятие. (1ч.)
Практическое занятие
2. Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации
3. Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)

4. Мир насекомых. Виды, места обитания. (1ч.)
Презентация Практическая работа
5. Обитатели вод. Общие признаки рыб. (1ч.) презентация
6. Птицы нашего края. (1ч.)
Презентация Экскурсия в охотобщество
7. Звери, обитающие на территории нашего края(1ч.)
Презентация Экскурсия в музей
8. Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч.)
конкурс рисунков конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину»,

Методическое обеспечение 1 блок МОЯ СЕМЬЯ Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины. Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д. Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
  • Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М.: Знание 1987.
  • Мультимедийное оборудование,
Программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей». Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме. 2 блок МОЯ ШКОЛА Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»; Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения .
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся. Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Экспонаты музея; Попова Г.П. Классные часы 1 класс - Волгоград, Изд. Учитель, 2008; Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие; Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования. 3 блок МОЕ СЕЛО Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в музей села, , конкурс рисунков «Мое село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций. Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме. Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
  • Схема села, иллюстрации, фотографии, семейные альбомы
  • Митина А.А. «Отечество. Отчество. Пути Начало»
  • Книга «Баевский район. История. События. Люди»
  • Книга «Целина-Подвиг многих»
  • Газета «Голос хлебороба»
  • Книга «Баевцы во имя Отчизны. Венок Славы»
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
4 блок. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края. Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого блока курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.







© 2010-2022