- Преподавателю
- Начальные классы
- Орфограмма. Правописание буквосочетаний жи-ши под ударением
Орфограмма. Правописание буквосочетаний жи-ши под ударением
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимофеева Т.Ю. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока Тимофеевой Татьяны Юрьевны
Тема: Орфограмма. Правописание буквосочетаний жи-ши под ударением
Учебник: Русский язык Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунина, О.В. Пронизан, с. 111-113 Основные задачи урока:
- помочь понять сущность понятия «орфограмма» и начать пользоваться соответствующим термином;
- помочь второклассникам осознать, что решать орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже на [жопы-шы], они могут только в том случае, если эти слоги ударные;
- в безударных же слогах может писаться не и, а совсем другая буква;
- если же в слоге пишется именно и, то за этой буквой скрываются сразу две орфограммы: безударного гласного звука и сочетания жи-ши;
- объяснению этой сложности нашего письма и посвящён урок, ход которого в целом отражён в конспекте.
Этапы
урока
Содержание урока
Формируемые умения
Предметные
Метапредметные
Приветствие
- Организационный момент.
Осознание темы урока
- Ребята, прочитайте запись на слайде: Правописание буквосочетаний жи-ши под ударением. (Открывается слайд 1.)
- О чём будем говорить на уроке? (О правописании сочетаний жи-ши под ударением.)
- А разве вы не знаете как пишутся эти сочетания в словах? (Знаем.)
- Скажите правило правописания буквосочетаний жи-ши.
(Ответы детей.)
Умение пользоваться правилом правописания ударных сочетаний жи-ши
Применение известного правила
- Хорошо. Запишем слова в два столбика. Как вы думаете, какие столбики слов у нас должны быть?
(С буквосочетаниями жи и ши.)
(Учитель на доске делает заготовку для столбиков, а учащиеся у себя в тетрадях.)
жи ши1
(Выполняется задание на с.112, № 163 из учебника.) На доске выполняют задание 2 ученика: один пишет слова с буквосочетанием жи, другой - с ши.
шины пружина
машина камыши
снежинки зашить
кружить ширь
дружить
-
Обратим внимание в сочетании ши на соединительный элемент буквы ш и сделаем его длиннее , чтобы легче читалось.
-
А кто знает, что означает слово ширь? Слайд.
- Ребята, чем вы пользовались, записывая эти слова? (Правилом.)
Работа с информацией в учебнике
- Найдите на с. 112 задание 164 и прочитайте информацию.
- Как называется написание по правилу? (Орфограмма.)
-
А как узнать, что в слове есть орфограмма? Найдите ответ на этот вопрос в рамке с информацией. (Дети читают: Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.)
-
Вы знали это слово? (Нет.)
-
В русский язык слово орфограмма пришло из иностранного - из греческого. Оно сложилось из главной части слово «орфос» - (правильный) и слова «грамма» (запись, буква).
-
Теперь мы узнали это слово и будем им пользоваться.
Понимать сущность понятия «орфограмма» и умение пользоваться термином.
Развитие познавательного интереса к истории происхождения слов (Л.)2
Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. (П-1.)
Столкновение учащихся с проблемой для чего используется слово- «ловушка»
-
Прочитайте слово …. ш . рокий. В какой столбик его запишете? (После обсуждения предложений детей, выясняется, что это слово не подходит ни для одного столбика.)
-
Почему? (Слог ши безударный слог)
-
Есть ли в сочетании ши орфограмма? Какая? ( Есть, орфограмма безударного гласного звука ).
-
Как узнать, какой буквой нужно обозначить безударный звук? (Подобрать проверочное слово с ударением на этом слоге.)
На слайде 2 появляется слово широкий с пропуском буквы на месте безударного гласного звука: ш.рокий
- Подберите. На этом же слайде после слова широкий появляется слово ширь.
ш.ро´кий - ши´рь
-Теперь можем обозначить безударный гласный звук? (Да.)
-
Какой буквой? (Буквой и.)
На слайде появляется слово широкий без пропуска буквы и.
ш.ро´кий - ши´рь - широкий
-
Сколько же орфограмм в слове широкий в сочетании ши? ( ? Две.)
Физминутка: встаньте те, кто считает, что здесь одна орфограмма ...сели …., а теперь встаньте те , кто считает, что на месте сочетания ши две орфограммы.
- Какие? (Безударный гласный и буквосочетание ши, т. к. проверочное слово ширь.) На слайде появляются подчёркивания: сначала буквы и, потом сочетания букв ши.
ш.ро´кий - ши´рь - широкий
-
Что же получается, что в одном сочетании две орфограммы!
-
Кто же был прав ….
Видеть наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши
Понимать наличие проблемы. (Р.)
Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
(К.)
Постановка учебной задачи
- А как вы думаете, всегда ли на месте сочетаний [жы-шы] две орфограммы? - Поднимите руку, кто считает, что всегда на месте сочетаний [жы-шы] две орфограммы? - А кто считает, что нет?
Коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем) способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности. (Р.)
Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, оценивать, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать. (П-2.)
Наблюдение за дидактическим материалом для решения поставленной задачи
- Понаблюдаем и решим, кто же прав. А для этого прочитайте загадку и отгадайте её. Открывается слайд 3 с загадкой.
С окна зелёный ё[жы]к Не убе[жы]т: Нет но[жы]к. По В. Мусатову
- Что это? (Кактус.) На слайде появляется картинка кактуса.
- Назовите слова со слогом [жы]. (Ёжик, убежит, ножек.)
- Найдите слово, к которому можно применить правило о жú-шú. (Убежит.)
- Как будете рассуждать при записи этого слова? (1. Поставим ударение. (Ударение ставится в слове в загадке.) 2. Посмотрим ударный ли слог [жы]. Если ударный, то напишем в нём букву и.) - Запишите это слово с новой строчки с большой буквы. В тетради: Убежи´т На слайде справа от загадки на строке со словом появляется слово убежи´т.
- Почему к другим словам правило о жú-шú не подходит? (В словах ёжик, ножек слог [жы] безударный). - Сверим наши наблюдения над словами, прочитав сообщение. Открывается слайд 4.
В слогах, которые произносятся как [жы] - [шы], только под ударением всегда пишется и. В безударных слогах могут быть правильными и другие буквы:
ёжик, нóжек
Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. (П-1.)
Формулирование умозаключения (вывода)
- Вот как интересно. Звук слышим один, а буквы пишутся разные. - Спишите эти слова со слайда. Открывается слайд 5:
С окна зелёный ё[жы]к ёжик Не убе[жы]т: убежи´т Нет но[жы]к. но´жек
- Какую букву написали в слове ёжик? (и) - А в слове ножек? (е) - Можно ли сразу писать букву в слогах [жы] - [шы]? (Нет.) - Почему? (Можно сделать ошибку. Можно написать не ту букву.) - Верно. (Можно выбрать не ту букву.) - Какие же орфограммы в словах ёжик, ножек? (Безударный гласный.) - А орфограмма жи-ши есть? (Нет, т. к. нет проверочных слов с ударным слогом.) - На какой мы вопрос искали ответ? (Всегда ли на месте сочетаний [жы-шы] две орфограммы?) - Как мы ответили на этот вопрос? (Нет, не всегда.)
Уточнение способа действия при письме слов с сочетаниями [жы] - [шы]
-
Как же нужно действовать при записи слов с сочетаниями, похожими на [жы] - [шы]?
При называния каждого действия на слайде 6 появляется графическое изображение:
1. [жы] [шы]
2. [жы´] или [жы] [шы´] или [шы]
3. и ? и ?
1. Услышать слог [жы] или [шы]. 2. Выяснить ударный слог или нет. 3. Если ударный, то смело писать букву и.
- Если безударный, то узнавать, какую букву надо писать у учителя, в словаре или если нет ни учителя рядом, ни словаря, писать слово с пропуском буквы или как говорят с «окошком».
Умение замечать буквы на месте которых сочетается две орфограммы: буква безударного гласного звука в сочетаниях жи-ши и действовать по алгоритму.
Понимать информацию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия. (П-1.)
Тренировка в использовании и способа действия при письме слов с сочетаниями
[жы] - [шы]
-
Найдите задании 166. Прочитаем первое предложение. Какое сочетание вставим вместо точек?
-
Как будем действовать при записи слова пушистый?
-
Запишите предложение.
-
Определим, в сочетании ши одна орфограмма или две?
-
Подчеркнём.
-
Второе предложение запишите самостоятельно, пользуйтесь схемой-подсказкой. Проверим.
- Прочитайте внимательно остальные предложения и найдите слово, подскажу оно одно, к которому нельзя применить правило правописания жи-ши. - Какое слово будем искать? С ударным или безударным слогом? (С безударным.) - Назовите это слово. (Ландыши.)
Итог урока
- Поднимите руку, кто знал правило написания слов с сочетаниями жи-ши. - Что же нового было для вас на уроке? - Кто уточнил, как нужно действовать при письме слов с безударными сочетаниями [жы] - [шы]? - Кто сможет написать любое слово с безударными сочетаниями [жы] - [шы]? - Кому нужно потренироваться в выполнении каждого из действий при письме таких слов?
Осуществлять самоконтроль. (Л.)
Домашнее задание
- Тогда выполните задание 165 и решите, сколько орфограмм встретилось в словах в этом задании.
1
В конспекте голубым цветом выделен дидактический материал, который подлежит записи в тетрадь.
2
Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. - личностные качества; Р. - регулятивные УУД; П. - познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией - П-1, выполнять различные мыслительные действия - П-2); К - коммуникативные УУД.