Аналитический отчет за межаттестационный период

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Ивдельского городского округа Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Ивделя






Аналитический отчет за межаттестационный период с 2010 по 2015 годы





Составитель: Прохорова Мария Николаевна


Должность: учитель начальных классов







Ивдель 2014


Содержание

  1. Введение
  2. Аналитическая часть

  1. Использование современных педагогических технологий.
Повышение профессионального мастерства.
2.2. Анализ результатов педагогической деятельности по предметам. 2.2.1. Литературное чтение 2.2.2. Математика 2.2.3. Русский язык 2.2.4. Окружающий мир
  1. Внеклассная и внеурочная деятельность

3. Проектная часть 4. Заключение 5. Список литературы 6. Приложение







Введение
Введение ФГОС НОО продиктовано необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения, и школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и саморазвития. Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Посещаю курсы повышения квалификации. (Таблица 1 ), занимаюсь методической и инновационной деятельностью (Таблица 6) В своей работе опираюсь на нормативно-правовые документы: Закон «Об Образовании», «ФГОС начального общего образования», «Должностные обязанности учителя», «Порядок аттестации педагогов». Важным в своей педагогической деятельности считаю создание «ситуации успеха» - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленные на то, чтобы ученик обязательно справился с работой, дать возможность ученику пережить состояние радости, от результатов его деятельности. Каждый ребенок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка. При опросе детей, все 100% обучающихся, с большим желанием посещают школу, потому что им интересно, комфортно, много друзей. В педагогической деятельности учителя важно соблюдать следующие правила: - Помнить, что каждый ребенок индивидуален; - Учитывать возможности и способности ученика; - Понимать, что мы формируем личность. Каждый обучающийся должен знать, что его учебная деятельность интересует и родителей, и учителя, и одноклассников. В межаттестационный период ставила перед собой цель: формирование активной, самостоятельной личности обучающихся. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: внедрить в учебную деятельность современные технологии: проектный метод, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие; создать оптимальные условия для развития личностных результатов обучающихся; отследить динамику обучающихся по результатам мониторинга.


Цель аналитического отчёта - самоанализ и самооценка профессиональной деятельности по повышению качества образования младших школьников и обеспечению комплекса условий, способствующих успешному личностному развитию обучающихся за межаттестационный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать эффективность применения новых педагогических технологий в образовательном процессе для личностного развития обучающихся.
  2. установить причинно-следственные связи между результатами образования и условиями их получении;
  3. выявить противоречия, возникающие в процессе работы над темой и спроектировать пути их преодоления в следующий период.

Объектом аналитического отчета является - педагогическая деятельность, направленная на успешное развитие обучающихся за межаттестационный период.
Возникает гипотеза - как во время учебного процесса обеспечить комплекс условий, способствующих успешному развитию личностных результатов обучающихся.




Аналитическая часть.


Современные педагогические технологии
Принципиальным отличием школьного стандарта второго поколения - это ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способностями учебной деятельности. Личностно-ориентированное образование направлено на ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления являются современные педагогические технологии: - Информационно-коммуникационные; - Исследовательские; -Здоровьесберегающие.
В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства. В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства». Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, осуществлять переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, презентация);
  • индивидуально подойти к ученику.
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно. Это экономия времени учителя и ученика. Использование ИКТ позволяет ученику работать в темпе, учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне в работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями, создание электронной базы мониторинга, систематизации и сохранении личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т. д. Учащиеся должны знать, что компьютер - умная машина - предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно создавать книги, газеты, сочинять музыку, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и многое другое. Используя интернет, можно получить массу полезной информации. В своей работе я стараюсь привить ученикам навыки самостоятельности, применяя исследовательские методы обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм». Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников (словарей, энциклопедий). Мы проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты. Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов - все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности. Работая в данном направлении в течение 1,5 лет, мы с детьми познаем мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыты общения. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования. Творчество обязательно сталкивается с желанием добыть, исследовать, доказать. Материал для исследования черпаем из жизни. Источником нужной информации могут быть представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. (проекты ученические). Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Нужно помнить, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетенции. Для успешного обучения и улучшения психического и физического здоровья детей использую здоровьесберегающие технологии. Эти технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе («Витамины круглый год», «Кросс Наций», «Лыжня России», школьные спартакиады, городские спортивные соревнования). Здоровье человека - это необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности. Ежедневно провожу утреннюю физзарядку, общие физкультминутки, физкультминутки для глаз. Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма. В уроки включены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности. Физкультминутки провожу с музыкальным сопровождением, в стихах. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления - важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминуток во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темы выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Очень важно на уроке формировать значение занятий спортом для всей будущей жизни. Эффективность использования современных педагогических технологий доказывают достигнутые результаты: 100% успеваемость в течение всего межаттестационного периода, качество знаний выросло с 43% до 73%.(таблица 2)

Анализ результатов педагогической деятельности.
Проблема, над которой я работаю - это потеря детьми интереса к чтению. Основными причинами этого я считаю:
  • отсутствие у учащихся домашней библиотеки;
  • утеряны традиции совместных семейных чтений;
  • много времени ребенок тратит на компьютерные игры;
  • слабо развиты интеллект, эмоциональная отзывчивость, эстетические потребности и способности.
Актуальность данной проблемы - это не читают не только дети, но и взрослые. Необходимо объединение всех сил (семьи и школы), чтобы воспитывать у детей любовь к чтению. Давно известно: когда человек перестал читать, он перестал думать. В.А.Сухомлинский правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга». Передо мной встала цель: научить детей читать художественную литературу. А это значит:
  • вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;
  • расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  • воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
Использую в работе разные виды заданий: «Мозаика» - класс делится на группы, коллективно составляют вопросы к эпизоду из текста; «творческий пересказ» - трансформация текста с целью его переосмысления; игра «Журналист» - берем интервью друг у друга, работая по парам; «Стихосложение» - учимся рифмовать, сочинять стихи о зиме, о маме, о школе, о друге; «Сочинительство сказок»; «Синквейн» - короткий стих из пяти строк; «Свободное выступление» - защита проектов с 1 класса; «Игра-драматизация»- не просто прочитать текст по ролям, но и сыграть роль, как на сцене театра. С 2010 по 2013 год результаты техники чтения повысились: скорость чтения выше нормы - с 27% до 57%, скорость чтения по норме чтения - с 13% до 29%. Ниже нормы скорость чтения понизилась: было 60%, а стало -15%. (таблица 3)
Анализ результатов педагогической деятельности.
Проблема, над которой я работаю - это потеря детьми интереса к чтению. Основными причинами этого я считаю:
  • отсутствие у учащихся домашней библиотеки;
  • утеряны традиции совместных семейных чтений;
  • много времени ребенок тратит на компьютерные игры;
  • слабо развиты интеллект, эмоциональная отзывчивость, эстетические потребности и способности.
Актуальность данной проблемы - это не читают не только дети, но и взрослые. Необходимо объединение всех сил (семьи и школы), чтобы воспитывать у детей любовь к чтению. Давно известно: когда человек перестал читать, он перестал думать. В.А.Сухомлинский правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга». Передо мной встала цель: научить детей читать художественную литературу. А это значит:
  • вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;
  • расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  • воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
Использую в работе разные виды заданий: «Мозаика» - класс делится на группы, коллективно составляют вопросы к эпизоду из текста; «творческий пересказ» - трансформация текста с целью его переосмысления; игра «Журналист» - берем интервью друг у друга, работая по парам; «Стихосложение» - учимся рифмовать, сочинять стихи о зиме, о маме, о школе, о друге; «Сочинительство сказок»; «Синквейн» - короткий стих из пяти строк; «Свободное выступление» - защита проектов с 1 класса; «Игра-драматизация»- не просто прочитать текст по ролям, но и сыграть роль, как на сцене театра. С 2010 по 2013 год результаты техники чтения повысились: скорость чтения выше нормы - с 27% до 57%, скорость чтения по норме чтения - с 13% до 29%. Ниже нормы скорость чтения понизилась: было 60%, а стало -15%. (таблица 3) Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроке литературного чтения, мне помогает использование групповых форм работы. Например, группам детей предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что сильные дети стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить роли между членами группы. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
Учебник математики ориентирован на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельность. Задания в учебнике подобраны так, что учитель может проводить дифференцированное обучение. Более слабые ученики решают примеры в одно действие, содержащиеся в первом столбике, а более сильные - в два действия из других столбиков; одни ученики записывают решение задачи выражением, другие, которым трудно, - по действиям. Воспитательные возможности учебника - самостоятельные наблюдения, сравнения, посильные обобщения формируют у учеников учебные мотивы, познавательный интерес к математике. Чтобы отследить результативность знаний учащихся по математике, в мониторинг были включены следующие параметры: контрольные работы, контрольные срезы знаний, результаты промежуточной и итоговой аттестации по предмету. Знание табличного сложения и вычитания. Это очень важная задача при изучении чисел от 1 до 20, т.к. без этого будет сложно научить детей письменным приемам вычислений. Результаты срезовых работ на знание таблицы показали, что допустимый уровень составляет 12% (3 человека); оптимальный - 35% (9 человек), расширенный - 55% (14 человек).
Подход к обучению решению задач сориентирован на формирование обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия для ответа на вопрос задачи. Я проанализировала, как мои ученики умеют решать задачи. Простые задачи для них сложности не представляют, поэтому я представила результаты в решении задач в два действия. Результаты решения задач: допустимый уровень - 19% (5 человек); оптимальный - 46% ( 12 человек); а расширенный -34% (9 человек). Математика у 70 % учащихся в классе является любимым предметом, поэтому я думаю, что это будет способствовать повышению качества знаний, а также формировать устойчивый интерес к предмету. Математика развивает нестандартное мышление, логику, а главное - учит анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Все это способствует развитию интеллектуальных умений учащихся. В классе есть дети, умеющие сравнивать, рассуждать, что способствует восприятию сложных математических заданий и умению их выполнять правильно и быстро. Это -ф.и. - ученики, которые всегда с удовольствием выполняют задания повышенной сложности. Есть и другие ученики, умеющие логически рассуждать и умеющие применять знания, умения и навыки по математике при выполнении любых заданий: Ф.И уч-ся
Основная задача уроков русского языка - развитие школьника, как личности, полноценно владеющего устной и письменной речью. У 30% учащихся существуют затруднения в изучении русского языка. Моя задача -это создать такие условия восприятия материала, чтобы у детей появилось чувство необходимости изучения родного русского языка Существует проблема «Отсутствие орфографической зоркости у детей». Стараюсь решать ее следующим образом: каждодневные дополнительные индивидуальные и групповые занятия, работа с пословицами, поговорками, ребусами; использование печатных рабочих тетрадей; самопроверка, взаимопроверка работ; разнообразная работа с текстами. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Провожу на уроках слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты. Но и тут важен индивидуальный подход. Дело в том, что сильный ученик может сам найти ошибку, определить на какое она правило, а слабый ученик теряется. Работа над ошибками проводится следующим образом. Сильный ученик сам должен найти ошибку в слове, узнать на какое она правило, и при помощи «Памятки» сделать самостоятельную работу. Слабому ребенку, как правило, я сама исправляю ошибки. Ребенок должен выполнять работу над ошибками строго по памятке. На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запись по памяти слов на определенную тему, проверь соседа и т. д. Работу строю по всем видам словарей (орфографический, словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь, фразеологический словарь). Это учит детей пользоваться, при необходимости, словарями, расширять словарный запас. В среднем учащиеся справляются со словарным диктантом так: допустимый уровень - 11% (3 человека), оптимальный уровень - 19% (9 человек), расширенный уровень - 46% (12человек). Использую следующие виды заданий: «Игра со словарем» - берем орфографический словарь, находим слово и кто-то из детей выполняет звуко-буквенный анализ слова; «Наборщик» - из букв определенного слова сложить другие слова (остановка - станок, танк, скат); «Каркас» - даются три согласные буквы (к,н,т), дети «натягивают на каркас» гласные, ь, ъ знаки, й - и получают новые слова (канат, ткань, кнут). Результаты итоговых контрольных работ представлены.(Таблица 12) Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока этого учебного процесса. На этих уроках широко применяю презентации, проекты, предварительно подготовленные сообщения ребят. Домашние задания чаще всего даю дифференцированного характера. иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. 2 группа заданий обязательна для «сильных» учащихся. Им даю дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например: подготовить сообщение на заданную тему, найти ответ на дополнительные вопросы в Интернете. Дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов внимания, воображения, памяти, логического мышления. Применяю разноуровневые карточки-задания (смотри в приложении) Есть уроки, где ИКТ необходимы. На сегодняшний день мною используются презентации, которые создаю я и коллеги, взятые из Интернета, материал на учебных дисках. Основными целями использования ИКТ на своих уроках я вижу в повышении мотивации к учебе, углублении знаний, развитии психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Учащиеся активно участвуют в научно-практической конференции (таблица 5)







Внеклассная и внеурочная деятельность
Одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя зависит повседневная жизнь и деятельность учащихся своего класса. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует работу классного коллектива. ( таблица 4) Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на классных праздниках, в походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах, стараемся организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе. Все проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей учащихся, заместителя директора по воспитательной работе. (Таблица 8,9,10,11) Для улучшения микроклимата в классе, нравственного воспитания школьников, военно-патриотического воспитания провела такие мероприятия:
  • Праздники: «День знаний», «Золотая осень», «Масленица», «Мамочка милая, мама моя!»;
  • «Зарница», Смотр строя и песни, беседа «Не стареют душой ветераны»;
  • Спортивные соревнования: участие в «Кроссе наций», «Веселые старты» между мальчиками 2-б и 2-в классов;
  • Выборы МЭРа города Дружных и кабинета министров;
  • Беседы на темы коллективизма, т.к. основная моя задача - создать дружный, сплоченный коллектив.
Работа с родителями основана на принципе конструктивного сотрудничества. Вся работа построена на взаимодействии. Спланированы тематические родительские собрания, на которых даю консультации по просьбам родителей, как учебного плана, так и воспитательной работы. Надо отметить высокую явку родителей на собрания (не менее 88%). Привлекаю родителей к проведению праздников, мероприятий, что очень благоприятно сказывается на отношениях детей и родителей, а также компенсирует дефицит родительского внимания в общении с детьми. Родительский комитет охотно откликается на мои просьбы или пожелания: помогают в оформлении класса к праздникам, в подготовке учебного процесса, сопровождении детей на культурное мероприятие вне стен школы. Согласно своему плану родители участвуют в сплочении детского коллектива, в организации досуговых мероприятий, выступают перед детьми с сообщениями о своей работе, помогают организовать опытно-исследовательскую работу (преимущественно дома), курируют создание предметных проектов.






© 2010-2022