- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Компанеец Е.А. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования города лабытнанги
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического объединения
протокол от_____________ 2015 г № ______
Утверждена приказом от______ 2015 г № ______
Принята на заседании НМС. протокол от_____________ 2015 г № ______
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
3 б класс
Составитель:
Компанеец Екатерина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 3 класс (далее - Программа, рабочая программа) - нормативный документ, который определяет объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета в конкретном классе и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- -Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на период 2011-2015 годы;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения»
- Образовательная система «Школа 2100». Программа «Математика». Петерсон Л.Г.
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у первоклассников, как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основ компьютерной грамотности;
реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых дли повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. Рабочая программа представлена следующими структурными элементами (разделами):
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета «Математика»
- Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2015 - 2016 учебный год
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика».
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Математика» на ступени начального общего образования.
- Учебно-тематический план.
- Содержание учебного предмета «Математика» во 3 б классе.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Система оценки достижения планируемых результатов.
- Оснащённость учебного процесса по предмету «Математика».
II. Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Математика - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Содержание курса математики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
- дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л. Г. Петерсон)1.
III. Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги
на 2015 - 2016 учебный год
Согласно Учебному плану Гимназии г. Лабытнанги на 2015 - 2016 учебный год рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 3 б класса рассчитана на 140 учебных часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель).
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» во 3 б классе в целом ориентируются на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе:
- Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другом людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций. Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления. Овладение навыками смыслового чтения текстов. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты. 1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. 2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений. 3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов. 4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. 6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере
VI. Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел программы
Общее количество часов
Количество контрольных и проверочных работ.
1
Множество
22
2
2
Операции над числами
22
2
3
Умножение и деление многозначных чисел
19
1
4
Меры времени. Выражение с переменной. Уравнение.
18
1
5
Формулы.
39
3
6
Повторение.
17
2
7
Резерв.
3
Итого
140
11
VII. Содержание учебного предмета «Математика» в 3 классе (140 часа)
Числа и арифметические действия с ними (35ч). Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых. Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т.д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел. Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом». Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел. Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе. Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий. Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.
Работа с текстовыми задачам(40ч). Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Составные задачи в 2−4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел. Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b × c: путь − скорость − время (задачи на движение), объем выполненной работы − производительность труда − время (задачи на работу), стоимость - цена товара − количество товара (задачи на стоимость) и др. Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности. Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.
Геометрические фигуры и величин(11ч). Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними. Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (14ч). Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц. Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин. Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной. Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a ∙ b, P = (a + b) × 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = a ∙ а, P = 4 ∙ a. Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a × b × c. Формула объема куба: V = a × а × а. Формула пути s = v × t и ее аналоги: формула стоимости С = а × х, формула работы А = w × t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b × c. Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул. Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.
Алгебраические представления(10ч). Формула деления с остатком: a = b × c + r, r < b. Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а - х = b, x - a = b, а × х = b, а : х = b, x : a =b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.
Математический язык и элементы логики(14ч). Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур. Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда». Множество. Элемент множества. Знаки Î и Ï. Задание множества перечислением его элементов и свойством. Пустое множество и его обозначение. Равные множества. Диаграмма Эйлера−Венна. Подмножество. Пересечение множеств. Знак. Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак. Свойства объединения множеств. Переменная. Формула.
Работа с информацией и анализ данных(12ч). Использование таблиц для представления и систематизации данных. Интерпретация данных таблицы. Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе. Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ. Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни». Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе. Портфолио ученика 3 класса.
Резерв. 3 ч. VIII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Математика 3 класс
№ п\п
Раздел, тема
Кол-во часов
Дата
Коррекция
Основные виды учебной деятельности учащихся
Множество (22 ч.)
1
Множество и его элементы.
1
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Устанавливать принадлежность множеству его элементов.
2
Способы задания множеств.
1
Адекватно воспринимать оценку учителя. Определять множества, выделять элементы множества.
3
Равные множества. Пустое множество.
1
Определять множества, находить и называть равные множества, пустое множество.
4
Диаграмма Эйлера-Венна.
Знаки ∈ и ∉.
1
Применять способы задания множества, обозначать элементы множества на диаграмме Венна
5
Диаграмма Эйлера-Венна.
Знаки ∈ и ∉.
1
Определять множества, равные множества, пустое множество; определять элементы множества, задавать множество перечислением и его свойствами, обозначать элементы множества на диаграмме Венна.
6
Подмножество.
Знаки ⊄ и ⊂.
1
Определять множества, использовать теоретико-множественную символику.
7
Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂.
1
Оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки.
8
Решение задач.
1
Решать задачи с пропорциональными величинами, основываясь на смысле умножения и деления.
9
Входная администра-
тивная контрольная работа по теме «Повторение изученного во 2 классе»
1
Выполнять самостоятельно контрольные задания.
10
Анализ и работа над ошибками во входной контрольной работе.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
11
Пересечение множеств.
Знак ∩.
1
Определять множества; находить пересечение множеств.
12
Свойства операции пересечения множеств.
1
Находить пересечение множеств. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
13
Решение задач.
1
Выполнять умножение и деление двузначного числа на однозначное; решать задачи с пропорциональными величинами.
14
Объединение множеств.
Знак U.
1
Находить пересечение множеств и объединение множеств.
15
Письменный прием умножения двузначного числа на однозначное число.
1
Использовать таблицу умножения; умножать двузначное число на однозначное, используя распределительное свойство умножения.
Составляют план и последовательность действий.
16
Свойства операции объединения множеств.
1
Находить объединение множеств, определять свойства объединения множеств.
17
Разбиение множеств на части по свойствам (классификация).
1
Находить взаимосвязь между компонентами и результатами объединения множеств.
18
Разбиение множеств на части по свойствам (классификация).
1
Определять множества, элементы множеств; находить объединение множеств, пересечение множеств; решать задачи с пропорциональными величинами.
19
Из истории натуральных
чисел. Как люди научились считать.
1
Планировать поиск и организацию информации; искать информацию в учебнике, справочниках, энциклопедиях, интернет - ресурсах, оформлять и представлять результаты выполнения проектных работ.
20
Контрольная работа по теме «Множество и операции над ними»
1
Выполнять самостоятельно контрольные задания.
21
Работа над ошибками.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
22
Система счисления.
1
Планировать поиск и организацию информации; искать информацию в учебнике, справочниках, энциклопедиях, интернет - ресурсах, оформлять и представлять результаты выполнения проектных работ.
Операции над числами (22 ч.)
23
Многозначные числа.
1
Называть разряды чисел; читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, называть их десятичный состав.
24
Многозначные числа.
1
Определять нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
25
Многозначные числа. Представление их в виде суммы разрядных слагаемых.
1
Называть разряды чисел; читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, знать их десятичный состав.
26
Сложение и вычитание многозначных чисел.
1
Называть нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
27
Сложение и вычитание многозначных чисел.
1
Называть нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
28
Сложение и вычитание многозначных чисел.
1
Называть нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
29
Многозначные числа.
1
Называть нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
30
Многозначные числа.
1
Называть нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
31
Многозначные числа.
1
Называть нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
32
Контрольная работа по теме «Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел».
1
Выполнять самостоятельно контрольные задания.
33
Анализ и работа над ошибками в
контрольной работе.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
34
Умножение на 10,100, 1000...
1
Определять десятичный состав чисел; использовать правила умножения и деления круглых чисел.
35
Умножение круглых чисел.
1
Определять десятичный состав чисел; использовать правила умножения и деления круглых чисел.
36
Деление на 10, 100,1000...
1
Определять десятичный состав чисел; использовать правила умножения и деления круглых чисел.
37
Деление круглых чисел.
1
Определять десятичный состав чисел; использовать правила умножения и деления круглых чисел.
38
Единицы длины.
1
Определять единицы длины, выполнять перевод из одних единиц в другие; производить действия с именованными числами.
39
Единицы длины.
1
Определять единицы длины, выполнять перевод из одних единиц в другие; производить действия с именованными числами
40
Единицы массы. Грамм.
1
Определять единицы массы, выполнять перевод из одних единиц в другие; производить действия с именованными числами.
41
Единицы массы. Тонна. Центнер.
1
Определять единицы массы, выполнять перевод из одних единиц в другие; производить действия с именованными числами
42
Игра-путешествие «ИКС-пе-диция к Математическому полюсу».
1
Определять нумерацию чисел; выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.
43
Контрольная работа по теме «Умножение и деление круглых чисел».
1
Выполнять самостоятельно контрольные задания.
44
Работа над ошибками.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Умножение и деление многозначных чисел (19 ч.)
45
Умножение на однозначное число.
1
Использовать распределительное свойство умножения
46
Умножение на однозначное число.
1
Использовать распределительное свойство умножения.
47
Умножение круглых чисел в случаях, сводящихся к умножению
на однозначное число
1
Использовать распределительное свойство умножения.
48
Решение задач на нахождение величин по их сумме и разности.
1
Решать простые уравнения всех видов.
49
Деление на однозначное число.
1
Определять состав многозначных чисел; выполнять операцию деления многозначных чисел на однозначное.
Составляют план и последовательность действий.
50
Деление на однозначное число.
1
Определять состав многозначных чисел; выполнять операцию деления многозначных чисел на однозначное.
51
Деление на однозначное число.
1
Определять состав многозначных чисел; выполнять операцию деления многозначных чисел на однозначное
52
Деление на однозначное число с получением нуля в частном.
1
Определять состав многозначных чисел; выполнять операцию деления многозначных чисел на однозначное.
53
Деление круглых чисел
без остатка.
1
Определять состав многозначных чисел; выполнять операцию деления многозначных чисел на однозначное.
54
Деление круглых чисел.
1
Определять состав многозначных чисел; выполнять операцию деления многозначных чисел на однозначное.
55
Деление на однозначное число с остатком.
1
Выполнять алгоритм деления с остатком многозначных круглых чисел.
56
Деление на однозначное число с остатком.
1
Выполнять алгоритм деления с остатком многозначных круглых чисел.
57
Практическая работа Преобразование фигур.
1
Выполнять простейшее преобразование фигур на бумаге.
58
Практическая работа. Симметрия.
1
Определять названия геометрических фигур, строить фигуры.
59
Практическая работа. Симметрия.
1
Определять названия геометрических фигур, строить фигуры.
60
Симметричные фигуры.
1
Сравнивать геометрические фигуры.
61
Практическая работа. Симметричные фигуры.
1
Строить симметричные фигуры.
62
Контрольная работа за I полугодие
1
Выполнять самостоятельно контрольные задания.
63
Работа над ошибками.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Меры времени. Выражение с переменной. Уравнение (18ч.)
64
Меры времени.
1
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.
Определять время по часам; пользоваться календарем; переводить единицы времени.
65
Календарь.
1
Определять время по часам; пользоваться календарем; переводить единицы времени.
66
Меры времени. Календарь.
1
Определять время по часам; пользоваться календарем; переводить единицы времени.
67
Таблица мер времени.
1
Называть единицы времени, определять время.
68
Часы.
1
Называть единицы времени, определять время.
69
Часы.
1
Называть единицы времени, определять время.
70
Сравнение, сложение и вычитание единиц времени.
1
Решать текстовые задачи, связанные с мерами времени.
71
Переменная.
1
Составлять выражения с переменной.
72
Выражение с переменной
1
Составлять выражения с переменной.
73
Верно и неверно.
1
Составлять выражения с переменной.
74
Всегда и иногда.
1
Строить верные и неверные высказывания с помощью логических связок.
75
Равенство и неравенство.
1
Различать выражения, равенства, неравенства и уравнения
76 Уравнения.
1
Определять и находить неизвестный компонент.
77 Уравнения.
1
Определять и находить неизвестный компонент.
78 Уравнения.
1
Определять и находить неизвестный компонент.
79 Уравнения.
1
Определять и находить неизвестный компонент.
80 Контрольная работа по теме «Уравнение».
1
Выполнять самостоятельно контрольные задания.
81 Работа над ошибками.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Формулы (39ч.)
82
Формулы S = a ∙ b, P = (a + b) ∙2.
1
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Определять, что такое прямоугольник, вычислять периметр и площадь фигуры.
83
Формула объема прямоугольного параллелепипеда.
1
Определять, что такое параллелепипед, вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
84
Формула деления с остатком.
1
Определять формулу деления с остатком.
85
Решение задач с помощью формул.
1
Определять виды задач, составлять схемы задач.
86
Решение задач с помощью формул.
1
Определять виды задач, составлять схемы задач.
87
Скорость. Время. Расстояние.
1
Определять величины «скорость», «время» «расстояние», отношения между ними.
88
Формула пути.
1
Определять величины «скорость», «время», «расстояние», выполнять действия с величинами.
89
Формула пути.
1
Определять величины, выполнять действия с величинами.
90
Решение задач на движение.
1
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами.
91
Решение задач на движение.
1
Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами
92
Решение задач на движение.
1
Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами
93
Решение задач на движение.
1
Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами.
94
Решение задач на движение.
1
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами.
95
Решение задач на движение.
1
Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами.
96
Решение задач на движение.
1
Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами.
Учитывать правило в планировании и контроля способа решения.
97
Решение задач на движение.
1
Определять величины «скорость», «время», «расстояние»; выполнять действия с величинами
98
Контрольная работа по теме «Решение задач на движение».
1
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Выполнять самостоятельно контрольные задания
99
Работа над ошибками.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
100
Умножение на двузначное число.
1
Определять состав многозначных чисел; выполнять операцию умножения многозначных чисел на двузначное.
101
Формула стоимости.
1
Определять величины «стоимость», «цена», «количество»; определять виды задач, составлять схемы задач.
102
Формула стоимости.
1
Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
103
Формула стоимости.
1
Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
104
Формула стоимости.
1
Использовать знаково-символический средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
105
Контрольная работа по теме «Формула стоимости»
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
106
Работа над ошибками. Умножение на трехзначное число.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
определять состав числа; выполнять действия умножения с многозначными числами.
107
Умножение на трехзначное число.
1
Определять состав числа; выполнять действия умножения с многозначными числами.
108
Умножение на трехзначное число.
1
Определять состав числа; выполнять действия умножения с многозначными числами.
109
Формула работы.
1
Определять величины «работа», «время», «производительность»
110
Формула работы.
1
Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
111
Формула работы.
1
Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
112
Формула работы.
1
Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
113
Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число».
1
Выполнять самостоятельно контрольные задания
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
114
Работа над ошибками.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
115
Формула произведения.
1
Находить взаимосвязь величин и их обозначение, формулу, устанавливающую зависимость между этими величинами.
116
Способы решения составных задач.
1
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
117
Способы решения составных задач.
1
Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
118
Способы решения составных задач.
1
Устанавливать аналогии. Решать разные виды задач, составлять схемы задач.
119
Умножение многозначных чисел.
1
Определять состав числа; выполнять действия умножения с многозначными числами
120
Умножение многозначных чисел.
1
Определять состав числа; выполнять действия умножения с многозначными числами.
Повторение (17ч.)
121
Решение задач на движение.
1
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
122
Решение задач на производительность.
1
Решать текстовые задачи арифметическим способом
123
Решение задач по теме «Цена. Количество. Стоимость».
1
Владеть общим приёмом решения задач. Решать текстовые задачи арифметическим способом.
124
Мониторинг.
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
125
Промежуточная аттестация.
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
126
Работа над ошибками.
1
Адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
127
Решение уравнений.
1
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
128
Внетабличное умножение и деление.
1
Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве.
129
Внетабличное умножение и деление.
1
Принимать и сохранять учебную задачу.
130
Умножение многозначных чисел.
1
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
131
Умножение многозначных чисел.
1
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
132
Умножение многозначных чисел.
1
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
133
Умножение многозначных чисел.
1
Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
134
Деление многозначных чисел.
1
Формулировать собственное мнение и позицию.
135
Деление многозначных чисел.
1
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
136
Деление многозначных чисел.
1
Строить понятные для партнёра высказывания.
137
Деление многозначных чисел.
1
Задавать вопросы.
Резерв (3 ч.)
138-140
Резерв
3
IX. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика» в 3 классе. Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты 1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности. 2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний. 3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации. 4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. 6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций. 7. Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. 8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты 1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения. 2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта. 3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера. 5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности. 7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением. 8. Формирование специфических для математики логических операций(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления. 9. Овладение навыками смыслового чтения текстов. 10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения. 11. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать. 12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний. 13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания. 14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета Математика».
Предметные результаты 1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. 2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений. 3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов. 4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. 6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере
X. Система оценки достижения планируемых результатов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ Работа, состоящая из примеров: «5» - без ошибок. «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки. «3» - 2 - 3 грубые и 1 - 2 негрубые ошибки или 3 более негрубые ошибки. «2» - 4 и более грубых ошибки. Работа, состоящая из задач: «5» - без ошибок. «4» - 1 - 2 негрубые ошибки. «3» - 1 грубая и 3 - 4 негрубые ошибки. «2» - 2 и более грубых ошибки. Комбинированная работа: «5» - без ошибок. «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. «3» - 2 - 3 грубые и 3 - 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «2» - 4 и более грубых ошибки. Грубые ошибки: 1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах. 2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий. 3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишнее действие). 4. Не решённая до конца задача или пример. 5. Невыполненное задание. Негрубые ошибки: 1. Нерациональный приём вычислений. 2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. 3. Неверно сформулированный ответ задачи. 4. Неправильное списывание данных, чисел, знаков. 5. Недоведение до конца преобразований. Примечание: За грамматические ошибки оценка не снижается. Задания повышенного уровня Задания повышенного уровня в письменных контрольных работах оцениваются отдельно: «5» - выполнены верно 2 задания; «4» - выполнено верно 1 задание из 2-х; Неверно выполнены оба задания - оценка не ставится.
ТЕСТ
85% - 100% - оценка «5»; 71% - 84% - оценка «4»; 50% - 70% - оценка «3»; меньше 49% - оценка «2».
СКОРОСТНЫЕ НАВЫКИ
Сложение и вычитание в пределах десяти - 8 примеров. Сложение и вычитание с переходом через десяток - 6 примеров. Таблица умножения - 8 примеров. Внетабличное умножение и деление - 6 примеров. Сложение и вычитание в пределах тысячи - 6 примеров. Общие вычисления - 6 примеров.
Контрольный устный счёт: «5» - без ошибок; «4» - 1 - 2 ошибки; «3» - 3 - 4 ошибки; «2» - 5 и больше.
XI. Оснащённость учебного процесса по предмету «Математика»
11.1 Учебно-методическое обеспечение
- Л.Г. Петерсон. «Математика», учебник для 2 класса: в 3 ч.- М.: «Ювента», 2013;
11.3 Информационное обеспечение Интернет-ресурсы: 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival. 1september.ru 4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: uroki.ru
- Информационные средства (мультимедийные программы, электронные учебные издания и др)
Математика (уроки Кирилла и Мифодия) 2 класс, 1 часть.
Математика (уроки Кирилла и Мифодия) 2 класс, 2 часть.
Изучаем единицы измерения! Интерактивный тренажер. 1С: Образовательная коллекция
Математика 1 - 4 классы. Тесты.
Уроки математики. Домашний тренажер. Для учеников 1-4 классов.
Математика на планете счетоводов. Обучение с приключением для детей 5-9 лет.
Учимся считать. Сборник игр, развивающих математические навыки. Несерьезные уроки. Возраст 5-8 лет.
Учимся думать. Сборник занимательных игр, развивающих навыки мышления. Несерьезные уроки. Возраст 5-9 лет.
1