Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель Маханева Т.А. Класс: 1 Тип урока: Урок открытия нового знания. Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Цель урока: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды; Задачи урока: 1. - создать представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; - с помощью опыта показать процессы загрязнения и очистки воды; - раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

2. - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать речь, мышление.

3. воспитывать бережное отношение к природе и водоемам, воспитывать коммуникативную культуру.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: проследить путь воды, которую используем дома, научить проводить опыты

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

делать выводы и обобщения

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

планировать свою деятельность на уроке;

контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;

слушать и слышать учителя, другого ученика;

доносить до собеседника свою точку зрения;

построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные УУД

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, физкультура (музыкальные физминутки). Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков (1 класс); словарь русского языка Ожегова Сергея Ивановича;

технические: ноутбук, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков / 1 класс/, фонограмма шума морского прибоя, магнитофон.

демонстрационные: глобус, колбы, воронка, фильтр, активированный уголь, наглядные пособия с изображением реки, индивидуальный раздаточный материал (конверты с текстом пословицы), презентация к уроку.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.




Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверяют, садятся.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: самоопределение.

Создание эмоциональной ситуации


Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Тепло.

Подготовка к восприятию

Стихотворение о воде

Ребята, сегодня начнем наш урок с загадки:

Она и в озере,

Она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит.

-Что это?

- Прослушаем шум морского прибоя. СЛАЙД 1

- Послушаем стихотворение о воде. СЛАЙДЫ 2-6


-Вода

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!

Познавательные: формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию.

Выявление места и причины затруднения.






Сравнение, рассуждение

- Для чего нужна вода?

- Кому нужна вода?

- Как человек ее использует? Посмотрите на глобус. - Каким цветом на глобусе изображена вода? -Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым) -Почему? -Да, вода занимает большую часть земного шара. -Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным? (чистая, пресная) - А какая она на вкус? (безвкусная, пресная) - А знаете ли, ребята, как вода в дом приходит? (нет)

- Так о чем мы будем говорить на уроке? (откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит) СЛАЙД 7


Дети высказывают свое мнение.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Построение проекта выхода из затруднения.


- Внимание на экран! СЛАЙД 8 - Проследим путь воды по иллюстрации. Открываем учебник на стр.60.

-Так откуда к нам в дом приходит вода?

- Какая вода приходит в дом: чистая или грязная?

- Правильно, она проходит очистку и по трубам поднимается в квартиры.

- Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке?

- Какой становится вода после стирки, мытья посуды, рук, приема ванны?

- Каким цветом на рисунке она обозначена?

- Должна ли грязная вода попадать в реки?

- Почему? (она может навредить рыбам и другим речным жителям)

- Значит в каких сооружениях должна проходить очистку грязная вода?

Познавательные: высокая степень познавательной активности,

Регулятивные:

прогнозирование,

Коммуникативные: стимулирование учащихся к выражению собственного мнения


Физминутка (музыкальная)

Реализация построенного проекта.



Сказка о «Больной» речке





- Открыли тетради с.38 задание №1. покажи стрелками путь воды от реки до… реки. - Ребята, послушайте сказку о «больной» речке и ответьте на вопрос: «Как помочь обитателям этой речки?» Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… (на доске вывешиваются наглядные пособия с изображением реки) Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной… - А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. - А ты, подружка, чего такая фиолетовая? - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле - еле выбралась из под мусора. - Как же мы можем помочь обитателям этой реки?

Дети работают в рабочих тетрадях.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


- Растворим активированный уголь в колбе с водой.

- Что произошло с водой?

- В такой воде может поселиться кто-то очень вредный для здоровья. СЛАЙД 9

- Прочтите, что говорит наша гостья.

- Как ее зовут?

- От каких слов образовано ее имя?

- Почему именно на этом уроке она появилась у нас?

- Итак, у нас - грязная вода. Грязючка этому очень рада. Что же делать с такой грязной водой? - Давайте проведем опыт по очистке воды. Возьмем фильтр. А кто знает, что это такое?

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

(ФИЛЬТР: прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твердых частиц, примесей)

- Так же возьмем стакан и поместим в него воронку и пропустим воду через фильтр. Посмотрите, что получилось? - Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? -Где она осталась? -Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. -А воду в домашних условиях можно тоже очистить. Для этого используют вот такие бытовые фильтры! (показать бытовой фильтр)

- Вот и не стало Злючки-Грязючки!

- Стала мутной, грязной.

- Злючка-Грязючка.

- Зло и грязь.

- Потому что у нас грязная вода.

- Очистить.



- Вода стала чище, а на фильтре остались следы от краски.

- Да.

- На фильтре.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Физминутка Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

Включение в систему знаний и повторение Сценка -Ребята, Саша и Богдан приготовили для вас небольшую сценку.




-Как вы оцениваете поведение одноклассников? Хорошо ли мальчики поступили?

- Значит надо как относиться к запасам воды?

- Правильно! Ведь запасы пресной воды небезграничны. Работа в парах -Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». СЛАЙД 10
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило. Загадки: СЛАЙДЫ 11-13 1 А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней бельё стирала. А потом, а потом Я купался под дождём. (душ)
2 Плещет тёплая вода в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
3 Если речка по трубе прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нём - как мы это назовём? (водопровод)

- Привет, Егор! А что ты такой веселый?

-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики! А потом пошли на улицу.

-А кран закрыли?

-А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем…

- Плохо.

- Бережно.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждая его, культура поведения в учебном диалоге.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


-Что нового вы сегодня узнали? - Где пригодятся новые знания? - Какой вывод можно сделать? - Благодарю вас за стремление общаться на уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. А на память о нашем уроке я дарю Вам «чистую капельку»! Успехов вам, ребята! СЛАЙД 13

Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: эмоционально-положительное восприятие учения.



© 2010-2022