- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Урок окружающего мира Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Маханёва Т.А. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель урока: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды; Задачи урока: 1. - создать представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; - с помощью опыта показать процессы загрязнения и очистки воды; - раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
2. - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать речь, мышление.
3. воспитывать бережное отношение к природе и водоемам, воспитывать коммуникативную культуру.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: проследить путь воды, которую используем дома, научить проводить опыты
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
делать выводы и обобщения
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
планировать свою деятельность на уроке;
контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
слушать и слышать учителя, другого ученика;
доносить до собеседника свою точку зрения;
построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, физкультура (музыкальные физминутки). Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ресурсы:
информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков (1 класс); словарь русского языка Ожегова Сергея Ивановича;
технические: ноутбук, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков / 1 класс/, фонограмма шума морского прибоя, магнитофон.
демонстрационные: глобус, колбы, воронка, фильтр, активированный уголь, наглядные пособия с изображением реки, индивидуальный раздаточный материал (конверты с текстом пословицы), презентация к уроку.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Проверяют, садятся.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: самоопределение.
Создание эмоциональной ситуации
Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
-Тепло.
Подготовка к восприятию
Стихотворение о воде
Ребята, сегодня начнем наш урок с загадки:
Она и в озере,
Она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
-Что это?
- Прослушаем шум морского прибоя. СЛАЙД 1
- Послушаем стихотворение о воде. СЛАЙДЫ 2-6
-Вода
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Познавательные: формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию.
Выявление места и причины затруднения.
Сравнение, рассуждение
- Для чего нужна вода?
- Кому нужна вода?
- Как человек ее использует? Посмотрите на глобус. - Каким цветом на глобусе изображена вода? -Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым) -Почему? -Да, вода занимает большую часть земного шара. -Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным? (чистая, пресная) - А какая она на вкус? (безвкусная, пресная) - А знаете ли, ребята, как вода в дом приходит? (нет)
- Так о чем мы будем говорить на уроке? (откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит) СЛАЙД 7
Дети высказывают свое мнение.
Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний
Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Построение проекта выхода из затруднения.
- Внимание на экран! СЛАЙД 8 - Проследим путь воды по иллюстрации. Открываем учебник на стр.60.
-Так откуда к нам в дом приходит вода?
- Какая вода приходит в дом: чистая или грязная?
- Правильно, она проходит очистку и по трубам поднимается в квартиры.
- Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке?
- Какой становится вода после стирки, мытья посуды, рук, приема ванны?
- Каким цветом на рисунке она обозначена?
- Должна ли грязная вода попадать в реки?
- Почему? (она может навредить рыбам и другим речным жителям)
- Значит в каких сооружениях должна проходить очистку грязная вода?
Познавательные: высокая степень познавательной активности,
Регулятивные:
прогнозирование,
Коммуникативные: стимулирование учащихся к выражению собственного мнения
Физминутка (музыкальная)
Реализация построенного проекта.
Сказка о «Больной» речке
- Открыли тетради с.38 задание №1. покажи стрелками путь воды от реки до… реки. - Ребята, послушайте сказку о «больной» речке и ответьте на вопрос: «Как помочь обитателям этой речки?» Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… (на доске вывешиваются наглядные пособия с изображением реки) Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной… - А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. - А ты, подружка, чего такая фиолетовая? - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле - еле выбралась из под мусора. - Как же мы можем помочь обитателям этой реки?
Дети работают в рабочих тетрадях.
Личностные: смыслообразование.
Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Растворим активированный уголь в колбе с водой.
- Что произошло с водой?
- В такой воде может поселиться кто-то очень вредный для здоровья. СЛАЙД 9
- Прочтите, что говорит наша гостья.
- Как ее зовут?
- От каких слов образовано ее имя?
- Почему именно на этом уроке она появилась у нас?
- Итак, у нас - грязная вода. Грязючка этому очень рада. Что же делать с такой грязной водой? - Давайте проведем опыт по очистке воды. Возьмем фильтр. А кто знает, что это такое?
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
(ФИЛЬТР: прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твердых частиц, примесей)
- Так же возьмем стакан и поместим в него воронку и пропустим воду через фильтр. Посмотрите, что получилось? - Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? -Где она осталась? -Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. -А воду в домашних условиях можно тоже очистить. Для этого используют вот такие бытовые фильтры! (показать бытовой фильтр)
- Вот и не стало Злючки-Грязючки!
- Стала мутной, грязной.
- Злючка-Грязючка.
- Зло и грязь.
- Потому что у нас грязная вода.
- Очистить.
- Вода стала чище, а на фильтре остались следы от краски.
- Да.
- На фильтре.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Физминутка Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без… ВОДЫ!
Включение в систему знаний и повторение Сценка -Ребята, Саша и Богдан приготовили для вас небольшую сценку.
-Как вы оцениваете поведение одноклассников? Хорошо ли мальчики поступили?
- Значит надо как относиться к запасам воды?
- Правильно! Ведь запасы пресной воды небезграничны. Работа в парах -Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». СЛАЙД 10
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило. Загадки: СЛАЙДЫ 11-13 1 А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней бельё стирала. А потом, а потом Я купался под дождём. (душ)
2 Плещет тёплая вода в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
3 Если речка по трубе прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нём - как мы это назовём? (водопровод)
- Привет, Егор! А что ты такой веселый?
-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики! А потом пошли на улицу.
-А кран закрыли?
-А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем…
- Плохо.
- Бережно.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждения.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждая его, культура поведения в учебном диалоге.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Что нового вы сегодня узнали? - Где пригодятся новые знания? - Какой вывод можно сделать? - Благодарю вас за стремление общаться на уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. А на память о нашем уроке я дарю Вам «чистую капельку»! Успехов вам, ребята! СЛАЙД 13
Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности
Познавательные: рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: эмоционально-положительное восприятие учения.