Доклад Опыт работы нач. и средней школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 13» г.о. Нальчик









ДОКЛАД



«ОПЫТ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»





учителя начальных классов

Сабанчиевой А.Х.

2014-2015 учебный год

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

И. Г. Песталоцци Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на достижение не только предметных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации преемственности между начальной и основной школами, личностной включённости в неё всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности образовательного учреждения необходимо рассматривать:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  • новые подходы к организации труда учителей-предметников;
  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  • новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  • поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;
  • формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в рамках ФГОС

Необходимость рассмотрения данного проекта обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых надо направить деятельность гимназии. 1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии. В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли. 2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях. Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы. Надо отметить факторы, влияющие на детей при переходе из 4 класса в 5-й: содержание обучения; методы и формы обучения; требования к учащимся; образовательное пространство; смена классного руководителя; количество новых учителей; организация свободного времени. Для более эффективного перехода из 4-го класса в 5-й была бы положительной организация таких направлений, как: - привлечение учителей-предметников к преподаванию в начальной школе; - проведение регулярного мониторинга качества образования учащихся и условий труда; - выработка единых требований к образовательному процессу между учителями начальной школы и учителями-предметниками основной школы.

«Только то знание делается нашим зрелым достоянием,

когда мы приходим к нему, добываем его сами»

Якуб Колас
Мы должны думать, как заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности и помочь ему познать себя. Позиция ученика становится активная, он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Для этого на уроках учитель создаёт условия, позволяющие научить детей ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, осуществлять поиск решения, контролировать и оценивать свои достижения. Учащиеся при этом учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умения жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга. Одной из форм реализации системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности является метод проектов. Организация и содержание проектной деятельности обучающихся выстроены нами на основе сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Применение метода проектов в образовательном процессе нашей гимназии способствует возникновению взаимодействия обучающихся творческого объединения между собой, с педагогом, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности и не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира ребенка.















Литература 1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). 2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998 3. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001. 144 с. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр «Академия», 1999, - 224 с. 5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55 6. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. - М.: МИПКРО, 2001. 160с 7. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149. 8. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5. 9. Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой - М.: Просвещение, 2011. 10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2011.







© 2010-2022