Урок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объекта

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики в 3 классе. 1 год обучения.

Тема: Состав и действия объекта.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием составных частей и действий объектов;

  • Научить обобщать и классифицировать объекты по их действиям;

  • Научить описывать и определять предметы через их составные части;

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственные представления, речь, интерес к предмету;

  • Воспитывать чувство взаимопомощи;

  • Формировать навыки самооценки и самоконтроля.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, картинки с изображением различных предметов, у которых удобно назвать какое-либо действие, мяч, конверты с карточками для составления алгоритма.

План урока.

  • Оргмомент. Мобилизующий этап.

  • Разминка.

  • Актуализация знаний.

  • Объяснение нового материала.

  • Закрепление изученного.

  • Итог урока.

  • Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент. Мобилизующий этап.

- В начале нашего урока мне хотелось бы дать вам один совет. Он записан на доске, но, чтобы его прочитать, нужно восстановить последовательность чисел:

4 1 5 2 6

язы не ком спе торо

3 7 8 9

ши пись де лом

(Не спеши языком, торопись делом)

- Как вы понимаете эту пословицу?

2. Разминка.

Логические задачи.

  • Мама купила новые коробочки для крупы. На них было написано: рис, манка, гречка. Она уже приготовила соответствующие крупы, но что-то ее отвлекло. Маленький Юра решил помочь маме и сам пересыпал крупу. Но все надписи оказались ложными. Когда мама открыла коробочку с надписью «рис», то увидела там гречку. Какая крупа в коробочке с надписью «гречка»?

  • Четыре ученика - Витя, Петя, Юра и Сергей - заняли на олимпиаде четыре первых места. На вопрос, какие места они заняли, были даны ответы:

    • Петя - второе, Витя - третье;

    • Сергей - второе, Петя - первое;

    • Юра - второе, Витя - четвертое.

Укажите, кто какое место занял, если в каждом ответе правильно только одна его часть.

  • На острове есть всего два города А и В. В городе А живут правдивые люди, а в городе В - лгуны. Путешественник встретил островитянина на дороге, соединяющей эти города. Он не знал, в какой стороне какой город и кем был островитянин - правдивым человеком или лгуном, но, задав всего один вопрос, сумел определить положение обоих городов. Какой вопрос мог задать путешественник? (Указав на один из городов рукой, путешественник может спросить: «Вы живете в этом городе?» На этот вопрос и правдивый человек, и лгун ответят одинаково: да, если путешественник указал на город А; нет, если он указал на город В)

3. Актуализация знаний.

Учитель. На предыдущих уроках мы с вами учились составлять алгоритмы. Давайте вспомним, что это такое?

- На какой вопрос можно ответить с помощью алгоритма? (Как это сделать?)

- Какие алгоритмы мы встречали?

- Составьте алгоритм заданного вида, используя карточки с записанными на них командами из конверта у вас на столе (1 группа - линейный «Приготовься к уроку», 2 группа - алгоритм с ветвлением «Купи мороженое», 3 группа - алгоритм с циклом «Помой посуду»)

Приготовься к уроку Купи мороженое Помой посуду

Урок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объектаУрок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объектаУрок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объекта

- Мы с вами всегда составляли алгоритмы, используя знакомые нам понятия и названия предметов, назначение которых не требовало объяснений.

- Но представьте себе, что вам необходимо объяснить иностранцу, который плохо говорит по-русски или малышу, что такое, например, гербарий, мороженое или карусель и т. д.

- Какой вопрос вам зададут, чтобы узнать это? Какой вопрос вы задаете, чтобы узнать о предмете, который вам незнаком? (Что это такое?)

4. Объяснение нового материала.

- Давайте попробуем подробно описать предмет, который вы видите (учитель показывает карандаш)

- Что можно про него сказать? (он деревянный, внутри стержень - грифель, им можно рисовать, писать, его можно держать в руке, точить и т. д.)

- Мы сейчас ответили на два важных вопроса: из чего состоит предмет (что у предмета есть - будем говорить - состав предмета) и что им можно делать - действия предмета.


  • Игра «Угадайка»

    • Водящий (ученик) отворачивается к доске - учитель показывает классу картинку (слайд). Водящий должен угадать, какой предмет загадали. При этом он может задать два вопроса классу:

- Из чего состоит?

- Что с ним можно делать?

Учитель. Помните, что вы должны называть только существенные признаки, по которым можно узнать этот предмет.

(матрешка, елка, пожарная машина, велосипед, часы)

  • - А теперь поменяем правила: водящий описывает предмет, который видит только он, остальные должны угадать, что это за предмет.

(книга, собака, ножницы, гриб, телефон)


  • С оставление таблицы свойств.

- На какие вопросы мы отвечали, чтобы описать предмет? (Из чего состоит? Что делает?)

- Опишем предмет, используя таблицу.

а) Карточка № 1 (слайд 10)

ЧАЙНИК

состав

(из чего состоит?)

действия

(что с ним можно делать?)

б) Карточка № 2 (слайд 11)

- Кого будем описывать?

- Чем отличаются вопросы этой таблицы от вопросов предыдущей?

- Почему?

- Заполните таблицу самостоятельно. Обращайте внимание на существенные признаки данного объекта.

ШКОЛЬНИК

состав

(что у него есть?)

действия

(что умеет делать?)








ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (игра «Бывает - не бывает»)

- Если предмет выполняет это действие - вы сидите, если нет - встаете.

  • Лягушка кукарекает

  • Книгу читают

  • Курица плавает

  • Сосиску едят

  • Пингвин летает

  • Лопатой подметают пол

  • Веником подметают пол

  • Лодка плывет по небу

  • Мальчик сломал карандаш

  • Девочка съела чайник и т. д.

5. Закрепление изученного.

а) Угадайте, о каком сказочном герое идет речь. Какой признак вам помог больше всех? (слайд 12)

  • Человек

  • Герой сказки

  • Любит ходить по лесу

  • Не боится волков

  • Любит свою бабушку

  • Носит пирожки

  • Всегда ходит в шапочке


  • Игра «Это есть у …» (с мячом)

1) Учитель. Сейчас я буду называть какую-либо составную часть объекта, а вы должны вспомнить и назвать как можно больше предметов или живых существ, у которых эта часть есть.

  • иголки (у ежа, у дикобраза, у елки, у портного …)

  • корни (у растений, у грибов, у зубов, у слов …)

  • зубья (у расчески, у вилки, у граблей …)

  • крылья (у птиц, у самолета, у мельницы, у насекомых …)

  • язык (у человека, у колокола, у костра, у ботинок …)

  • длинные уши (у зайца, у осла …)

  • гребень (у петуха, у волны …)

2) Учитель. Я буду называть объект, а вы придумываете как можно больше действий, которые этот объект может выполнить (или действия, которые с ним можно произвести)

  • картошка (можно съесть, посадить, разрезать, сварить, поджарить …)

  • книга (прочитать, перелистать, поставить на полку, подклеить …)

  • кошка (она может мурлыкать, поймать мышь, ее можно погладить, накормить…)

  • яйцо (его можно поджарить, сварить, из него может вылупиться цыпленок …)

  • ваза (поставить цветы, налить воды, разбить …)

  • желудь (посадить, сделать поделку, его может съесть поросенок …)

б) Самостоятельная работа на карточке № 3.

Урок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объекта

в) Учитель. Многие из вас любят разгадывать кроссворды. Одной из разновидностей кроссвордов является чайнворд. Кто может объяснить, что это такое?

В словаре С. И. Ожегова дается такое объяснение :

«Чайнворд - игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова начинает собой следующее»

Я предлагаю вам попробовать разгадать чайнворд, используя подсказки - существенные признаки объектов.

- Прочитайте первый вопрос. Найдите в чайнворде цифру 1, сосчитайте клетки от цифры 1 до цифры 2 (4). Значит в слове 4 буквы.

1




2









4




3



  1. Птица с длинным клювом, вьет гнездо на крыше.

  2. Угощение, пекут к празднику.

  3. Зверь с полосками, охотится.

  4. Есть берега, течет.

г) Учитель. Конечно, все вы любите отгадывать загадки. Подумайте, на чем они основаны? Как составляются загадки? В основе любой загадки о предмете лежит состав и действие какого-либо предмета или живого существа, поэтому очень важно уметь выделять составные части и свойства объекта.

- Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

- Какие свойства и действия объекта подсказали вам отгадку?

Отгадайте еще одну загадку:

Ни зверь, ни птица,

А нос как спица.

Летит - кричит,

Сядет - молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет. (Комар)

- Чем отличается эта загадка от первой? (Использованы сравнения)

- А теперь давайте составим загадку сами, используя те составные части и сравнения, которые даны в таблице.

РЫБА СОСТАВ

чешуя

хУрок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объектавост

пУрок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объекталавники

На что похоже?

Кольчуга воина

Веер принцессы

Крылья птицы


Урок информатики в 3 классе. Тема: Состав и действия объекта ЗАГАДКА

Есть …, а не …, Есть кольчуга, а не воин,

Есть …, Есть веер,

А не …, А не принцесса,

Есть …, Есть крылья,

А не …. А не птица.

6. Итог урока.

- Что же нужно знать о предмете, чтобы назвать его?

- Какие свойства или признаки можно назвать существенными?

7. Домашнее задание (по выбору)

а) Составить чайнворд.

б) Придумать загадку, нарисовать отгадку.

© 2010-2022