Урок по русскому языку В мире занимательной фразеологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: В мире занимательной фразеологии.

Цели: Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас.

  2. Развивать концентрацию и объём внимания.

  3. Развивать мышление, формировать умения осуществлять обобщение, мыслительные операции: сравнение, различие,
    воображение.

4. Развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию.
Воспитывающие:

  1. Воспитывать коммуникативные умения: вести диалог,
    взаимодействовать с партнёрами, владеть языком как средством коммуникации.

  2. Прививать любовь к предмету.

Задачи:

Учебные задачи:

1. Пропедевтическая работа на основе лингвистического материала.

  1. Формирование умения пользоваться фразеологическими оборотами в
    речи.

  2. Полнее открыть для учащихся значение фразеологизмов в современной
    речи.

  3. Повышение уровня владения родным языком.

5. Раскрытие смысла и художественно - выразительных возможностей
фразеологизмов.

6. Запоминать в занимательной форме написание фразеологизмов.
Учебные действия:

  • написание фразеологических оборотов;

  • умение пользоваться в современной речи фразеологическими оборотами;

  • составление мини - сочинений с использованием фразеологизмов;

- выбирать речевой жанр (на основе анализа ситуации, в том числе и
ролевых позиций участников);

- выстраивание адекватного речевого поведения;

- корректировать свою стратегию (координировать свои действия с
действиями партнёра). Оборудование: учебник «Русский язык» А.В.Поляковой, «Учебный фразеологический словарь» Е.Н. Быстровой, А.П.Окуневой, название станций, фразеологизмами, индивидуальные словарики на каждого ребёнка, кроссворды на каждого ученика, рисунки с индивидуальные карточки по теме.

Ход урока

1. Мобилизующий этап урока,

- На доске написаны высказывания:
Делу - время, потехе - час.
Болеть душой.

Доброе имя дороже богатства.

Закрывать глаза.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Заруби себе на носу.

Учитель: Прочитайте высказывания. Скажите, что в них общего?

Это произведения устного народного творчества, которые имеют

поучительный смысл.

Учитель: На какие группы можно поделить эти высказывания.

-Пословицы и фразеологизмы.

  • Докажите!

  • Что такое пословицы?

-Это высказывания, которые относятся к устному народному творчеству и имеют поучительный смысл.
  • Пословицы у русского народа есть о Родине, о труде, о семье, о человеке.

  • Что такое фразеологизмы?
    - Это особые обороты речи.

  • Устойчивые выражения.

  • Они делают нашу речь богатой и образной.

  • Их можно употреблять в современной речи.

2. Формулирование темы и цели урока. Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая выше сказанное.

  • Я думаю, занимательные фразеологизмы.

  • Мы будем обобщать знания о фразеологизмах, потому что мы их изучаем
    уже давно.

  • А какой девиз мы выберем для сегодняшнего урока из выражений, которые
    записаны на доске.

-Делу - время, а потехе - час.

- Обоснуйте свой выбор.

  • Мы изучали фразеологизмы почти на каждом уроке, а теперь пришло
    время показать, как мы их усвоили, поэтому эта пословица очень хорошо
    подходит к нашему уроку.

  • Я думаю, что мы достаточно много узнали о фразеологизмах, поэтому
    повторять мы будем в занимательной форме.

  • Какой справочной литературой мы можем пользоваться на нашем уроке?

  • Учебным фразеологическим словарём русского языка, авторы: Быстрова
    Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.

  • Индивидуальными словариками, которые мы составляли сами.

3. Работа по формированию обогащения лингвистической ориентации
детей.

Учитель: Давайте произнесём это слово по слогам.

Запишите его как словарное слово.

Давайте ещё раз произнесём его и запомним, как пишется это слово.

4. Минутка чистописания.

  • С какой буквы начинается это слово?

  • Дайте ей характеристику.


  • Буква Ф - заглавная и строчная, звук - согласный, глухой, парный, имеет
    звуки [ф],[ф] - они бывают твёрдыми и мягкими.

  • Объяснение написания буквы учителем. Дети пишут в воздухе по образцу.
    Найдите закономерность и пропишите одну строчку этих букв.

5. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, я предлагаю отправиться «В мир занимательной

фразеологии». Для этого мы поделимся на три команды. Каждая команда

придумывает себе название, которое будет соответствовать теме нашего

урока. Даётся 1 минута времени на придумывание названия и представления команды.

- Отправляемся в путешествие.

Первая наша остановка «Стихотворная».

- Послушайте стихи и запишите устойчивые выражения и особые обороты
речи, которые в них прозвучат.

  1. Каша в голове у Саши, и ботинки тоже просят каши.

  2. Мельницы мелют зерно жерновами,
    Перец горошком мелем мы сами.
    Но одного мы никак не поймём
    Что это мелет болтун языком.

3. Оказался молодцом, смог осилить ношу,

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.

4. Бабушки ворчали: «Не было печали,
Как родные внуки нам связали руки.

- Объясните смысл фразеологизмов, которые записали.

( Дети объясняют. От каждой команды по одному ученику.)

Остановка «Историческая».

Учитель: На этой остановке нужно по рисунку узнать, объяснить

фразеологизм, дать небольшую историческую справку. (На каждую команду

даётся два рисунка).

  1. « Сесть в лужу».

  2. «Воду в ступе толочь».

  3. «Время истекло».

  4. «Где раки зимуют».

  5. «Смотрит как баран на новые ворота».

  6. «Курам на смех».

«Сесть в лужу» - оказаться в неловком, смешном положении, опозориться. Это связано с боями, драками, когда один из соперников мог быть опрокинут, повален на землю, в грязь. «Воду в ступе толочь» - заниматься бесполезным делом. Толочь воду в ступе заставляли обитателей монастырей Византии за допущенные прегрешения. «Работа», разумеется, была бессмысленной, но считалось, что именно ввиду этого она смиряет гордыню и вырабатывает в послушниках- ослушниках кротость, повиновение и дисциплинированность.

«Время истекло». Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне

появились водяные часы в виде высокого узкого сосуда с отверстием в дне.

Промежуток времени в таких часах измерялся количеством воды,

вытекшей капля за каплей из малого отверстия, сделанного на дне сосуда,

т.е. время текло. Отсюда и выражение «сколько воды утекло», «текущий

год». Такими же были водяные часы египтян и древних греков. В том или

ином виде водяные часы использовались вплоть до 17 века.

«Где раки зимуют». Это выражение тесно связано с историей нашего

народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их

ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в

берегах рек. На ловлю раков посылали зимой провинившихся крестьян. Много

времени проходило, прежде чем тот наловит раков. Часто после этого

человек тяжело болел, намёрзнувшись в ледяной воде. Отсюда и пошло: если

хотят кого-то наказать, то говорят эту фразу.

«Смотрит, как баран на новые ворота» - очень удивлённо.

Выражение возникло в результате развёртывания устойчивого выражения

«Смотреть, как баран». Считается, что баран настолько глупое

животное, что не узнает своего двора, если поставлены новые ворота, и

поэтому долго смотрит на них, не решаясь войти.

«Курам на смех». С незапамятных времён курица у людей была предметом

шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда,

боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак

не рыба, а курица не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех»( даже

глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющим жалкий

вид); «нацарапал, как курица лапой» ( о неразборчивом почерке); «куриная

память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (О

болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково

слоняющихся туда-сюда).

Остановка «Частушечная».

Учитель: Ребята, вспомните частушки с фразеологизмами, которые вы

учили к праздникам.

- Итак, задание: каждая команда исполняет по две частушки, а команда

соперников их записывает и объясняет смысл фразеологизмов, которые в них

встретились.

1. Сева учится на «пять»
Суп варит, гладит брюки.
Почему же говорят:

Он мастер на все руки?

  1. На скакалке я скакала
    Победить никто не смог.
    Так я к вечеру устала:
    Спать легла без задних ног.

  2. Неприятно на уроке
    Двоечников слушать:
    Ерунду несут такую,

Сразу вянут уши.

4. Землянику собирал я

На красивенький поднос. Почему - то мне сказали,

Что её там с гулькин нос.

5. На уроке наш Андрюша Ничего не слушал.

Он бездельничал, а значит Всё же бил баклуши.

6. Вика вяжет, вышивает Поёт - не знает скуки. Оказалось, помогают

Ей золотые руки.

- Проверка командам: Какие фразеологизмы они записали и объяснили их смысл.

Физкультминутка (Смена статических поз).

По классу развешаны вразброс фразеологизмы. Задание: собрать фразеологизмы и объяснить их смысл.

Палец о палец (не ударил)

Души ... (не чает)

В двух... (шагах)

Яблоку негде... (упасть)

Хвататься за ... (соломинку)

Вт играть... (очки)

Дать... (стрекоча)

Без труда не ... (вытащишь и рыбку из пруда)

  • Что вы заметили особенного в этих выражениях?

  • Здесь есть одна пословица.

  • Прочитайте её.

-Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, стоит ли относить к

фразеологизмам пословицы и поговорки, ведь они такие же точные и

остроумные.

Давайте ещё отдохнём.

Остановка «Пантомимино».

Задание: без слов отобразить ситуации из фразеологических оборотов.

Для каждой команды даются карточки:

1 команде:

«Звёзд с неба не хватает». «Хоть кол на голове теши».

  1. команде:
    «Наломать дров».
    «Обвести вокруг пальца».

  2. команде:

«Взять быка за рога».

«Заметать следы». Остановка «Смекалкино»

1 задание: подобрать синонимы в виде фразеологических оборотов.
Усердно трудится. (Засучив рукава; Не покладая рук; В поте лица; До
седьмого пота.) Быстро бежать. ( Со всех ног; Что есть сил; Только пятки сверкают; Во все лопатки.) Внезапно исчез. (Как в воду канул; Ищи ветра в поле; Только и видели; И след простыл.)

2 задание: подобрать к фразеологизмам антонимы. На доске список ответов,
которые дети выберут.

Болтлив как сорока - нем как рыба. Хоть пруд пруди -раз - два и обчёлся. Коломенская верста - от горшка два вершка. Не видно ни зги - хоть иголки собирай. Заваривать кашу -расхлёбывать кашу. В час по чайной ложке - единым духом.

3 задание: по рисункам угадать какой фразеологизм изображён.
Остановка «Разгадайкино»

1 задание: решить кроссворд.
Он неверующий (Фома).
Только и видели (Пропал).
Чуть свет (Рано).
Намотает на ус (Запомнит).

В час по чайной ложке. (Медленно).

Шиворот - навыворот (Наоборот).

Рукой подать (Близко).

С гулькин нос (Мало).

Тьма - тьмущая (Много).

Показать, где раки зимуют. (Проучить).

Откуда ни возьмись (Внезапно).

Хоть глаз выколи (Темно).

Найдите зашифрованное слово по вертикали. (Фразеологизм).


Ф

о

м

а

п

р

о

п

а

л

р

а

н

о

з

а

п

у

т

а

т

ь

м

е

д

л

е

н

н

о

н

а

о

б

о

р

о

т

б

л

и

з

к

о

м

а

л

о

м

н

о

г

о

п

р

о

у

ч

и

т

ь

в

н

е

з

а

п

н

о

т

е

м

н

о


- Что такое фразеологизмы?

2 задание: по рисункам отгадать какой фразеологизм изображён.
Проглотить наживку.

Сидеть сложа руки.

Медведь на ухо наступил. Встать не с той ноги.

С гулькин нос.

Бросаться со всех ног.

Как воды в рот набрал.

На один зуб.

Кот наплакал.

Зарубить на носу.

Отвечать за свои поступки.

Гнаться за двумя зайцами.

Идти в ногу.

Комар носа не подточит.

Заговаривать зубы.

И след простыл.

Мастер на все руки.

Беречь как зеницу ока.

Зуб на зуб.

Свалиться как снег на голову.

Засучив рукава.

Хлопать ушами.

Встретиться нос к носу.

Остановка «Сочинялкино».

Задание: написать мини- сочинение по выбранному фразеологизму.

Взаимопроверка ручкой другого цвета. Одно от команды сочинение

зачитывается (по выбору).

6. Рефлексия.

- Как бы вы заполнили эту таблицу?

Знал

Узнал

Хотел бы узнать

7. Домашнее задание.

- Какое бы творческое домашнее задание вы предложили команде
соперников?

  • Как бы вы оценили своё настроение на уроке?
    Просигнальте карточками.

  • Спасибо за урок!
    Исполняется песня «Дорога добра»

Анализ урока русского языка по системе Л.В. Занкова.

Класс: 3

Конспект урока прилагается.

Тема: В мире занимательной фразеологии.

Задачи:

Учебные задачи:

1. Пропедевтическая работа на основе лингвистического материала.

  1. Формирование умения пользоваться фразеологическими оборотами в
    речи.

  2. Полнее открыть для учащихся значение фразеологизмов в современной
    речи.

4. Повышение уровня владения родным языком.

5. Раскрытие смысла и художественно - выразительных возможностей
фразеологизмов.

6. Запоминать в занимательной форме написание фразеологизмов.
Учебные действия:

  • написание фразеологических оборотов;

  • умение пользоваться в современной речи фразеологическими оборотами;

  • составление мини - сочинений с использованием фразеологизмов;

  • умение выбирать речевой жанр (на основе анализа ситуации, в том числе и
    ролевых позиций участников);

  • выстраивание адекватного речевого поведения;

- корректировать свою стратегию (координировать свои действия с
действиями партнёра).

Цели: Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас.

  2. Развивать концентрацию и объём внимания.

  3. Развивать мышление, формировать умения осуществлять
    мыслительные операции: сравнение, различие, обобщение,
    воображение.

4. Развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию.
Воспитывающие:

  1. Воспитывать коммуникативные умения: вести диалог,
    взаимодействовать с партнёрами, владеть языком как средством
    коммуникации.

  2. Прививать любовь к предмету.

Оборудование: учебник «Русский язык» А.В. Поляковой, «Учебный фразеологический словарь» Е.Н. Быстровой, А.П. Окуневой, индивидуальные словарики на каждого ребёнка, название станций, кроссворды на каждого ребёнка, рисунки с фразеологизмами, индивидуальный карточки по теме. 1. Определяем место урока в теме. В системе уроков этот урок обобщающий под № во второй четверти, по темам «Части речи», «Состав слова».

Именно в этот момент происходит детальное осознание содержания

программы по учебному предмету. Этот урок связан с предыдущими и

опирается на ранее изученный материал и жизненный опыт детей.

Каков замысел урока? На данном уроке очень важно, идти «от детей»,

расширить и углубить их восприятие, создать условия для «вживания» в

смысл и художественно-выразительные возможности фразеологизмов и

развивать умение пользоваться фразеологическими оборотами в современной

речи.

Классификация урока:

Основание: Состязательно-игровая основа

Цели: Стимулирование познавательного интереса Стимулирование творческих способностей при работе с содержанием учебного материала.

Форма проведения: путешествие - соревнование. Важным является использование на уроке таких средств, с помощью которых можно добиться включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно -познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы. Структура урока не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя.

2. Организационные стороны урока.

  1. Мобилизующее начало урока.

  2. Формулирование темы и цели урока.

  3. Работа по формированию лингвистической компетенции детей.

  4. Минутка чистописания.

  5. Актуализация знаний учащихся.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

3. Анализ работы на уроке.

1. Мобилизующее начало урока настроило детей на положительные
эмоции, на открытие нового. Этап погружения в совместную деятельность
позволил детям выявить противоречия в высказываниях и открытие
проблемной ситуации. Этот этап плавно перешёл в этап разворачивания
совместной деятельности. Это можно проследить в коллективном
анализирующем наблюдении над учебным материалом, осознание детьми
проблемы, выдвижение версий, обсуждение и доказательство того, какие
высказывания являются пословицами , а какие фразеологизмами.

2. С помощью приёмов классификации и группировки дети
формулируют тему урока, а также предполагают, какой же будет урок.

3. На этапе работы по формированию лингвистической компетенции
усваивается написание слова фразеологизм, что способствует обогащению
словаря учащихся терминами и понятиями.

  1. На минутке чистописания дети не только повторяют, как пишется
    буква, но и, используя знания с предыдущих уроков, дают характеристику
    звукам, находят закономерности в написании букв. Это способствует
    развитию памяти и мышления.

  2. Актуализации знаний. Здесь происходит создание мотивации урока:
    включение в содержание элементов новизны, необычности,
    занимательности, противоречивости, личной значимости информации, а
    также активный поиск и обсуждение учебной информации, инициирование
    фантазии, творческого мышления, сообразительности, правил совместной
    работы в группах; мимические упражнения.

На этом этапе используются игровые приёмы с использованием личностно - ориентированной технологии, а также принцип доверительной атмосферы обучения. Переходя от остановки к остановке, дети не только выполняют задания и пишут, но и относятся к этому с чувством ответственности и получают удовлетворение от выполненных заданий. Здесь используется метод многогранности. Столкновение противоположных мнений (противостояние между знаниями и незнаниями) и совместный приход команды к истине - это один из педагогических методов - коллизии. Физкультминутка тоже была продолжением путешествия. Дети, в поиске пословиц по классу, меняли статические позы. В режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения заданий, активизирующих детей - вот важнейшая особенность проводимой физкультминутки. Остановка «Пантомимино» тоже была продумана. Дети расслабились, посмеялись, сняли усталость, так как в игре ребёнок свободен и раскрепощён. Несмотря на то, что остановки были разные и материал, подобранный к ним, нарастал и усложнялся в ходе путешествия, дети успешно с ним справились.

6. Рефлексия. На этом этапе использовался приём обобщённого анализа. Дети ответили на вопросы. Они не боялись допустить ошибку в ответе, так как понимали, что им всегда могут помочь одноклассники и учитель.

7. Домашнее задание. Значок «Творческая работа» нацеливает детей на проявление фантазии, творчества и индивидуального подхода. Такая форма работы направлена на воспитание самостоятельного выбора действий и мыслей. Она раскрепощает детей и даёт возможность проявить индивидуальные творческие способности каждому ребёнку. По критериям оценивания деятельности учащихся на уроке можно отметить: - активную позицию учащихся ( включённость в урок, сосредоточенность на достижении результата, внимание);

построение диалога (общение, развитие несобственных идей, положительный настрой);

  • учебное сотрудничество (взаимопонимание, умение оценить ответы ( свои и
    одноклассников) умение работать в группах;

  • поведение на уроке естественное и непосредственное.

По критериям оценивания деятельности учителя на уроке можно отметить:

- сумела создать настрой для познавательной деятельности учащихся;

- вопросы на уроке были различные по классификации: простые,
уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные и практические.
Все они были продуманы и носили различный характер.

  • на уроке была организована культура слушания;

  • использовала активные методы обучения: проблемные, иллюстративные,
    объяснительные, поисковые, развивающие, творческие, свободного выбора;

использовала технологии развивающего обучения, личностно -ориентированного обучения, здоровьесберегающие , технологию успешного обучения.

Оценка сформированности основных компонентов учебной деятельности на уроке:

- положительные реакции возникают на новый теоретический материал;

- устойчивый учебно - познавательный интерес (выходит за пределы
изучаемого материала); дети охотно включаются в процесс выполнения
заданий, работают длительно и устойчиво, принимают предложения найти
новое применение знаниям;

- обобщённый учебно - познавательный интерес ориентирован на обобщение
знаний учащихся; они проявляют выраженное творческое отношение к
выполнению заданий, стремятся получить дополнительные сведения,
имеется мотивированная избирательность интересов;

- самостоятельная постановка новых учебных целей; самостоятельно
формулируют познавательные цели без какой- либо стимуляции извне, цели
выходят за пределы требований программы;

  • по собственной инициативе выдвигают содержательные гипотезы, учебная
    деятельность приобретает форму активного исследования, активность
    направлена на содержание способов действия и их применения в различных
    условиях;

  • адекватный перенос учебных действий;


  • достаточно полно анализируют материал; легко принимают косвенную
    помощь учителя; осознают и готовы описать причины своих затруднений;

  • осознают сходства и различия между различными модификациями и их
    связями;

актуальный рефлексивный контроль; контролируют соответствие выполняемых действий в связи с разными заданиями по теме урока;

- самостоятельно применяют полученные знания, исходя из чёткого
осознания специфики усвоенных знаний, а также границ их применения.

Исходя из выше сказанного, можно выделить те умения, которые формировались на данном уроке у учащихся:

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,
следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности
других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); презентационные (выступать перед классом; отвечать на незапланированные вопросы; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные ( отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне
    необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном
    деле);

  • менеджерские ( планировать деятельность - время; принимать решение;
    распределять обязанности при выполнении задания).

Хочется отметить организационное единство коллектива. Оно проявляется в активном творческом поиске на уроке. А интеллектуальное единство проявляется в скорости решения различных заданий, в способности добиваться единодушного решения. Также эмоциональное единство коллектива можно отметить в наличии оптимизма, приподнятой, бодрой атмосферы, наличие доброжелательности у членов команды. А волевое единство коллектива проявляется в способности мобилизовать все силы и знания для решения поставленных вопросов и заданий. Урок имеет свою неповторимую композицию, которая выстраивается в результате сочетания творческой мысли учителя, современных требований к учебному процессу, воспитательной и развивающей целей урока, уровня подготовки класса. На протяжении всего урока были созданы условия для развития нестандартных умений учебной работы и становлению способностей к учебному общению, сопереживанию. Ведение урока было в соответствующем темпе для данного класса. Я считаю, что урок цели достиг и в своём содержании имел разнообразие методов и форм работы.


© 2010-2022