- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку В мире занимательной фразеологии
Урок по русскому языку В мире занимательной фразеологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Баумова Л.Д. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: В мире занимательной фразеологии.
Цели: Развивающие:
-
Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас.
-
Развивать концентрацию и объём внимания.
-
Развивать мышление, формировать умения осуществлять обобщение, мыслительные операции: сравнение, различие,
воображение.
4. Развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию.
Воспитывающие:
-
Воспитывать коммуникативные умения: вести диалог,
взаимодействовать с партнёрами, владеть языком как средством коммуникации. -
Прививать любовь к предмету.
Задачи:
Учебные задачи:
1. Пропедевтическая работа на основе лингвистического материала.
-
Формирование умения пользоваться фразеологическими оборотами в
речи. -
Полнее открыть для учащихся значение фразеологизмов в современной
речи. -
Повышение уровня владения родным языком.
5. Раскрытие смысла и художественно - выразительных возможностей
фразеологизмов.
6. Запоминать в занимательной форме написание фразеологизмов.
Учебные действия:
-
написание фразеологических оборотов;
-
умение пользоваться в современной речи фразеологическими оборотами;
-
составление мини - сочинений с использованием фразеологизмов;
- выбирать речевой жанр (на основе анализа ситуации, в том числе и
ролевых позиций участников);
- выстраивание адекватного речевого поведения;
- корректировать свою стратегию (координировать свои действия с
действиями партнёра). Оборудование: учебник «Русский язык» А.В.Поляковой, «Учебный фразеологический словарь» Е.Н. Быстровой, А.П.Окуневой, название станций, фразеологизмами, индивидуальные словарики на каждого ребёнка, кроссворды на каждого ученика, рисунки с индивидуальные карточки по теме.
Ход урока
1. Мобилизующий этап урока,
- На доске написаны высказывания:
Делу - время, потехе - час.
Болеть душой.
Доброе имя дороже богатства.
Закрывать глаза.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Заруби себе на носу.
Учитель: Прочитайте высказывания. Скажите, что в них общего?
Это произведения устного народного творчества, которые имеют
поучительный смысл.
Учитель: На какие группы можно поделить эти высказывания.
-Пословицы и фразеологизмы.
-
Докажите!
-
Что такое пословицы?
-
Пословицы у русского народа есть о Родине, о труде, о семье, о человеке.
-
Что такое фразеологизмы?
- Это особые обороты речи. -
Устойчивые выражения.
-
Они делают нашу речь богатой и образной.
-
Их можно употреблять в современной речи.
2. Формулирование темы и цели урока. Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая выше сказанное.
-
Я думаю, занимательные фразеологизмы.
-
Мы будем обобщать знания о фразеологизмах, потому что мы их изучаем
уже давно. -
А какой девиз мы выберем для сегодняшнего урока из выражений, которые
записаны на доске.
-Делу - время, а потехе - час.
- Обоснуйте свой выбор.
-
Мы изучали фразеологизмы почти на каждом уроке, а теперь пришло
время показать, как мы их усвоили, поэтому эта пословица очень хорошо
подходит к нашему уроку. -
Я думаю, что мы достаточно много узнали о фразеологизмах, поэтому
повторять мы будем в занимательной форме. -
Какой справочной литературой мы можем пользоваться на нашем уроке?
-
Учебным фразеологическим словарём русского языка, авторы: Быстрова
Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. -
Индивидуальными словариками, которые мы составляли сами.
3. Работа по формированию обогащения лингвистической ориентации
детей.
Учитель: Давайте произнесём это слово по слогам.
Запишите его как словарное слово.
Давайте ещё раз произнесём его и запомним, как пишется это слово.
4. Минутка чистописания.
-
С какой буквы начинается это слово?
-
Дайте ей характеристику.
-
Буква Ф - заглавная и строчная, звук - согласный, глухой, парный, имеет
звуки [ф],[ф] - они бывают твёрдыми и мягкими. -
Объяснение написания буквы учителем. Дети пишут в воздухе по образцу.
Найдите закономерность и пропишите одну строчку этих букв.
5. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, я предлагаю отправиться «В мир занимательной
фразеологии». Для этого мы поделимся на три команды. Каждая команда
придумывает себе название, которое будет соответствовать теме нашего
урока. Даётся 1 минута времени на придумывание названия и представления команды.
- Отправляемся в путешествие.
Первая наша остановка «Стихотворная».
- Послушайте стихи и запишите устойчивые выражения и особые обороты
речи, которые в них прозвучат.
-
Каша в голове у Саши, и ботинки тоже просят каши.
-
Мельницы мелют зерно жерновами,
Перец горошком мелем мы сами.
Но одного мы никак не поймём
Что это мелет болтун языком.
3. Оказался молодцом, смог осилить ношу,
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.
4. Бабушки ворчали: «Не было печали,
Как родные внуки нам связали руки.
- Объясните смысл фразеологизмов, которые записали.
( Дети объясняют. От каждой команды по одному ученику.)
Остановка «Историческая».
Учитель: На этой остановке нужно по рисунку узнать, объяснить
фразеологизм, дать небольшую историческую справку. (На каждую команду
даётся два рисунка).
-
« Сесть в лужу».
-
«Воду в ступе толочь».
-
«Время истекло».
-
«Где раки зимуют».
-
«Смотрит как баран на новые ворота».
-
«Курам на смех».
«Сесть в лужу» - оказаться в неловком, смешном положении, опозориться. Это связано с боями, драками, когда один из соперников мог быть опрокинут, повален на землю, в грязь. «Воду в ступе толочь» - заниматься бесполезным делом. Толочь воду в ступе заставляли обитателей монастырей Византии за допущенные прегрешения. «Работа», разумеется, была бессмысленной, но считалось, что именно ввиду этого она смиряет гордыню и вырабатывает в послушниках- ослушниках кротость, повиновение и дисциплинированность.
«Время истекло». Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне
появились водяные часы в виде высокого узкого сосуда с отверстием в дне.
Промежуток времени в таких часах измерялся количеством воды,
вытекшей капля за каплей из малого отверстия, сделанного на дне сосуда,
т.е. время текло. Отсюда и выражение «сколько воды утекло», «текущий
год». Такими же были водяные часы египтян и древних греков. В том или
ином виде водяные часы использовались вплоть до 17 века.
«Где раки зимуют». Это выражение тесно связано с историей нашего
народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их
ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в
берегах рек. На ловлю раков посылали зимой провинившихся крестьян. Много
времени проходило, прежде чем тот наловит раков. Часто после этого
человек тяжело болел, намёрзнувшись в ледяной воде. Отсюда и пошло: если
хотят кого-то наказать, то говорят эту фразу.
«Смотрит, как баран на новые ворота» - очень удивлённо.
Выражение возникло в результате развёртывания устойчивого выражения
«Смотреть, как баран». Считается, что баран настолько глупое
животное, что не узнает своего двора, если поставлены новые ворота, и
поэтому долго смотрит на них, не решаясь войти.
«Курам на смех». С незапамятных времён курица у людей была предметом
шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда,
боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак
не рыба, а курица не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех»( даже
глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющим жалкий
вид); «нацарапал, как курица лапой» ( о неразборчивом почерке); «куриная
память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (О
болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково
слоняющихся туда-сюда).
Остановка «Частушечная».
Учитель: Ребята, вспомните частушки с фразеологизмами, которые вы
учили к праздникам.
- Итак, задание: каждая команда исполняет по две частушки, а команда
соперников их записывает и объясняет смысл фразеологизмов, которые в них
встретились.
1. Сева учится на «пять»
Суп варит, гладит брюки.
Почему же говорят:
Он мастер на все руки?
-
На скакалке я скакала
Победить никто не смог.
Так я к вечеру устала:
Спать легла без задних ног. -
Неприятно на уроке
Двоечников слушать:
Ерунду несут такую,
Сразу вянут уши.
4. Землянику собирал я
На красивенький поднос. Почему - то мне сказали,
Что её там с гулькин нос.
5. На уроке наш Андрюша Ничего не слушал.
Он бездельничал, а значит Всё же бил баклуши.
6. Вика вяжет, вышивает Поёт - не знает скуки. Оказалось, помогают
Ей золотые руки.
- Проверка командам: Какие фразеологизмы они записали и объяснили их смысл.
Физкультминутка (Смена статических поз).
По классу развешаны вразброс фразеологизмы. Задание: собрать фразеологизмы и объяснить их смысл.
Палец о палец (не ударил)
Души ... (не чает)
В двух... (шагах)
Яблоку негде... (упасть)
Хвататься за ... (соломинку)
Вт играть... (очки)
Дать... (стрекоча)
Без труда не ... (вытащишь и рыбку из пруда)
-
Что вы заметили особенного в этих выражениях?
-
Здесь есть одна пословица.
-
Прочитайте её.
-Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, стоит ли относить к
фразеологизмам пословицы и поговорки, ведь они такие же точные и
остроумные.
Давайте ещё отдохнём.
Остановка «Пантомимино».
Задание: без слов отобразить ситуации из фразеологических оборотов.
Для каждой команды даются карточки:
1 команде:
«Звёзд с неба не хватает». «Хоть кол на голове теши».
-
команде:
«Наломать дров».
«Обвести вокруг пальца». -
команде:
«Взять быка за рога».
«Заметать следы». Остановка «Смекалкино»
1 задание: подобрать синонимы в виде фразеологических оборотов.
Усердно трудится. (Засучив рукава; Не покладая рук; В поте лица; До
седьмого пота.) Быстро бежать. ( Со всех ног; Что есть сил; Только пятки сверкают; Во все лопатки.) Внезапно исчез. (Как в воду канул; Ищи ветра в поле; Только и видели; И след простыл.)
2 задание: подобрать к фразеологизмам антонимы. На доске список ответов,
которые дети выберут.
Болтлив как сорока - нем как рыба. Хоть пруд пруди -раз - два и обчёлся. Коломенская верста - от горшка два вершка. Не видно ни зги - хоть иголки собирай. Заваривать кашу -расхлёбывать кашу. В час по чайной ложке - единым духом.
3 задание: по рисункам угадать какой фразеологизм изображён.
Остановка «Разгадайкино»
1 задание: решить кроссворд.
Он неверующий (Фома).
Только и видели (Пропал).
Чуть свет (Рано).
Намотает на ус (Запомнит).
В час по чайной ложке. (Медленно).
Шиворот - навыворот (Наоборот).
Рукой подать (Близко).
С гулькин нос (Мало).
Тьма - тьмущая (Много).
Показать, где раки зимуют. (Проучить).
Откуда ни возьмись (Внезапно).
Хоть глаз выколи (Темно).
Найдите зашифрованное слово по вертикали. (Фразеологизм).
Ф
о
м
а
п
р
о
п
а
л
р
а
н
о
з
а
п
у
т
а
т
ь
м
е
д
л
е
н
н
о
н
а
о
б
о
р
о
т
б
л
и
з
к
о
м
а
л
о
м
н
о
г
о
п
р
о
у
ч
и
т
ь
в
н
е
з
а
п
н
о
т
е
м
н
о
- Что такое фразеологизмы?
2 задание: по рисункам отгадать какой фразеологизм изображён.
Проглотить наживку.
Сидеть сложа руки.
Медведь на ухо наступил. Встать не с той ноги.
С гулькин нос.
Бросаться со всех ног.
Как воды в рот набрал.
На один зуб.
Кот наплакал.
Зарубить на носу.
Отвечать за свои поступки.
Гнаться за двумя зайцами.
Идти в ногу.
Комар носа не подточит.
Заговаривать зубы.
И след простыл.
Мастер на все руки.
Беречь как зеницу ока.
Зуб на зуб.
Свалиться как снег на голову.
Засучив рукава.
Хлопать ушами.
Встретиться нос к носу.
Остановка «Сочинялкино».
Задание: написать мини- сочинение по выбранному фразеологизму.
Взаимопроверка ручкой другого цвета. Одно от команды сочинение
зачитывается (по выбору).
6. Рефлексия.
- Как бы вы заполнили эту таблицу?
Знал
Узнал
Хотел бы узнать
7. Домашнее задание.
- Какое бы творческое домашнее задание вы предложили команде
соперников?
-
Как бы вы оценили своё настроение на уроке?
Просигнальте карточками. -
Спасибо за урок!
Исполняется песня «Дорога добра»
Анализ урока русского языка по системе Л.В. Занкова.
Класс: 3
Конспект урока прилагается.
Тема: В мире занимательной фразеологии.
Задачи:
Учебные задачи:
1. Пропедевтическая работа на основе лингвистического материала.
-
Формирование умения пользоваться фразеологическими оборотами в
речи. -
Полнее открыть для учащихся значение фразеологизмов в современной
речи.
4. Повышение уровня владения родным языком.
5. Раскрытие смысла и художественно - выразительных возможностей
фразеологизмов.
6. Запоминать в занимательной форме написание фразеологизмов.
Учебные действия:
-
написание фразеологических оборотов;
-
умение пользоваться в современной речи фразеологическими оборотами;
-
составление мини - сочинений с использованием фразеологизмов;
-
умение выбирать речевой жанр (на основе анализа ситуации, в том числе и
ролевых позиций участников); -
выстраивание адекватного речевого поведения;
- корректировать свою стратегию (координировать свои действия с
действиями партнёра).
Цели: Развивающие:
-
Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас.
-
Развивать концентрацию и объём внимания.
-
Развивать мышление, формировать умения осуществлять
мыслительные операции: сравнение, различие, обобщение,
воображение.
4. Развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию.
Воспитывающие:
-
Воспитывать коммуникативные умения: вести диалог,
взаимодействовать с партнёрами, владеть языком как средством
коммуникации. -
Прививать любовь к предмету.
Именно в этот момент происходит детальное осознание содержания
программы по учебному предмету. Этот урок связан с предыдущими и
опирается на ранее изученный материал и жизненный опыт детей.
Каков замысел урока? На данном уроке очень важно, идти «от детей»,
расширить и углубить их восприятие, создать условия для «вживания» в
смысл и художественно-выразительные возможности фразеологизмов и
развивать умение пользоваться фразеологическими оборотами в современной
речи.
Классификация урока:
Основание: Состязательно-игровая основа
Цели: Стимулирование познавательного интереса Стимулирование творческих способностей при работе с содержанием учебного материала.
Форма проведения: путешествие - соревнование. Важным является использование на уроке таких средств, с помощью которых можно добиться включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно -познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы. Структура урока не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя.
2. Организационные стороны урока.
-
Мобилизующее начало урока.
-
Формулирование темы и цели урока.
-
Работа по формированию лингвистической компетенции детей.
-
Минутка чистописания.
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
3. Анализ работы на уроке.
1. Мобилизующее начало урока настроило детей на положительные
эмоции, на открытие нового. Этап погружения в совместную деятельность
позволил детям выявить противоречия в высказываниях и открытие
проблемной ситуации. Этот этап плавно перешёл в этап разворачивания
совместной деятельности. Это можно проследить в коллективном
анализирующем наблюдении над учебным материалом, осознание детьми
проблемы, выдвижение версий, обсуждение и доказательство того, какие
высказывания являются пословицами , а какие фразеологизмами.
2. С помощью приёмов классификации и группировки дети
формулируют тему урока, а также предполагают, какой же будет урок.
3. На этапе работы по формированию лингвистической компетенции
усваивается написание слова фразеологизм, что способствует обогащению
словаря учащихся терминами и понятиями.
-
На минутке чистописания дети не только повторяют, как пишется
буква, но и, используя знания с предыдущих уроков, дают характеристику
звукам, находят закономерности в написании букв. Это способствует
развитию памяти и мышления. -
Актуализации знаний. Здесь происходит создание мотивации урока:
включение в содержание элементов новизны, необычности,
занимательности, противоречивости, личной значимости информации, а
также активный поиск и обсуждение учебной информации, инициирование
фантазии, творческого мышления, сообразительности, правил совместной
работы в группах; мимические упражнения.
6. Рефлексия. На этом этапе использовался приём обобщённого анализа. Дети ответили на вопросы. Они не боялись допустить ошибку в ответе, так как понимали, что им всегда могут помочь одноклассники и учитель.
7. Домашнее задание. Значок «Творческая работа» нацеливает детей на проявление фантазии, творчества и индивидуального подхода. Такая форма работы направлена на воспитание самостоятельного выбора действий и мыслей. Она раскрепощает детей и даёт возможность проявить индивидуальные творческие способности каждому ребёнку. По критериям оценивания деятельности учащихся на уроке можно отметить: - активную позицию учащихся ( включённость в урок, сосредоточенность на достижении результата, внимание);
построение диалога (общение, развитие несобственных идей, положительный настрой);
-
учебное сотрудничество (взаимопонимание, умение оценить ответы ( свои и
одноклассников) умение работать в группах; -
поведение на уроке естественное и непосредственное.
По критериям оценивания деятельности учителя на уроке можно отметить:
- сумела создать настрой для познавательной деятельности учащихся;
- вопросы на уроке были различные по классификации: простые,
уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные и практические.
Все они были продуманы и носили различный характер.
-
на уроке была организована культура слушания;
-
использовала активные методы обучения: проблемные, иллюстративные,
объяснительные, поисковые, развивающие, творческие, свободного выбора;
Оценка сформированности основных компонентов учебной деятельности на уроке:
- положительные реакции возникают на новый теоретический материал;
- устойчивый учебно - познавательный интерес (выходит за пределы
изучаемого материала); дети охотно включаются в процесс выполнения
заданий, работают длительно и устойчиво, принимают предложения найти
новое применение знаниям;
- обобщённый учебно - познавательный интерес ориентирован на обобщение
знаний учащихся; они проявляют выраженное творческое отношение к
выполнению заданий, стремятся получить дополнительные сведения,
имеется мотивированная избирательность интересов;
- самостоятельная постановка новых учебных целей; самостоятельно
формулируют познавательные цели без какой- либо стимуляции извне, цели
выходят за пределы требований программы;
-
по собственной инициативе выдвигают содержательные гипотезы, учебная
деятельность приобретает форму активного исследования, активность
направлена на содержание способов действия и их применения в различных
условиях; -
адекватный перенос учебных действий;
-
достаточно полно анализируют материал; легко принимают косвенную
помощь учителя; осознают и готовы описать причины своих затруднений; -
осознают сходства и различия между различными модификациями и их
связями;
- самостоятельно применяют полученные знания, исходя из чёткого
осознания специфики усвоенных знаний, а также границ их применения.
Исходя из выше сказанного, можно выделить те умения, которые формировались на данном уроке у учащихся:
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,
следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности
других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); презентационные (выступать перед классом; отвечать на незапланированные вопросы; демонстрировать артистические возможности);
-
рефлексивные ( отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне
необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном
деле); -
менеджерские ( планировать деятельность - время; принимать решение;
распределять обязанности при выполнении задания).