- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Пустыни России
Конспект урока по окружающему миру Пустыни России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серенко Г.В. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: Зона пустынь.
Цели урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь и полупустынь (географическое положение, животный и растительный мир).
- Развивающая: развивать умение работать с картой, дополнительной литературой; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Показывать природную зону на карте природных зон.
-
Иметь представление о природе зоны пустынь.
-
Иметь представление об освоении природной зоны человеком.
Метапредметные:
-
Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения.
-
Извлекать информацию из карты и схемы.
-
Устанавливать причинно-следственные связи.
-
Рассказывать об объекте по плану.
-
Сравнивать природные зоны, определяя сходство и различие живой и неживой природы.
-
Готовить сообщение при помощи дополнительных источников.
Личностные:
-
Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности.
-
Проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России.
-
Понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, а также исследовательский метод изучения нового материала.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход урока:
-
Организационный момент- 2 мин.
а) Приветствие.
б) Эмоциональный настрой.
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
-
Проверка домашнего задания.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России.
- Для начала нам нужно вспомнить, какие природные зоны мы уже изучили, продвигаясь с севера на юг. (Арктика, тундра, лесная зона, степь).
- Внимание! Первое задание: по описанию определите о какой природной зоне идёт речь.
- Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей родины. Природа здесь суровая, холодная, с морозами выше 50 С. Зима длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)
- Эта зона - бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь)
- Второе задание: - Игра «Рассели животных и растения по природным зонам.»
(1 ученик работает у доски) (Работа со SMART доской)
- А для всех остальных - тест (отпечатанные бланки).
Тест
1. Природная зона лесов состоит из …
-
двух частей
-
трёх частей
-
одной части
2. Самую большую территорию занимают …
-
смешанные леса
-
хвойные леса
-
широколиственные леса
3. В тайге растут:
-
пихты, ели, лиственницы
-
дубы, сосны, ели
-
берёзы, липы, лиственницы
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
-
овцебык, морж, розовая чайка
-
краснозобая казарка, кречет, стерх
-
зубр, амурский тигр, утка - мандаринка
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны …
-
с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой деревьев
-
с неблагоприятными погодными условиями
-
с участившимися лесными пожарами
6. На территории зоны лесов расположен заповедник …
-
Таймырский
-
Приокско-Террасный
-
остров Врангеля
- На работу, вам, 3 минуты. (Звучит музыка).
- Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы и оцените себя. (самопроверка).
(Слайд №2 )
-
Открытие новых знаний. Актуализация знаний
-
Формулирование темы и постановка учебных задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Наше путешествие по природным зонам России продолжается, отгадаете кроссворд и узнаете, какая природная зона сегодня раскроет нам свои тайны. (Пустыни) (слайд № 4 )
-
Участки земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные растения, животные. (Заповедник)
-
Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (Тундра)
-
Отличительная особенность зоны степей? (Безлесье)
-
Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (Степь)
-
Главная беда лесной зоны? (Пожары)
-
Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (Лишайники)
-
Растительность преобладающая в зоне степей? (Травянистая)
Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
- Какой вы представили пустыню?
- Вот так выглядят пустыни (слайд № 5 )
- Пустыня - это жёлтое и голубое. Жёлтое - пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое - это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, - вот такая пустыня.
- Природу пустыни будем исследовать по плану: (слайд № 6)
-
Географическое положение и климат.
-
Растительный мир.
-
Животный мир.
-
Деятельность человека
-
Географическое положение и климат пустыни.
Рассказ учителя. (Слайды № 7-9)
- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?
- Пустыни - области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может существовать только очень скудный растительный и животный мир.
- Пустыня на карте обозначена желто - оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, в низовьях реки Волги. Это небольшая по площади природная зона. (слайд № 7)
- Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы - постоянно передвигаются. (слайд № 8)
- Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. (слайд № 9)
- Какое лето и зима в пустыне?
- Лето в пустыне жаркое и длится 5 месяцев. Порой за лето не выпадает ни капли дождя. Поверхность земли нагревается до +700С, а в тени выше 400С. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. (слайд № 10)
- Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до-120С, и длится зима 2-3 месяца.
-
Физминутка.
Потянулся к небу мак.
Раскрывается вот так.
А верблюжья колючка,
Вот так злючка, вот так злючка.
А у кактуса иголки
Очень колки, очень колки.
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - плечи шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
-
Исследовательская деятельность. Постановка проблемы.
Добывание новых знаний. Работа в микрогруппах.
-Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. (Далее ведется групповая работа.)
-Сегодня вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону.
Добывание новых знаний. Работа в микрогруппах.
Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу.
По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия пустынь от зоны степей. . (слайд № 12)
а) Группа №1 «Ботаники» представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.
ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ
-
Растения (по высоте) _____________.
-
Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.
-
Листья растений похожи на _________.
-
Растения появляются только во время _________.
б) Группа № 2 «Зоологи» рассказывают о животном мире пустынь, о
приспособлении к жизни представителей животного мира.
ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ
ЖИВОТНОГО МИРА
-
Животные (по размерам) ___________.
-
Передвигаются ________.
-
Окраска ___________ цвета.
-
Ведут ________ образ жизни.
в) Группа № 3 «Экологи» освещают экологические проблемы пустынь, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.
-
Подведение итогов исследования.
- Все группы провели свои исследования и готовы поделиться с нами своими материалами.
- Слово предоставляется ботаникам.
а) Рассказ группы ботаников. (слайд № 13 )
- Растительность пустыни бедная. Растения не образуют сплошного покрова.
Они растут пучками, кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки земли, где нет никакой растительности.
В связи с тем, что лето в пустыне жаркое, осадков выпадает мало, поэтому здесь растут растения, которые могут переносить длительную засуху. Корни у них глубоко уходят в землю, так как только в глубине они могут найти влагу. Листья мелкие, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.
Верблюжья колючка. (слайд № 14 )
- Корень этого невысокого растения проникает на глубину почти 20 метров. С его помощью растение питает себя водой. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться.
Джузгун. (слайд № 15 )
- Это небольшой кустарник. Его листья - зелёные веточки. Корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижения. Плоды кустарника очень лёгкие и снабжены особыми выростами. Ветер переносит их по пескам на большие расстояния.
Колосняк. (слайд № 16 )
- Очень ценным растением пустыни является колосняк. У него тонкие листья, а корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра.
Саксаул. (слайд № 17 )
- В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров. Из-за недостатка влаги они растут на большом расстоянии друг от друга.
Учитель: Спасибо уважаемые ботаники! Давайте сделаем вывод. Как приспособились растения к жизни в пустыне? (слайд № 18 )
Вывод: Вместо листьев колючки (меньше испарять влаги)
Длинные корни (добывать воду на глубине)
Деревья низкие, растут друг от друга на расстоянии
- Слово предоставляется зоологам.
б) Рассказ группы зоологов. (слайд № 20 )
- Животные пустыни (большинство) некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
- В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерица быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. (слайд № 21 )
Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион. (слайд № 22 )
Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. (слайд № 23)
В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы,
а другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Это в 20 раз больше, чем длина его тела. Во время прыжков тушканчик усами ощупывает поверхность впереди себя - чтобы знать, куда приземлиться. Длинный хвост помогает удерживать ему равновесие. Тушканчики - ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.
Самыми крупными животными считаются сайгаки и верблюды. (слайд № 24)
Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать (со скоростью до 80 км/ч).
В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, могут нести груз массой до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь инее проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы, язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, но добравшись до водопоя может выпить 6-8 ведер воды.
Учитель: Спасибо уважаемые зоологи! Давайте сделаем вывод. Как приспособились к жизни в пустыне животные? (слайд № 25 ) Вывод: Большинство животных - некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников Защитная окраска под цвет песка Ведут ночной образ жизни Быстро передвигаются, либо впадают в спячку В случае опасности некоторые мгновенно зарываются в песок - Слово предоставляется экологам.
в) Рассказ группы экологов.
- Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. (слайд № 27 )
Первая из них заключается в неумеренном орошении земель. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но из-за неумеренного орошения в почве накапливается много соли. От этого культурные растения страдают, снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти. (слайд № 28 ) Вторая проблема - это неумеренный выпас скота. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков. Скот подолгу пасут на одних и тех же пастбищах, и животные полностью съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения. (слайд № 29) Третьей проблемой является браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки. В начале XX века сайгак находился на грани уничтожения. Для сохранения природы в 1990 году в республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». (слайд № 30)
Учитель: - Спасибо уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. Давайте повторим, какие экологические проблемы возникли в этой зоне.
(слайд № 31)
Вывод: Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало много солей
Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков.
Много животных погибает от рук браконьеров.
И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.
-
Закрепление изученного материала.
А сейчас давайте проверим насколько вы были внимательны на уроке, что запомнили об этой зоне. Я буду читать высказывания, а вы если согласны с высказыванием показываете зеленый цвет светофора, а если не согласны - красный.
-
Пустыня - это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
-
У растений в пустыне ствол длиннее корня. (-)
-
Самая большая драгоценность в пустыне - это пресная вода. (+)
-
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
-
Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
-
Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок. (слайд № 33)
- С какой природной зоной познакомились на уроке?
- Каковы особенности её климата?
Учитель:
Подведём теперь итог:
Мы успели точно в срок.
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?
Поднимите руки, кто набрал 5 фишек и больше? Эти ребята получают «5».
У кого 4 фишки, тот получает оценку «4». А остальным я советую не расстраиваться и в дальнейшем активнее работать на уроках.
-
Домашнее задание. Учебник с.118-125. (слайд № 34)
Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира пустынь.
-
Рефлексия. (слайд № 35)
На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев.
- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё было понятно на уроке - зелёного цвета, если возникли какие-либо трудности - жёлтого цвета, а если многое было непонятно - красного цвета. Посмотрите какое у нас получилось дерево «Успеха». Это результат вашей работы на уроке.
Приложение 1
Материалы для ботаников
Карточка-помогайка:
Выделите особенности растений:
Растения (по высоте) _____________________________________.
Поскольку в пустыне _____________________ воды, то растения имеют _____________________ корни.
Листья растений похожи на _______________________________.
Материалы для зоологов:
Карточка-помогайка:
Выделите особенности животного мира:
Животные (по размерам) __________________________________.
Передвигаются ___________________________________________.
Окраска ___________________________________________ цвета.
Ведут ________________________________________ образ жизни.
Тест
1. Природная зона лесов состоит из …
-
двух частей
-
трёх частей
-
одной части
2. Самую большую территорию занимают …
-
смешанные леса
-
хвойные леса
-
широколиственные леса
3. В тайге растут:
-
пихты, ели, лиственницы
-
дубы, сосны, ели
-
берёзы, липы, лиственницы
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
-
овцебык, морж, розовая чайка
-
краснозобая казарка, кречет, стерх
-
зубр, амурский тигр, утка - мандаринка
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны …
-
с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой деревьев
-
с неблагоприятными погодными условиями
-
с участившимися лесными пожарами
6. На территории зоны лесов расположен заповедник …
-
Таймырский
-
Приокско-Террасный
-
остров Врангеля
-
Природная зона лесов состоит из …
-
двух частей
-
трёх частей
-
одной части
2. Самую большую территорию занимают …
-
смешанные леса
-
хвойные леса
-
широколиственные леса
3. В тайге растут:
-
пихты, ели, лиственницы
-
дубы, сосны, ели
-
берёзы, липы, лиственницы
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
-
овцебык, морж, розовая чайка
-
краснозобая казарка, кречет, стерх
-
зубр, амурский тигр, утка - мандаринка
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны …
-
с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой деревьев
-
с неблагоприятными погодными условиями
-
с участившимися лесными пожарами
6. На территории зоны лесов расположен заповедник …
-
Таймырский
-
Приокско-Террасный
-
остров Врангеля
Выделите особенности растений:
Растения (по высоте) _____________________________________.
Поскольку в пустыне _____________________ воды, то растения имеют _____________________ корни.
Листья растений похожи на _______________________________.
Выделите особенности животного мира:
Животные (по размерам) __________________________________.
Передвигаются ___________________________________________.
Окраска ___________________________________________ цвета.
Ведут ________________________________________ образ жизни.
Выделите особенности животного мира:
Животные (по размерам) __________________________________.
Передвигаются ___________________________________________.
Окраска ___________________________________________ цвета.
Ведут ________________________________________ образ жизни.
Выделите особенности растений:
Растения (по высоте) _____________________________________.
Поскольку в пустыне _____________________ воды, то растения имеют _____________________ корни.
Листья растений похожи на _______________________________.
10