Внеклассное занятие «Дружба - это. .. » (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект внеклассного занятия построенного на основе технологии модерации


Организационная информация Автор занятия (ФИО) Базитова Оксана Месхутовна Должность учитель начальных классов Образовательное учреждение МБОУ СОШ № 167 г. о. Самара Город Самара Предмет Внеклассное занятие Класс 2 Продолжительность занятия 40 минут Методическая информация Тема занятия
« Дружба-это……..» Классификация занятия Внеурочная деятельность в рамках духовно-нравственного воспитания Цель занятия
Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности Задачи занятия
  • совместно с учащимися дать определение понятию дружба и в чем ее секрет;
  • воспитывать доброжелательность, умение дружить и дарить тепло;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
  • развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в группах;
  • учить детей правилам ведения диалога, умение кратко говорить, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
  • дать возможность детям продемонстрировать себя как членов дружного коллектива (сплоченность, организованность, дружелюбие);
  • выработка умения работать с различными источниками информации:
  • создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения занятия Компьютер, проектор, презентация. Нарисованные герои мультфильмов, кроссворд, конверты с материалами по теме для мозгового штурма, листы бумаги А-3, маркеры, толковый словарь Ожегова.Маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок тучи).Карточки с записанными на них словами: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту, умение прощать, умение делиться, умение не обижаться.Клубочки ниток. Плакат для ковра идей и листочки цветной бумаги. Диск с песнями о дружбе, рисунок дерева без корней, пословицы о дружбе.

Этапы

занятия по технологии модерации

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание

АМО (приема, способа, техники)

I. Инициация.

3 минуты

Упражнение « Вместе мы - одна семья»

Цель: психологический настрой на занятие, создание атмосферы дружелюбия и принятия.

Проведение:

Звучит музыка « Улыбка». Дети входят в класс и рассаживаются по кругу.

- Дорогие, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и теплее стало в классе.

Ребята, возьмитесь за руки, мы с вами сыграем в игру « Вместе мы - одна семья»:

Вместе мы - одна семья

Ты и вы, мы и я.

Здравствуй, друг, который слева,

Здравствуй, друг, который справа,

Вместе мы - одна семья,

Вместе нам скучать нельзя.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева.

Вместе мы - одна семья,

Ты и вы, мы и я.

- Думаю, что наше занятие пройдет в доброжелательной обстановке, с пользой для всех.

II. Вхождение в тему занятия.











III.Формирование ожиданий учеников.

IV. Передача и объяснение информации.



1.Создание проблемной ситуации

2. Работа над понятием « настоящий друг».















V.Эмоциональная разминка.



VI. Проработка содержания темы.













VII. Подведение итогов.





2 минуты

























5 минут











































































5 минут























4 минуты



























4 минуты



























2 минуты















10 минут

























































































2 минуты





1 минута

2 минуты

Деление детей на пять групп по четыре человека.

На спинках стульев наклеены заранее герои мультфильмов: Кот Леопольд, Карлсон, Винни-Пух, Буратино, Незнайка. Таким образом, получится пять групп. Каждая группа будет иметь эмблему сказочного героя.

Сообщение целей занятия







Метод « Мозговой штурм Дружба - это…»

Метод « Презентации»



Игровое упражнение

« Найди себе подобного»

Анализ ситуации

Групповая работа



Тренировочное упражнение «Клубочек»

Методика «Ковер идей»











Игра «Угадай мелодию»

Упражнение

« Продолжи пословицу»

Рисунок « Дерево дружбы»

Цель: создание групп для дальнейшего участия в интеракции. Отработка умения работать в группах, соблюдая правила общения. Выработка умения работать с различными источниками знаний.















Проведение:

- О чем будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд.

1. Ясно, этим другом был

Добрый Гена…..( Крокодил)

2. В телефонной будке жил,

Был один, бедняжка,

Но однажды решил

Друга найти….( Чебурашка)

3. С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с …( улыбки)

4. Меня вы узнаете?

Я - героиня книжки,

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых. ( Белоснежка)

5. Всех излечит, исцелит

Добрый доктор …. ( Айболит)

6. Собираясь что-то сделать,

Наберись терпения,

Навсегда тогда исчезнет

Плохое…..( настроение)

- Какое слово получили по вертикали? ( дружба)

Проведение: каждой группе выдается конверт с материалами. Это рисунки, фотографии, странички из словаря, отрывки из рассказов. То есть материал, который иллюстрирует понятие дружба. Учащимся предлагается подумать над вопросом, что такое дружба и зачем она нужна людям? После небольшого размышления ребята высказывают свои мысли, которые записываются ими на плакате.

Проведение: каждая группа после обсуждения понятия « дружба» выдвигает одного представителя, который знакомит всех с выработанным определением. После того как все группы представят свои формулировки, учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». В толковом словаре С.И. Ожегова: Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

Цель: формировать у детей представление о дружбе как ценной необходимости.

Проведение:

Шаг 1. Ученики встают по кругу. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям найти « себе подобного». Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: « Как чувствует себя тот, кто остался без друзей?»



- Какие трудности вы испытали во время выполнения упражнения? Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?





Цель: выработать необходимые качества, которыми должен обладать настоящий друг.

Проведение:

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

( На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту, умение прощать, умение делиться, умение не обижаться)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?



Цель:повысить уровень энергии в группе, почувствовать дух команды.

Проведение:

Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Алеша, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.

Цель:анализ существующей проблемы, поиск решений.

Проведение:



-Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?

Упражнение проводится в пять этапов в форме групповой работы. Первый этап - понимание проблемы. Внеклассное занятие «Дружба - это...» (2 класс) Участникам предлагается ответить на вопрос, почему распадается дружба. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы. Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковер идей». Второй этап - поиск решений. Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап - индивидуализация деятельности. Что лично смогу сделать я, чтобы дружба не распалась? Четвертый этап - оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что сделаю я или постараюсь сделать. Пятый этап - составление правил дружбы. -Давайте с вами выработаем правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся эти правила соблюдать.

  • Всегда быть откровенным с другом;
  • Не бойся попросить прощения;
  • Не груби;
  • Не надо менять друзей;
  • Надо быть постоянным в дружбе;
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови его, если он занимается чем-то плохим;

  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть - почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
  • радоваться вместе с другом его успехам;
  • предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
  • стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
  • защищать друга;
  • Не выдавать чужие секреты.


Цель: сплочение коллектива и отработка умения работать в группе.

Проведение:

Дети отгадывают песни о дружбе по мелодии.

Цель:подведение итога.

Проведение:

- Почему «дружба» такое чудесное слово?

- Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят:

«Нет друга - ищи, ……..(а нашел - береги)».

«Не имей сто рублей,….. (а имей сто друзей)».

«Человек без друзей, ……(что дерево без корней)».

Цель:систематизировать и пропустить через себя тему занятия.

Проведение: Детям раздаются листочки с изображением дерева без корней. - Ребята, раскрасьте свое дерево и нарисуйте у него столько корней, сколько у вас друзей. (Звучит музыка « Дружба крепкая») - Подумайте, каждый из вас, что нужно сделать на досуге, чтобы корней у вашего дерева стало больше. - Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Эффективное протекание ключевых процессов модерации на занятии


Ключевые процессы

Вопросы организации


Ответ эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса
Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? Для организации эффективного взаимодействия были сформированы малые группы, в которых в дальнейшем шла вся основная работа. В процессе совместной работы осуществлялись различные интеракции: учитель- малая группа, ученик-ученик, малая группа-малая группа, учитель-класс. Для формирования групп потребовалась предварительная подготовка. Группы были сформированы путем равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки. Во время взаимодействия участников группы на всех этапах занятия мною ( учителем) отслеживался ход группового процесса. упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса
Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? Для того чтобы был эффективный обмен информацией были подготовлены качественные источники информации и условия для свободной генерации. Применялась техника правильной постановки вопросов и активного слушания. На протяжении обмена информацией учителем шло стимулирование и контролирование развития коммуникаций в группах. Свободной коммуникации не будет, если идет одностороннее информирование. А должен быть переход от информирования к взаимодействию. Поэтому необходимо следить за обратной связью, применяя различные техники и учитывая репрезентативные системы обучающихся. обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)
Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? Все занятие сопровождается красочной презентацией и музыкальным оформлением. Для визуализации использовались картинки, карточки, рисунки, вырезки из газет. мотивацию всех участников образовательного процесса
Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? Мотивирующие факторы на занятии: нестандартность проведения занятия, постановка ясных понятных и близких для детей целей, работа в команде, личный вклад обучающегося в достижении общей цели,использование игровых методов, наглядность, смена напряженной работы разминками, позитивный настрой. В конце занятия я использую методику раздумья. Каждый решает для себя, что необходимо ему и нужна ли помощь. мониторинг образовательного процесса
Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? Необходимо придерживаться плана занятия и времени выполнения каждой его части. Отслеживать работу в группах и вовремя вносить коррективы, и в тоже время доверять ученикам и повышать их самостоятельность и ответственность. рефлексию педагога и обучающихся
Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? Использование рефлексии на каждом этапе занятия позволяет осмыслить новые знания, критически отнестись к себе, скорректировать свою деятельность. Все это дает толчок к анализу ценностей и принятию нравственных установок, оценки себя и своего поведения в различных ситуациях.






© 2010-2022