Урок по окружающему миру по ФГОС Наша дружная семья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тип урока: открытия нового знания Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый, проекта, наглядный.

Технологическая карта урока Тема урока
Наша дружная семья.

Цель урока

Задачи
















Для учителя Для учащихся - обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи. Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи. Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы, песни; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям. - определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое. Образовательные: знакомятся с понятием «семья» , правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт. Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать. Воспитательные: проявляют интерес к предмету через изучение пословиц ,песен; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям. Основное содержание урока Дружная семья. Счастливая семья. Уважительное отношение к родителям и старшему поколению. Семейные традиции , родословная. Основные термины и понятия Семья, поколение, традиции, родословная, культура общения. Планируемый результат Предметные умения УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.
  • Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.
  • Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.
  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Находят способ представления информации.

Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Ресурсы: основные





дополнительные - А.А. Плешаков .Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-47 ; - А.А. Плешаков .Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть -Е.М. Тихомирова . Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир». - ноутбук (для учителя); - проектор, презентация;
Межпредметные связи Окружающий мир + Литературное чтение. Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

















Характеристика этапов урока Технология проведения Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов Вид работы Планируемые результаты УУД (Сокращения: ЛУУД - личностные; РУУД - регулятивные; КУУД - коммуникативные; ПУУД - познавательные) Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учеников

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

- актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - устанавливает тематические рамки; - намечает шаги учебной деятельности. - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Пожелайте удачи в получении знаний.

- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке вы должны разгадать ребус. (Семья). - Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья».






Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах. Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.






















Ф/р.. ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (8 мин) - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения. Я расскажу вам историю, которая произошла со звёздочкой. А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашей героини, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило.

Сказка

Давным - давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко, ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого - то рядом с собой»!

- А в какие ночи твой свет становится ярким? - спросила Луна.

- Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?

- Ты узнала тайну спешащих странников? - спросила Луна.

- Да, - ответила Звёздочка. Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень измождённым и усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»

- А какими были его глаза? - недоумённо спросила Луна.

- Они светились в темноте от счастья и радости, - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. Чему ты радуешься, странник?

И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное»

Звёздочка замолчала, а затем ответила:

- Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила:

- Моя маленькая помощница! А ты бы хотела иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?

- А разве это возможно? - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь одна Семья!»

Анализ сказки.
Учитель: Ребята, когда звёздочка светила тусклым светом?

Ученик: Когда ей было одиноко.

Учитель: О чём мечтала звёздочка, услышав рассказ путника?

Ученик: Звёздочка мечтала о семье.

Учитель: Почему одному на свете плохо?

Ученик: Когда ты один, то не с кем поговорить.

Ученик: Когда ты один, то некому о тебе позаботиться.




























































































































Выслушиваются ответы детей. Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.






















































































































ф/р. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.
3. Выявление места и причины затруднения. (4 мин.) - организует выполнение учащимися учебного действия (построение проекта выхода из затруднения); - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения
В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.) А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья) - Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны? - Кто знает, почему именно 7? - Из кого состоит семья?














Выслушиваются ответы детей. Дети высказывают свои мысли. Рассуждают 7 и Я Потому что самые близкие люди - мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.





















ф/р.
ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.






Физминутка (1 мин) Кто живёт у нас в квартире Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (повороты туловища) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (приседания) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши). Дети выполняют движения.
ЛУУД: формирует ЗОЖ


4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (10 мин.) - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом; - фиксирует преодоление затруднения.







































5.Реализация планируемых Действий. Продолжение работы по теме урока. (10 мин)





















6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин)


Родители - мама и папа. Бабушка и дедушка - мамины и папины родители. Дети - сыновья и дочери. Вывод: Семья - это группа живущих вместе близких родственников. Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время…

- А сейчас постарайтесь ответить на вопрос : «Что такое культура общения и нужна ли она в семье?» Вывод: Доброе, уважительное отношение к человеку. Каждая семья интересна по-своему. В каждой семье есть чему поучиться. Перед вами два рисунка. Скажите, у какой семьи чему можно поучиться, а что бы вы сделали по-своему? Вывод: - Что нужно для хорошей дружной семьи? Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время -Ребята, Виноградова Алина нам расскажет о своей семье.

- Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой. - Что обозначает слово- традиция? Традиция -то ,что передаётся от старших к младшим, особенности каждой семьи. Откройте учебник на стр. 44-45 и прочитаем текст «Семейные традиции». - А какие традиции есть в вашей семье?

- Ребята, Хацков женя хочет поделиться традицией своей семьи. Давайте посмотрим.



- В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово? Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста. Старшее поколение - это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Среднее поколение - родители. Младшее поколение - дети. Сколько поколений живут в вашей семье? Что мы делаем вместе? Вокруг нас много родных, с ними мы связаны неразрывными нитями. Отметьте сходство в словах «родные», «родственники», «родня». Все они от слова «род». А «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях. Сколько поколений живут в вашей семье? _ Ребята, посмотрите как Урядова Катя изобразила свою родословную. Сейчас она нам о ней расскажет. - Сколько поколений на нём показано?

Обобщение. -Что же такое семья ? - Какую семью мы называем дружной, счастливой? -Какие правила культурного общения вы запомнили ? Определяют проблему - необходимо узнать значение слова для достижения цели. По одному человеку от группы объясняют значение слова. Бабуши и дедушки, брат или сестра. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.







Высказывают свои мысли.

Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

Дети высказывают своё мнение.

Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой»















Показывает презентацию о своей семье. Дети оценивают.















Работа по учебнику.

Рассказывают о традициях своей семьи. Дети высказывают своё мнение. Хацков Женя показывает презентацию о традиции своей семьи. Дети оценивают.



Дети высказывают свои мысли.





































Урядова катя показывает свою родословную и рассказывает о ней. Дети оценивают.





Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Доказывают правильность своего выбора.




Гр./р















П\р































Инд/р



ф/р.















Инд/р











ф/р.





































Инд./р









ф/р.


ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.





















































ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.


7. Работа в паре ( 2 мин) -организует выполнение парной работы на закрепление знаний;





8. Включение в систему знаний и повторение. ( 1 мин) - определяет цели для дальнейшей работы
- Обсудите, какие ошибки допускают члены этой семьи?













-Ребята, кто из вас догадался какой проект мы будем выполнять ? Вам на выбор предлагаются темы:«Моя семья», «Традиции моей семьи», «Моя родословная». Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Доказывают правильность своего выбора.









Создание презентации о своей семьи, традиции семьи. Создание своей родословной. Изобразить её в виде дерева. Провести презентацию в классе. П/р.


























ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «Дружная семья», осознание своей роли в семье. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: формулирует вывод 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (2 мин)

- вспоминает содержание основных этапов урока; - оценивает собственную учебную деятельность.
- Подведём итог работы на уроке. - Какие цели ставили? Достигли цели? - Оцените свою работу на уроке. -Что понравилось? - Где испытывали затруднение? - Кто доволен своей работой на уроке? -Кого бы похвалили за работу? -Какое открытие вы сделали для себя сегодня ? Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок. Оценивают свою работу.



















РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


© 2010-2022