- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа для обучающихся по самообслуживанию
Рабочая программа для обучающихся по самообслуживанию
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аширова Г.А. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка.
Работа по «Самообслуживанию» тесно связана с хозяйственно-бытовым трудом и доступна, что содействует общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.
Основной целью данного курса является:
Формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования, которое осуществляется в ходе обучения самообслуживанию и жизнеобеспечению, а также в решении каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.
Задачи обучения:
-учить сообщать о своих потребностях;
- развивать умение планировать свою работу;
- осознавать логическую последовательности определенных действий;
- формировать речь обучающихся, расширять словарный запас слов;
- формировать простейшие счетно - измерительные навыки ;
- формировать необходимые знания, умения и навыки по бытовому труду;
- прививать навыки самостоятельности.
Успех овладения знаниями, умениями и навыками по предмету может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на занятии, постоянно закрепляются и вводятся в их личную повседневную жизнь.
Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые у них.
Основное содержание :
Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем.
Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни. Обучение на таких занятиях помогает развитию навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений. Педагог использует для этого невербальные и вербальные формы общения, технические средства.
Обучение проходит, учитывая индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка. Методика обучения строится на основе теории планомерно - поэтапного формирования умственных действий и понятий. Для повышения эффективности работы, педагог выявляет интересы и склонности каждого ребенка. В ходе проведения занятий учитываются особенности ориентировочной деятельности детей, действие дробится на мельчайшие операции, выстраиваются субъективные шаги учащихся по освоению нового действия. В ходе выполнения упражнений для каждого ребенка подбираются доступные средства материализации.
Примерное содержание обучения
1.Обучение стирке:
1.1.Ручная стирка:
-знакомство с многообразием емкостей для ручной стирки,
-знакомство с моющими средствами (мыло, порошок, паста),
-наполнение емкости для стирки водой (определение количества и температуры воды),
-определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок(мерный стакан, ложка) и растворение его в воде,
-опускание белья в воду, замачивание,
-намыливание белья(в случае использования мыла),
-движение рук при стирке,
-полоскание белья,
-отжим белья различными способами(выкручивание, сжатие в руке),
-встряхивание белья,
-вывешивание белья на просушку (с использованием сушилки или веревки с прищепками).
2.Глажение утюгом:
-установка гладильной доски,
-подключение утюга к сети,
-определение готовности утюга к работе,
-раскладывание белья на гладильной доске,
-смачивание белья на гладильной доске,
-смачивание белья водой (использование клавиши на утюге или пульверизатора),
-движения руки с утюгом при глажении.
3.Различение белья и одежды:
3.1.Белье:
-постельное простыня, пододеяльник, наволочка,
-нижнее: трусы, майка, футболка, бюстгальтер, ночная рубашка, пижама,
-для гигиенических целей: полотенце для рук и лица, полотенце банное,
-для кухни: полотенце, варежка, прихватка.
3.2.Одежда:
носильные:сарафан,платье,блузка,юбка,топ,рубашка,футболка,шорты,брюки,кофта,свитер,-верхняя: куртка, ветровка, плащ, пальто, шуба,
-головные уборы: панама, косынка, платок, шарф, шапка, кепка, бейсболка, шляпа,
-одежда по назначению: праздничная, повседневная ,рабочая, спортивная.
4.Складывание белья и одежды:
-сворачивание белья,
-выворачивание одежды на лицевую сторону,
-сворачивание одежды,- вывешивание на «плечики»,
-сортировка по полкам в шкафу.
5.Чистка одежды:
-знакомство с разнообразием щеток для чистки,
-движение руки со щеткой по загрязненной одежде,
-стряхивание загрязнений с одежды.
6.Мелкий ремонт одежды:
-пришивание пуговиц:
-вдевание нити в иглу,
-уравнивание концов нити,
-завязывание узелка.
-прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы,
-подшивание нижнего края одежды швом «вперед иголкой»,
-зашивание дырки швом «через край».
7.Уход за обувью:
-хранение обуви в специально предназначенном месте,
-мытье обуви,
-просушивание обуви (около обогревательных систем, специальными приборами),
-чистка обуви:
-знакомство с назначением щеток и средств для чистки обуви,
-движение руки со щеткой по обуви.
Учитывая индивидуальные особенности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать/понимать:
- предметы верхней, нижней одежды ,повседневной, предметы постельного белья, спецодежды для работы на кухне;
Уметь:- производить ручную стирку с замачиванием белья;
- гладить бельё и одежду;
- складывать одежду по полкам в шкафу;
- производить мелкий ремонт;
- ухаживать за обувью;
-- раздевать и надевать верхнюю одежду, обувь;
Календарно-тематическое планирование по самообслуживанию
I четверть - 7 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
Ручная стирка. Разделение белья на цветное и белое
1
Знакомство с моющими средствами
1
Определение количества моющего средства
1
Замачивание белья
1
Практическая работа по ручной стирке белья.
1
Полоскание белья, отжим белья различными способами.
1
7.
Вывешивание белья на просушку
1
II четверть - 8 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
Глажение утюгом
1
Определение места для глажения
1
Подключение утюга к сети. Техника безопасности.
1
Определение готовности утюга к работе
1
Раскладывание белья на столе
1
Смачивание белья водой с использованием клавиши
1
7.
Движение руки при глажении
1
8.
Практическая работа
1
III четверть - 10 часов
Тема
Количество часов
1
Белье. Виды белья и их назначение
2
Одежда. Виды одежды и их назначение.
1
3
Складывание белья и одежды
1
4
Выворачивание одежды на лицевую сторону
1
5
Вывешивание одежды на плечики
1
6
Сортировка одежды по полкам в шкафу
1
7
Чистка одежды
1
8
Знакомство с разнообразием щеток для чистки
1
9
Движение руки со щеткой по загрязненной одежде
1
10
Мелкий ремонт одежды, пришивание пуговиц
1
IV четверть - 8 часов
№ п/п
Тема
Количество часов
Зашивание дырки швом «через край».
1
Уход за обувью
1
Хранение обуви в специально предназначенном месте
1
Мытьё обуви
1
Просушивание обуви
1
Чистка обуви
1
Знакомство с назначением щеток и средств для чистки обуви
1
Движение руки со щеткой по обуви.
1
Учебно-тематический план
Наименование раздела
Количество часов
1 четверть
9 часов
2 четверть
7 часов
3 четверть
10 часов
4 четверть
8 часов
ИТОГО:
34 часа
Дополнительная литература:
-
Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Предметно - практическая деятельность, конструирование, ручной труд».
2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.