Рабочая программа для обучающихся по самообслуживанию

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа для обучающихся по самообслуживанию

Пояснительная записка.


Работа по «Самообслуживанию» тесно связана с хозяйственно-бытовым трудом и доступна, что содействует общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.

Основной целью данного курса является:

Формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования, которое осуществляется в ходе обучения самообслуживанию и жизнеобеспечению, а также в решении каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.

Задачи обучения:

-учить сообщать о своих потребностях;

- развивать умение планировать свою работу;

- осознавать логическую последовательности определенных действий;

- формировать речь обучающихся, расширять словарный запас слов;

- формировать простейшие счетно - измерительные навыки ;

- формировать необходимые знания, умения и навыки по бытовому труду;

- прививать навыки самостоятельности.

Успех овладения знаниями, умениями и навыками по предмету может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на занятии, постоянно закрепляются и вводятся в их личную повседневную жизнь.

Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые у них.

Основное содержание :

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем.

Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни. Обучение на таких занятиях помогает развитию навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений. Педагог использует для этого невербальные и вербальные формы общения, технические средства.

Обучение проходит, учитывая индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка. Методика обучения строится на основе теории планомерно - поэтапного формирования умственных действий и понятий. Для повышения эффективности работы, педагог выявляет интересы и склонности каждого ребенка. В ходе проведения занятий учитываются особенности ориентировочной деятельности детей, действие дробится на мельчайшие операции, выстраиваются субъективные шаги учащихся по освоению нового действия. В ходе выполнения упражнений для каждого ребенка подбираются доступные средства материализации.

Примерное содержание обучения

1.Обучение стирке:

1.1.Ручная стирка:

-знакомство с многообразием емкостей для ручной стирки,

-знакомство с моющими средствами (мыло, порошок, паста),

-наполнение емкости для стирки водой (определение количества и температуры воды),

-определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок(мерный стакан, ложка) и растворение его в воде,

-опускание белья в воду, замачивание,

-намыливание белья(в случае использования мыла),

-движение рук при стирке,

-полоскание белья,

-отжим белья различными способами(выкручивание, сжатие в руке),

-встряхивание белья,

-вывешивание белья на просушку (с использованием сушилки или веревки с прищепками).

2.Глажение утюгом:

-установка гладильной доски,

-подключение утюга к сети,

-определение готовности утюга к работе,

-раскладывание белья на гладильной доске,

-смачивание белья на гладильной доске,

-смачивание белья водой (использование клавиши на утюге или пульверизатора),

-движения руки с утюгом при глажении.

3.Различение белья и одежды:

3.1.Белье:

-постельное простыня, пододеяльник, наволочка,

-нижнее: трусы, майка, футболка, бюстгальтер, ночная рубашка, пижама,

-для гигиенических целей: полотенце для рук и лица, полотенце банное,

-для кухни: полотенце, варежка, прихватка.

3.2.Одежда:

носильные:сарафан,платье,блузка,юбка,топ,рубашка,футболка,шорты,брюки,кофта,свитер,-верхняя: куртка, ветровка, плащ, пальто, шуба,

-головные уборы: панама, косынка, платок, шарф, шапка, кепка, бейсболка, шляпа,

-одежда по назначению: праздничная, повседневная ,рабочая, спортивная.

4.Складывание белья и одежды:

-сворачивание белья,

-выворачивание одежды на лицевую сторону,

-сворачивание одежды,- вывешивание на «плечики»,

-сортировка по полкам в шкафу.

5.Чистка одежды:

-знакомство с разнообразием щеток для чистки,

-движение руки со щеткой по загрязненной одежде,

-стряхивание загрязнений с одежды.

6.Мелкий ремонт одежды:

-пришивание пуговиц:

-вдевание нити в иглу,

-уравнивание концов нити,

-завязывание узелка.

-прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы,

-подшивание нижнего края одежды швом «вперед иголкой»,

-зашивание дырки швом «через край».

7.Уход за обувью:

-хранение обуви в специально предназначенном месте,

-мытье обуви,

-просушивание обуви (около обогревательных систем, специальными приборами),

-чистка обуви:

-знакомство с назначением щеток и средств для чистки обуви,

-движение руки со щеткой по обуви.

Учитывая индивидуальные особенности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать/понимать:

- предметы верхней, нижней одежды ,повседневной, предметы постельного белья, спецодежды для работы на кухне;

Уметь:- производить ручную стирку с замачиванием белья;

- гладить бельё и одежду;

- складывать одежду по полкам в шкафу;

- производить мелкий ремонт;

- ухаживать за обувью;

-- раздевать и надевать верхнюю одежду, обувь;

Календарно-тематическое планирование по самообслуживанию

I четверть - 7 часов

№ п/п

Тема

Количество часов

Ручная стирка. Разделение белья на цветное и белое

1

    Знакомство с моющими средствами

    1

      Определение количества моющего средства

      1

        Замачивание белья

        1

          Практическая работа по ручной стирке белья.

          1

            Полоскание белья, отжим белья различными способами.

            1

            7.

            Вывешивание белья на просушку

            1

            II четверть - 8 часов

            № п/п

            Тема

            Количество часов

            Глажение утюгом

            1

              Определение места для глажения

              1

                Подключение утюга к сети. Техника безопасности.

                1

                  Определение готовности утюга к работе

                  1

                    Раскладывание белья на столе

                    1

                      Смачивание белья водой с использованием клавиши

                      1

                      7.

                      Движение руки при глажении

                      1

                      8.

                      Практическая работа

                      1

                      III четверть - 10 часов

                      Тема

                      Количество часов

                      1

                      Белье. Виды белья и их назначение

                      2

                      Одежда. Виды одежды и их назначение.

                      1

                      3

                      Складывание белья и одежды

                      1

                      4

                      Выворачивание одежды на лицевую сторону

                      1

                      5

                      Вывешивание одежды на плечики

                      1

                      6

                      Сортировка одежды по полкам в шкафу

                      1

                      7

                      Чистка одежды

                      1

                      8

                      Знакомство с разнообразием щеток для чистки

                      1

                      9

                      Движение руки со щеткой по загрязненной одежде

                      1

                      10

                      Мелкий ремонт одежды, пришивание пуговиц

                      1

                      IV четверть - 8 часов

                      № п/п

                      Тема

                      Количество часов

                      Зашивание дырки швом «через край».

                      1

                        Уход за обувью

                        1

                          Хранение обуви в специально предназначенном месте

                          1

                            Мытьё обуви

                            1

                              Просушивание обуви

                              1

                                Чистка обуви

                                1

                                  Знакомство с назначением щеток и средств для чистки обуви

                                  1

                                    Движение руки со щеткой по обуви.

                                    1

                                    Учебно-тематический план

                                    Наименование раздела

                                    Количество часов

                                    1 четверть

                                    9 часов

                                    2 четверть

                                    7 часов

                                    3 четверть

                                    10 часов

                                    4 четверть

                                    8 часов

                                    ИТОГО:

                                    34 часа

                                    Дополнительная литература:

                                    1. Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Предметно - практическая деятельность, конструирование, ручной труд».

                                    2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

                                    3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

                                    4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.

                                    © 2010-2022